Развитие эмоциональной стороны речи

Мастер-класс «Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи»

Елена Коржова
Мастер-класс «Формирование эмоциональной сферы ребенка как средство развития выразительности речи»

Мастер- класс на тему:

«Формирование эмоциональной сферы ребенка, как средство развития выразительности речи»

Обучение использованию игр, тренингов, упражнений направленных на формирование эмоциональной сферы для решения задач по развитию выразительности речи

1. Сформировать представление о возможностях применения игр, тренингов, упражнений направленных на формирование эмоциональной сферы при организации образовательного процесса.

2. Обучить некоторым приемам организации и проведения игр- тренингов.

3. Вызвать у участников мастер-класса к проблеме и желание развивать свой творческий потенциал.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Выразительность речи, это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка.

Психолог и философ, С. Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи»писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше выступает в ней говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

«Выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства- просодику- сложный комплекс элементов, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций и включающих:

Мелодику речи- совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляцию высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи- упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная её смысловым заданием.

Интенсивность произнесения- степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости при артикуляции звуков, особенно гласных.

Темп речи- скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обуславливающее степень её артикуляционной и слуховой напряженности.

Тембр голоса- окраска, качество звука.

Логическое ударение- интонационное средство; выделение какого- либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

Интонация- сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающих мелодику, темп, ритм, тембр.

Роль интонации огромна. Она усиливает значение слова и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому который они выражают.

Например обычное слово «Да».Давайте поэкспериментируем:

Скажем это слово:

Вот сколько смысловых оттенков можно передать одним словом.

Наряду с вербальными средствами выразительности речи существуют и невербальные-мимика, жесты, поза. Их мы развиваем, через познание эмоций.

Для ребенка распознание и передача эмоций- сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития.

Мы начинаем знакомить детей с собственными эмоциями со 2 младшей группы. Это дает возможность детям в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволить негативным эмоциям руководить мыслями, поступками и чувствами. И конечно у человека, который может выражать эмоции очень, выразительная речь.

Развитие представлений об эмоциональных состояниях может осуществляться как фронтально, так и индивидуально (с одним ребенком, подгруппой детей)

Примерные фронтальные занятия по развитию эмоциональной сферы приведены в книге «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О. С. Ушаковой (стр. 66-83).

В свободной и совместной деятельности с воспитателем можно предложить детям игры тренинги.

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения.

«Солнышко» — улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, греет шерстку, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство).

«Теплый ветерок» — подул ветерок, он теплый, нам приятно.

«Туча» — туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча.

«Дождик» — закапал дождик, ребятки радуются, смеются.

Читайте также:  Называю дочку радость моя

«Ветер» — налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

Ход: со словами «ветер дует на того …» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например, на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т. п.Слово ветер можно заменять на разновидности ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т. п., регулируя дыхание и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.

Ход: на полу мелом рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети – туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

«Тренируем эмоции»

Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Ход:педагог предлагает детям:

— нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

— улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;

— позлись, как гром, вихрь, ураган;

— испугайся, как человек, увидевший молнию;

— устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;

— отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

— Музыкотерапия «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.

Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин. каждая.

Ход: педагог включает музыку, дети выполняют под нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.

а) «Течение воды» — плавная музыка;

б) «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;

в) «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;

г) «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;

д) «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Материал: листы бумаги, ножницы.

Ход: педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу – сделать «дождинки — капельки» (в течение 3 мин.). По окончании работы дети по очереди подбрасываю вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т. п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег»).

«Цветок» (сопровождается плавной музыкой).

Цель: снятие мышечного психоэмоционального напряжения, способности выражать чувства и эмоции.

Ход: педагог предлагает детям «превратиться» в семечко – теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Ход: педагог предлагает детям представить, что они ивушки – стоит ивушка (дети стоят, подняв руки – веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы – веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются). Педагог предлагает встряхнуть руки,ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец».

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие эмоциональной чувствительности, умения выражать различные эмоции при помощи жестов и мимики.

Темы: «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: педагог предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.

Читайте также:  Тест учебный стресс щербатых

Цель: развитие умения определять эмоциональную экспрессию лица человека.

Материал: демонстрационный и раздаточный наборы карточек-моделей «Человечки настроения» с изображением различных эмоций.

— Вариант 1 — ведущий показывает детям карточку с «человечком», дети изображают эмоцию, педагог отгадывает.

— Вариант 2 – педагог показывает эмоцию на своем лице, дети поднимают соответствующую карточку с «человечком».

Обучая детей эмоциональной грамотности, мы тем самым формируем психологическое здоровье ребенка и конечно сможем сделать речь ребенка более выразительной Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.

Более подробно можно посмотреть практический материал в пособиях:

«Развитие эмоций дошкольника» под ред. В. М. Минаевой.

«Эмоциональное развитие дошкольника» под. ред. А. Д. Кошелевой

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Источник

Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи

Ольга Бадашова
Понимание эмоциональной стороны речи детьми с тяжелыми нарушениями речи

Установление положительного эмоционального взаимодействия, в том числе и понимание эмоциональной стороны речи, является на наш взгляд, важным условием для благоприятного проживания детьми своего дошкольного детства в условиях образовательного учреждения. В психологических исследованиях отечественных ученых (В. П. Морозов, А. Х. Пашина и др.) важным компонентом взаимоотношений человека с окружающим миром обозначено восприятие эмоционального состояния говорящего по голосу. А способность ребёнка к эмпатии формируется через развитие восприятия и понимания речи других людей по голосу. Развитие эмоциональной чувствительности, таким образом, способствует продуктивному взаимодействию в социуме (И. В. Ковязина). Исследования в области психофизиологии; а именно, изучение межполушарной асимметрии мозга, показали, что голос является невербальным средством общения (Н. И. Горелов, В. П. Морозов, Н. Н. Брагина и др.). Левое полушарие (Рациональный мозг) ответственно за способность человека логически, связно говорить и воспринимать логику слова. А правое (эмоциональный мозг) ответственно за формирование эмоционально-образных свойств речи и их восприятие в голосе другого человека.

Дети с ТНР (нарушением всех компонентов речевой системы) при нормальном слухе и сохранном интеллекте обладают правополушарной ориентировкой в языковом материале. При восприятии и понимании речевого материала они опираются не на невербальную составляющую, на эмоциональный контекст речи (А. Х. Пашина). По мнению И. В. Ковязиной [1], это свидетельствует о высоком развитии эмоционального слуха, по сравнению с детьми нормального уровня развития. Учеными доказана взаимосвязь индивидуальных особенностей личности и эмоционального слуха. К примеру, успешность опознавания зависит от эмпатии, уровня тревожности, эмоционального фона во время участия в эксперименте (А. Х. Пашина). Причем, эмоциональный слух, зависимый от природных свойств мозга, называют пассивным, а совершенствующийся и развивающийся в процессе обучения – активным.

Читайте также:  Человек чувствует себя виноватым что делать

Затрагивая процесс понимания эмоциональной стороны речи, мы считаем необходимым расширение «словаря эмоций» ребёнка старшего дошкольного возраста. То есть увеличение количества понятий, которыми ребёнок может оперировать, объясняя эмоциональное состояние.

Исследования в этой области позволили ученым определить схему эмоции. К еёэлементам отнесены: сама ситуация, вызывающая эмоцию; внешние проявления, мимические и вокальные; сопутствующие физиологические изменения; поведенческие следствия; желания, мысли.

Н. Д. Былкина и Д. В. Люсин [3] в своем исследовании выделили уровни развития способности соотносить причину эмоции и её внешние проявления как когнитивную схему эмоций. По данным авторов, дети 5-6 лет идентифицировали эмоцию, основываясь только на одном источнике информации (ситуация или выражение лица). А дети 6-7-лет «совершали попытку» учитывать оба источника информации.

Таким образом, эти данные позволяют предположить, что если процесс развития понимания эмоциональной стороны речи насытить соответствующим содержанием, расширив эмоциональный словарь ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР, то и эффективность коррекционно-развивающей работы повысится. А следовательно, улучшится качество и результативность речевого развития.

1. Ковязина И. В., Агавелян О. К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. https://cyberleninka.ru/article/v/emotsionalnyy-sluh-kak-put-kompensatsii-obschego-nedorazvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

2. Морозов В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды ФГБУН Институт психологии РАН. 436 печ. страниц – 2017 год https://mybook.ru/author/vladimir-morozov-2/yazyk-emocij-i-emocionalnyj-sluh-izbrannye-trudy/

3. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе. Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин, Институт психологии РАН 2001 http://creativity.ipras.ru/texts/books/pozn_society/bilkina&lusin_pozn_society.pdf

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Источник

Оцените статью