Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
статья на тему
Консультация для родителей и сотрудников детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_razvitiya_i_korrektsii_emotsionalnoy_sfery_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 610.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Поэтому взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки — важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:
• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
В занятиях используются следующие методические средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
• принятие своего имени;
• принятие своих качеств характера;
• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3. Коммуникативные игры:
• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
• игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов — одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастичеоких упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции
Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.
Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
Источник
Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника
Елена Тихомирова
Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника
Хочу представить вашему вниманию доклад на тему
«Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.
цетата Л. С. Выготского
При работе с детьми в данном
направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:
умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
— умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Для развития эмоциональной сферы дошкольника можно использовать следующие методические средства:
психогимнастика, творческие методы, релаксационные, эмоционально-символический и игры.
Можно все игры и упражнения направленные на эмоциональную сферу дошкольников сгруппировать в
Игры и упражнения для развития базовых эмоций
Игры и упражнения для стабилизации в период адаптации
Игры и упражнения для социально-эмоционального развития
Игры и упражнения для снижения уровня агрессии
Релаксационные игры и упражнения
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы дошкольников
Примеры игр можно получить у Марии Валерьевны.
Методы основанные на творчестве.
(Виды арт-терапевтической деятельности.
Я назвала их методами основанными на творчестве, так как воспитатели не занимаются коррекцией и лечением эмоциональной сферы, то есть терапией. Этим занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Хотя в своей развивающей работе вы используете элементы арт-терапевтических методов и техник.
Музыкотерапия 1.2 Библиотерапия 1.3 Драмотерапия 1.4 Игротерапия 1.5 Изотерапия 1.6 Маскотерапия 1.7 Коллаж 1.8 Песочная терапия 1.9 Цветотерапия 1.10 Сказкотерапия 1.11 Фототерапия 1.12 Глинотерапия
На некоторых из них мы остановимся более подробно
Творческие методывключает в себя различные виды искусства: рисование, танцы, музыку, литературу, фотографию, лепку.
Главная цель этого направления помочь в гармонизации развития личности путем формирования способностей самовыражаться и познавать свой внутренний мир.
Существуют две основные методики этого направления развития личности: пассивная и активная. Пассивный подход заключается в потреблении человеком произведений творчества, созданными другими людьми. Например, РЕБЁНОК может рассматривать созданные кем – то картины, слушать произведения различной художественной направленности, слушать музыкальные произведения.
Активный подход к творчеству основывается на создании данных объективных реальностей самостоятельно.
Важно! При активном способе участия важен сам процесс творческой деятельности, а не его итог.
Давайте более подробно рассмотрим некоторые творческие методы развития эмоциональной сферы.
Прослушивание музыкальных произведений. Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер.
Вокалотерапия, хоровое пение песен.
ритмические движения под музыку,
игра на детских музыкальных инструментах,
С помощью активной музыкотерапии детей учат распознавать собственные чувства и эмоции.
под музыку совершаются дополнительные творческие действия:
Рисование, игра и т. П.
У детей данный метод показывает наивысшие результаты.
Изотерапия — терапия, в первую очередь, рисованием. Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все
виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны, засушенные листья. В последнее время очень популярны рисование пальцами, ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле и т. д.
некоторые техники изотерапии.
Техника «Марания», Акватушь, «Монотипия», «Рисование клубком», Ниткография», «Рисование историй», «Рисование по кругу», «Парное рисование», «Каракули или штриховка», «Пластилиновая композиция», «Мандала», «Рисуем эмоции»,
«Рисование пальцами», «Рисование на воде», «Рисование на стекле».
С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле детей.
Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы. Можно выделить следующие методы игротерапии: Песочный, Сказкотерапия, Активный, Пассивный,Куклотерапия, Освобождающий, Структурированный, Терапия отношениями, Музыкальный
Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками.
Формы работы со сказкой:
1. Рассказывание сказки.
2. Чтение сказки.
3. Рисование сказки.
4. Изготовление кукол.
5. Постановка сказки.
Терапия с песком
Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша.
Можно использовать следующие Техники
«Рисование на песке».
«Медитация на песке».
«Ливень из песка»
Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.
Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.
Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности.Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность малыша, делает его уверенным в себе.
Песочная терапия рекомендуется всем детям без исключения.
Психогимнастика
Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.
Эмоционально-символических метод
Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоцион ально-символических методов, предложенных Дж.Аланом:
Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);
Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.
Релаксационные методы
Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение, избавиться от скованности, почувствовать легкость тела. Систематические упражнения развивают пластику, гибкость, позволяют ребенку избавиться от эмоционального напряжения и усталости. Правильное полноценное дыхание поможет избавиться от сильного напряжения, снять раздражение.
Использование упражнений, основанных на методе активной нервно мышечной релаксации Э. Джекобсона,
дыхательные техники,
С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок все это способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.
Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Музыка сама по себе несет множественные терапевтические эффекты и влияет на самочувствие человека. Выделяют групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей поставленных специалистом. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат. В некоторых случаях может применяться живое исполнение музыки.
Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую и катарсическую функции [3].
Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.
Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональныхвозможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.
Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть её — не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис — от греческого — очищение — первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершающуюся его смертью».
Справка. Интеграционная Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием.В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.
Источник