Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)
Наталья Владиславовна Шипунова
Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)
«Эмоционально-личностное развитие дошкольников»
В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный комфорт детей», «социальная компетентность» и др. Но программно — методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников существенно отстает от потребностей практики.
Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства — дать ребенку основные знания, умения, навыки. Говорилось о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно «создавать детям эмоционально комфортную атмосферу»).
В настоящее время ситуация несколько изменилась. Качество дошкольного образования ни в коем случае не должно сводится к результатам, которые демонстрирует ребенок, — оно обязательно связано с “ежедневной радостью ребенка”. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.
Однако остаются нерешенными многие проблемы,например: не учитывается в должной степени роль семьи в благополучном эмоциональном развитии ребенка; четко не отработаны формы взаимодействия педагогов и родителей по устранению причин эмоциональных трудностей детей и др.
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба.
Кроме того, даже при наличии в ДОУ высококвалифицированного педагога-психолога работа по развитию эмоционально- личностной сферы дошкольника должна продолжаться воспитателями в каждой группе.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организационная работа (занятия, совместная дельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна не только обогатить опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные проблемы.
Совместная деятельность, проходит в непринужденной, свободной атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.
Педагогическую работу строим с учетом следующих положений.
1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сфера
2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).
3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо хотелось подчеркнуть значение игры. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.
Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Используем игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности — иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др.
В работе с детьми используются произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь, развивают отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.
Если эмоционально ребенок в группе чувствует себя хорошо происходит его полноценное социальное развитие. Так,по результатам наших наблюдений выявляются положительные результаты: дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг к другу. Одним из важнейших моментов эффективного обучения является эмоциональный фон. Результат? Наши дети начинают чувствовать себя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверстниками. Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье.
Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить — этому научиться сложно.
Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и наыщенным,что каждый из них сможет гордо сказать:
«Пусть всегда буду Я!».
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых дошкольников (из опыта работы) Методическая разработка (из опыта работы) тифлопедагога Галиной А. С. Тема: «Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у слепых.
Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) Актуальность В современном российском.
Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.
Познавательное развитие детей младших дошкольников (из опыта работы) Познавательное развитие детей младших дошкольников. (из опыта работы)[/b][/h3] Почему маленькие дети такие любопытные? Мир, развертывающийся.
Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы) «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» китайская поговорка С. 2 Познавательное развитие детей — одно из.
Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.
Развитие песенного творчества у дошкольников. Из опыта работы Музыкальные игры как средство развитие песенного творчества у дошкольников. Из опыта работы. Развитие творчества у ребенка возможно при.
Сенсомоторное развитие старших дошкольников (из опыта работы) Сенсомоторное развитие старших дошкольников (из опыта работы) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Сухомлинский В. А. Дошкольный.
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь.
Влияние предметно-пространственной среды на социально-личностное развитие дошкольников Предметно-развивающая среда. Правильная организация предметно-развивающей среды — это одно из важных условий воспитательно-образовательной.
Источник
Формирование эмоционально-личностной готовности ребенка к процессу обучения в начальной школе
Аннотация.Целью статьи является рассмотрение компонентов готовности будущего педагога к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, вопросов по структуре разнообразных форм и методов развития эмоционально-личностной сферы детей, даются практические рекомендации.
Ключевые слова: когнитивный компонент, компетентность, семья, метод проекта.
Формирование эмоционально-личностной готовности ребенка к процессу обучения в начальной школе – одна из наиболее важных и сложных задач профессиональной деятельности специалистов дошкольного образования, поскольку благополучное эмоциональное развитие во многом обеспечивает полноценное развитие социальной, интеллектуальной, коммуникативной и других сфер жизни ребенка. Кроме того, развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника определяется целым рядом взаимообусловленных факторов: особенностями индивидуального развития (включая психофизиологическое, физическое) ребенка, созданием воспитательных условий, организацией воспитательной среды в первую очередь в рамках семьи, а затем и в дошкольном образовательном учреждении (или другом, в котором ребенок целенаправленно готовится к школе). Компоненты готовности будущего педагога к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, могут быть в полной мере реализованы в процессе обучения студентов в вузе посредством таких разнообразных форм, как теоретические учебные занятия, практические занятия, выполнение заданий в ходе педагогической практики, самостоятельная творческая исследовательская (поисковая), в том числе проектировочная деятельность. В настоящее время, существует много проблем в подготовке специалистов в разных школах, и в первую очередь из-за не совершенства терминологического аппарата. В этой связи задача развития эмоционально-личностной сферы детей представляется как одна из первостепенных, поскольку уровень эмоционально-личностной компетентности ребенка 6-7 лет во многом обуславливает успешность его адаптации к кардинально изменяющимся условиям жизни, к обновлению содержания разнообразных видов деятельности, основной из которых становится учебная. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Имеются данные Е.И. Ликиной (1999 г.), что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже — с преобладанием отрицательных. Е.И. Ликина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. В этой связи особая ответственность лежит на тех специалистах, которые организуют и реализуют эту деятельность, в компетенции которых находится также задача повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей, массовая просветительская деятельность в условиях взаимодействия с семьей. Накоплены определенные данные об усугублении дефектов психического развития под влиянием негативных микросоциальных и микропедагогических условий, которые отражаются на эмоционально-личностной сфере детей. Можно предположить, что дефицит эмоциональных контактов дошкольников со взрослыми, сверстниками, не могут не затруднять или не искажать его личностное становление.
В исследовании Е.Н. Васильевой (1994) оказалось, что в одних семьях преобладает формально-требовательный тип оценочных отношений взрослых к детям (40 %), а у родителей детей, развивающихся нормально, преобладает восторженно-опекающий тип отношений (50 %), что указывает на менее комфортные условия эмоциональных контактов с близкими взрослыми, в которых находятся дети Родители не всегда адекватно оценивают поступки ребенка, что ведет к нравственной дезорганизации его поведения, одобрения чаще всего однотипны и упрощены («Ты молодец!», «Так всегда и делай!»), порицания чаще несут осуждение личности ребенка в целом, а не его поступка («Ты плохой мальчик!»), сопровождаются угрозами и наказаниями («Встанешь дома в угол!»). Отсутствие мотивации требований дезориентирует ребенка, он лишается возможности прогнозировать последствия своих действий для окружающих, общение в целом носит отрицательный эмоциональный характер. Важное значение для понимания особенностей эмоциональной сферы дошкольников с имеет характеристика их ведущей деятельности. Развитие сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста тесно связано не только с интеллектуальным развитием, но и с развитием личности. А.Н. Леонтьев (1972) указывает, что в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития. Присутствующие в игре правила организуют эмоции и волю ребенка, развивают его как личность. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Полученные знания и эмоциональный опыт дети должны уметь перевести на язык игры. Они должны овладеть средствами и способами отображения интересующей их действительности в игре — деятельности, протекающей в воображаемом, условном плане. Целенаправленная, грамотным образом осуществляемая деятельность подобного характера помогает формированию у родителей более глубоких, научно обоснованных и точных представлений о специфике личностного и психического развития их ребенка, вооружает их необходимыми знаниями, методическими приемами, обеспечивающими целесообразность и высокое качество воспитательного взаимодействия.
Необходимо отметить, что осуществление деятельности по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста требует определенной готовности от педагога. В частности, особое внимание следует уделять профессиональной подготовке будущих педагогов-специалистов дошкольного воспитания, в нашем примере студентов высшего учебного заведения. Мы полагаем, что в структуре профессиональной готовности будущего специалиста дошкольного воспитания к развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника должны иметь место следующие компоненты: когнитивный, коммуникативный, организационный, мотивационный. Формирование вышеуказанной готовности студентов проходит посредством их теоретической и практической подготовки (на занятиях и в период педагогической практики) в рамках таких дисциплин, как «Семейная педагогика и домашнее воспитание», «Психологическое консультирование» и «Педагогическая психология». В процессе изучения перечисленных дисциплин особое внимание уделяется изучению отдельных актуальных тематических блоков, посвященных обозначенной в рамках статьи проблеме. Кроме того, в рамках формирования готовности студентов к развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста студенты под руководством преподавателя ведут самостоятельную исследовательскую деятельность, включающую теоретическую, диагностическую и рекомендательную составляющие (исследовательские проекты), посвященные наиболее актуальной тематике в контексте обозначенной нами выше проблемы. Такого рода исследовательская деятельность, представленная теоретическим и практическим компонентами, обеспечивает будущим педагогам овладение основными компонентами профессиональной готовности к развитию эмоциональной сферы дошкольников. В свою очередь, когнитивный компонент вооружает будущего педагога необходимым комплексом знаний о проблеме развития эмоциональной сферы старшего дошкольника, связывает эти знания с профессиональным и жизненным опытом, расширяет понимание значимости деятельности педагога для развития эмоциональной сферы дошкольника.
В ходе исследовательской деятельности студенты вуза овладевают соответствующими практическими умениями. Коммуникативный компонент направлен на осознание педагогом необходимости овладения профессиональной педагогической этики и общения, понимание того, что отсутствие у педагога коммуникативных способностей затрудняет процессы коммуникации, что в свою очередь, сказывается на полноценности его деятельности. Организационный компонент направлен на организацию детского коллектива для достижения поставленных воспитательных целей и задач. Мотивационный компонент направлен на осознание предметов актуальных потребностей личности (саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством успешного выполнения профессиональной деятельности. Кроме того, формирование мотивационной готовности реализуется через формирование привлекательности, значимости педагогической профессии, ее незаменимости и глобального характера. Следует отметить, что готовность педагога дошкольного образования к осуществлению деятельности по развитию эмоциональной сферы детей является непременным условием его успешной самореализации в предстоящей деятельности. Готовность к осуществлению профессиональной деятельности указывает на профессиональную компетентность педагога. Структура профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного воспитания может быть представлена двумя группами педагогических знаний и умений, характеризующих теоретическую и практическую готовность педагога к профессиональной деятельности. Теоретическая готовность педагога дошкольного образования определяется совокупностью знаний, полученных в процессе обучения в вузе, а также через самообразование. Практическая готовность взаимосвязана и взаимообусловлена теоретической готовностью, т. е. теоретическая готовность, является базовой для успешного развития практической готовности. Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях – умениях педагогически грамотно действовать. Можно отметить, что готовность будущего педагога дошкольного образования к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольника, понимается нами как наличие осознанной потребности в помощи детям в плане развития эмоций и чувств, которые в дальнейшем определят успешное развитие интеллектуальной, социальной и других сфер жизни ребенка.
Кроме этого, готовность педагога дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы ребенка определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих эффективно реализовывать цели образования, а также знанием теорий, объясняющих особенности эмоционального развития, умением применять известные и находить новые формы и средства работы с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы. Формирование готовности будущего специалиста дошкольного образования к развитию эмоциональной сферы детей, формированию их эмоционального благополучия – задача, несомненно, важная, отличающаяся актуальностью и своевременностью, поскольку именно эмоциональная сфера является значимой содержательной составляющей в процессе личностной самореализации. Проблема формирования обозначенной готовности должна решаться только с позиций уравновешенного, сбалансированного соотношения теоретической и практической компетентности выпускников педагогических вузов.
Ссылки на источники
- Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации.- М.: Аспект Пресс, 2006.-236 с.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995.
- Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М., 1991.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.,1985.- 204с.
- Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности-М.:ИПО «Профиздат», 2002.-288
- Котырло В.К. Об особенностях формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1968. — № 2. — С. 41–44.
Halushko Irina
KubSU teacher, professor of the baby, Krasnodar, Russia
Formation of emotionally-personal readiness of the child in the process of primary school
Abstract. purpose of the article is to examine the components of the readiness of the future teacher to development of emotional sphere of preschool children, questions on the structure of the various forms and methods of emotional-personal sphere children are given practical advice.
Key words: cognitive component, competence, family, method of project.
References
- Avanesov G.A. Recreational Activities: Theory and Practice organizatsii.- M.: Aspect Press, 2006.-236 with.
- Amonashvili Sh. Reflections on humane pedagogy. — M., 1995.
- Belkin A.S. The situation of success: How to create one. — M., 1991.
- Bogdanov O.S., Kalinin O.D. Contents and methods of ethical conversations with younger students. — M., 1985.- 204c.
- Zharkov A.D. Technology of cultural and leisure activities-M.: IPO «Profizdat» 2002.-288
- Kotyrlo V.K. On peculiarities of formation of emotional and volitional preschooler // Pre-school education. — 1968. — № 2. — S. 41-44.
Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации.- М.: Аспект Пресс, 2006.-236 с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995.
Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М., 1991.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.,1985.- 204с.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности-М.:ИПО «Профиздат», 2002.-288
Источник