- 12 компонентов эмоционального интеллекта. Над какими из них стоит поработать?
- Компоненты и компетенции эмоционального интеллекта
- Как узнать, какую именно компетенцию следует развивать, особенно если вам кажется, что в некоторых областях у вас все в порядке?
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
12 компонентов эмоционального интеллекта. Над какими из них стоит поработать?
Эстер руководит небольшой сплоченной командой. Будучи добрым и отзывчивым человеком, она всегда учитывает потребности окружающих. Она умеет решать проблемы и видит в неудачах новые возможности. Она увлеченно работает и является образцом невозмутимости длял коллег. Руководителю Эстер повезло с подчиненной, и он часто хвалит ее за высокий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ). Эстер гордится своим эмоциональным интеллектом и радуется, что ей не нужно работать над ним в рамках программы по развитию лидерских качеств и навыков. Несмотря на позитивный настрой, Эстер кажется, что ее карьера стоит на месте. Ее производительность просто не соответствует критериям для повышения. «Вот тебе и эмоциональный интеллект», — думает она.
Эстер и ее руководитель попали в одну и ту же ловушку. Они определяют этот термин слишком узко. Они сосредотачиваются на умении Эстер общаться, проявлять чувства и нравиться подчиненным, однако забывают о других важных компонентах эмоционального интеллекта, которые требуются сильному и эффективному руководителю. В статье, недавно опубликованной на портале HBR отмечается, что доброму и положительному руководителю вроде Эстер может недоставать таких качеств, как умение сообщать сотрудникам плохие новости, возражать им при необходимости, внедрять изменения и нестандартно мыслить. Это свидетельствует отнюдь не о том, что уровень эмоционального интеллекта Эстер слишком высок, а о том, что ее навыки развиты неравномерно. За последние 30 лет мы изучили сильные стороны выдающихся лидеров и выработали оптимальную модель эмоционального интеллекта и лидерского мастерства. Мы очертили гармоничный круг способностей, благодаря которым лидер может справляться с вышеперечисленными трудностями.
Существует немало моделей эмоционального интеллекта с различными наборами способностей. Иногда эмоциональный интеллект называют EQ, по аналогии с коэффициентом интеллекта. Мы предпочитаем называть его EI. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: самоанализа, самоуправления, социальной осведомленности и управления отношениями. С этими четырьмя компонентами напрямую связаны 12 приобретаемых компетенций, которые определяют производительность работы руководителя (см. таблицу). Эстер обладает несколькими компетенциями — например, умением сопереживать, контролировать себя и позитивно смотреть на мир. Тем не менее, некоторые компетенции ей недоступны — например, стремление к достижениям, влиятельность, умение улаживать конфликты, работать в команде и воодушевлять окружающих. Компетенции из первой и второй групп требуют равной эмоциональной отдачи и обладают равным приоритетом для руководителя, который желает развиваться в правильном направлении.
Компоненты и компетенции эмоционального интеллекта
Самоанализ | Самоуправление | Социальная осведомленность | Управление отношениями |
Анализ собственных эмоций | Управление своими эмоциями | Умение сопереживать | Влиятельность |
Способность адаптироваться | Обучение и наставничество | ||
Стремление к достижениям | Организационная осведомленность | Управление конфликтами | |
Позитивный взгляд на мир | Командная работа | ||
Вдохновляющее руководство |
К примеру, если бы Эстер умела управлять конфликтами, она бы не испытывала затруднений при раздаче отрицательных отзывов о работе подчиненных. Если бы она стремилась расширить свою зону влияния, она хотела бы давать подобные отзывы, потому что они помогают людям расти в профессиональном плане. Предположим, что у Эстер есть властный и жесткий коллега. Если бы она обладала сбалансированным набором компетенций, связанных с эмоциональным интеллектом, она бы обсудила проблемы с коллегой напрямую, вместо того, чтобы пытаться сгладить углы при каждой попытке взаимодействия. При этом способность контролировать свои эмоции помогла бы ей конструктивно рассказать собеседнику, что конкретно идет не так, как ей хотелось бы. Вся суть управления конфликтами заключается в том, чтобы поднимать проблемные вопросы. Кроме того, Эстер могла бы поработать над стратегией распространения влияния и объяснить коллеге, что она желает ему успехов и что если бы он последил за тем, как его стиль управления воздействует на окружающих, он бы понял, какую выгоду сулят изменения.
Аналогичным образом, если бы Эстер развивала свои способности к вдохновляющему руководству, она бы реализовала эти изменения с большим успехом. Руководитель с этой компетенцией умеет подбирать аргументы, которые взывают не только к тем, с кем он говорит, но и к нему самому, что дает всем мотивацию двигаться в нужном направлении. И в самом деле, некоторые исследования обнаружили тесную связь между уровнем эмоционального интеллекта, способностью внедрять изменения и стратегически руководить.
Таким образом, для достижения успеха лидер должен развить в себе компетенции, связанные с уровнем эмоционального интеллекта, и поддерживать баланс между ними. Только в этом случае от него можно ожидать великолепных результатов.
Как узнать, какую именно компетенцию следует развивать, особенно если вам кажется, что в некоторых областях у вас все в порядке?
Вернитесь к таблице и прочтите список повторно. Как было отмечено выше, существует несколько формальных моделей эмоционального интеллекта. Некоторые из них включают в себя инструменты для оценки. Выбирая инструмент, всегда учитывайте, насколько хорошо он позволяет предсказать результаты управленческой деятельности. Некоторые инструменты помогают исследовать самооценку. Они больше похожи на личностные тесты, формирующие «я-схему». Другие инструменты (например, коммерческий продукт MSCEIT, разработанный президентом Йельского университета Питером Саловеем и его коллегами) больше соотносятся с коэффициентом интеллекта.
Мы рекомендуем провести всестороннюю оценку, основанную не только на самоанализе, но и на взглядах тех, кто хорошо вас знает. Информация извне позволит оценить все компоненты эмоционального интеллекта, включая способности к самоанализу (если бы вы не анализировали свои действия, то как бы вы узнали о своей неспособности к самоанализу?). Точная оценка ваших достоинств и недостатков может исходить только от тех, с кем вы непосредственно работаете. Чем больше людей вы опросите, тем полнее будет общая картина.
По результатам исследований, формальная всесторонняя оценка, которая включает в себя систематические анонимные опросы подчиненных, не имеет никакой связи с личностью руководителя и коэффициентом его интеллекта, но при этом наилучшим образом предсказывает эффективность его действий, реальные результаты, степень вовлеченности в работу и удовлетворенности жизнью. В эту категорию попадает наша модель ESCI 360 (Emotional and Social Competency Inventory), разработанная в соавторстве с Korn Ferry Hay Group. Он позволяет оценить 12 компетенций на основании наблюдений за деятельностью лидера со стороны. Чем сильнее различия между тем, как он оценивает себя сам, и тем, как оценивают его окружающие, тем ниже его уровень эмоционального интеллекта и тем хуже результаты его деятельности.
Эти оценки позволяют продвинуться в определении реального уровня эмоционального интеллекта, однако первым шагом в устранении слабостей должно стать осознание того, что все 12 компетенций необходимо рассматривать в совокупности. Самым эффективным методом устранения недостатков является разговор с индивидуальным консультантом. Настоящий эксперт окажет вам неоценимую поддержку, пока вы будете совершать ошибки в процессе обучения.
Даже тем, кто обладает очевидно сильными задатками лидера, всегда есть куда расти. Не ограничивайте свое развитие, предполагая, что эмоциональный интеллект — это прежде всего доброжелательное отношение к окружающим, что его нельзя улушить или что он никак не поможет вам в карьере.
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник