- Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. статья по музыке
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 9. ОБРАЗНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
- Читайте также
- Стадия шестая: эмоциональное мышление, логика и чувство реальности
- Образное изображение рук
- Образное выражение потребности
- Глава 7 Музыка и образное представление в психодраме
- Импровизационная музыка, сопровождающая образное представление
- Образное представление под музыку в психодраматическом разогреве
- Гимнастика ума (I). Образное мышление
- Упражнение Образное дыхание против боли
- Упражнение Образное размазывание болевых ощущений
- 2. Зрительно-образное воспоминание.
- Позитивное мышление – более совершенное мышление
- 27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре
- Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница
- ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся.
статья по музыке
В музыке, как ни в каком другом искусстве, раскрывается внутренний мир человека, его творческие возможности. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный вкус, интеллект, творческую инициативу ученика. Именно здесь проявляется мастерство педагога, его художественная зрелость, способность заронить в душу ребенка увлечение музыкой.
Цель музыкального воспитания сегодня – «… ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_emots_myshleniya.doc | 56.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.
В музыке, как ни в каком другом искусстве, раскрывается внутренний мир человека, его творческие возможности. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает художественный вкус, интеллект, творческую инициативу ученика. Именно здесь проявляется мастерство педагога, его художественная зрелость, способность заронить в душу ребенка увлечение музыкой.
Цель музыкального воспитания сегодня – «… ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» (Д.Б. Кабалевский). Урок музыки всегда должен быть эмоционально окрашен.
« Восприятие – усвоение – переработка – развитие – новое созидание – такова примерно «прогрессия» звеньев психологического роста от первого касания человека к искусству до формирования из того же человека художественно просвещенной личности и – в особо благоприятных случаях – самостоятельного творца, художника…», утверждал Асафьев Б.В.
Освоение музыкальных произведений предполагает полноценное их восприятие, т.е. слушание и понимание. Такое восприятие требует соответствующей подготовки учащихся.
Под воспитанием восприятия музыки мы понимаем воспитание:
а) эмоциональной отзывчивости на музыку,
б) сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.
Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.
Можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по- настоящему, грамотно ее исполнять .
Над выразительным, эмоционально-образным исполнением необходимо работать с первого дня занятий, стремиться воспитать в ребенке творческое отношение к любой музыкальной деятельности. Понимая и выполняя как основную задачу созидание и воплощение своего художественного замысла, ребенок никогда не будет, вернее уже не сможет заниматься монотонной зубрежкой. Этому помогают игровые формы обучения. Игра расцвечивает и оживляет даже такие однообразные занятия, как отработка пассажей, пианистических приемов. Можно обратиться к игре и тогда, когда возникает потребность в серьезном, напряженном труде. Например, рассказать ребенку, как трудятся профессиональные музыканты, балерины, спортсмены, изобретатели; сколько часов труда, пота, боли затрачивают они для достижения своей цели. Но сколько радости и счастья получают, реализовав себя. И тогда ребенок включится в новую игру – в настоящего музыканта – и со знанием дела будет отрабатывать технически сложные места, ритмические схемы и т. п. Следует также объяснить учащимся в образной, желательно игровой форме такие важнейшие для пианиста понятия, как темп, артикуляция, динамика, позиция, познакомить с основной итальянской музыкальной терминологией. Например, рассказывая об артикуляции, можно использовать сюжет сказки «Теремок», показывая на фортепиано, как скачет лягушка (staccato), как плавно движется лиса (legato), как тяжело ступает медведь (tenuto) и так далее. Легко усвоив понятие, ученики без усилий овладевают навыком артикуляции в процессе исполнения фортепианных произведений.
Необходимо постоянно развивать у ребенка тонкую эмоциональность и чувствительность. Очень важно научить ребенка говорить о своих переживаниях, ощущениях. Это можно делать не только на музыкальном, а также на художественном и литературном материале. Предложите детям рассказать, какие чувства возникают у них при виде той или иной картины, описании различных людей и ситуаций. Но никогда не спрашивайте: « На что это похоже?». Ваша задача – научить ребенка говорить о своих эмоциональных впечатлениях, чувствах, их оттенках. Для совместного творчества необходимо разговаривать на одном уровне с учеником. Как можно чаще беседуйте о жизни, о людях, о том, что и как воплощается в музыке, расширяйте музыкальные взгляды ученика..
Образному восприятию музыки часто способствует, например, программное название произведения. Педагог всегда может направить воображение ученика по пути раскрытия конкретно-образного содержания исполняемой музыки. Здесь в равной степени полезны и литературное сравнение, и напоминание о каком – либо знакомом явлении природы, и показ иллюстративного материала. Главное, чтобы все это преподносилось ученику в живой, доступной форме. Надо научить ребенка жить как бы в иной стране, стране чувств, образов, мыслей, выраженных не словами, а особым языком – музыкальным. Объясните ему, что мысль существует и без словесного выражения, поделиться ею можно не только с помощью слов. Мысли и чувства выражаются также языком музыки, танца, живописи и т.д. Это очень богатые и глубокие, сложные для понимания языки. «Перевести» их дословно невозможно, но научить ребенка выражать словами свое понимание и ощущение можно и нужно.
Занятия музыкой, и в частности игрой на фортепиано, всегда связаны с эмоциональным переживанием. Музыка не терпит равнодушия. Это учащийся должен понять с детства. Вялая, безучастная, скучная игра не дает никаких положительных результатов и нисколько не обогащает внутреннего мира ребенка. В то же время сентиментальная, «чувствительная» игра не имеет ничего общего с подлинно выразительным, эмоциональным исполнением. Учащийся, играя с чувством, не обращает внимания, по сути, на исполняемое произведение, нередко нарушает его ритмическую стройность, произвольно обращается с динамическими оттенками и т.д. Получается манерная, изломанная, часто безвкусная игра. Повышенная эмоциональность ребенка, если только педагог вовремя не обратит на это внимание, может привести к двигательной перенапряжению и «зажатости». Стремясь играть выразительно и находясь во власти переполняющих их чувств, ученики, в особенности те из них, кто обладает повышенно – эмоциональным ощущением музыки, нередко допускают значительно большее, чем это необходимо, напряжение своего двигательного аппарата. В результате страдают и музыкальная, и техническая стороны исполнения; звук делается резким, стучащим, мелодическая линия рвется. Осторожное вмешательство педагога, постепенно и терпеливо помогающего ребенку освободиться от излишних мышечных напряжений, позволит ученику овладеть естественной и целесообразной манерой исполнения, при которой эмоциональность маленького музыканта сообщит его игре теплоту и выразительность.
Подлинно выразительное исполнение основано на глубоком, прочувствованном изучении авторского замысла, на стремлении проникнуться настроением музыки и с помощью своих эмоциональных возможностей красочно передать все это слушателям. Разумеется, в какой-то мере индивидуальные качества исполнителя всегда будут отражены в его игре, но они не должны приобретать самодовлеющего значения. Так как ученик не всегда может сам достаточно глубоко разобраться в содержании музыкальной пьесы, ему на помощь приходит педагог, который будет на высоте, если сумеет избежать разукрашивания пьесы искусственными, придуманными оттенками, направит всю энергию, волю и музыкальные способности ученика на естественную, выразительную передачу образного содержания, внутренней логики развития произведения.
Хорошо известно, что художественные наклонности детей различны: одни тяготеют к пьесам лирическим, другие предпочитают разучивать произведения виртуозного характера, третьи лучше всего передают драматическую сторону сочинения.
Постоянное расширение мировоззрения, чувствительности, развитие речи приведет ребенка к приобретению собственного взгляда, мнения, творческому отношению к делу и умению объяснять и высказывать свои мысли и чувства. Он будет нуждаться в вашем совете, как следует играть, чтобы музыкальное произведение звучало соответственно его замыслу. Процесс обучения из выполнения чужих требований превратится в исполнение своих собственных желаний и задумок. Выполнять же свои желания гораздо приятнее, чем чужие. Только творческий труд может дать высокий результат и устойчивый интерес. Полезно чаще обращаться к симфонической музыке. Объясните, что инструментовка расширяет исполнительские возможности, так как каждый инструмент имеет свой тембр, характер, образ. Тогда работа над звуком, выразительностью исполнения приобретет более глубокий смысл, будет решать более глубокие задачи. Например, достаточно предложить сыграть тему, как играет виолончель, и ребенок, опираясь на слуховой опыт (тембр и звукоизвлечение) и, чувствуя характер инструмента как человеческий характер, уже будет иметь четкое представление как нужно играть. Ему останется решить лишь одну задачу – как передать свои представления и чувства с помощью фортепиано.
Каким образом ученик может добиться выразительности исполнения? Как научить его понимать содержание музыкального произведения? Для этого приходится применять разнообразные педагогические приемы. Одним из основных является систематическая работа с учеником над разбором формы сочинения, выработка умения правильно расчленить музыкальную ткань на крупные и мелкие элементы. Конечно, речь идет о самых простых, может быть, даже элементарных знаниях, без которых, однако, цель достигнута не будет. Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Но правильная фразировка предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и т.д., а в дальнейшем и умение самостоятельно разграничивать их. Эти конкретные сведения необходимы любому исполнителю. Ученик должен определить (вначале с помощью педагога) форму того сочинения, которое разучивает, твердо знать его тональность. Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте только в случае, если соблюдены, по крайней мере, три основных условия: 1. исполнитель осознает строение фразы — деление на мотивы, ее динамику — начало, подъем, кульминацию, спад независимо от инструмента; 2. владеет средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить свое художественное намерение; 3. умеет слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.
С учеником надо обсуждать общие проблемы, объяснять общие понятия, а не заниматься конкретной разучиваемой пьесой. Например, если ребенок играет веселую, смешную музыку, следует дать понятие комическое в искусстве, в жизни. После этого ребенок должен сам подумать, как сыграть эту пьесу, чтобы вызвать улыбку у слушателя. Вы можете лишь подсказать технические приемы тогда, работая над любой другой пьесой такого же плана, ребенок сможет сам составить исполнительский план и разучить ее самостоятельно, к вам же обратиться за конкретной помощью.
Дети обладают разными музыкальными способностями и поэтому нельзя перегружать их психологически, заставлять отрабатывать весь необходимый арсенал средств исполнения сложного для их возраста произведения. Но и держать их на элементарных пьесах нельзя, так как всем в любом возрасте хочется играть красивую, интересную, желаемую музыку. Поэтому на одном уроке берите 2-3 элемента (столько ребенок может иметь во внимании) и выделяйте во всех пьесах, обращая на них все внимание ученика. Дома ребенку следует работать над выделенными элементами, шлифовать, оттачивать их. На следующих уроках берутся другие элементы, приемы и т.д. Так постепенно количество умений увеличивается, и ребенок постоянно совершенствуется. Не держите учащихся на отработке простых пьесок, а дайте им возможность быстрыми темпами двигаться вперед. Важен конечный результат, а не показательное выступление на первых школьных концертах.
Начинать работу над новым произведением возможно по следующему плану: 1. на уроке ребенок читает с листа все произведение; совместно с преподавателем выясняет приемы, позволяющие легко прочитать новый текст, запомнить трудные места;
2. педагог выстраивает вместе с учеником исполнительский план – определяет характеры частей, смену настроений и т.д.;
3. ученик отмечает в нотах трудные места (в плане звукоизвлечения или техничного исполнения), требующие отдельной работы, преподаватель подсказывает ее формы и методы.
Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. На каждом этапе развития ученика необходимо помнить о том, что красивый звук и виртуозный блеск – не самоцель, а средство раскрытия музыкальных образов, эмоционального содержания произведения. Необходимо не только грамотно разобрать текст, но и интонационно осмыслить его, понять суть интонационных и фразировочно — смысловых лиг.
Задача преподавателя – развивать творческое начало личности ребенка. Иногда нас можно упрекнуть, что в конкретной пьесе что-то не доделано, не доработано. Но главное выполнено: ребенок играет с душой, эмоционально, выразительно, с интересом.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – 2-е изд. – Л., 1971.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. – М., 1986.
- Кабалевский Д.Б. Сила искусства. – М., 1984.
- Либин А.В. Стиль – это человек? // Стиль человека: психологический анализ. – М., 1998.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
- Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959.
Источник
9. ОБРАЗНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
9. ОБРАЗНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Образное и эмоциональное мышление — неотделимые части разума. Они играют огромную роль в процессе мышления и тесно связаны друг с другом. Первое всегда присутствует в процессе мышления, второе помогает образному достигать моментов озарения мысли, вырабатывать новые оригинальные мысли. Про соотношение образного и эмоционального мышлений можно сказать так: образное мышление — горящий костер, а эмоциональное мышление — это поленья, подбрасываемые в костер, чтобы он лучше горел.
Когда человек приобретает знание о какой-либо вещи, его разум сохраняет образ этой вещи вместе с эмоциональной окраской этого образа. В дальнейшем человек может переделать эту вещь, основываясь на её образе и эмоциональности. В этом случае эмоциональное мышление дает ему возможность оригинально переделать эту вещь. Когда живописец изображает на своем полотне человека, он отталкивается от образа человека, а потом его эмоциональное мышление подсказывает, какие черты ему придать.
Человек пользуется образным мышлением с давних, доисторических времен, с тех времен, как только у него появилась первая мысль об окружающем мире. Можно сказать и больше: животное состояние человека, животный мир подарили людям образное мышление, а без него не было бы у человека языка, разговора и, конечно, искусства. Процесс образного мышления быстр, даже мгновенен по сравнению с логическим мышлением. И чем быстрее у человека образное мышление, тем он более талантлив.
Эмоциональное мышление широко распространено в повседневной жизни человека. Одних людей Природа наградила этим даром в большей степени (их меньшинство), других в меньшей степени (их большинство), некоторым, она вообще не дала эмоционального мышления. При этом не надо полагать, что такой тип мышления присущ одним деятелям искусства. Им также присуще сильное образное мышление. Художника без образного мышления не может быть, а человек с эмоциональным мышлением далеко не всегда становиться художником. Таких людей с развитым эмоциональным мышлением можно назвать творческими людьми.
Следует заметить, что как без эмоционально мыслящих людей, так и без неэмоционально мыслящих людей (которых абсолютное большинство) человечество не смогло бы развиваться. Первые в силу эмоциональных озарений дают идеи, делают открытия, изобретают новое, вторые претворяют, и очень талантливо, эти озарения в жизнь. Одни дополняют других, и получается коллективный плодотворный разум. Сегодня идея совмещения эмоционального и логического мышления лежит в основе создания искусственного интеллекта — квантового компьютера.
Приведем пример эмоционального и неэмоционального мышления из нашей жизни. В газете МК (18.11.1998) опубликовано интервью с российским политиком Борисом Немцовым.
Отвечая на вопрос корреспондента «Что вас больше всего раздражает в людях?», Немцов сказал:
«Тупость. Абсолютное непонимание элементарных вещей, нежелание учиться, животное восприятие мира…».
Немцов не прав. То, что его раздражает в людях, это не «тупость» и не «абсолютное непонимание элементарных вещей». На самом деле у таких людей отсутствует эмоциональное мышление и они не могут мыслить так, как мыслит Немцов, который, несомненно, творческий человек, обладающий эмоциональным мышлением.
Как разум человека осуществляет образное и эмоциональное мышление? Условно можно сказать, что оно происходит в три этапа.
Первый этап. Разум воспринимает с помощью зрения, слуха и других возможностей организма реальность (вещь, строение, звук, цвет и т.п.). Это внешняя часть образа, с которой знакомится разум.
Второй этап — размышление, во время которого образ формируется.
Третий этап — эмоциональное мышление, цель которого изменить созданный образ, внести в него что-то новое, ранее не существовавшее в реальности.
Самый важный третий этап. Большинство людей, обладающих образным и эмоциональным мышлением, не могут преодолеть этот этап, т.е., внести что-либо нового, оригинального в существующую реальность. Как следствие планы, наброски, эскизы так и остаются планами, набросками, эскизами. Можно сказать, что третий этап — удел гениев и талантливых людей. Время прохождения всех трех этапов может быть мгновенным, может растягиваться на несколько дней, или продолжаться несколько лет. Это происходит потому, что на первом этапе разум человека находится в мире воображения, создания образа с элементами фантазии. На втором этапе разум начинает объективно подходить к созданию образа, достигает определенного накопления знаний об образе. На этом этапе он может остановиться и дальше не пойти. Он будет усложнять образ и придет к рассудочным созерцаниям образа и на этом успокоится, потому что у разума может не хватить эмоций перейти к третьему этапу.
Если разум переходит к третьему этапу создания нового образа, то он соединяет свои рассудочные понятия с приливом сильных эмоций. Здесь прекращается воображение и появляется новая реальность, новый образ, созданный разумом. Весь процесс находится в прямой зависимости от воображения и памяти человека. Если воображение большое, а память хорошая, то процесс происходит быстро.
Читайте также
Стадия шестая: эмоциональное мышление, логика и чувство реальности
Стадия шестая: эмоциональное мышление, логика и чувство реальности Примерно в два с половиной года дети демонстрируют растущую, способность логически связывать символы. Это открывает дорогу мышлению и рефлексии. Ребенок может спросить: «Мама, где машинка?», или ответить
Образное изображение рук
Образное изображение рук Руки из одной геометрической формы, проходящей по горизонтали через все телоРуки из одной формы, пересекающей тело насквозь, говорят о том, что связывающая по рукам реальность сковывает человека и не позволяет действовать по своему усмотрению.
Образное выражение потребности
Образное выражение потребности Наши потребности осознаются в образах, отражающих объекты и ситуации, в которых в прошлом опыте данная потребность удовлетворялась. Особое значение приобретают образы, отражающие действия удовлетворения потребности.Поведение тоже
Глава 7 Музыка и образное представление в психодраме
Глава 7 Музыка и образное представление в психодраме Вы анализируете человеческие сны, а я пытаюсь дать людям храбрость увидеть их снова. Я.Л. Морено Зигмунду Фрейду «Направленное образное представление под музыку» (GIM, Guided Imagery and Music) является сейчас широко
Импровизационная музыка, сопровождающая образное представление
Импровизационная музыка, сопровождающая образное представление Еще одна область, которую стоит исследовать, – это использование живой импровизационной музыки при сопровождении образного представления. Из группы выбираются музыканты, они используют ударные
Образное представление под музыку в психодраматическом разогреве
Образное представление под музыку в психодраматическом разогреве Опыт образного представления, описанный участниками группы, обычно бывает живым и драматичным. Кажется, что такой опыт настоятельно требует вовлечения в действие и, соответственно, является отличным
Гимнастика ума (I). Образное мышление
Гимнастика ума (I). Образное мышление Мысленные манипуляцииПосмотрите на ладонь вашей левой руки. Тщательно изучите ее. Обратите внимание на линии, трещинки и родинки, на узоры на коже. Полюбуйтесь, как игра света и тени образует неуловимые перемены в цвете. Примерно через
Упражнение Образное дыхание против боли
Упражнение Образное дыхание против боли 1. Сядьте в позу для самогипноза.2. Закройте глаза и отпустите на свободу внимание, дожидаясь легкой расслабленности психики.3. По возможности расслабьте все тело.4. На 3–5 минут сконцентрируйтесь на своем естественном дыхании,
Упражнение Образное размазывание болевых ощущений
Упражнение Образное размазывание болевых ощущений 1. Сядьте или лягте в позу для самогипноза.2. На несколько минут отпустите на свободу внимание, позволив ему гулять там, где захочется.3. По возможности расслабьте все тело.4. На 3–5 минут сконцентрируйтесь на своем
2. Зрительно-образное воспоминание.
2. Зрительно-образное воспоминание. Я просил испытуемых получить в своем сознании какой-нибудь образ. На это давалось 2 минуты. После этого я просил их написать (во избежание всяких воздействий, возможных при устном вопросе), какой образ они представили и насколько он был
Позитивное мышление – более совершенное мышление
Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и
27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре
27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –
Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница
Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ Это сила! Вот уж да, так да! Неужели ты можешь думать, что твое умение запомнить близко к тексту страницу книги сравнится с твоим же естественным умением зрительно запомнить обстановку комнаты, события дня или содержание фильма?!Использование образного
Источник