Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой
Мария Золотых
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой.
Перед дошкольным образованием во все времена стояла задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», — говорил К. Д. Ушинский [15].
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» [17].
Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему, и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
В наши дни на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: средства массовой коммуникации, детский сад, школа, интернет, — все это способствует размыванию общих чувств о нравственных нормах. Следовательно, необходимость эффективного нравственного воспитания личности ребёнка, является актуальной и важной проблемой.
Но, не смотря на безусловную необходимость воспитания нравственных чувств у детей, данной проблеме оказывается недостаточное применение. На практике дети не всегда свободно оперируют нравственными эталонами и часто путают близкие понятия. Так же дети не осознают соотношение своего поведения с эталонами нравственности.
Исходя из этого, мы считаем необходимым подробно изучить проблему воспитания нравственных чувств, на основе ознакомления детей с природой, как наиболее понятной и близкой для сознания детей теме.
Цель исследования: определить педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования: процесс формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;
2. Выявить наиболее эффективные формы, средства, методы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;
4. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Гипотеза исследования: формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешней,если будут созданы следующие педагогические условия:
– в качестве основного средства формирования нравственных чувств детей будет использоваться процесс ознакомления их с природой;
–дети будут принимать активное участие в познавательно-исследовательской деятельности;
– ознакомление с природой будет происходить в рамках проектной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: В. Г. Белинский, Л. И. Божович, Р. С. Буре, A.M. Виноградова, Т. П. Гаврилова, Г. Н. Година, Т. С. Комарова, В. К. Котырло, А. Д. Кошелева, ТА. Куликова, А. И. Липкина, B.C. Мухина, В. Г. Нечаева, СВ. Петерина, Т. Н. Титаренко, В. Г Цуканова, К. Д. Ушинский, О. А. Шаграева,, С. Г. Якобсон и др. К. Д.
В качестве методологических подходов в работе использовались личностно-деятельностный подход, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения и системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, естественный эксперимент, беседа, качественный и количественный анализ полученных результатов диагностики.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №92» общеразвивающего вида г. Барнаула. В исследовании принимали участие 26 детей 5-6 лет.
Исследование включало три основных этапа:
На первом этапе – теоретико-аналитическом – проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
На втором этапе – опытно-экспериментальном – уточнялись некоторые теоретические положения, составляющие основу исследования, определялись педагогические условия формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, осуществлялась опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе – описательно-итоговом – обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения эффективных методов ознакомления с природой, как средства формирования нравственных чувств в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).
Во введении обоснована актуальность темы исследования, выявлено противоречие, поставлена проблема; определены цель, задачи, объект, предмет, выдвинута гипотеза и раскрыты теоретическая основа, методы и этапы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Во второй главе описывается ход экспериментальной проверки положений, сформулированных в гипотезе; анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Выпускная квалификационная работа изложена на …. страницах машинописного текста, список литературы включает …. источников.
«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.
Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.
Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.
Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект «Эта опасная дорога» Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.
Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.
Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению «Педагогика дошкольного детства». писала диссертацию на тему «Формирование.
Источник
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Мария Вьюркова
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.
Понятие «Родина»включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те,которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру) ; общественные события (полеты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники).
Согласно ФГОС нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаосуществляется в соответствии со следующими целями и задачами:
•Расширять представление о малой Родине:
— беседы «Достопримечательности Балашова»; «Культура и традиции родного края»; «Природа родного края»; «Известные люди нашего города» и т. д. ;
-Экскурсия в «Балашовский краеведческий музей»;
-Экскурсии по достопримечательностям города Балашова.
•Воспитывать любовь к Родине:
-чтение стихотворений и произведений о Родине;
-беседы «Россия – многонациональная страна»; «Знакомство с народными костюмами», «Москва – столица нашей Родины».
-знакомство с государственными праздниками нашей страны(8 марта, День Защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д., знакомить с традициями и историей этих праздников, разучивать стихотворения и песни, соответствующие им.
-знакомить с флагом, гербом России;
-прослушивать гимн России.
• Расширять представление детей о российской армии:
-беседы «Защитники нашей Родины»; «Наша армия сильна», «Военные профессии» и т. д.
-ролевые игры «Солдатушки – бравы ребятушки», «Моряки», «Летчики», «Военный врач» и т. д.
-рассматривать иллюстрации, картины, альбомы на военную тематику.
• Знакомить детейс Великой Отечественной Войной:
-беседа «Это страшное слово –война»,
— квест-игра «В поисках знамени»,
-изготовление совместного плаката «Мы помним, мы гордимся»,
-рисование нетрадиционным способом «Фейерверк победы»,
-чтение художественной литературы о войне;
-привлечение родителей детей – военных профессий для беседы с детьми и т. д.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения маленького патриота.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в нравственно-патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам взрослый, находящийся рядом с ребенком, будет знать и любить историю своей страны, своего города, края, сумеет передать ребенку то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга.
Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима и важна, и то, насколько будут человечны наши дети, насколько они будут любить свою малую Родину, а в дальнейшем и страну, зависит от нас – взрослых.
«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.
«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.
Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.
Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.
Источник