Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами сказкотерапии

СКАЗКОТЕРАПИЯ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
статья

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_vysupleniya_na_pedsovete_2_2019.docx 20.28 КБ
skazkaterapiya.pptx 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОE УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-ДЕТСКИЙ САД №18

143980, Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пионерская, дом 13, а, тел. 8 (495) 522-81-49

e-mail: polyanka.18@mail.ru сайт: zddou18.edumsko.ru

на педагогическом совете № 2

«СКАЗКОТЕРАПИЯ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

Педагог-психолог Серебрякова Я.А.

Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта.

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

Основные возможности сказкотерапии:

  • Интеграция личности
  • Развитие творческих способностей
  • Развитие адаптивных навыков
  • Совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром
  • Диагностика
  • Обучение
  • Коррекция

1.Развивать речь детей с помощью:

  • Пересказывание сказок;
  • Рассказывание сказок от третьего лица;
  • Группового рассказывания сказок;
  • Рассказывание сказок по кругу;
  • Сочинение сказок.

2.Выявить и поддержать творческие способности детей.

3.Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4.Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5.Развить умение преодолевать трудности и страхи.

6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

7.Укрепить союз «Ребенок – Родитель — Педагог»

Методика «Кукольное интервью»

Возрастное ограничение 5-7 лет

Цель: устранение болезненных переживаний у детей, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, развитие самосознания, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.

Методика разработана в Элизабет Бинг в 1970 году. Изначально методика была создана для решения конфликтов при семейном консультировании. Однако, можно использовать ее и в условиях ДОУ. Работа проводится в малой группе 3-5 человек.

В оригинальной методике Бинг предлагала детям и их родителям выбрать куклу (бибабо) из арсенала психолога. Однако, позднее, методика была переработана. И теперь психолог или педагог в начале методики просят нарисовать сказочного персонажа цветными карандашами.

После того, как дети нарисовали рисунки, педагог просит устроить выставку. Все рисунки выкладываются на ковер/парту.

После этого детей просят подойти и выбрать того персонажа, который больше всего понравился. «Это может быть твой рисунок, а может и чей-то еще.»

Когда дети выбрали персонажей, педагог просит рассказать о них. Как зовут персонаж? Какое настроение у персонажа? С кем он дружит? Чем любит заниматься?

Ответы на эти вопросы будут очень безопасными для ребенка. Потому, что говорит это не сам ребенок, говорит сказочный герой.

Следующее задание (по желанию педагога) может быть рассказать сказку всем вместе от лица сказочных героев. Данное задание можно давать в группах детей, где вы наблюдаете непонимание, агрессию, тревогу.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад № 18 СКАЗКОТЕРАПИЯ — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Выполнила: Педагог-психолог Серебрякова Я.А.

Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта

Основные возможности сказкотерапии Интеграция личности Развитие творческих способностей Развитие адаптивных навыков Совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром Диагностика Обучение Коррекция

З адачи сказкотерапии 1.Развивать речь детей с помощью: Пересказывание сказок; Рассказывание сказок от третьего лица; Группового рассказывания сказок; Рассказывание сказок по кругу; Сочинение сказок. 2.Выявить и поддержать творческие способности детей. 3.Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4.Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5.Развить умение преодолевать трудности и страхи. 6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. 7.Укрепить союз «Ребенок – Родитель — Педагог»

«Кукольное интервью» (5-7 лет) Цель : устранение болезненных переживаний у детей, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, развитие самосознания, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.

Инструкция: нарисуй, пожалуйста, любого сказочного, волшебного персонажа.

Вопросы для интервью: Как зовут персонаж? Какое у него настроение? С кем он дружит? Есть ли у него любимое занятие?

Источник

Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Юлия Белокопытова
Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка «смазывает петли и засовы», вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию,к справедливости и гармонии. Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным «походам» в сказочный мир. Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человек. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии, потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная — как разрушитель. Любая сказка — это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Таким образом, задача психолога, или иначе, сказкотерапевта, — изобрести метод обучения для тех, кто хочет познавать, и метод гармонизации для тех, кто ощущает хаос в душе и внутренний дискомфорт. Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка. Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает строить модели той действительности, с которой имеет дело, и делает он это с помощью сказки, являющейся для него азбукой жизни.

Четыре – пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Это стремление исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научится преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяет сказка и игра. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, где метафорически зашифрована информация о страхе и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным героем сказки. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» с эмоциями, но и учится управлять ими. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями. На занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно — действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников. Для старших дошкольников таким мотивом становится еще и фантазирование, так как оно связано с относительной независимостью от внешних обстоятельств и возможностью действовать по «собственному хотению, по «собственному велению». Развитие эмоционального сферы ребенка оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем.

Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Цель: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста. Задачи: Перечень вопросов.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Литературные и музыкальные произведения — помощники развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Литературные и музыкальные произведения – помощники развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» Эмоции необходимы.

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Конспект занятий Занятие 1 1. Угадай эмоцию Перед детьми пиктограмма с эмоцией, взрослый предлагает отгадать, как она называется. Психолог:.

Музыкальный фольклор как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте проектной деятельности «Калейдоскоп русских праздничных традиций» Актуальность проекта. Условия нашего времени привели к приоритету материальных ценностей над.

План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Педагога-психолога Кафлиной Ю. В. Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» Цель: повысить.

План самообразования «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» План по самообразованию на 2019-2024г. г. Тема: «Сказкатерапия — как средство развития речи детей дошкольного возраста» воспитателя Габдрахмановой.

Презентация «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста». В развитии ребёнка главное место.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта. Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит.

Источник

Читайте также:  Происходит целостное понимание речевого высказывания его эмоционально семантического контекста
Оцените статью