Развитие моральных чувств ребенка

Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»

Оксана Погорелая
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема : «Воспитание нравственных чувств у дошкольников«

Подготовила воспитатель Погорелая О. В.

Сентябрь 2020 г.

Формирование личности ребёнка, воспитание его правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.). В отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др., к коллективу (чувство коллективизма, солидарности, к искусству (эстетические чувства).

У малышей уже 3-его года жизни могут появляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка раннего возраста является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Необходимо обращать внимание дошкольников, прежде всего, на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать уверенность в детях в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страх наказания за совершенный проступок, иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что малыш неправильно оценивает, что хорошо, что плохо.

Задача воспитания у детей раннего возраста нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к людям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, преданностью к своей родине, их поведение служат для ребят наглядным примером.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательное отношение к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое дело доводить до конца, не быть небрежным.

У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей,

В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 6—7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта. Это обстоятельство играет важную роль в нравственном воспитании. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

Читайте также:  Настроение поднимается когда выпьешь

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.

Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6—7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Новые черты появляются у детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество».

Это создает определенные предпосылки для воспитания дружеских, коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6—7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6—7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Целенаправленное, планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

В процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста продолжается дальнейшее осуществление в единстве задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам, к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения.

Чувство уважения развивается на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым.

В старшем дошкольном возрасте в процессе нравственного воспитания оно поднимается на новую ступень, становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения — дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Источник

Развитие моральных чувств ребенка

Библиографическая ссылка на статью:
Афанасьева Н.Э. Моральное и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // Психология, социология и педагогика. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/11/8406 (дата обращения: 03.10.2021).

Читайте также:  Когда просыпаюсь чувствую усталость

В современном обществе имеют место такие проявления как равнодушие и бездуховность, отсутствие чуткого бережного отношения людей друг к другу, рост насилия, преступности, резкое обострение взаимоотношений между родителями и детьми. Решить данную проблему возможно через создание оптимальных условий для улучшения воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Особое значение для нравственного воспитания имеет начальная школа. Это обусловлено специфичностью младшего школьного возраста, поскольку он благоприятен для усвоения моральных ценностей и знаний, формирование духовно-ориентированного поведения, его мотивов. От того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России отмечается, что одним из приоритетных направлений реформирования воспитательной системы в современной школе является утверждение принципов общечеловеческой морали. Перед современным образовательным процессом ставятся сложные задачи, главная из которых – ориентация всего образовательного процесса на новые стандарты, которые предполагают приоритет духовно – нравственного и морального развития обучающихся. То есть, актуальным является формирование у детей морально-этических знаний, нравственных привычек и ценностей, воспитание нравственных чувств и развитие нравственного сознания и самосознания и нравственного поведения.

Теоретические основы нравственной воспитанности учащихся, выяснение ее содержания и главных компонентов раскрыты в трудах Г.П. Давыдова, Е.В. Бондаревской, О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, Т.С. Конниковой, Э.И. Моносзона, И.С. Марьенко, В.И. Петровой, И.А. Невского, Н.И. Монахова, Л.И. Новиковой, И.Б. Первина и др.

Таким образом, проведенный нами анализ научных исследований и публикаций показал, что данная проблема нашла освещение в многих источниках: выяснено содержание и методологические основы, определены критерии и показатели нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста. Однако проблема нравственной воспитанности младших школьников до сих пор не реализована в научно обоснованных методических пособиях и рекомендациях для учителей начальных классов, что негативно сказывается на эффективности и системности их воспитательной работы в образовательной организации.

Целью статьи является изучение особенностей морального и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Основная часть. Одно из важнейших мест в системе воспитания порастающего поколения занимает нравственное воспитание, под которым понимают планомерный, целенаправленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности учеников, их общение, направленное на овладение школьниками нравственной культурой, которая определяет отношение школьников к окружающему миру [2. с. 42].

Ученые трактуют содержание и задачи данного направления воспитания по-разному, с чем, по нашему мнению, и связано расхождение при определении основных составляющих нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.

В частности, О.Ю. Комиссарова, Е.М. Хананеева, отмечают, что нравственное воспитание – это планомерное, целенаправленное влияние на морально – эмоциональное развитие человека через организацию условий, в которых формируются ее духовная, эмоциональная, мировоззренческая сферы и поведение согласно морали общества и общечеловеческих морально-этических ценностей [4, с. 14].

Сквозь призму влияния социальных факторов на развитие школьников рассматривает процесс нравственного воспитания М.А. Абдулаева. Она отмечает, что нравственное воспитание личности – это сложный и многогранный процесс, включающий педагогическое и социальное воздействие [1, с. 70].

Главной задачей нравственного воспитания, по мнению Е.А. Тутаринова, является усвоение моральных ценностей [7].

Г.Б. Сармутдинова, Г.Н. Мусс связывают этот процесс с формированием устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности [6, с. 393].

Моральная воспитанность личности предполагает сформированность таких компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения, моральные чувства, моральные ценности, нравственная направленность поведения, нравственные привычки, нравственные качества, нравственное сознание и нравственная культура.

В частности, процесс усвоения моральных знаний детьми младшего школьного возраста главным образом зависит от обучения их правильному восприятию моральной ситуации, адекватной оценке нравственных поступков, пониманию нравственных мотивов. Вместе с тем необходимо учитывать зависимость между правильным пониманием нравственной ситуации и умением школьников сопереживать, сочувствовать, то есть следует воспитывать личностное отношение к тем или других моральным явлениям, поступкам.

Моральные знания младших школьников выполняют функцию регулятора морального поведения. Важным условием развития нравственных знаний, по мнению Г.И. Атамановой, Т.Н. Николаевой, являются положительные изменения в их мышлении. В этот период формируются новые операции мышления – анализ, синтез, сравнение и обобщение. Все это оказывает положительное влияние на формирование нравственных убеждений у младших школьников [5, с. 98].

Главной предпосылкой формирования у детей элементов моральных убеждений является сформированность у них нравственных чувств. Моральные чувства – запросы, оценки, отношения, направленность духовного развития личности, которые лишь тогда становятся компонентом моральных убеждений личности, когда они выступают внутренним стимулом морального поведения. Поэтому одной из главных задач воспитательной работы в учебно-воспитательных заведениях является воспитание мотивационной основы морального поведения.

Читайте также:  Как расширить спектр эмоций

Нравственное воспитание учащихся должно обеспечить формирование у них системы нравственных ценностей, которые должны стать частью характера человека на основе нравственных чувств. их усвоение. в частности, направлено на познание общественно-ценностных норм поведения. их осознание и принятие соответствующего решения [6].

Младшим школьникам свойственна несоответствие между знаниями моральных норм и поведением. Это возрастная особенность ребенка, который еще только учится ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций, сопоставлять свои представления с действительностью, реальными поступками, с конкретным поведением. На основе морального поведения формируются нравственные отношения детей.

Моральные привычки – полезные для общества устойчивые формы поведения, которые становятся потребностью и осуществляются при любой ситуации и условий. Только через формирование привычек нравственного поведения, в основе которых лежат доступные детям нравственные понятия и моральные чувства, можно воспитать произвольное поведение детей, которое действуют в любых жизненных ситуациях.

Одной из главных составляющих морального воспитанности учащихся является развитие их нравственного сознания. Процесс формирования морального сознания у младшего школьника будет особенно сложным и противоречивым при наличии разногласий между взглядами семьи и школы.

Нравственная культура – это усвоение личностью моральных норм, принципов, категорий, идеалов общества на уровне собственных убеждений. Формирование нравственной культуры школьников осуществляется в самых разнообразных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, особенно в таких ее видах, где учащиеся осознают необходимость оказания помощи более слабым, младшим, больным, а также пожилым людям [1].

В качестве важнейших рекомендаций учителям и родителям по эффективному управлению процессом нравственного развития младших школьников нами были предложены следующие рекомендации. Педагоги должны знать возрастные и психологические особенности и нравственного развития детей младшего школьного возраста; быть нравственно воспитанным и занимать устойчивую нравственную позицию в организации образовательного процесса; четко осознавать идеалы, которые он создает для детей и самому соответствовать этим идеалам. Родителям необходимо всегда занимать устойчивую нравственную позицию в оценке моральных аспектов поведения ребенка, специально научить их пользоваться моральными критериями в оценке поведения.

По нашему мнению, обеспечение успешности нравственного воспитания младших школьников, требует учета следующих возрастных и психологических особенностей:

— потребности ребенка в игровой деятельности;

— невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 7-9-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном предмете более 7-10 минут. Далее дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима постоянная смена видов деятельности во время занятий.

Кроме того младшим школьникам присуща:

— недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом у детей;

— существование противоречия между знанием, как нужно, и их практическим применением. Не всегда знание моральных норм и правил соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение между этическими нормами и личными желаниями ребенка;

— неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Таким образом, проведенный нами анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод, что в младшем школьном возрасте начинает формироваться ядро, база нравственного поведения, нравственных чувств и моральных убеждений, которые дают ребенку возможность ориентироваться и осознавать правильность своего убеждения, основанного на чувстве.

Перспективным на времени считаем изучение влияния морально-психологической атмосферы семьи на нравственное развитие младших школьников, а также особенностей взаимодействия учителей и родителей младших школьников по вопросам нравственного воспитания школьников.

Библиографический список

  1. Абдулаева М.А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. – 2016. – С. 70-72.
  2. Данилкина И.С., Кононова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // В сборнике: Наука и образование: векторы развития международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 42-43.
  3. Карпенко А.В., Походня А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития. – 2016. – С. 197-200.
  4. Комиссарова О.Ю., Хананеева Е.М. Духовно-нравственное воспитание как основа развития личности младшего школьника // В сборнике: Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС. – 2016. – С. 14-18.
  5. Николаева Т.Н., Атаманова Г.И. Духовно-нравственное развитие и воспитание, как основа формирования личности младшего школьника // В сборнике: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. – 2016. – С. 98-104.
  6. Сармутдинова Г.Б., Мусс Г.Н. К вопросу о духовно-нравственном воспитании младшего школьника // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 3 (4). – С. 392-394.
  7. Тутаринова Е.А. Воспитание нравственных ценностей младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО // В сборнике: Интеграция науки и практики в современных условиях. – 2017. – С. 88-91.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Оцените статью