Развитие эмоций чувств у детей дошкольного возраста

Развитие эмоций чувств у детей дошкольного возраста

Развитие эмоций у ребёнка с 3 до 7 лет

Детство, которое длится до школы – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но значение этих лет, для человека самое важное в жизни, и от них зависит очень многое. В этот период жизни его развитие идет очень быстро и стремительно. Когда малыш совсем ещё беспомощный, он ничего не умеет делать самостоятельно. Ребенок, за первые годы своей жизни приобретает хоть и маленькое, но уже самостоятельное и активное Я. Каждая сторона психики ещё маленькой личности получает конкретное развитие, тем самым закладывая фундамент для дальнейшего роста и изменений в личности.

Важной составляющей в развитии дошкольников является эмоциональная сфера, так как никакое общение, не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Умение понять свои эмоции и чувства является одним из самых важных моментов в становлении личности растущего человека.

Множественные физиологические изменения в организме зависят от эмоционального состояния. Формирование эмоций дошкольника – важнейшее условие дальнейшего развития его личности. С рождением ребёнка на свет одновременно появляется его личность. Сложность отношений между предметами его потребностей объясняет необычайное разнообразие эмоций дошкольника.

Эмоции обретают разный характер из-за конкретных условий возникновения ситуаций, в следствии чего у ребёнка появляется желание, направленное на их достижение, появляется новая эмоция (положительная или отрицательная). К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека.

Эмоции – это некий внутренний язык, это как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребности значимости происходящего. У детей дошкольного возраста отношение к окружающему, происходящему выражается не в речевой сфере, а в собственном поведении, в эмоциях (радость, восторг, каприз, гнев и так далее). Поэтому, по мнению психологов, эмоции дошкольников гибкие и управляемые. Эмоции дошкольника отражают отношения между мотивами и реализацией, которые отвечают этим мотивам деятельности. В этом состоит особенность эмоций. Эмоции в деятельности ребёнка выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. В зависимости от того, какой характер носит эмоция, так и будет рассматриваться дальнейшая её корректировка.

Развитая эмоциональная сфера способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. С другой стороны, нарушения в эмоциональной сфере вносят дисбаланс и в личностное развитие, особенно в дошкольном возрасте, когда личность ребенка активно формируется.

На развитие личности влияет эмоциональный фактор, который может вносить большую роль на дальнейшее развитие индивида личности. А эмоциональное воспитание является не только одной из главных целей воспитания, но и не менее важный элемент в его содержании. В дошкольном возрасте (пока гибкое личностное развитие) можно исправить и направить в нужном русле будущее эмоциональное воспитание.

Эмоция – это сложное переживание, которое связанно с социальными потребностями маленького человека, это важная составная часть его духовной жизни и внутренний мотив поведения, опосредствованный фактор и контрольная сила.

Эмоция – это психический процесс абсолютно разной продолжительности, который может отражать субъективное, оценочное отношение к различным ситуациям и окружающему миру и который длится в зависимости от обстоятельств.

Во время возникшей эмоции организм дошкольника приобретает возможность очень выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро отреагировать на внешние отвлекающие факторы, не определяя их типы, формы и другие частные определённые параметры их воздействия. Ребёнок быстрее, чем взрослый реагирует на происходящие ситуации.

С каждым годом у ребёнка пополняется копилка эмоций, тем самым пополняя его личные знания и умения регулировать ими.

Отсюда следует, что его можно быстро привлечь и заинтересовать любым действием, то есть скорректировать эмоцию.

Поэтому крайне важно ребёнку обеспечить нормальную атмосферу, естественное развитие эмоций, изучить факторы, которые оказывают непосредственные положительные или же отрицательные влияния на нее, для того чтобы можно было вовремя обнаруживать и устранять негативные влияния. Это, естественно, будет создавать благоприятную среду для развития эмоциональной сферы, а, следовательно, и психики ребенка в целом.

Читайте также:  Желаю вам солнечных настроений

Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности

Эмоции располагают непосредственным отношением к активации организма. Часть из них повышают уровень активации, к примеру, гнев. Это так называемые стенические эмоции. Другие же, напротив, снижают уровень активации, демобилизуют. К примеру, тоска. Эти эмоции называют астеническими.

Также различают эмоции покоя и эмоции ожидания. Первые сопровождаются ощущением расслабления и возникают, если цель достигнута либо стало ясно, что она недостижима. Например, умиротворенность, разочарование. Эмоции ожидания сочетаются с чувством напряжения, которое возрастает по мере приближения к цели или возникает в амбивалентной ситуации, при столкновении полярных желаний, перед развязкой или окончательным решением.

Существуют различные виды эмоций: тоска, тревога, страх, обида, вина, разочарование, скука, радость, удовольствие, гнев и другие.

Тоска – это переживание потери, сопровождается ощущением тяжести и душевной боли.

Тревога является эмоциональным состоянием, возникающим в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Страх же является эмоцией, возникающей в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Обида – это чувство недовольства со стремлением обвинить другого, переложить на него ответственность за неудачу.

Вина – переживание личной ответственности с упреками и осуждением самого себя, чувство противоположное обиде.

Разочарование – чувство, сопровождающее утрату ценностных представлений, потерю веры в то, что ранее составляло смысл существования.

Скука – отсутствие стремлений и интересов. Эта эмоция не врождённая, а выученная. Например, у ребёнка очень много игрушек, разных развлечений. И это делает его мало восприимчивым к новым эмоциям. В этом случае дошкольник испытывает скуку.

Радость – предчувствие или переживание успеха. Например, ребёнок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не образцу. Мотив оценке носит предметный или житейский характер. К пяти годам он начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети получают эстетическое наслаждение. Дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше. чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребёнок улавливает внутреннюю характеристику художественного образца. Способность к эмоции радости индивидуальна и также передаётся на генетическом уровне.

Удовольствие – чувство приятного от сделанного или удовлетворения физиологической потребности.

Гнев – это эмоция, которая зачастую несёт агрессивный характер; направленна с целью разрушения одушевлённого или неодушевлённого предмета.

Восторг – это восхищение чем-либо, наивысшее проявление радости. Когда с дошкольником случается неожиданно приятное чувство – появляется мгновенно эмоция – восторг.

Источник

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Наталья Ковалевская
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Читайте также:  Если чувствуешь сердцебиение плода

Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Сущность педагогического опыта

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями,которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

Дидактическое пособие «Дикие животные».

Атрибуты для конструирования.

Панно «Времена года».

В группе есть центр творчества. Разнообразный материал для детского творчества способствует реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

В группе есть минибиблиотека — книги и иллюстрации к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

Уголок природы. Заботясь о цветах дети учатся любви и бережному отношению к природе.

Уголок эмоций. Изображены коты с различными настроениями (грустный, злой, веселый, добрый). Дети рассматривая изображения котов, определяют их настроение, сопоставляют свое настроение с изображенным. Показывают различные эмоции и чувства с помощью мимики.

В делении зон так же учитываю гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Рисование. Детский рисунок — это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка — это отражение его мыслей и чувств. Рисуя,малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Поэтому в своей работе использую как традиционные техники рисования, так и не традиционные – рисование солью, манкой, пшеном, свечой и др.

Лепка. Лепка благоприятно влияет на нервную систему ребенка, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств: радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так.

В ясельной группе для снятия эмоционального напряжения использовала соленое тесто. Со второй младшей группы веду кружок «Волшебное тесто». В результате работы кружка в группе преобладает положительный эмоциональный настрой; дети учатся работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, что способствует развитию социально- личностных качеств; учатся самостоятельно выбирать способы создания выразительных образов, используя для этого основные технические приемы.

Читайте также:  Гроза днем маршак какое настроение

В группе постоянно создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий детей.

Для развития эмоций в своей работе использую театрализованные игры. Дети с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы прийти на помощь. Для театрализованных игр подбираю как весёлые, так и грустные произведения с учётом познавательных ценностей детей.

В работе с детьми использую режиссёрские игры — это настольный театр или плоскостной. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации, очень нравятся детям. В играх – драматизациях они лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Музыка. Музыкальное искусство представляет собой неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Поэтому в своей работе я постоянно использую музыкальные произведения, как средства для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Мы с детьми под веселую музыку выполняем разученные ранее с музыкальным руководителем танцевальные движения; во время изобразительной деятельности использую музыку, как фон; во время релаксации слушаем звуки природы и др.

В группе есть подбор различных музыкальных произведений.

Психогимнастика. Она помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Специальные этюды, упражнения и игры помогают корректировать различные стороны психики ребенка (как познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).

В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., проходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Художественная литература. Для развития эмоций у детей, большое значение отвожу художественной литературе. Слушая рассказы и сказки, стихотворения дети учатся сопереживать героям, начинают замечать проблемы окружающих людей. Процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Через художественные произведения ребенок получает знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Анализируя с детьми прочитанное художественное произведение, учу их понимать внутренний мир героев, сопереживать, верить в силы добра.

На примере поступков героев произведений, дети учатся преодолевать негативные стороны своего характера, что способствует более успешной социальной адаптации.

В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В перспективе планирую продолжить работу по развитию эмоционально-волевой сферы у детей, пополнять предметно – развивающую среду в группе.

1. Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ.

2. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.

4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Источник

Оцените статью