Развитие интеллектуальных чувств дошкольном возрасте связано с

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Коррекционная педагогика
  • Интеллектуальные чувства дошкольников, как составная часть мыслительной деятельности

Интеллектуальные чувства дошкольников, как составная часть мыслительной деятельности

Интеллектуальные чувства дошкольников,
как составная часть мыслительной деятельности

Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог,
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

«Сначала в каждом предмете ребенок замечает только самые выдающиеся признаки, затем воспитатель указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок постепенно внимательнее всматривается в предмет и мало-помалу уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. При этом более всего нужно стараться не сразу указывать не те или иные признаки, а лишь побуждать дитя открывать их».

(Умственное и нравственное воспитание детей от первого

проявления сознания до школьного возраста)

В учебнике по психологии, чувства определяются, как устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувство всегда направлено на объект.

Различают следующие виды высших чувств:

  • моральные (нравственные, этические), которые формируются в процессе воспитания;
  • эстетические, в их основе лежит способность к восприятию гармонии и красоты;
  • интеллектуальные, они проявляются в процессе познавательной деятельности;
  • практические (праксические), порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью;

Более подробно я хотела бы остановиться на развитии интеллектуальных чувств у дошкольников, так как моя работа направлена на достижение этой цели.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.

Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

К интеллектуальным чувствам относятся:

Чувство нового возникает при поиске нового.

Чувство удивления возникает тогда, когда ребенок встречается с чем-то новым, неизвестным, необычным. Удивление, вызываемое неожиданностью, заставляет внимательно рассматривать предметы и побуждает к познанию явлений.

Чувство догадки – всегда связано с построением гипотез, исследуемые явления не раскрылись в полном виде, но уже имеются предположения.

Чувство сомнения – является очень важным, оно возникает тогда, когда выдвинутые предположения сталкиваются с противоречащими фактами и это побуждает к проверке добытой информации.

Чувство уверенности рождается при правильности установленных в процессе мышления связей и отношений между вещами.

Читайте также:  У меня депрессия что делать алиса

Чувство удовлетворения вызывается результативной работой, правильно выполненным заданием.

Интеллектуальные чувства – чувства, вызываемые мыслительной деятельностью. Мы знаем, что развитие активной мыслительной деятельности дошкольников происходит через умственное воспитание.

Развитие интеллектуальных чувств дошкольника связано со становлением познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. Коррекционные и обучающие занятия, дидактические игры, обогащают ребенка новыми знаниями, заставляют напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Маленькие открытия ребенка, при узнавании нового, сопровождаются радостью и положительными эмоциями, удивлением перед неизвестным, уверенностью или сомнением в своих суждениях, любопытством и любознательностью – все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. Окружающий мир ставит перед детьми многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить.

Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильно организованной деятельности. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте это место, безусловно, занимает игра.

Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализации замыслов, желаний, стремлений ребенка.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать.

Игра – самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть самостоятельно, или выбирает партнеров. Я работаю с детьми с различными индивидуально – типологическими особенностями развития, поэтому чаще являюсь выбранным партнером или инициатором, чем сам ребенок. Тут важно не «заиграться», главное в том, чтобы ребенок старался действовать сам, не дожидался помощи взрослого и не боялся своего неправильного решения. На мой взгляд, задача взрослого – подтолкнуть ребенка, в хорошем смысле этого слова, вселить в его действия уверенность, дать ему самому ошибиться.

Желательно, что бы ребенок не только усваивал конкретные знания в той или иной области, но и пытался добывать их самостоятельно, и умел применить в определенной жизненной, творческой и учебной ситуации. Не торопите ребенка сделать «правильно» как кем- то задумано, не давайте прямых указаний и не спешите научить его, пусть он попытается добиться истины. Копирование и подражание взрослым уже не является ведущим мотивом деятельности ребенка.

Большая роль в моих занятиях отведена дидактической игре, так как она представляет большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Детям приходится решать умственные задачи, в занимательной игровой форме, самим находить решения, преодолевая при этом определённые трудности. Надо сделать так, чтобы ребёнок воспринимал умственную задачу, как практическую, игровую (сравнивал признаки предметов, устанавливал сходство и различие, обобщал, делал выводы, умозаключения). Все это повышает его умственную активность.

Немаловажное значение я отдаю играм с природным, рукотворным и строительным материалом. Эти игры интересны и мальчикам и девочкам, дают детям возможность установить свойства и особенности чего – либо на собственном опыте.

Читайте также:  Депрессия это страх одиночества

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Интеллектуальные чувства дошкольников, как составная часть мыслительной деятельности

Интеллектуальные чувства дошкольников,
как составная часть мыслительной деятельности

Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог,
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

«Сначала в каждом предмете ребенок замечает только самые выдающиеся признаки, затем воспитатель указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок постепенно внимательнее всматривается в предмет и мало-помалу уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. При этом более всего нужно стараться не сразу указывать не те или иные признаки, а лишь побуждать дитя открывать их».

(Умственное и нравственное воспитание детей от первого

проявления сознания до школьного возраста)

В учебнике по психологии, чувства определяются, как устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувство всегда направлено на объект.

Различают следующие виды высших чувств:

  • моральные (нравственные, этические), которые формируются в процессе воспитания;
  • эстетические, в их основе лежит способность к восприятию гармонии и красоты;
  • интеллектуальные, они проявляются в процессе познавательной деятельности;
  • практические (праксические), порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью;

Более подробно я хотела бы остановиться на развитии интеллектуальных чувств у дошкольников, так как моя работа направлена на достижение этой цели.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.

Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

К интеллектуальным чувствам относятся:

Чувство нового возникает при поиске нового.

Чувство удивления возникает тогда, когда ребенок встречается с чем-то новым, неизвестным, необычным. Удивление, вызываемое неожиданностью, заставляет внимательно рассматривать предметы и побуждает к познанию явлений.

Чувство догадки – всегда связано с построением гипотез, исследуемые явления не раскрылись в полном виде, но уже имеются предположения.

Чувство сомнения – является очень важным, оно возникает тогда, когда выдвинутые предположения сталкиваются с противоречащими фактами и это побуждает к проверке добытой информации.

Чувство уверенности рождается при правильности установленных в процессе мышления связей и отношений между вещами.

Чувство удовлетворения вызывается результативной работой, правильно выполненным заданием.

Интеллектуальные чувства – чувства, вызываемые мыслительной деятельностью. Мы знаем, что развитие активной мыслительной деятельности дошкольников происходит через умственное воспитание.

Читайте также:  Как исправить от стресса

Развитие интеллектуальных чувств дошкольника связано со становлением познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. Коррекционные и обучающие занятия, дидактические игры, обогащают ребенка новыми знаниями, заставляют напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Маленькие открытия ребенка, при узнавании нового, сопровождаются радостью и положительными эмоциями, удивлением перед неизвестным, уверенностью или сомнением в своих суждениях, любопытством и любознательностью – все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. Окружающий мир ставит перед детьми многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить.

Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильно организованной деятельности. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте это место, безусловно, занимает игра.

Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализации замыслов, желаний, стремлений ребенка.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать.

Игра – самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть самостоятельно, или выбирает партнеров. Я работаю с детьми с различными индивидуально – типологическими особенностями развития, поэтому чаще являюсь выбранным партнером или инициатором, чем сам ребенок. Тут важно не «заиграться», главное в том, чтобы ребенок старался действовать сам, не дожидался помощи взрослого и не боялся своего неправильного решения. На мой взгляд, задача взрослого – подтолкнуть ребенка, в хорошем смысле этого слова, вселить в его действия уверенность, дать ему самому ошибиться.

Желательно, что бы ребенок не только усваивал конкретные знания в той или иной области, но и пытался добывать их самостоятельно, и умел применить в определенной жизненной, творческой и учебной ситуации. Не торопите ребенка сделать «правильно» как кем- то задумано, не давайте прямых указаний и не спешите научить его, пусть он попытается добиться истины. Копирование и подражание взрослым уже не является ведущим мотивом деятельности ребенка.

Большая роль в моих занятиях отведена дидактической игре, так как она представляет большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Детям приходится решать умственные задачи, в занимательной игровой форме, самим находить решения, преодолевая при этом определённые трудности. Надо сделать так, чтобы ребёнок воспринимал умственную задачу, как практическую, игровую (сравнивал признаки предметов, устанавливал сходство и различие, обобщал, делал выводы, умозаключения). Все это повышает его умственную активность.

Немаловажное значение я отдаю играм с природным, рукотворным и строительным материалом. Эти игры интересны и мальчикам и девочкам, дают детям возможность установить свойства и особенности чего – либо на собственном опыте.

Источник

Оцените статью