Развитие эмоций у дошкольников литература

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

Лариса Васильева
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

21 век — эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка с раннего возраста всё больше привлекают яркая картинка, громкий звук, красочная анимация. Всё больше детей могут потреблять информацию только визуально.

Погоня за зрелищностью часто негативно отражается на формировании внутреннего мира ребёнка, особенно его эмоциональной сферы.

Перед родителями и педагогами встают вопросы: как, не перегружая ребёнка зрелищными эффектами, развивать его эмоциональный мир? Как помочь ребёнку понимать свои эмоции, а впоследствии научить контролировать их? Какие эмоции полезны и способствуют самоусовершенствованию личности, а какие вредны и истощают нервную систему?

Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

О развитии эмоциональной сферы дошкольников написано много книг по психологии и педагогике. Теоритически эта проблема разработана многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях мало уделяется внимания, нет специальных программ. На помощь приходит художественная литература.

Художественная литература несёт в себе огромный развивающийи воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость, восхищение, удовлетворение и др.

Задача детского сада и семьи – выявить потенциал художественной литературы, рекомендованной для развития эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста.

Детям предлагается для чтения «Сказка о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой. После чтения – обсуждение.

— Хочется ли тебе улыбнуться после чтения сказки? Почему? Тебе было весело?

• Если бы все на тебя рассердились и не захотели с тобой дружить, чтобы ты стал делать?

Необходимо показать дошкольникам, что хорошее дело всегда связано с чувством радости. Положительные эмоции не должны всегда возбуждать ребёнка. Бывают случаи, когда дошкольнику грустно. Тут на помощь снова приходит книга.

Прочитаем рассказ М. Пришвина «Последние грибы». Разнообразие используемых художественно-выразительных средств обогащает речь ребёнка, а эмоциональное состояние природы перекликается с внутренними переживаниями человека. После прочтения – обсуждение.

• — Какое время года описывается в рассказе? Как ты понял это?

• Как ты думаешь, какие чувства испытал автор, когда нашёл под рыжими листьями грибы? Тебе бывает грустно осенью? Почему?

Ребёнок может испытывать и другие эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Часто обида на других ребят, на близких толкает их на необдуманные поступки.

Предлагаем к чтению рассказ А. Соколовского «Тимошкин нос».

После прочтения – обсуждение.

— Кто виновен в том, что мальчик ушиб нос? Что было Тимошке особенно обидно? Прав ли он был, что на всех рассердился?

• Как Тимошка справился с чувством обиды?

Современные дети избалованы: многие их желания сиюминутно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок чувствует себя центром, вокруг которого всё происходит. Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что не является достижением самого ребёнка?

Обратимся к сказке К. Ушинского «Спор деревьев». После знакомства с ней- обсуждение.

— О чём спорили дуб и яблоня между собой? Кто прав? А ты любишь хвастаться? Важно, чтобы дошкольники учились управлять данным эмоциональным состоянием.

Дети дошкольного возраста часто бывают подвержены чувству страха. Как объясняет А. Берзин, «страх всегда сопровождается непониманием какого-либо явления действительности- либо мы ничего не знаем об этом явлении, либо наше знание о нём противоречит реальности». Дошкольники боятся темноты, незнакомой обстановки, чужих людей. Необходимо, чтобы взрослые помогли ребёнку избавиться от чувства страха. Поможет в этом книга, которая не только может разъяснить многие чувства, но и ликвидировать их негативные последствия.

Детям предлагается для чтения сказка К. Паустовского «Стальное колечко». После чтения – обсуждение.

-Как у Вари появилось колечко? Как оно потерялось? Переживала ли девочка, что не смогла найти колечко? Помогло ли колечко вылечить деда? Как?

Поразмышляйте с детьми о том, как вера в доброе дело помогает человеку преодолеть чувство страха.

Добрые чувства, эмоциональная культура- это средоточие человечности… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.

Грамотно организованное чтение художественной литературы с дошкольником будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, «воспитанию добрых чувств».

Развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественное произведение и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

1. Миронова. Н. А. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности…». Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2015. — № 3. – С. 53 -60.

Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.

«Современные сказки» в формировании эмоционального мира ребёнка. Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений формирования личности. И одним из средств развития мира эмоций детей является.

Дидактический материал «Хоровод снежинок» на развитие эмоционального мира ребёнка При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий Всего каких-то 20 лет назад жизнь людей в нашей стране кардинально отличалась от жизни в современном мире. Казалось бы, что нового может.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Художественная литература в жизни ребёнка При упоминании словосочетания художественная литература — мне на ум сразу приходят произведения из школьной программы: поэты серебряного.

Перспективный план «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств» (старшая и подготовительная группы) Перспективный план «Художественная литература — как средство воспитания гуманных чувств» (с детьми старшей и подготовительной к школе груп.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста» План работы по.

Семинар-практикум «Художественная литература как средство воспитания социально нравственного поведения дошкольников» Литературный праздник Цели и задачи: показать особенности работы в разных возрастных группах по ознакомлению детей с художественной литературой,.

Источник

Методическая разработка «Развитие эмоций старших дошкольников посредством художественной литературы»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Развитие эмоций старших дошкольников посредством художественной литературы»»

И.И.Ревякина, Е.Н. Рулева

Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературы

ГЛАВА I Обзор исследований по проблеме эмоционального

Характеристика эмоциональной сферы старших

Средства развития эмоциональной сферы детей………10

1.3 Художественная литература как средство развития

эмоциональной сферы дошкольников…………………..13

ГЛАВА II Опыт работы по развитию эмоциональной

сферы детей подготовительной группы

средствами художественной литературы………………17

2.1. Методический комплекс использования

художественной литературы для формирования

эмоционального мира детей…………………………….17

2.2. Методические рекомендации. ………………………….21

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство — время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов.

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка, а художественная литература сможет стать важным средством его эмоционального развития.

В психолого – педагогической литературе раскрыты некоторые подходы к решению данной проблеме. Так Н.Л. Кряжева, из всего многообразия художественной литературы выделила лишь русские народные сказки, способствующие развитию эмоциональной сферы малышей [11] . М.Э. Вайнер уделяет большое значение диагностике эмоционального развития, но не рассматривает художественную литературу, как средства развития эмоций у детей [4]. Л.П. Стрелкова характеризует художественные произведения с точки зрения их эмоциональной насыщенности, указывает, что книги, сказки, стихи являются для ребёнка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии [16].

Цель нашей работы — представить методический комплекс с использованием художественной литературы, способствующий развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Обзор исследований по проблеме эмоционального развития дошкольников

Характеристика эмоциональной сферы старших дошкольников

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

В период детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением. Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями, которые на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что и составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Говоря словами А.Валлона, «. в процессе развития происходит функциональный переход от эмоций к чувствам и чувства начинают приобретать новое значение и смысл во внутреннем мире ребенка» [5].

Белкина В.Н. выделяет основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольников:

— усложнение содержания эмоциональной сферы дошкольника;

— изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств [1].

Охарактеризуем каждое из них.

Прежде всего, происходит формирование общего эмоционального фона психической жизни ребенка, пополняются детские радости, детские огорчения и формируются высшие чувства. Успешное развитие дошкольника немыслимо, если у него не создано жизнерадостное настроение. Вполне нормально, когда в жизни ребёнка присутствуют и радости и огорчения.

В период дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются высшие чувства: моральные, эстетические, праксические, интеллектуальные, а эмоциональная сфера обогащается новыми устойчивыми переживаниями. Запорожец А.В. связывает возникновение новых переживаний с изменением содержания и структуры деятельности ребенка[15].

В дошкольном возрасте при надлежащих условиях воспитания у детей моральные переживания достигают достаточно высокой степени развития. Они развиваются в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к ребенку окружающие люди. Усвоенные дошкольником нормы нравственного поведения становятся мотивами его поступков, приобретают для него личностный смысл, поэтому немаловажно учесть закон опережающей эмоциональной коррекции, при котором ребёнок испытывает яркие положительные эмоции еще до совершения, тем самым, предвосхищая результаты своих действий и поступков на эмоциональном уровне.

Чувства гордости и самоуважения дошкольника становятся мотивами поведения ребенка. В ситуации, когда эти чувства заслоняют от ребенка другого человека, возникает себялюбие, эгоизм, то есть стремление при отсутствии обязанностей по отношению к другим сохранить за собой право на всеобщее уважение.

Читайте также:  Послеродовая депрессия уголовный кодекс

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет, когда ребенок осознает необходимость и обязательность выполнения правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. При этом нарушение правил и недостойные поступки вызывают у него отрицательные переживания. К 7 годам чувство долга распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует, а возникающие переживания отличаются глубиной и длительностью. С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания. Психологи выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине проявляются оба вида эмпатии.

В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, то есть в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других. Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович считают, что на этой основе развиваются следующие сложные формы эмпатии [3,15]:

сопереживание — непосредственное воспроизведение переживаний другого, ситуативное разделение переживания с другим;

сочувствие переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека, внеситуативное разделение переживания с другим, то есть обобщенное, интеллектуализированное чувство;

содействие (соучастие) — комплекс альтруистических актов, основанных на сопереживании и сочувствии.

Л.П.Стрелкова [16] заметила, что в возрасте 4-5 лет у ребенка появляется и принципиально новая способность — сопереживать вымышленным персонажам. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане те душевные состояния, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию.

На основе развития сочувствия и сопереживания у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе, придают большое значение нравственным качествам сверстников. Они готовы защищать дружеские взаимоотношения, считать поступки и результаты деятельности друзей лучшими, даже вопреки справедливости.

Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника. К ним относятся: чувство прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. Последнее возникает тогда, когда ребёнок сталкивается с чем – то неожиданным и несуразным. Проявление и усложнение чувства комического говорит и о развитии интеллектуальных способностей детей. Эстетическое отношение возникает и в мире человеческих отношений, поэтому формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием ребёнка. В этом отношении незаменима художественная литература.

Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувство удивления и любознательности. Занятия и дидактические игры развивают у дошкольников интеллектуальные чувства, способствующие овладению познавательной деятельностью. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, являются необходимой составной частью мыслительной деятельности ребёнка [1].

Обратим внимание на особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с деятельностью – праксические чувства. Наблюдения А. Д. Кошелевой показали, что успех в деятельности вызывает яркие положительные переживания, но они могут не проявляется бурно. Неуспех же вызывает у детей резкое проявление неудовлетворённости, поэтому необходимо помочь ребёнку направить эмоции в познавательное русло. Ситуации успеха-неуспеха в деятельности и сопутствующие им переживания ребенка являются важными для развития у него самооценки, мотивов действий и поступков, отношения к сверстникам.

Вторым важным направлением в развитии эмоциональной сферы дошкольников является изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств.

Во-первых, ребенок усваивает «язык» чувств. Учится с помощью взглядов, жестов, мимики, позы, движений, интонаций голоса выражать собственные переживания. Яркой эмоциональной насыщенностью отличается общение детей со сверстниками, т. к. сверстник постепенно становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Во-вторых, следует указать на возможность ребенка объяснить собственное состояние словами, хотя понятия, обозначающие эмоциональные состояния, находятся в дошкольном возрасте на стадии формирования.

В-третьих, дошкольник постепенно овладевает умением сдерживать бурные выражения эмоциональных переживаний в связи с развитием эмоциональной регуляции и включением функции контроля над выражением эмоций. Он учится произвольно и опосредованно выражать свои эмоции.

Формирование в дошкольном возрасте способности контролировать и регулировать эмоции заключается, по мнению А.Е.Ольшанниковой, в приобретении ребенком навыка сдерживания внешнего выражения собственных эмоций и в овладении умением анализировать вызвавшие их причины. Речь идет не только о развитии представлений о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации, но и о формировании такого новообразования, как произвольность эмоциональных процессов.

Особенности становления произвольной регуляции переживания и выражения эмоций у детей дошкольного возраста изучали Л.И.Божович, Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович [2,3,15]. На 5-6-м году жизни произвольность распространяется на такие виды деятельности, как: коммуникативную, учебную. Л.С.Выготский рассматривал игру дошкольника как средство развития произвольности и эмоциональных процессов, как «школу их эмоций».

Таким образом, в период дошкольного детства значительно обогащается содержание эмоциональной сферы ребёнка, их переживания становятся более яркими, непосредственными. У детей усложняется импрессивная сторона эмоций и чувств, происходит не только развитие представлений о том, как нужно себя вести в определённой ситуации, но и начинает своё развитие воля.

1.2 Средства развития эмоциональной сферы детей

Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач [13]. К средствам эмоционального развития детей следует отнести развивающую среду, игру, музыку, детское художественное творчество, художественную литературу.

В « Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что искусство, эмоционально — образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру [9].

Одним из действенных средств развития эмоциональной сферы дошкольников является музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания Б.В. Асафьевым, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготским, доказана взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально — эмоционального развития. Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского.

Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения.

Одним из действенных средств развития эмоционального мира детей можно считать детское художественное творчество, которое может решать задачи социально-культурного развития личности. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на эмоциональную сферу ребенка, а возникающие из под карандаша или кисточки изображения доставляет ему эстетическое удовольствие.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, а в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в их жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а уже сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Дети совершают большое количество действий с игрушками, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.

Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования, до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, поэтому воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику. Методика под таким названием была создана Ганой Юновой в ЧССР в 1979 г. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы). Основная цель психогимнастики – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения [17].

В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Е. Коротаева рассматривала развивающую среду как средство эмоционального развития дошкольников [10]. Под средой развития в дошкольном учреждении автор понимает организацию пространства и использование оборудования в целях безопасности и психологического благополучия ребёнка. Она выделяет несколько компонентов, влияющих на эмоциональную атмосферу группы. Эмоционально – поддерживающий компонент среды предполагает создание оптимальной эмоциональной атмосферы в группе. Педагогу необходимо научится соотносить цели и задачи своих действий с установкой на эмоциональное развитие детей: возбуждение, расслабление, переживание, организацию эмоционально – насыщенного общения ребёнка с взрослым и окружающими. При обустройстве эмоционально – настраивающего компонента необходимо учитывать следующие обстоятельства: цветовое решение помещения, которое должно быть спокойным для восприятия, а окружающая обстановка эстетически оформлена. Эмоционально – стабилизирующий компонент предполагает систематическое выполнение необходимых условий для организации режима дня, что способствует хорошему эмоциональному самочувствию детей. Эмоционально – активизирующий компонент обеспечивает эмоциональную активизацию переживаний ребёнка, что происходит в игровой деятельности. Необходимо включать игры, ориентированные на оптимизацию эмоционально – чувственной сферы в работу с дошкольниками. Эмоционально – тренирующий компонент включает в себя проведение психогимнастики с детьми, о чем мы говорили выше.

Таким образом, сама по себе эмоциональная сфера дошкольников качественно не развивается. Её необходимо развивать, используя для этого различные средства педагогического воздействия.

1.3 Художественная литература как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература. Охарактеризуем возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы.

Сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д.Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей».

Анализируя нынешнее состояние исследования проблемы влияния художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Наиболее подробно вопрос использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей освещён в методических материалах Л.П.Стрелковой [16]. Она отмечает, что именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное

воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Читайте также:  Идеи для чувственной фотосессии для девушки

В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

В настоящее время педагоги продолжают заниматься проблемой эмоционального воспитания детей. Иванова Г.П. в своём пособии «Театр настроений» ставит цель – помочь дошкольникам уяснить смысл психологических категорий, сообщить детям элементарные знания о самом себе, о своём внутреннем мире. В этом она отводит художественной литературе не последнюю роль. Она использует сказки и стихи, пословицы, поговорки как действенное средство в коррекции эмоционально – нравственной сферы у ребёнка – дошкольника. В ее пособии представлены разработки занятий, упражнений, тренингов по формировании у детей эмоциональной сферы [7].

Большой интерес представляет программа социально – эмоционального развития дошкольников «Я – ТЫ – МЫ» (автор О.Л. Князева). Цели программы определяются теми новыми требованиями, которые представляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития. Они ориентированы на помощь ребёнку в осознании своих характерных особенностей и предпочтений, понимании того, что он уникален. Авторы считают, что важно научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, обучить детей этически важными формами поведения. Программа состоит из трёх разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки». В разделе «Чувства, желания, взгляды» автор использует художественную литературу, как средство развития эмоций у детей в небольшом объёме, уделяет значимое место музыкальному оформлению занятий [ 8 ].

Представим анализ наиболее востребованных в настоящее время программ дошкольного воспитания «Детство» и « Развитие» в вопросе использования художественной литературы как средства развития эмоций у детей.

В созданной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена комплексной образовательной программе « Детство», социально – эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в современном дошкольном учреждении. Данная задача выступает важнейшей составляющей образовательного содержания и в программе «Детство». Авторами этих программ ставится задача развития у детей способности понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, фотографии. Одновременно программы ориентируют на развитие у детей умения понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе [6,12].

В программе «Развитие» характеристикой (единицей изменения в психике ребёнка) выступает развитие его способностей. Создатели программы (Л. А. Венгер) считают, что средства, позволяющие ребёнку передать отношение к действительности, дают возможность дошкольнику обобщить и выразить свой эмоционально – познавательный опыт. В игре ребёнок часто воспроизводит радость, гнев, огорчение, удовольствие с помощью символики, заключённой в мимике, жесте, возгласе. Средствами живописи дошкольник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу или событию, т.е. развитию эмоциональной сферы ребёнка отводится в данной программе не последнее место. Но, проанализировав раздел «Художественная литература», мы выяснили, что основным средством развития творческих способностей детей является обучение их рассказыванию сказки с опорой на заместители (кружки, квадраты разных размеров) [12].

Таким образом, в данных программах в полной мере не используется потенциал художественной литературы для развития эмоциональной сферы дошкольников, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.

ГЛАВА II. Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей подготовительной группы средствами художественной литературы

2.1. Методический комплекс использования художественной литературы для формирования эмоционального мира детей

В программе «Детство», по которой работает д/с «Теремок», не отводится достаточного внимания эмоциональному развитию дошкольников.

Актуальным стало создание методического комплекса, направленного на использование художественной литературы как средства развития эмоциональной сферы дошкольников и снятию агрессивной атмосферы в группе.

Для создания данного комплекса использовались методические материалы Л. П. Стрелковой, в которых подробно описаны методы и приёмы работы с художественным произведением.

Основная идея, определяющая реализацию методического комплекса, может осуществиться более эффективно при условии включения в систему трёх взаимозависимых направлений:

I. воспитательной работы с детьми,

II. консультативной работы с педагогами,

III. просветительной работы с родителями.

В структуру методического комплекса представлены следующие элементы: В структуру методического комплекса вошли следующие элементы:

1. Диагностическая процедура, направленная на оценку уровня сформированности эмоциональной сферы дошкольников (по материалам А. Д. Кошелевой). (Приложение 1).

Она включает следующие задания для детей:

а) назвать настроение персонажа, изображенного на картинке;

б) дать оценку эмоциональным проявлениям персонажей, описанных в рассказе взрослого;

в) выполнить задания в парах (на выявление эмпатии к сверстнику).

2. Перечень литературных произведений, состоящий из 15 произведений. Подбор художественных произведений очень разнообразен, в него включены сказки, рассказы, стихи, пословицы. Данные произведения дополняют программу «Развитие» по разделу «Художественная литература», взяты из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» с учетом следующих критериев:

— эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;

— социально – нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;

— соответствие содержания возрасту детей.

3. Алгоритма работы с литературным произведением.

Разрабатывая методический комплекс по данной теме, мы учитывали, что дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовали следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.

Беседа о прочитанном.

Игры-беседы детей с персонажами.

Этюды на выражение эмоций у детей.

Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Рассмотрим условия реализации данного алгоритма.

Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения. Одного лишь прочтения произведения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.

Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.

При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр – драматизаций проводится работа над этюдами, предложенными в книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика». Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

Как этап обобщения работы над художественным произведением, включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.

4. Годовой план должен содержать мероприятия на каждый месяц учебного года, их программное содержание, методы и приемы работы. Примерный годовой план работы и конспекты занятий по данному направлению содержатся в приложении 2.

Планируемым результатом реализации данного методического комплекса при работе с детьми можно считать перенос полученных этических представлений, которые дети приобрели в процессе работы над художественным произведением, в их жизнь и деятельность, активное отношение детей в реальных ситуациях: умение жалеть, защищать, помогать и как следствие поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

II. Вторым направлением работы должно стать проведение мероприятий, направленных на просветительскую работу с педагогами дошкольного учреждения.

Перспективный план может разрабатываться поквартально и включать цикл мероприятий с указанием методов и форм работы с педагогами (Приложение 3).

Результатом данных мероприятий должно стать обогащение и систематизация знаний педагогов по проблеме эмоционального развития дошкольников.

III. Третьим направлением реализации данного методического комплекса должно стать сотрудничество с родителями, т. к. только при единстве требований в воспитании детей дома и в детском саду можно добиться оптимальных результатов.

Перспективный план может включать цикл мероприятий с указанием методов и форм работы с родителями. (Приложение 4)

Результатом работы по данному направлению можно считать посещение родительских собраний, активное участие родителей в беседах, использование полученных знаний в воспитании детей.

2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Целесообразно начинать работу над произведением непосредственно с чтения. Перед чтением создавалась определённая эмоциональная атмосфера: выдерживалась продолжительная пауза между чтением и предыдущей деятельностью. Ребята располагались свободно вокруг воспитателя. Текст читали не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно было наблюдать, как дети сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный персонаж попадал в бедственное положение. В этом случае чтение не прекращалось, а в дальнейшем велась индивидуальная беседа с этими детьми для того, чтобы помочь им разобраться в содержании произведения. Иногда во время чтения рассказов можно было наблюдать детские слёзы или бурную эмоциональную активность (Л.Н. Толстой «Лев и собачка», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка». ). В этом случае делалась пауза, а когда дети успокаивались, продолжалось чтение.

После прочтения произведения проводилась беседа о прочитанном произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумывались вопросы, которые будут задаваться детям в связи с прочитанной книгой. Например, при работе над произведением «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака мы говорили с детьми, прежде всего о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Спрашивали у детей, что их больше всего взволновало. Дети отвечали: «Как парень шел по карнизу, задыхаясь в дыму, как он весь в синяках, корчась от боли, крепко держал девочку». Чтобы правильно ответить на вопросы: «Почему наш герой так быстро ушел? Почему его искали пожарные, милиция и фотографы?», надо было не упустить главного: «Подвиг свой он совершил не ради награды, а просто, чтобы помочь людям!».

При беседе по произведению «Двенадцать месяцев» С. Маршака использовалось вступление для спорного вопроса: «Вспомните, дети, в сказке рассказывается о том, что мачеха любила свою дочь за то, что она была такая же некрасивая, как она сама, такая же ленивая и грубая, а падчерицу не любила за ее красоту, трудолюбие и доброту. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат?» Вот что отвечают дети: «Несправедливо так относиться. Мне жалко падчерицу, потому что она очень много работала на свою мачеху и мало отдыхала. Я переживала за девочку, когда она темной ночью осталась в лесу одна, мне так хотелось согреть ее, напоить горячим чаем».

Иногда после чтения или просмотра диафильма, практиковался прием «построения пирамиды«. Из плотной бумаги вырезается контур пирамиды. Дети должны расположить героев следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. Раскладывая картинки, дети вели себя очень эмоционально, замеченные ошибки тут же исправляли. Затем у детей спрашивали, на кого они похожи, по их мнению, в данное время и на кого хотели бы быть похожими в будущем. Большинство детей считало себя похожими на положительных персонажей, реже на нейтральных. Прием «пирамиды» позволил нам более точно определить показатели эмоционального отношения детей к персонажам .

Читайте также:  По осколкам разбитых чувств

Как видно, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить, описанное событие, поведение персонажей, а так же выразить свои чувства.

Таким образом, правильно организованные беседы, помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.

При работе над художественным произведением детям предлагалось рассмотреть иллюстрации к произведениям. При рассматривании с дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках /»Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется. /, а так же определялось настроение при рассматривании пейзажных картин. Так при работе над произведением С. Маршака «Двенадцать месяцев» детям задавались вопросы: ‘Что вы чувствуете, о чем вам хочется рассказать при рассматривании пейзажа «Зимняя ночь в лесу». На картине нет сказочных персонажей, но дети, как бы мысленно, переносят себя в зимний лес и выражают свои чувства в ответах: «Если бы я попал в этот лес, мне было бы страшно, холодно. Мне бы не хотелось когда-нибудь остаться одному в дремучем лесу».

Осмысливая произведение, детям предлагали разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Такая работа велась по всем художественным произведениям. В процессе работы дети пытались перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.

Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация.

Для организации таких игр использовались простые и выразительные костюмы и декорации, изготавливали их вместе с детьми, распределяли роли. Дети по-разному относились к проигрыванию отрицательной роли: одни из них старались ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом явно чувствовалось формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка. Были дети, которые категорически отказывались играть «плохих» персонажей, поэтому воспитателю приходилось предлагать таким детям роль второстепенных персонажей нейтрального или положительного характера. Но была и небольшая группа детей, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывали роль отрицательного персонажа. Приходилось внимательно наблюдать за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Такие моменты встречались в произведениях «Дюймовочка» Г-Х. Андерсена (жабы украли девочку, презрение майских жуков, скупость и расчетливость серой мыши).»Аленький цветочек» С. Т Аксакова (жадность и скупость сестер, жестокость злой волшебницы), в рассказе Валентины Осеевой «Отомстила» и т.д. В этих ситуациях использовался следующий метод руководства игрой: приходилось выступать в качестве одного из персонажей игры, старались показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя.

При проведении игр-драматизаций детям предлагалось обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Например, при драматизации ненецкой сказки «Кукушка» — новые эпизоды: «Дети помогают матери», «Дети ухаживают за больней матерью», при работе над произведением «Лев и собачка» предлагалась ситуация для разыгрывания «Собачка выздоравливает», при анализе произведения «Рассказ о неизвестном герое», предлагалась ситуация «Что могло бы случиться, если бы молодой парень проехал мимо». Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.

Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения ситуаций из произведений в жизнь группы. При работе над произведением «Лев и собачка» Л.Н. Толстого была затронута тема, касающаяся жизни и поведения детей всей группы: «Что значит настоящий, верный друг? Кого из детей нашей группы можно назвать настоящим другом?» Беседа велась от лица персонажа произведения — льва, с примерами из разбираемого рассказа. Большинство детей старались назвать настоящим другом лидеров группы, чтобы угодить им, но в этот момент персонаж — лев, стараясь не обидеть данных детей, упорно и настойчиво объяснял им, какими качествами должен обладать настоящий друг. Дети в растерянности смотрели друг на друга, перед ними стояла цель самостоятельно, с точки зрения нравственности, решить эту задачу. С помощью беседы персонажа с детьми эта спорная ситуация была решена. Все ребята были очень удивлены, когда определились в выборе настоящих друзей, которыми оказались скромные, тихие дети. В ответах ребята так обосновывали свое мнение: «Хороший друг Вадик Якушев, он никогда не жадничает, всегда делится своими игрушками, он замечает, когда кому-то плохо, старается успокоить, утешить, он добрый, играет со всеми детьми, всегда защитит слабого в группе». После этой беседы многие дети изменили свое мнение о лидерах группы, стали доброжелательно относиться к слабым детям, старались не давать их в обиду.

При работе над произведением нами использовался, так называемый «барометр настроения«, который представлял из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг), куда в нужный кармашек детьми вставлялся флажок. У каждого ребенка была своя меточка, например, (кукла, лисичка, роза . ) Данный барометр практиковался при работе над произведениями, когда оценивались поступки героев, при этом каждый ребенок мог выразить свое отношение к происходящему.

Так же детям предлагалось определить свое настроение, с каким он пришел в детский сад. При этом легко было выявить детей с плохим настроением.

Параллельно велось внедрение комплекса в работу с родителями. Были проведены консультации, родительские собрания. С большим желанием родители включались в игры — тренинги, где мы вместе обсуждали какую – либо ситуацию ( н-р, «ваш ребёнок не убирает за собой игрушки»). Родителям предлагалось вспомнить слова, с которыми они обычно обращаются к ребёнку в подобных случаях («неаккуратный», «непослушный», «не получишь сладкого»). Предлагалось родителям выделить те высказывания, которые содержат поддержку и позитивные оценки («Мне очень понравилось, что ты очень быстро убрал вещи», «Я думаю, что ты сегодня очень устал и сделаешь это утром»). Необходимо стимулировать родителей сделать новый список таких высказываний как можно более полным.

Было проведено родительское собрания на тему «Всего важней погода в доме». Подготовка к нему велась в течение месяца, детям и родителям предлагались задания на дом: нарисовать портрет своей семьи, найти пословицы о дружбе, рассказать о традициях своей семьи. Родителям предлагались вопросы для обсуждения: Из чего складывается погода в доме? Кто, на ваш взгляд регулирует погоду в доме? Тесное общение детей и родителей благотворно повлияло на эмоциональный фон в группе. Родители с желанием посещали родительские собрания, активно участвовали в беседах, применяли полученные знания при общении с детьми.

Проводя работу с педагогами необходимо заинтересовать воспитателей новой темой, систематически общаться с педагогами по данной теме, используя такую форму работы как консультации, которые проводились один раз в месяц. Темы консультаций отражали актуальность и новизну данного вопроса: «Понятия об эмоциях и чувствах», «Многообразие эмоций», «Художественная литература, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» и т. д. …

На первых консультациях присутствовали все желающие, не зависимо от того, на какой возрастной детской группе работали воспитатели. Хочется отметить, что посещаемость первых консультаций была низка. Не все педагоги считали данную тему значимой в работе с детьми. Однако, после проведения открытого занятия по эмоциональному развитию детей средствами художественной литературы, многие педагоги проявили интерес к данной теме. В ходе занятия были показаны действенные методы и приёмы работы с детьми. По просьбе педагогического коллектива продолжилась просветительская деятельность по данной теме. Материал был разграничен по возрастным критериям: младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст. Приглашались на консультации воспитатели данных возрастных групп: «Как читать детям младшего дошкольного возраста?» «Методы и формы работы с художественным произведением со старшими дошкольниками» и т. д. …

Педсовет на тему: «Дети, литература и эмоции» заинтересовал всех педагогов. Воспитатели активно участвовали в обсуждении таких вопросов как: эмоции и личность; литература в жизни детей … В ходе педсовета использовался такой метод работы с педагогами, как «педагогический бой».

Разделив педагогов на две команды, задавались вопросы по данной теме. На обдумывание вопроса давалась одна минута, после чего поочерёдно выслушивались и оценивались ответы по 3 – х бальной системе. При этом учитывались: быстрота при подготовке ответа; правильность, краткость, оригинальность ответа; умение дать обоснование.

Педсовет прошёл в активной рабочей обстановке. Педагогический коллектив д/с «Ладушки» осознал значимость данного вопроса. Решением педагогического совета было принято решение использовать художественную литературу как средство развития эмоциональной сферы дошкольников. Полученные теоретические и практические знания позволили повысить самооценку и профессиональный уровень педагогов.

Результатом данных мероприятий при работе с педагогами является обогащение и систематизация знаний по проблеме эмоционального развития дошкольников.

Вот некоторые выдержки родителе й и педагогов.

Педагог Елена Александровна: «Для себя я сделала вывод, что актуально использование художественной литературы для развития эмоциональной сферы дошкольников, т.к. она является самым доступным для понимания детей видом искусства».

Родители Федуловы Елена Александровна и Анатолий Петрович: «Самое главное, что нам удалось сделать, так это достичь доверия в отношении с нашим сыном. Мы научились слушать и слышать своего ребёнка. Общение родителей с детьми в условиях детского сада благотворно влияет на атмосферу в семье и в группе».

Таким образом, мы стремились обобщить весь, накопленный нами опыт в единый методический комплекс, который ориентирована на поддержку положительного настроя на взаимоотношения детей в группе и в семье, а так же повышение профессионального уровня и самооценки педагогов.

В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, — это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.

Художественный потенциал детской литературы очень велик, но, изучив научную и специальную литературу по данной теме, можно сделать вывод, что детские сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки для развития эмоций у детей используются редко, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.

В период дошкольного детства значительно обогащается содержание эмоциональной сферы ребёнка, происходит не только развитие представлений о том, как нужно себя вести в определённой ситуации, но и начинает своё развитие воля.

Формирование эмоций и чувств, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать Действенным средством для этого является художественная литература.

Считаю, что данный опыт работы будет полезен воспитателям, работающим с дошкольниками. Результаты будут более эффективны, если осуществлять преемственность между детским садом и школой.

Цель: Изучение понимания эмоциональных состояний детей, изображенных на картинках.

Материал. Картинки с изображением детей, у которых ярко выражены следующие эмоции:

Источник

Оцените статью