Развитие социальных эмоций 1986

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования.

Оглавление

Глава I. Об эмоциях и их развитии у ребенка

Глава II. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста

Глава III. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей

Глава IV. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения

Глава V. Преодоление негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста средствами игры

Глава VI. Нейрофизиологическое исследование эмоциональных процессов у детей

Предисловие

Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Вместе с тем эта проблема считается до сих пор недостаточно разработанной, и ряд вопросов, касающихся анализа условий возникновения эмоций, закономерностей их онтогенетического развития, их структуры и функции в детском поведении, остаются во многом неясными. Это побудило авторов публикуемых исследований предпринять систематическое экспериментальное изучение эмоциональных процессов у детей в том возрасте, когда человеческие чувства только начинают формироваться и когда с наибольшей очевидностью обнаруживаются источники их происхождения.

В главе I раскрыты исходные методологические принципы изучения эмоций, а также рассмотрены существующие в психологии теоретические взгляды на природу эмоций, их место и значение в жизнедеятельности человека, освещены общие вопросы генезиса, функции и структуры эмоциональных процессов у детей. В последующих главах излагаются результаты проведенных экспериментальных психологических исследований. Рассмотрены вопросы возникновения эмоций у детей различных дошкольных возрастов в ходе выполнения ими тех или иных видов практической деятельности, в процессе игры и восприятия художественных произведений. Чтобы не ограничиваться только описанием эмоциональных переживаний или анализом их физиологических коррелятов, экспериментально изучалась взаимосвязь внешних объективных условий деятельности ребенка с его эмоциональным отношением к ней, которое обнаруживалось в направленности, динамике, результатах деятельности детей и во взаимоотношениях между детьми. Таким образом выяснялись условия, способствующие актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций.

В публикуемых исследованиях рассматривался вопрос о генетических и функциональных особенностях эмоций разных классов и групп. Если внимание значительной части психологов-экспериментаторов обычно сосредоточено главным образом на рассмотрении отрицательных аффектов (возникающих при стрессе, фрустрации, в ходе того или иного конфликта и т.п.) и их негативного дезорганизующего влияния на поведение, то авторы данной монографии считали необходимым изучить в первую очередь те менее бурно протекающие, но более сложные по своему содержанию эмоции, которые играют позитивную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентации и отношений как начал личности. В связи с этим проводился экспериментальный анализ психологического механизма «эмоциональной коррекции» предметных и игровых действий и прослеживался переход в процессе развития ребенка от более примитивных, «запаздывающих», к более сложным, «предвосхищающим», формам эмоциональной коррекции детского поведения. Такого рода эмоциональное предвосхищение заключается в том, что ребенок приобретает способность не только заранее предвидеть, но и прочувствовать, какой личностный смысл будут иметь для него и для окружающих последствия совершаемых им действий и поступков. Согласно полученным данным, эмоциональное предвосхищение играет важную роль в регуляции сложных форм деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и которые направлены уже на удовлетворение не только узколичных потребностей самого ребенка, но и нужд окружающих людей. Предчувствие отдаленных результатов своих действий предполагает образование у детей своеобразных аффективно-гностических комплексов, тех или иных эмоциональных образов, при посредстве которых и осуществляется мотивационно-смысловая регуляция детского поведения. Исследования показали, что существенные изменения в мотивационно-эмоциональной сфере дошкольника возникают на основе развития у ребенка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способности сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. Вначале эмоции формируются и видоизменяются в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с окружающими людьми и предметным миром. В дальнейшем на основе внешней практической деятельности начинает складываться своеобразная внутренняя деятельность — эмоциональное воображение, представляющее собою своеобразный сплав аффективных и когнитивных процессов, то единство аффекта и интеллекта, которое Л.С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств. Рассмотренные в монографии результаты нейрофизиологических и психофизиологических исследований подтверждают эти положения. Анализ электроэнцефалограмм, записанных во время восприятия детьми художественного текста, показал, что отзывчивость ребенка на эмоциогенные воздействия и сопереживание герою произведения связаны с активацией передних и задних ассоциативных структур головного мозга — лобных и нижнетеменных зон коры и динамикой их синхронизации с другими дорковыми зонами. В исследованиях использовались также психофизиологические методы регистрации внутренних (вегетативных и соматических) изменений у детей во время восприятия ими эмоциогенных ситуаций, которые позволили получить дополнительные данные, характеризующие индивидуальные особенности эмоциональных состояний детей, и выделить значимые для них моменты воспринимаемого содержания, которые захватили, взволновали их. Следует подчеркнуть также, что материалы, публикуемые в книге, отражают начальный, поисковый этап осуществляемых исследований. На этом этапе основное внимание уделялось определению адекватных подходов к проблеме и разработке эффективных методов исследования положительной роли эмоций в жизни ребенка. Полученные данные и сделанные на основе их анализа выводы даже на этом этапе изучения раскрывают в какой-то степени функцию и место эмоций в регулировании деятельности и поведения, показывают возможности формирования социальных эмоций, закладывающих основы нравственного развития ребенка, его личности.

Читайте также:  Радости детства 4 класс

Понимание этих вопросов имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах, необходимость которого подчеркивалась в постановлении «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», принятого апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и одобренного на сессии Верховного Совета СССР. Реформа школы выдвинула перед психологами большое число проблем. Насущная задача, стоящая перед психологами, — совершить крутой поворот к педагогической практике и к максимальному использованию накопленных психологических знаний. Решению этой задачи в определенной мере должно способствовать изучение закономерностей развития мотивационно-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и их использование в процессе воспитания.

Публикуемые исследования были задуманы еще при жизни А.В. Запорожца, начаты по его инициативе и проведены непосредственно под его руководством. Именно его идеи были положены в основу многих экспериментальных методик для изучения эмоций у дошкольников. Он принимал активное участие в обсуждении полученных с помощью этих методик экспериментальных данных, проявлял высокую заинтересованность в изучении проблемы детских эмоций и связывал с ее разработкой достижение успеха в деле дошкольного воспитания. Главы книги написали: главу I и заключение — А.В. Запорожец; предисловие и главу II — Я.З. Неверович; главу III — А.Д. Кошелева; главу IV — Л.П. Стрелкова; главу V — Л.А. Абрамян; главу VI — Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, Т.Д. Лоскутова, С.А. Стеценко. Авторы надеются, что продолжение начатых исследований позволит в будущем более полно осветить одну из важнейших проблем детской психологии и педагогики — проблему развития эмоций в дошкольном детстве.

Заключение

Проведенные психолого-педагогические и психофизиологические исследования генезиса эмоций в дошкольном детстве показали зависимость эмоционального развития ребенка от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, от того, как он усваивает определенные •общественные ценности и идеалы, как он овладевает нравственными нормами и правилами поведения. Были исследованы также эмоциональные переживания, вызываемые восприятием художественного произведения. Особое внимание уделялось анализу условий и закономерностей зарождения у ребенка социальных чувств, эмоционального отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих, — эмпатии, сочувствия детям и взрослым. Зарождение такого рода чувств внутренне обусловлено, как показало исследование Я. 3. Неверович, возникновением у детей простейших просоциальных мотивов поведения, формирующихся в результате усвоения определенных требований, предъявляемых окружающими к деятельности ребенка, становящихся при определенных условиях его требованиями к самому себе, превращающихся во внутренние мотивы поведения. Такого рода процесс интериоризации социальных требований, нравственных норм и правил поведения является весьма сложным, значительно более сложным, чем процесс интериоризации интеллектуальных действий. Теоретическое и экспериментальное изучение этого процесса выявило важную роль в нем авторитетного для ребенка взрослого, характер взаимоотношений которого с окружающими, его поведение, его аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям, служат образцом для подражания. Важное значение для формирования просоциальных мотивов и эмоций имеет такой стиль руководства детской деятельностью, при котором ребенок становится ее полноценным участником. Излишняя регламентация поведения ребенка снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к тому, насколько успешно осуществляется общее дело и насколько оно значимо для окружающих. По мере того как в процессе совместной деятельности складывается детский коллектив и формируются зачатки коллективного мнения о правилах взаимоотношений, повышается влияние группы, сложившихся в ней ценностных установок и экспектаций на эмоциональное развитие ребенка. В исследовании А.Д. Кошелевой экспериментально показано, что определенные формы совместной деятельности, где успехи одного зависят от достижений другого, где обязательно требуется координация усилий и согласование выполняемых действий, способствуют установлению положительных эмоциональных взаимоотношений. Однако наблюдаются случаи, когда при относительно налаженных деловых взаимоотношениях межличностные отношения детей остаются на довольно низком уровне и такие социальные чувства, как эмпатия, сочувствие друг к другу, оказываются недостаточно развитыми. В противоположность исследованиям зарубежных социальных психологов, рассматривающих межличностные отношения как изначально предопределенные субъективными аффективными тенденциями членов группы, наши исследования показали, что исходными здесь являются своеобразные формы практического взаимодействия субъекта с окружающими, направленные не на достижение каких-либо практических целей, а на оказание помощи другому человеку, на удовлетворение его потребностей, на облегчение его страданий, что необходимо требует ориентировки на состояние этого другого. На основе такого рода взаимодействия с окружающими, формы которого культивируются и санкционируются обществом, у ребенка вырабатывается затем и внутреннее, эмоциональное отношение к людям, зарождаются эмпатийные переживания, играющие важную роль в развитии просоциальных мотивов поведения. Итак, основным, а на ранних возрастных ступенях единственным видом деятельности, определяющим развитие детских чувств, является практическая, чувственно-предметная деятельность, осуществляемая ребенком совместно и в процессе общения с другими людьми. Позднее, на основе внешней, практической, деятельности у ребенка складывается и особая внутренняя деятельность— деятельность аффективно-образного воображения, являющегося «вторым выражением» (/I. С. Выготский, 1982) человеческих эмоций, в процессе которого они не только проявляются, но и трансформируются, развиваются. Примером такого рода внутренней активности могут служить те формы мысленного содействия герою художественного произведения, особенно сказки, которые порождают у дошкольников сочувствие этому герою, Однако, хотя сказка вследствие особенностей ее содержания и композиционной структуры создает благоприятные условия для возникновения у детей сочувствия и сопереживания герою, у многих из них одно прослушивание художественного текста еще не вызывает соответствующих эмоций. Чтобы лучше понять и глубже прочувствовать смысл сказки, этим детям необходимо, как показало исследование Л.П. Стрелковой, воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в развернутой внешней форме, в форме игры-драматизации. Одной из сложных проблем является проблема перестройки чувств у дошкольников в процессе игровой деятельности: преодоление страха, неуверенности в себе, негативного отношения к окружающим. По данным исследования Л.А. Абрамян, в процессе игры легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а порой сформировать у ребенка новые положительные эмоции.

Читайте также:  Анестетическая депрессия выявляется чаще у детей

В книге показана существенная роль эмоций в регуляции деятельности в соответствии с ее мотивами. Такая, эмоциональная регуляция сходна с регуляцией когнитивной, но, в отличие от нее, характеризуется не согласованием операционально-технической стороны деятельности с объективными условиями решаемой задачи, а приведением общей направленности и динамики поведения в соответствие с личностным смыслом проблемной ситуации, с тем значением, которое она имеет для удовлетворения потребностей субъекта. Результаты исследования Я.З. Неверович показали, как при переходе детей от более примитивных к более сложным видам деятельности, направленной на достижение отдаленных результатов, имеющих определенное значение не только для самого ребенка, но и для окружающих, изменяется и характер эмоциональной регуляции поведения, которая становится опережающей, основанной на эмоциональном предвосхищении- возможных последствий предпринимаемых действий и значения ситуации, возникающей при завершении действий для самого ребенка и для окружающих. Способность к эмоциональному предвосхищению позволяет ребенку заранее не только предвидеть, но и предчувствовать отдаленные результаты своих поступков и в итоге избежать тех ошибочных, не соответствующих его потребностям действий, которые легко могли бы возникнуть под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если бы их последствия не были заранее осмыслены и пережиты эмоционально. По нашему предположению, в основе такого рода предвосхищения лежит функциональная система интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, единство аффекта и интеллекта, характерное для высших, специфически человеческих чувств. Включаясь в эту систему, эмоции становятся обобщенными, предвосхищающими, а интеллектуальные процессы, функционируя в данном контексте, приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего важную роль в смыслоразличении и целеобразовании. Электрофизиологические исследования Т.П. Хризман, Т.Д. Лоскутовой, В.Д. Еремеевой и С.А. Стеценко подтверждают положение о том, что высшие, специфически человеческие эмоции являются корковыми, что их физиологической основой служит сложное взаимодействие корковых и подкорковых механизмов. Данные о перестройках процессов пространственной синхронизации биопотенциалов различных корковых зон при сложных, вызванных восприятием художественного текста эмоциях у детей показали, что уровень эмоциональной отзывчивости детей на такого рода воздействие, способность к сопереживанию связаны со степенью активизации передних ассоциативных структур головного мозга— лобных зон коры — и динамикой их синхронизации с другими корковыми зонами, которая существенно отличается от динамики, наблюдаемой при восприятии и осмыслении информативного текста. Таким образом, открываются широкие перспективы разработки проблем нейропсихологии развития детских эмоций.

Читайте также:  Что такое эмоциональная убедительность

В результате теоретического и экспериментального исследований авторы пришли к выводу, касающемуся тесных и последовательно изменяющихся в ходе своего развития системных взаимосвязей между интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сферами детской личности: с одной стороны, развитие интеллекта создает необходимые предпосылки для формирования высших нравственных и эстетических чувств, требующих понимания смысла переживаемых явлений; с другой стороны, такие существенные изменения в развитии детского мышления, которые Ж. Пиаже назвал процессами децентрации, возникают на основе перестройки мотивационно-эмоциональной сферы личности. Формирующаяся у ребенка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям приводит к аффективной децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной.

Итак, исследование развития чувств ребенка имеет важное значение для разработки общей теории онтогенетического развития человеческой психики. Важно оно и для решения ряда актуальных психолого-педагогических проблем воспитания, поскольку воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование определенного эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами социалистического общества.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Источник

Оцените статью