Развитие эмоциональной сферы искусством

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства» (из опыта работы)
консультация (подготовительная группа) по теме

Освещена система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество МДОУ «Детский сад №70» с КВЦ «Радуга» и Чувашским государственным художественным музеем).

Описаны методы и приемы работы с детьми при ознакомлении с изобразительным искусством.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_vospitateley-2013.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Известные психологи Б.С. Волков и Н.В. Волкова определяют эмоции как переживания человека в данный момент своего отношения к чему-либо, а чувства – как выражение человеком долговременного оценочного отношения. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые знакомят малыша со всем, что его окружает, и всегда, в той или иной форме выражают своё отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонации, мимики, жестов, речи.

Эмоции и чувства у дошкольников формируются в процессе общения с другими людьми. При недостаточных эмоциональных контактах возможна задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

Важной целью в воспитании детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально отзывчивого, разносторонне развитого счастливого человека. Человек – существо социальное. Социализация — процесс взаимодействия человека с обществом. В «Концепции» дошкольного воспитания была поставлена цель – согласования рождающихся у ребёнка эмоций с социально заданными формами эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Однако в ходе социализации ребёнок сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Наша задача не в том, чтобы уберечь ребёнка от дискомфорта и конфликтов, а в том, чтобы развить эмоциональную сферу, научить выражать свои эмоции, понимать чувства других людей, сравнивать их, анализировать, регулировать таким образом, чтобы было комфортно и самому себе и окружающим.

Средствами развития эмоциональной сферы детей являются:

— виды детской деятельности и т.д.

На мой взгляд, наиболее действенным средством развития эмоциональной сферы детей является искусство, а точнее сказать, синтез искусств.

Всякое произведение подлинного искусства – всегда чудо. Вспомните свои переживания при чтении произведений великих русских и зарубежных писателей. За жизнью героев книг, их мыслями и чувствами вы следите с таким волнением, как будто речь идёт о ваших близких. Вместе с ними вы плачете и смеётесь, надеетесь и разочаровываетесь, любите и ненавидите. В этом и состоит неповторимое чудо искусства. А теперь вы стоите перед картиной В.Петрова «Тройка». Вас сразу охватывает чувство боли, сострадания, жалости к этим бедным, замёрзшим, голодным детям. Мы уже представляем себе и их холодное жилище, скудный ужин, крики хозяина, жизнь без просвета и радости. Потрясённые великим таинством искусства, мы можем долго простоять перед этой картиной, размышляя и переживая за судьбы этих детей. Так же сильно и глубоко воздействует на нас музыка. Она заставляет нас тревожиться, плакать, гордиться, танцевать, петь, надеяться.

Искусство является сложной системой, включающей в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр, кино и т.д. Их необходимо максимально синтезировать, чтобы ребёнок воспринимал художественный образ ярче, целостнее.

О влиянии художественной литературы на эмоциональное развитие ребёнка я подробно говорила 2 года назад в своём докладе из опыта работы по теме: «Развитие эмоций дошкольников средствами художественной литературы». Поэтому на этом вопросе я останавливаться не буду.

Вы знаете, что наш детский сад работает над реализацией проекта «Мы входим в мир прекрасного». Мы с детьми с сентября 2005 года тоже включились в эту работу.

А.А. Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадают). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».

Искусство пробуждает у детей-дошкольников эмоционально- творческое начало. Эмоциональная насыщенность восприятия, по словам В.А. Сухомлинского – это духовный заряд детского творчества. При знакомстве ребёнка с произведениями живописи с целью усиления эмоционального воздействия на детскую душу я использовала музыку (живую, как вы видели на занятии «Путешествие в мир живописи», или в записи). Необходимо только так подобрать музыку, чтобы она усиливала и подчёркивала общее настроение картины (тревогу, покой, радость, страх и др.). В этом неоценима помощь музыкального руководителя.

Нельзя забывать и о художественном слове, которое может предшествовать восприятию картины или непосредственно сопровождать его. Часто удачно подобранное стихотворение помогает детям понять глубокий смысл произведения, всмотреться в картину и увидеть то, что сразу не заметили.

При восприятии жанровой картины необходим рассказ воспитателя или экскурсовода. Так, в последнее наше посещение Чувашского Государственного Художественного музея, мы рассматривали большое по размеру полотно чувашского художника, на котором изображена сцена из жизни древних чуваш-язычников, где девушку привязывают к дереву «кереметь» на ночь. Вначале дети прошли мимо этой картины; незнание чувашских обычаев непонимание образов не позволило детям самостоятельно воспринять и оценит картину. И только яркий, эмоционально- окрашенный рассказ экскурсовода заставил детей всмотреться в картину, понять художественные образы. Дети испытали чувство жалости, сострадания к невинной девушке и её матери.

Значение музея в эмоциональном воспитании детей огромно. Встреча с подлинным искусством в музее оказывает на детей более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, пробуждает у них интерес к живописи. Эмоциональное восприятие произведения, его анализ, осмысление идеи картины создают условия для воспитания эмоционально-оценочного отношения к её содержанию. Неисчерпаемым источником развития эмоциональной сферы ребенка являются произведения портретной живописи. Они показывают детям лучшие черты человека, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека. Портреты должны быть доступны детям (портреты детей, сказочных и былинных героев, людей разных профессий, женские портреты), носить воспитывающий, гуманный характер, ярко выражать эмоциональное состояние. Чем эмоциональнее, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей. И средства выразительности, которые использует художник, должны быть разнообразными (цвет композиции, ритм, мимика). Ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное – он учиться сопереживанию.

В рамках музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного» была разработана программа сотрудничества Культурно-выставочного центра «Радуга» и МДОУ «Детский сад №70». Хочу подробно остановиться на тематике экскурсий, на задачах по развитию эмоций детей. Так, в сентябре : «Осенняя пора – очей очарованье» (Знакомство с пейзажами И.И. Шишкина и И. Левитана).

Одна из задач – способствовать развитию эмоционального переживания пейзажного образа. В группе до экскурсии мы читали и заучивали стихи об осени. После экскурсии мы с детьми рассматривали репродукции русских художников с осенними пейзажами, рисовали на тему «Золотая осень», «Поздняя осень».

В феврале – «Удивительный мир людей» (Знакомство с портретом).

  1. Формировать интерес к человеку, его внутреннему миру.
  2. Способствовать развитию понимания человеческих эмоций и их изображения в искусстве.
  3. Дать понятия жанра «портрет», подвести к пониманию того, что в портретах художник передает не только внешность человека, но и его настроение, переживание, характер.
  4. Формировать наблюдательность и внимание по отношению к людям, к миру человеческих чувств.

До музея мы читали произведения художественной литературы об уникальности каждого человека, изучали разнообразие эмоций человека, рассматривали пиктограммы эмоций.

После музея шло закрепление знаний об эмоциях, о жанре «портрет», его видах, рассматривание портретов, рисование «Портрет папы», аппликация «Веселые человечки».

В апреле – «Волшебство сказки» (Знакомство с творчеством В. Васнецова).

Одна из задач: способствовать восприятию человеческих переживаний, эмоций через художественные образы. До музея читали сказки «Иван-царевич и Серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», былины о русских богатырях.

После музея рассматривали иллюстрации к сказкам и былинам в книгах (книжная графика), рисовали на тему «Любимая сказка».

Наряду с посещением КВЦ «Радуга» мы с детьми один раз в месяц ходили на экскурсии в ЧГХМ, где дети знакомились с произведениями чувашских художников-живописцев, графиков, скульпторов, с видами искусства, с жанрами живописи, с видами народного декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву и др.)

Параллельно со всей этой работой в группе один раз в неделю я проводила занятия по ознакомлению с искусством. В методическом кабинете разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с изоискусством. На каждом занятии мы решали воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, любовь к Родине.

Перечислю приемы ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством, которые я использую в своей работе:

  • искусствоведческий рассказ педагога;
  • рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине;
  • беседа;
  • прием «вхождения» в картину;
  • воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий;
  • прием точных установок;
  • прием сравнения;
  • классификация (на занятиях по классификации пейзажной живописи хорошо использовать музыку и поэзию);
  • дидактические игры;
  • пояснение;
  • акцентирование деталей;
  • вызывание адекватных эмоций (вспомни, какое настроение у тебя было);
  • оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов;
  • игровые приемы;
  • музыкальное сопровождение.

Но даже при использовании на занятиях разнообразных методов и приемов, мы не получим хороших результатов. Занятие проводится фронтально. Мы знаем, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и невозможно, чтобы все дети на одном – двух занятиях усвоили полученную информацию. Поэтому необходима работа с небольшой подгруппой и индивидуальная работа. В блоке совместной деятельности мы с детьми проводили:

  • беседы по картинам;
  • рассматривание репродукций картин известных художников;
  • чтение художественной литературы и определение эмоциональных состояний героев;
  • рассматривание иллюстраций в книгах;
  • знакомство, рассматривание произведений русского и чувашского декоративно-прикладного искусства;
  • прослушивание музыки (П.И. Чайковского и др.);
  • дидактические игры с открытками на дифференциацию видов искусств, жанров живописи;
  • дидактические игры «Подбери портрет, соответствующий музыкальному отрывку по настроению», «Найди картину с временем года, описанным в стихотворении»;
  • рисование под музыку различных эмоциональных состояний;
  • упражнения – этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций («Раздумье», «Вкусные конфеты», «Соленый чай», «Остров плакс», «Грязь», «Муха», «Лисичка подслушивает»;
  • этюды по картине (по жанровым картинам). (Оживление);
  • пластические этюды для рук под музыку («Листья падают …», «Снег кружится …», «Бегут ручьи …».

Я стараюсь, чтобы развивающая среда в группе была насыщена произведениями искусства (репродукциями картин, предметами декоративно-прикладного искусства, малыми скульптурными формами и народными игрушками). Ребенку доступны открытки с репродукциями картин, наборы открыток «Чебоксары», «Голубая Гжель», «Дымковская игрушка». Дети любят рассматривать их, обыгрывать, изображать эмоции перед зеркалом, играть с ними в «Музей» и «Школу».

В нашем детском саду в помощь воспитателям сделана подборка репродукций картин и интересной информации о художниках и их произведениях, много познавательного материала по живописи, по искусству вообще, имеется большое количество демонстрационного и раздаточного материала. Есть и необходимая методическая литература по ознакомлению детей с пейзажной живописью, книжной графикой, скульптурой, архитектурой и др. Сейчас, когда в сетке занятий у нас есть специальное занятие по развитию речи, я стала использовать занятия по развитию речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства из книги «Развитие речи и творчества дошкольников» (под ред. О.С. Ушаковой). Авторы предлагают осуществлять развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений, что повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Важнейшими задачами этих занятий являются обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами, сравнением), обучение рассказыванию по картине (натюрморту, портрету, пейзажу), знакомство с художественной литературой, развитие умения строить предложения разных типов.

Только использование в комплексе всех форм работы с детьми во всех трех блоках детской деятельности, разнообразных методов и приемов, позволило мне достичь хороших результатов в работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством. С другой стороны, результатом работы стало успешное развитие эмоциональной сферы детей. Об этом свидетельствуют данные ежегодного мониторинга, где кроме выявления знаний детей о видах изобразительного искусства, о жанрах живописи, о художниках и скульпторах, мы выявляли способность ребенка к восприятию и эмоционально-личностное отношение к произведению искусства. В этой (четвертой) серии диагностики результаты работы на начало и конец учебного года в выпускной группе были следующие:

высокий уровень – 5 детей —— 7 детей

выше среднего – 8 детей —— 6 детей

средний уровень – 5 детей —- 9 детей

ниже среднего – 3 ребенка —- 0 детей

низкий уровень – 1 ребенок —- 0 детей

Увеличилось количество детей, которые свободно отвечали, почему понравилась картина, высказывали личные ассоциации, свое эмоциональное отношение. Их речь стала богаче, ярче, образнее, мимика выразительнее. Дети стали более внимательны друг к другу, эмоционально отзывчивее к чувствам других людей, что доказывает эффективность системы работы по развитию эмоциональной сферы детей посредством различных видов искусств.

Источник

Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами искусства

Мария Тяминова
Педагогические условия развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами искусства

Актуальность исследования. Дошкольное детство является очень коротким отрезком в жизни человека, составляющим всего семь лет, но имеющим огромное значение, связанное с бурным и стремительным развитием всех сфер, процессов и качеств личности. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность благодаря определенному развитию всех сторон психики, закладывающих фундамент для дальнейшего роста. Одно из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте – развитие эмоциональной сферы личности дошкольника, т. к. в эмоциях и чувствах проявляется отношение к поступкам и поведению других, к коллективу, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности.

Эмоциям отводится важная роль в процессе социализации ребенка, так как никакое общение, взаимодействие не может стать эффективным, если его участники не способны, во-первых, к «чтению» эмоционального состояния другого, а во-вторых, к управлению своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств – важный момент становления личности растущего человека.

Неспособность ребенка правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость, неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение. Непонимание же другого человека – причина возникновения страха, отчужденности, враждебности.

Проблема развития эмоций отражена в научных исследованиях Л. И. Божович, В. К. Вилюнаса, В. Вундта, Б. И. Додонова, К. Е. Изарда, Ф. Крюгера, М. С. Неймарка, Р. С. Немова, А. Н. Леонтьева, Я. Рейковского, С. Л. Рубинштейна, П. М. Якобсона и др. ; изучением эмоциональной сферы детей дошкольного возраста занимались ученые Е. Волосова, Е. Гаспарова, В. П. Зинченко, А. Д. Кошелева, С. Ю. Мещерякова, В. Миронов, А. Б. Орлова, С. Д. Смирнова, А. Рояк и др.

Последние десятилетия ознаменовались возросшим вниманием педагогов-исследователей к искусству как важнейшему средству, способному формировать отношение к действительности, нравственно и умственно воспитывать, формировать всесторонне развитую, духовно богатую личность, средству, развивающему эмоциональную сферу человека.

В теории дошкольной педагогики вопросы воспитания и развития личности ребенка средствами искусства подробно разрабатывались О. Н. Варшавской, Н. А. Ветлугиной, Е. А. Дубровской, Т. Г. Казаковой, Л. В. Компанцевой, Б. М. Неменским, Г. Н. Пантелеевым, Н. П. Сакульской, А. И. Сорокиной, Е. А. Флериной, Л. С. Фурминой и др., которые считали, что дошкольное воспитание призвано научить детей видению прекрасного вокруг себя, в окружающей действительности.

Искусство: музыка, художественная литература, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и т. д. заключает в себе красоту, а красота есть один из двигателей, развивающих эмоциональную сферу человека.

Воспринимая музыкальные и художественные образы, ребенок испытывает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. Завершая контакт с музыкальным или художественным произведением, ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки и художественных средств способствует предоставлению возможности ребенку духовно восполнять то, чего ему недостает в ограниченной пространством и временем жизни, компенсируя с помощью воображения удовлетворение многих потребностей, что неоднократно доказывали своими работами Н. Б. Берхин, О. П. Радынова, А. Н. Сохор и др.

Поэтому в процессе приобщения старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, который накоплен в искусстве, красоте, заключенной в нем, осуществляется воспитание высоконравственного, образованного, разносторонне развитого творческого человека, имеющего высокоразвитый уровень развития эмоциональной сферы.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью развивать эмоциональную сферу детей, начиная со старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих решению данной задачи средствами искусства,– с другой.

Анализ психолого-педагогических источников позволяет утверждать, что эмоции являются особым классом субъективных психологических состояний, которые отражают непосредственными переживаниями, ощущениями приятное или неприятное отношение человека к миру и людям и сопровождают процесс и результаты его практической деятельности.

Основой для классификации эмоций является: модальность (качество, интенсивность, продолжительность, осознанность, глубина, генетический источник, сложность, условия возникновения, выполняемые функции, воздействие на организм. Также эмоции могут быть низшими и высшими в зависимости от объекта, с которым они связаны (предмет, событие, человек и т. д.).

Теоретический анализ свидетельствует о том, что эмоциональная сфера является сложной системой взаимодействия и взаимообуславливания состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека, определяют сущность его психической реальности и особенности его поведения, а эмоции представляют собой материал, способствующий развитию и изменению чувств, а также содержание эмоциональной жизни, представленной различными жизненными ситуациями.

Эмоциональное развитие личности предполагает постепенную дифференциацию эмоций и чувств; вербализацию, основанную на осознании своих чувств и чувств другого человека; расширяющийся круг объектов и субъектов, способствующих вызыванию эмоционального отклика; постепенно обогащающиеся переживания, формирующиеся способности к регулированию и контролю своих чувств.

Развитая эмоциональная сферачеловека проявляется в:

– умении адекватного эмоционального реагирования на различные явления окружающего мира;

– умении к дифференцированию и адекватному интерпретированию экспрессивных выражений и эмоциональных состояний других;

– многообразии способов эмоционального реагирования;

– широте диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;

– интенсивности и глубине переживаний;

– уровне передачи эмоционального состояния в речи;

– терминологической оснащенности языка.

Развитая эмоциональная сфера старшего дошкольникахарактеризуется следующими особенностями проявляющимися в: освоении ребенком социальных форм выражения чувств; изменении роли эмоций в его различных видах деятельности, сформированности эмоционального предвосхищения; в большей осознанности, обобщенности, разумности, произвольности, внеситуативности чувств; формировании высших чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических.

Роль искусства в эмоциональном развитии детей данного возраста очень велика, поскольку художественным произведениям, принадлежащим различным видам искусства, характерно выражение людьми, их создавшими, своего эмоционального отношения к бесконечно развивающемуся миру, общественной жизни и природе, воплощение всего этого в художественных образах, воздействующих на человека с огромной эмоциональной силой, побуждающих его к постоянному размышлению и поиску своего места и назначения в жизни.

Основные виды искусства можно представить: литературой, музыкой, изобразительным искусством, театром, кино, хореографией, архитектурой, декоративным искусством и др., специфика каждого из которых заключается в особом воздействии на человека набором художественных средств и материалов: слово, звук, движение, краски, различные природные материалы.

В детском саду имеют место различные виды изобразительного искусства – живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство.

Переживаниями, настроениями, непосредственно возникающими у детей обеспечивается формирование чувственной основы, направленной на строительство воспитательного воздействия художественных образов, развивающих эмоциональную сферу.

Успешное развитие эмоциональной сферы старших дошкольников средствами искусства зависит от степени учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей, уровня их общего развития, какими формами и методами пользуется педагог для достижения поставленной цели.

Методы развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами искусства очень разнообразны и выбираются педагогом в соответствии с объемом и качеством художественной информации, формами организации и видами деятельности, возрастом ребенка. Немаловажная роль отводится уровню подготовки, мастерству и способностям самого педагога.

Успех в эмоциональном развитии старших дошкольников средствами искусстваможет обеспечить применение: искусствоведческого рассказ педагога; рассказа – образца личностного отношения педагога к понравившейся картине (музыкального или литературного произведения); беседы; приема «вхождения» в картину (музыкального, литературного образа); воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины или литературному произведению событий; приема точных установок; приема сравнения; классификации (занятия по пейзажной живописи проходили с использованием музыки и поэзии); дидактических игр; пояснения; акцентирования деталей; вызывания адекватных эмоций; оживления детских эмоций литературными и песенными образами; игровыми приемами; музыкальным сопровождением и пр.

Поскольку игровая деятельность в данном возрасте занимает значительное место, то эмоциональное развитие детей средствами искусства необходимо осуществлять на основе подбора и проведения музыкальных и литературных дидактических игр, игр-драматизаций, творческих игр, праздников и развлечений.

Обеспечить эмоциональный комфорт в процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников возможно на основе объединения усилий всех участников образовательного процесса (родители, воспитатель, музыкальный руководитель).

Данные теоретического и практического исследований позволяют утверждать, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если реализованы следующие педагогические условия:

– разработана и применяется серия комплексных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, художественная литература, обогащающих знания старших дошкольников об эмоциях и чувствах и обучающих детей данного возраста способам выражения эмоций;

– произведения искусства отбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

– применяются разнообразные методы, формы и приемы развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами искусства;

– организуется педагогическое просвещение родителей по данному вопросу.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна — воспитатель высшей.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» Презентация.

Источник

Читайте также:  Человек живет для радости
Оцените статью