Психофизиологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Причиной возникновения ДЦП считается раннее поражение мозга, обычно внутриутробное. Оно может происходить в результате перенесения матерью во время беременности различных инфекционных заболеваний, «резус-конфликт».
Иногда к ДЦП приводят такие причины, как нарушения родовой деятельности, асфиксия плода в результате обвития пуповины вокруг шейки плода.
Редко к развитию ДЦП приводят инфекционные заболевания, осложняющиеся энцефалитом, травмы головного мозга, перенесенные ребенком уже после рождения. Детский церебральный паралич по наследству не передается.
Различают несколько форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, антонически-астатический синдром, гиперкинетическая форма.
У большинства детей наблюдаются смешанные формы детского церебрального паралича, т.е. сочетание различных двигательных расстройств.
Основная особенность при ДЦП – существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательные расстройства составляют нарушения в моторике, что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения. Без специальной лечебной и коррекционно-педагогической работы они неблагоприятно воздействуют на формирование нервно-психических функций ребенка.
У детей с ДЦП уже с младенчества отмечаются сосудистые и вегето-сосудистые нарушения. У них могут наблюдаться снижение аппетита, нарушение в работе кишечника, постоянная жажда; может повышаться температура без видимых соматических заболеваний, повышенная потливость, бледность конечностей и др.
У большинства детей наблюдаются нарушения сна. С первых дней жизни отмечаются определенные трудности при сосании, глотании. Все это приводит к тому, что ребенок истощается физически больше, чем его здоровые сверстники и значительно отстает от них в физическом развитии.
Часто таким детям присущи различные страхи. Они могут возникать при различных прикосновениях, изменении положения тела или смены привычной окружающей обстановки на незнакомую. Дополнительно эти дети могут бояться высоты, темноты, закрытых пространств и новых необычных предметов. При страхах меняется общее соматическое состояние ребенка: у него учащается пульс, повышается тонус мышц, увеличивается потливость, нарушается дыхание, может подниматься температура тела, усиливаются гиперкинезы.
С первых дней и месяцев жизни у ребенка с ДЦП нарушается коммуникативно-познавательное поведение, которое имеет важное значение для гармоничного развития ребенка. Из-за врожденных нарушений в двигательной сфере больной ребенок не может повернуть голову произвольно, перевести свой взгляд с одного предмета на другой, приблизиться и схватить интересующий его предмет. В силу имеющихся нарушений у малыша так же нарушены голосовые реакции, они невыразительны интонационно. Все это приводит к определенным трудностям при формировании начальных коммуникативных реакций и целенаправленного поведения ребенка.
Из-за имеющихся двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослого. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.
У большинства детей с ДЦП нарушаются речь, зрение и слух в результате раннего поражения головного мозга. Степень нарушения речи зависит от времени и локализации поражения головного мозга. Большое значение имеют и так называемые вторичные нарушения, которые происходят в постнатальном развитии ребенка. Задержки развития речи или отставание в речевом развитии обусловлены тем, что дети с ДЦП имеют достаточно небольшой объем знаний и представлений об окружающем, недостаточно общаются и имеют ограниченное число социальных контактов. Дополняет неблагоприятное воздействие на ребенка и тем самым усугубляет его развитие длительное нахождение ребенка в лечебном учреждении, в отрыве от матери, и смена окружающей обстановки. Если ребенок находится в домашних условиях, то взрослые стараются облегчить его состояние и не формируют потребности в речевом общении, тем самым часто неосознанно мешая развитию речи своего ребенка.
У детей с ДЦП речедвигательный анализатор нарушен органически. Это приводит к нарушениям не только звукопроизношения, но и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисунка речи. При ДЦП основными нарушениями являются фонетико-фонематические, и в первую очередь, дизартрия.
Снижение зрения очень характерны для детей с ДЦП. У них может наблюдаться косоглазие. Поэтому зрительное восприятие затруднено, замедлено. Это же относится и к способности переключаться с одного предмета на другой. Все эти нарушения приводят к ограниченной познавательной деятельности у детей.
Нарушение слуха отмечаются в среднем у каждого четвертого ребенка, больного ДЦП. В зависимости от формы ДЦП нарушения носят разнообразный характер: от незначительного снижения слуха до полной глухоты.
Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не дается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему. У некоторых детей при утомлении может возникнуть двигательное беспокойство. При этом ребенок жестикулирует, у него усиливаются гиперкинезы, может быть слюнотечение.
Дети с ДЦП очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведении. Такие дети очень впечатляемы, их легко обидеть.
Все эти особенности необходимо учитывать педагогам при работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Учитель-дефектолог РПМПК Шилова Т. Г.
Литература: Т. Б. Епифанцева и др. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов – на Дону «Феникс» 2008.
Источник
Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога
статья на тему
Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_13-14.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия развития эмоциональной сферы дошкольников
с нарушением опорно – двигательного аппарата
в деятельности социального педагога
Одним из источников активности развивающейся личности ребенка дошкольника выступает эмоциональная сфера. Она играет важную роль в жизни детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как помогает воспринимать окружающий мир и адаптировать в нем. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей воспитанников в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями и оставляющих неизгладимый след в их душе. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.
Изучение особенностей аффективной сферы детей имеет сегодня не только теоретическое, но и конкретное практическое значение. Как известно, аффективная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П.К. Анохин, П.В. Симонов, К.В. Вилюнас, Е. Изард и др.).
Аффект, по словам Л.С. Выготского, участвует «. в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента», поэтому проблемы в аффективной сфере не могут не повлиять на характер психического развития.
В данном контексте эмоциональная сфера выводится в ранг базовых основ личности дошкольника, ее «центрального звена» (Л.С. Выготский), «ядра индивидуальности» (А.В. Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире. При этом нарушения эмоциональной сферы как третичный дефект у данной категории детей становится все более разнообразным и трудным для осуществления коррекционной поддержки (В.З. Денискина, Е.Е. Дмитриева, JI.A. Дружинина, В.А. Кручинин, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова и другие).
Педагоги, обучающие и воспитывающие дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, достаточно часто сталкиваются с такими проявлениями как эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, боязливость, пониженное настроение, эмоциональные срывы, аффективная возбудимость, агрессивность в сочетании с импульсивностью и неспособностью к волевым усилиям. Это обуславливает трудности в усвоении социальных норм и повышает риск дезадаптации на следующем этапе развития.
Вместе с тем, введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования определяет деятельность социального педагога, направленную на формирование личностных качеств, коррекцию недостатков в психическом развитии дошкольников, что обеспечивает социальную успешность детей.
Таким образом, возникает противоречие между пониманием значимости развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата и недостаточной разработанностью условий ее развития в образовательно-воспитательной деятельности социального педагога в ДСКВ.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: какие условия необходимо реализовывать в деятельности социального педагога для развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Все это определило актуальность выбора темы исследования «Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога».
Цель: определить и экспериментально проверить условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательно – воспитательной деятельности социального педагога.
Гипотеза: развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата будет эффективно, если:
- образовательно – воспитательная деятельность выстраивается с учетом структуры дефекта и ведущего вида деятельности дошкольников;
- развитие эмоциональной сферы носит системный, последовательный характер работы с привлечением воспитателей ДСКВ и родителей дошкольников.
Исследование проводилось в МДОУ ДСКВ № 3 «Солнышко» Анжеро –Судженского городского округа с дошкольниками средней, старшей и подготовительной группы.
В процессе констатирующего эксперимента проводилось изучение анамнеза развития, определение структуры дефекта каждого дошкольника исследуемой группы.
В результате исследования экспериментальной группы нами было выявлено три уровня развития эмоциональной сферы детей.
I группа (норма развития) — 12 %. Дошкольники с нарушение опорно-двигательного аппарата не имеют отклонений в эмоциональной сфере, воспитываются в благополучных семьях, также им оказывалась своевременная психолого – медико – педагогическая помощь.
II группа – 46 %. У детей прослеживается эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, трудности в понимании эмоциональных состояний, бедность эмоциональных проявлений.
III группа – 42 % . У детей с отклонениями в эмоциональном развитии.
Дошкольники не понимают эмоциональных состояний, у них прослеживается бедность эмоций, повышенная тревожность и, как следствие, одиночество, страхи; дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками.
Нарушения опорно-двигательного аппарата осложнены задержкой психического развития и семейным неблагополучием.
Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин:
- конституциональные причины (тип темперамента, степень тяжести двигательного дефекта, наличие нарушений в сенсорной и интеллектуальной сфере);
- особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением (семейное воспитание, опыт общения со сверстниками и своевременность оказания ПМП воспитанникам и их родителям).
В целом данные констатирующего эксперимента показывают, что у всех детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проявляются негативные реакции, когда педагоги пытаются их включить в совместные игры и занятия.
Все это указывает на необходимость проведения образовательно – воспитательной работы, дающей возможность обогащения эмоциональной сферы, улучшения понимания дошкольниками с нарушением опорно-двигательного аппарата своих эмоциональных состояний и состояний других людей и формирование умений адекватно выражать эмоциональные реакции.
На основе выявленных особенностей эмоционального развития мы подобрали курс психогимнастик, этюдов, игр, упражнений и авторских занятий, направленных на развитие эмоционально – личностной сферы, данный материал был систематизирован и оформлен в программе по социально-личностному развитию «Я-ТЫ-МЫ».
В ходе формирующего эксперимента использовались групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками, индивидуальные консультации и тренинговые занятия с родителями.
Формирующий эксперимент проводился в течение двух лет.
Результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что выделенные условия являются эффективными.
I группа (норма) — увеличилась на 15 % и составила 27 %.
III группа уменьшилась на 30 % и составила 12 %.
У дошкольников III группы прослеживается незначительная или неустойчивая положительная динамика, в связи с наличием у дошкольников осложненного дефекта, семейного неблагополучия и действием депривационного механизма на ранних этапах развития. Данной группе дошкольников требуется более длительное и комплексное оказание ПМП помощи.
Данные исследовательской работы свидетельствуют об актуальности выбранной темы и эффективности условий развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в деятельности социального педагога.
Практическая значимость нашего исследования заключается в апробации эффективных условий и составлении программы развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в деятельности социального педагога.
- Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М. Стёпина ; под. ред. Н.А. Светлова. — М. : Айрис — пресс, 2006. – 160 с.
- Ковалец, К.В. Азбука эмоций [Текст] : методическое пособие для
работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и
эмоциональной сфере / К.В. Ковалец ; под. ред. Н.С.Сурьянинова. — М.: Владос, 2004. – 136 с.
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное
пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева ; под. ред. Т.Л.Козлова.
— Ярославль : Академия развития, 1997. – 208 с.
Источник