- Статья «Эмоциональное развитие детей с ТМНР» статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
- Конспект занятия по социально — эмоциональному развитию личности с детьми с ТМНР «Это — Я»
- Д/И с мячом «Моё имя».
- Д/И с зеркалом «Моё отражение».
- Д/У «Улыбнись соседу», И/У «Комплименты».
- Д/И «Я очень рада, что … в группе есть».
- Д/У для снятия психоэмоционального напряжения «Солнечный лучик».
- Коллективная аппликация «Солнышко из ладошек».
Статья «Эмоциональное развитие детей с ТМНР»
статья на тему
Это статья об эмоциональном развитии детей с ТМНР. Эмоциональное развитие детей с ТМНР не зависит от их умственных способностей, а зависит от того, насколько удовлетворены их потребности, Способность к выражению эмоций заложена в человеке на генетическом уровне и не требует обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_rebneka_s_tmnr.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
Доктор психологических наук Е.П. Ильин дал следующее определение эмоциям:
«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства , ситуации, затрагивающие его интересы (потребности).
Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».
Почти все теории связывают эмоции с когнитивной оценкой происходящего. Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.
То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен человек или нет.
Дети с любым уровнем умственной отсталости проявляют эмоции.
Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.
Дети, которые не могут понять что такое весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок , могут понимать , что к ним пришел человек, который будет общаться с ними, кормить их , переодевать, мыть …
Дети способны понять комфортно им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.
Эта связь не требует слов, которых дети с ТМНР, как правило, не могут сказать.
Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов. Наиболее наглядно эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу.
Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать.
Его плач показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне. Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.
Ребенок может хотеть есть, пить, спать, у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.
Ребенок может находиться в неудобной для него позе.
Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.
- Потребность в безопасности.
Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.
У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.
Вследствие этого у детей с ТМНР как правило высокая внутренняя тревожность.
Такая тревожность может влиять как на психическое, так и на физическое состояние ребенка.
Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ — недопускании взрослого дотрагиваться до него.
Базовая потребность в безопасности может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.
- Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.
Ребенок может радоваться, если с ним общается взрослый. Ребенок ничего не поймет из того, ЧТО взрослый говорит, однако он поймет, что разговаривают с НИМ.
Ребенку с ТМНР общение также важно как и другим детям, и другим людям на нашей планете.
Дети с ТМНР , имеющие определенную способность к обучению. Например, к подражанию, запоминанию действий, и проявляющую эту способность в общем детском круге, могут очень положительно реагировать на похвалу.
Также ребенок может положительно реагировать на похвалу учителя и на индивидуальных занятиях.
На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех.
Такой ребенок не понимает , что его успехи с точки зрения общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.
Ребенок с ТМНР тоже может стремиться к самореализации.
Он может стремиться сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса.
Он может научиться говорить новый слог, научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот, запомнить действие нажимания на коммуникативную кнопку и др.
Если ребенок осознал, что он достиг чего-то нового, он радуется также как и любой человек.
Таким образом, эмоциональное развитие детей с ТМНР зависит от удовлетворения потребностей, которые подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу.
Если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т.д.
Если потребности ребенка уже дошли до верхних ступенек пирамиды, то сформировавшиеся потребности уже не исчезают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение — важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р.
Опыт работы воспитателя группы детей с ТМНР и учителя по предмету «Адаптивная физическая культура».
Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР. Опыт работы воспитателя и учителя.
Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи: — повторить признаки зимы, названия зимних месяцев.
СИПР для ребенка с ТМНР.
Материал освещает проблемы коммуникации и формирования социальных навыков у детей, проживающих в условиях стационарного учреждения.
У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к .
Источник
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
Марина Николаевна Иванова
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
Доктор психологических наук Е. П. Ильин дал следующее определение эмоциям:
«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности).
Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».
Почти все теории связывают эмоции с когнитивной оценкой происходящего. Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.
То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен человек или нет.
Дети с любым уровнем умственной отсталости проявляют эмоции.
Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.
Дети, которые не могут понять что такое весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок, могут понимать, что к ним пришел человек, который будет общаться с ними, кормить их, переодевать, мыть …
Дети способны понять комфортно им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.
Эта связь не требует слов, которых дети с ТМНР, как правило, не могут сказать.
Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов. Наиболее наглядно эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу.
1. Физиологические потребности.
Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать.
Его плач показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне. Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.
Ребенок может хотеть есть, пить, спать, у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.
Ребенок может находиться в неудобной для него позе.
Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.
2. Потребность в безопасности.
Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.
У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.
Вследствие этого у детей с ТМНР как правило высокая
Такая тревожность может влиять как на психическое, так и на физическое состояние ребенка.
Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ — недопускании взрослого дотрагиваться до него.
Базовая потребность в безопасности может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.
3. Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.
Ребенок может радоваться, если с ним общается взрослый. Ребенок ничего не поймет из того, ЧТО взрослый говорит, однако он поймет, что разговаривают с НИМ.
Ребенку с ТМНР общение также важно как и другим детям, и другим людям на нашей планете.
4. Уважение, статус, нужность.
Дети с ТМНР, имеющие определенную способность к обучению. Например, к подражанию, запоминанию действий, и проявляющую эту способность в общем детском круге, могут очень положительно реагировать на похвалу.
Также ребенок может положительно реагировать на похвалу учителя и на индивидуальных занятиях.
На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех.
Такой ребенок не понимает, что его успехи с точки зрения общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.
Ребенок с ТМНР тоже может стремиться к самореализации.
Он может стремиться сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса.
Он может научиться говорить новый слог, научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот, запомнить действие нажимания на коммуникативную кнопку и др.
Если ребенок осознал, что он достиг чего-то нового, он радуется также как и любой человек.
Таким образом, эмоциональное развитие детей с ТМНР зависит от удовлетворения потребностей, которые подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу.
Если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т. д.
Если потребности ребенка уже дошли до верхних ступенек пирамиды, то сформировавшиеся потребности уже не исчезают.
Список использованной литературы:
1. Бгажников, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. М. – Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г.
2. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г.
3. Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Артики», 2006г.
4. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под. ред Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П., «Каро», 2007г.
Консультация для родителей дошкольников «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка» В наше время, когда в престижные школы даже первокласснику надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется интеллектуальному развитию.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка» Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва.
Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни» Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни». Маленький ребенок не умеющий скрывать своих чувств, искренний и.
Материал для родительского уголка «Психологическое здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие» В последнее время проблемам здоровья и здорового образа жизни уделяется пристальное внимание. Здоровье – это не только отсутствие болезней.
Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав.
Специальная индивидуальная программа развития для ребенка с Тмнр на 2 учебных года СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Индивидуальные сведения о ребёнке ФИО ребенка: Степан Возраст ребенка: 2011года рождения.
Эмоциональное благополучие ребенка «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна!» И. Сеченов Дошкольное детство – период,.
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет Эмоциональное развитие дошкольников 4-5 Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать.
Презентация «Эмоциональное развитие ребенка» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Слайд 1 титульный Продуктивные виды деятельности способствуют активации.
Эмоциональное состояние ребенка в совместной деятельности с педагогом Эмоциональное развитие детей- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоция-это и есть сама жизнь Рассмотрим.
Источник
Конспект занятия по социально — эмоциональному развитию личности с детьми с ТМНР «Это — Я»
Анастасия Маркевич
Конспект занятия по социально — эмоциональному развитию личности с детьми с ТМНР «Это — Я»
Цель:
Формирование представлений о себе.
Задачи:
1. Образовательные:
— закрепление умения приветствовать друг друга, используя рукопожатие;
— закрепление умения узнавать свою фотографию и своё имя в альбоме пиктограмм;
— развитие умения реагировать на своё имя и называть его;
— развитие умения подражать действиям педагога для снятия психоэмоционального напряжения;
— закрепление названий цветов;
— формирование представлений о себе;
— осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям;
— развитие позитивного самовосприятия;
2. Коррекционно-развивающие:
— развитие крупной и мелкой моторики через и/у «Моё имя» и аппликацию «Солнышко из ладошек»;
— развитие слухового восприятия;
— развитие внимания, восприятия, памяти через игровые и дидактические упражнения: «Моё отражение», ««Солнечный лучик».
3. Воспитательные задачи:
— развитие позитивного общения и взаимодействия друг с другом через д/у «Я очень рада, что ТЫ в группе есть…» ;
— создание положительного эмоционального состояния.
Предварительная работа:
— Монтаж презентации «Это – Я»;
— разучивание Д/У для снятия психоэмоционального напряжения «Солнечный лучик»;
— обведение детских ладошек на цветной бумаги и их вырезание.
Оборудование: телевизор, презентация «Это – Я»; альбом пиктограмм и фотографий; игрушка; зеркало (6 шт); ватман с нарисованным солнцем в центре; вырезанные ладошки из цветной бумаги по количеству детей; коробка.
Количественный состав группы: 5 детей 10-12 лет с умеренной степенью УО.
Ход занятия:
Вступительная часть.
Приветствие друг друга словами: «Доброе утро, …», используя рукопожатие;
Нахождение своей фотографии и своего имени (глобальное чтение) в альбоме пиктограмм.
Основная часть.
Дети совместно с воспитателем, сидя на ковре перед ЖК экраном, смотрят презентацию «Это – Я». Педагог комментирует происходящее на экране и задаёт детям вопросы:
— Что делает (имя ребёнка?
— Молодцы, ребята, узнали себя на экране. А теперь давайте встанем в круг и посмотрим насколько вы ловкие.
Д/И с мячом «Моё имя».
Дети встают в круг, воспитатель встаёт в центр и бросает мяч ребёнку, тот называет своё имя.
Затем выбирается водящим ребёнок, он бросает мяч тому, чьё имя назовёт воспитатель.
— Какие вы ловкие, молодцы. У меня для вас есть сюрприз.
Воспитатель вносит коробку с зеркалами и раздаёт их детям.
Д/И с зеркалом «Моё отражение».
Дети смотрятся в зеркало. Воспитатель задаёт вопросы:
[i- ]Кто это?[/i] (это – Я)
[i- Как тебя зовут (ребёнок называет своё имя)
-Улыбнись себе в зеркале (ребёнок со зрительным контактом выполняет мимическое упражнение «Улыбка»)
-Как вы замечательно улыбаетесь, а теперь посмотритесь в зеркало и скажите себе: — Я хороший, я добрый.
Дети выполняют задание.
Д/У «Улыбнись соседу», И/У «Комплименты».
— Когда вы улыбаетесь, вы становитесь очень красивыми. А теперь улыбнитесь своему соседу и скажите ласковые слова. Потому что от ласковых слов всем людям становится радостно.
Дети говорят друг другу ласковые слова (добрый, ласковый, милый т. д.)
— Благодаря улыбкам и ласковым словам мы зарядились положительными эмоциями и сейчас споём весёлую и радостную песенку.
Д/И «Я очень рада, что … в группе есть».
Воспитатель передаёт игрушку тому ребёнку, про которого поёт.
— Замечательная песенка, ребята. У нас в группе стало тепло и уютно от ваших песенок, ласковых слов и улыбок. И даже солнышко заглянуло к нам в гости.
И оно хочет порадовать нас своей доброй игрой.
Д/У для снятия психоэмоционального напряжения «Солнечный лучик».
Звучит релаксационная музыка.
— Закройте свои глазки. Солнечный лучик побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не испугать. Солнышко любит и ласкает вас, и вы подружись с ним.
Теперь откройте глазки. У вас очень здорово получилось играть с солнышком. Давайте и мы порадуем солнышно своим подарком.
Коллективная аппликация «Солнышко из ладошек».
— Чтобы у нас всегда в группе было так же радостно, давайте сделаем для нашей группы солнышко из наших ладошек.
Дети приклеивают на ватман с нарисованным солнцем в центре вырезанные ладошки из цветной бумаги.
— Ребята, я предлагаю повесить наше солнышко на самое видное место, чтобы оно согревало всех кто входит в нашу группу.
— Заключительная часть.
— Замечательное получилось у нас солнышко. И сегодняшнее занятие у нас тоже получилось очень солнечным и радостным.
— Ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети отвечают на вопрос с опорой на наглядность и по заранее подготовленным фотографиям заданий восстанавливают план занятия.
Конспект интегрированного занятия по эмоциональному развитию детей во второй младшей группе «Перышки для петушка» Конспект интегрированного занятия по эмоциональному развитию детей во второй младшей группе. Тема: «Перышки для петушка». Цель: Развитие.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Если добрый ты — это хорошо» ГБДОУ НАО «ЦРР-ДС «Сказка»» Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально — коммуникативному развитию в старшей группе.
Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию «Жила-была Баба-яга» Цель: Дать обобщенное представление о героине русского народного фольклора Бабе– Яге. Задачи по линиям развития: *Познавательное развитие:.
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Дружба — это взаимопомощь и отзывчивость» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба-это взаимопомощь и отзывчивость» Образовательная область: социально-коммуникативное.
Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста в совместной деятельности «В гости к зайке» Программные задачи: Научить детей взаимодействовать, друг с другом воспитывать навыки партнерского общения, обучать навыкам сотрудничества,.
Конспект занятия по эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Азбука настроений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Звездочка» Конспект занятия для детей старшего возраста.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с Тмнр «Моя малая Родина — Южное Бутово» Тип занятия: Закрепление изученного материала. Цель занятия: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Конспект занятия по эмоциональному развитию для детей старшей группы «Волшебная страна Эмоций» Тема: «Волшебная страна Эмоций». Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников Задачи: • Закрепить умение узнавать и выражать.
Личный сайт как средство обобщения и распространения опыта работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников 2 Слайд В своей работе по использованию личного сайта как средства обобщения и распространения опыта работы по социально-эмоциональному.
НОД по социально-эмоциональному развитию «Мое настроение» для старшего дошкольного возраста НОД «Мое настроение» подготовительная группа Цели: Формирование коммуникативных навыков; расширение словарного запаса в области чувств.
Источник