Развитие органов чувств плода

Развитие органов чувств плода

При благополучной беременности внутриматочное существование плода можно смело назвать периодом безмятежной жизни. Ощущения плода можно охарактеризовать как полную удовлетворенность, безопасность и комфорт, отсутствие границ и препятствий. С третьего месяца внутриутробного развития начинают функционировать анализаторы плода. К моменту рождения плод обладает полноценным слухом, зрением, развитыми вкусовыми ощущениями, очень чувствительным обонянием и острой тактильной чувствительностью. Сенсорный опыт плода, складывающийся у него благодаря работе анализаторов, способствует его адаптации к новой среде существования уже после рождения.

Сегодня точно не известно, с какого срока плод способен воспринимать звуки. По данным французских исследователей, первыми «слуховыми» ощущениями плода являются вибрационные. В этот период он воспринимает все акустические колебания как вибрацию, которые создают у него картину пульсирующего мира. До 16 недель внутриутробного развития у плода формируется внутреннее ухо (орган слуха), которое начинает функционировать примерно с 20 недель. С этого времени доходящие до него звуковые волны постепенно начинают вызывать именно слуховые ощущения. Иными словами можно сказать, что окружающий мир, воспринимаемый плодом как вселенская пульсация, постепенно начинает распадаться на отдельные звуки. Первыми из них выделяются внутренние шумы, создаваемые материнским организмом: стук сердца, голос, шум легких, перистальтика кишечника, работа желудка. Ведущими среди них по уровню громкости являются стук сердца и голос матери. Это было установлено с помощью мини-микрофона, который вводили в полость матки во время родов.

Акустические условия в матке

По данным разных авторов, фоновой шум в матке, создаваемый мышечной активностью матери, ее кровотоком и кровотоком в плаценте, сокращением кишечника матери, шумами ее сердца, легких, периодически звучащим голосом и звуками, поступающими извне, достигает 95 Дб [Arabin et al, 1989; Gagnon, 1989]. Это удалось установить, введя микрофон в матку беременной через наружные половые органы незадолго до родов. Уменьшение интенсивности внешних звуков, поступающих к плоду, составляет около 40 Дб [Querleu et al, 1988]. Поэтому плод может услышать внешние звуки, громкость которых приближается к 135 Дб.

Источник

Перинатальный центр Республики Тыва

Внутриутробное развитие ребенка

Внутриутробное развитие вкуса

Внутриутробное развитие вкуса начинается довольно рано. Во рту у шестимесячного плода уже есть вкусовые сосочки, и он способен различать вкус околоплодной жидкости, которую заглатывает. Околоплодная жидкость на 98-99% состоит из воды, но также содержит гормоны, белки и другие питательные вещества. Если мама, не использующая в своем повседневном рационе чеснок, вдруг съела что-то сильно чесночное, малыш может состроить недовольную гримасу в момент, когда почувствует вкус чеснока в околоплодных водах. Вообще малыши уже во внутриутробном возрасте большие сладкоежки и предпочитают сладкие околоплодные воды всему остальному. Ребенок способен связывать вкус околоплодных вод с состоянием матери. К примеру, если мама выпьет чашку крепкого кофе, дыхание и сердцебиение малыша участятся, отражая состояние материнского организма. И даже если в следующий раз женщина выпьет кофе уже без кофеина, малыш отреагирует также, почувствовав вкус кофе в водах, поскольку он уже научился ассоциировать вкус кофе с особой физиологической реакцией.

Внутриутробное развитие слуха

Слух развивается у плода в возрасте с 15 недели по 20 неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Это доказывают ультразвуковые исследования: резкий звук извне может заставить малыша дернуться, а новый звук, издаваемый материнским организмом, может привести к учащению сердцебиения ребенка.

Читайте также:  Странное это чувство скучать

По мере того, как развивается слух плода, малыш учится распознавать источник звука. Все мы знаем, что новорожденный поворачивает головку в сторону источника нового звука, но этой же способностью обладают и недоношенные детки, рожденные после 32 недели беременности. Эта способность необходима как для общения, так и для выживания в целом.

Но, конечно, самым приятным звуком во внутриутробной жизни младенца остается мамин голос. Малыш учится распознавать его, привыкает к определенному ритму языка, выделяет всевозможные оттенки и тоны голоса матери.

Малыши предпочитают слушать то, с чем уже познакомились, находясь в утробе. К примеру, если мама часто во время беременности читала какую-то сказку своему старшему ребенку, то и младший после рождения, скорее всего, будет относиться к этой сказке особенно трепетно.

Проникающие в утробу звуки музыки притягательны для ребенка и играют важную роль во внутриутробном развитии плода. Музыка может возбуждать малыша либо, наоборот, успокаивать. Начиная с 32 недели беременности, малыш может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет. Слушая любимую мелодию, плод может даже двигаться в такт музыке! К 38 неделе беременности малыш начинает различать музыкальные стили.

И последнее о музыке – классическая музыка лучше слышна из утробы, чем эстрадная. А определенные типы музыки (например, фортепьянная или хоровая) по частотности схожи с голосом мамы.

Внутриутробное развитие осязания

В утробе не так много «развивающих игрушек» для ребенка. Фактура и форма у пуповины не такая, как у большого пальца, который так приятно пососать. Пуповина длинная, с рифленой поверхностью и способна изгибаться в разные стороны. Такие исследования имеют огромное значение для внутриутробного развития органов чувств и мозга ребенка.

Внутриутробное развитие зрения

Уже на 26 неделе беременности веки плода разлепляются, и он начинает моргать. А через 6 недель – к 33 неделям беременности – малыш начинает различать перемены в освещении. Яркий свет, к примеру, от фонарика может проникать сквозь кожу живота, стенки матки мамы и изменять облик внутриутробной среды. Перемена в освещении – новый внутриутробный опыт для малыша, на который он может отреагировать учащенным сердцебиением. К сожалению, «видеть», как мы (различать цвета и формы), он научится уже после рождения.

Внутриутробное развитие обоняния

Очевидно, что нюхать в утробе ребенок не может, так как находится в околоплодной жидкости. Но рождается малыш с отличным обонянием: он запоминает запах мамы, запах ее тела, запах груди. Именно поэтому многие неонатологи советуют не пользоваться молодым мамам духами и туалетными водами, потому что малыш может из-за нового резкого запаха отказаться от груди.

Источник

Развитие органов чувств плода

Хотя у эмбрионов 10 мм длины еще не заметно развития чувствительных нервов, связанных с носом и глазами, сами зачатки органов чувств уже возникли. Органы обоняния представлены двумя ямками, расположенными на переднем конце головы. Из специализированных клеток в эктодермальной выстилке носовых ямок позднее образуются волокна, растущие к телэнцефалону и формирующие обонятельный нерв.

Одностенный сферический глазной пузырь, заметный у ранних эмбрионов, к шестой неделе превращается (в результате инвагинации его дистальной части) в двухстенную чашу. Внутренний слой глазной чаши значительно утолщается, развиваясь в высокоспециализированный чувствительный слой сетчатки. Наружный слой остается более тонким и образует пигментный эпителий сетчатки.

Инвагинация глазного пузыря, приводящая к образованию глазной чаши, происходит неравномерно и в результате край чаши вначале является неполным. Он имеет вентральную щель, называемую сосудистой щелью, которая закрывается в процессе развития несколько позже. Сосудистая щель продолжается в виде желобка на вентральную поверхность глазного стебелька.

Читайте также:  То чувство когда проснулся рано

При росте волокон, составляющих глазной нерв, из клеток чувствительного слоя сетчатой оболочки они выходят из глазной чаши через сосудистую щель и проходят по желобку в глазном стебельке, направляясь к мозгу.

Хрусталик образуется путем инвагинации поверхностной эктодермы, лежащей над глазной чашей. К тому времени, когда эмбрион достигает 10 мм длины, хрусталик уже полностью отделяется от эктодермы и представляет собой сферический пузырек, лежащий у входа в глазную чашу.

Зачаток аппарата внутреннего уха имеет еще очень простой вид. Впервые он возникает в виде местного утолщения поверхностной эктодермы, покрывающей задний мозг. Этот утолщенный участок затем погружается, образуя ямку, которая вскоре закрывается, превращаясь в слуховой пузырек. К шестой неделе слуховой пузырек полностью теряет всякую связь с эктодермой, из которой он возник. Единственным указанием на его происхождение служит тонкий стебелек (ductus endolymphaticus), который проходит дорзально к месту бывшей инвагинации.

Хотя нервные связи слухового аппарата с мозгом еще окончательно не установились, на них четко указывают нервные волокна, растущие из клеток слухового ганглия (ganglion acusticus) по направлению к мозгу с одной стороны, и к слуховому пузырьку — с другой. Вблизи слухового пузырька расположен также первый глоточный (гиомандибулярный) карман. Из этого кармана образуются полость среднего уха и евстахиева труба.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Источник

Развитие органов чувств плода

На протяжении первого месяца после оплодотворения яицеклеткн почти все органы плода только начинают закладываться, и лишь в последующие 2-3 мес можно обнаружить основные признаки различных органов. После 4 мес гестации основные органы плода по преимуществу уже не отличаются от органов новорожденного, однако развитие клеток органов еще не завершилось, и требуется еще около 5 мес гестации для их полного развития. Даже после рождения отдельные органы, особенно нервная система, почки и печень не сформированы, что более подробно будет рассмотрено в данной главе.

а) Система кровообращение. Сердце человека начинает биться приблизительно на 4 нед после оплодотворения яйцеклетки, частота сокращении в это время составляет приблизительно 65 уд/мин. Частота сердцебиений возрастает приблизительно до 140 уд/мин непосредственно к моменту рождения.

б) Формирование клеток крови. Содержащие ядра красные клетки крови начина ют образовываться в фабрицневои сумке и мезотелиалыюм слое плаценты приблизительно на 3 нед внутриутробного разит ни. Неделей позже (на 4-5 нед) мезенхима плода и эндотелии ею кровеносных сосудов образуют безъядерные красные клетки крови. Затем на 6 нед образование красных клеток крови перемещается в печень, а на 3 мес гестацни селезенка и другие лимфоидные ткани начинают формировать белые клетки крови. По прошествии 3 мес гестации костный мозг постепенно становится главным источником красных клеток крови и большинства белых клеток, кроме лимфоцитов и плазматических клеток, продолжающих образовываться лимфоидной тканью.

Рост плода

в) Дыхательная система. В течение внутриутробного периода легочное дыхание у плода отсутствует, т.к. амниотическая жидкость не содержит воздуха. Однако попытки дыхательных движений плода наблюдаются в конце первого триместра беременности, тактильные стимулы и асфиксия плода являются особенно мощными стимулами таких попыток дыхательных движений.

В течение последних 3-4 мес беременности дыхательные движения плода по непонятной причине практически отсутствуют, и легкие пребывают почти в полностью спавшемся состоянии. Торможение дыхательных движений на протяжении последних месяцев внутриутробной жизни предупреждает заполнение легких околоплодной жидкостью и поступление мекония, выделяемого желудочно-кишечным трактом плода в амниотическую жидкость. Более того, альвеолярный эпителий легких плода продуцирует небольшое количество жидкости, поступающей в легкие, и таким образом к моменту рождения в легких присутствует только эта чистая жидкость.

г) Нервная система. Большинство рефлексов плода обеспечиваются спинным мозгом и даже стволом мозга. Рефлексы представлены между 3 и 4 мес беременности, однако рефлекторные ответы, осуществляемые при участии коры больших полушарий, находятся в зачаточном состоянии даже на момент рождения ребенка. Миелинизация некоторых проводящих путей мозга полностью завершается только к первому году постнатального периода.

Читайте также:  Как общаться с парнем когда у него депрессии

д) Желудочно-кишечный тракт. В середине беременности в желудочно-кишечный тракт плода начинает поступать и всасываться большое количество амниотической жидкости и к последним 2-3 мес беременности желудочно-кишечный тракт плода функционально приближается к желудочно-кишечному тракту новорожденного. К этому времени в желудочно-кишечном тракте постоянно образуется небольшое количество мекония, который через анальное отверстие поступает в околоплодную жидкость. Меконий состоит из веществ, содержащихся в амниотической жидкости, проглоченной плодом, частично — из слизи и других остатков, экскретируемых слизистой и железами желудочно-кишечного тракта.

е) Почки. Почки плода начинают экскретировать мочу на протяжении второго триместра беременности. Моча плода состоит на 70-80% из амниотической жидкости. У почек с нарушениями развития экскреторная функция значительно снижена. Они не в состоянии продуцировать амниотическую жидкость, и ее количество значительно снижается (маловодие), что может привести к гибели плода.

Хотя почки плода способны образовывать мочу, управление функциями почек еще недостаточно для регуляции объема внеклеточной жидкости, электролитного баланса и особенно — кислотно-щелочного равновесия. Эти функции почек практически отсутствуют до последнего периода внутриутробной жизни и не достигают полного развития еще на протяжении нескольких месяцев после рождения.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Органы чувств плода: когда и как формируются

Органы чувств закладываются в первом триместре и развиваются до предполагаемой даты родов. Когда плод начинает слышать, чувствовать прикосновения и реагировать на свет?

Органы чувств плода — осязание

Когда плод чувствует боль? Чувство осязания развивается самым первым — через 60 дней после зачатия формируется нервная система, с этого момента, число сенсорных рецепторов постепенно возрастает и уже на 14-ой, ребеночек ощущает прикосновения всем телом в том числе, и боль. Изучать окружающий мир с помощью ручек малыш способен на 19-20 неделе, в этот же период формируется навык сосания. Тенденция исследовать пространство с помощью прикосновений, развивается до конца беременности.

Чувство обоняния

Органы чувств плода отвечающие за обоняние (ротик и носик) появляются около 10-й недели развития, на 13-ой, он учится глотать. Малыш «пьет» амниотическую жидкость, которая готовит желудочно-кишечный тракт и мочевыводящие пути к работе после рождения. Кроме того, околоплодные воды учат малыша различать вкус. С помощью УЗИ специалисты заметили, что плод, пробуя воды, морщится и прекращает глотание, если ему не нравится вкус, и наоборот, частота глотаний увеличивается, когда они сладкие. Подобные вкусовые упражнения не проходят даром, новорожденные с развитым органом чувства обоняния отличаются острым слухом и узнают маму по запаху сразу после рождения. Также, они положительно сказывается и на формировании иммунитета, например, если будущая мама потребляет продукты аллергены, он ознакомится с ними раньше, чем появится на свет, что снизит вероятность проявления аллергической реакции в будущем.

Зрение

Глазки формируются на 20-м дне после зачатия, до 27 недели беременности они закрыты. После этого срока, глаза открываются и кроха реагирует на яркий свет проникающий в матку. Для правильного развития такого органа чувств, как зрение, кроме сбалансированного питания необходим прием фолиевой кислоты.

Средний срок, когда плод начинает слышать, это 22-я неделя. Ученые утверждают, что амниотическая жидкость хорошо проводит звуковые волны, позволяя крохе слышать голос матери, музыку или другие звуки. Самое громкое для него, это сердцебиение, кровоток и работа желудочно-кишечного тракта мамочки. Шум за пределами уютного гнездышка подавляется телом матери и одеждой. Чрезмерно громкие звуки заставляют сердечко плода часто биться, вызывая стресс, поэтому прикладывание наушников с музыкой к животу не рекомендуется.

Источник

Оцените статью