Игры по развитию эмоционально-волевой сферы детям 4-5лет
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka4.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 1 «СНЕЖНЫЙ КОМ» (с 4 лет)
Цель: способствует запоминанию имен всех участников группы, знакомит их друг с другом
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий — повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
№ 2 «МОЕ ИМЯ» (с 4-5 лет)
Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена . ), и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.)
№ 3 «КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ. УЗНАЙ» (с 4 лет)
Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.
Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.
№4 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» (с 4 лет)
Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения.
№ 5 «КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК» (с 4 лет)
Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д.
№ 6 «КЛУБОЧЕК» (с 4 лет)
Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры.
Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
ЗАМЕЧАНИЕ: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
№7 «Утка, утка, гусь» (с 4-х лет)
Участники игры встают в круг. Ведущий — внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка. гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.
замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко.
№ 8 «Поварята» (с 4 лет)
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение.
№9 «Дружба начинаемся с улыбки» (с 4 лет)
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
№ 10«Доброе животное» (с 4 лет)
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
№ 11 «Комплименты» (с 4 лет)
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», * молочное » слово.
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами
№ 12 «Передай мячик» (с 4 лет)
Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает.
ЗАМЕЧАНИЕ: Усложнить упражнение можно усложнить, попросив детей закрыть глаза.
№ 13 «Гнездышко» (с 4 лет)
Дети присели в кругу, взявшись за руки — это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел — ведущий.
№ 14«Передай мячик» (с 4 лет)
Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает. ЗАМЕЧАНИЕ: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.
Источник
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет
Людмила Корепанова
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет
Эмоциональное развитие дошкольников 4-5
Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения.
Детская беда безгранична. Отчаяние у взрослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующие:
— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет является актуальным, т. к. именно эмоциональное благополучие имеет огромное значение для комфортного состояния ребенка, для его психического и физического развития. В этом возрасте у детей проявляется желание активно общаться со сверстниками, но они еще не всегда могут понять и оценить эмоциональное состояние (настроение) своего ровесника, а так же объяснить свое состояние. Возникают конфликтные ситуации. Необходимо научить ребенка доброжелательным взаимоотношениям. Как известно, эмоции не развиваются сами по себе, их необходимо развивать.
Приемы и методы совместной деятельности
Тема Задачи Совместная деятельность
Кто я такой? Развивать у детей положительные представления о себе.
Учить обращать внимание на самих себя, свою внешность и на сходство и различие с другими людьми.
Формировать у детей представление о принадлежности людей к различным группам. • Беседа «Какой я?»
• Игра «Радио» (на описание внешности)
• Игра «Мое настроение» (определи настроение по выражению лица)
В. Приходько «Вот когда я взрослым стану.»
Е. Долинова «Мне 5 лет»
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
• Игра «Море волнуется» (интерпретация: смешная фигура, грустная фигура, волшебная фигура, спортивная фигура и т. д.)
Я и моя семья Расширять представления детей о своей семье.
Способствовать формированию заботливого, внимательного отношения друг к другу, к чувствам, эмоциям, желаниям других.
• Беседа «Моя семья»
• Рассматривание семейного альбома
• Рисование «Моя семья»
Ш. Перро «Красная шапочка»
«Гуси-лебеди» (рус. нар. сказка)
В. Сутеев «Мешок яблок»
Е. Благинина «Мамин день»
Л. Воронкова «Что сказала бы мама»
• Игра «Сердце семьи»
Мы дружные ребята Развивать представления детей о дружбе, о радости общения. Учить позитивным приемам поддерживающим общение со сверстниками и приносящими радость другим (подарок, слово, внимание).
Способствовать освоению детьми правил этикета в процессе обмена приветствиями при встрече и прщании.
Поощрять проявление дружеских чувств в различных реальных и смоделированных педагогом ситуаций. • Беседа «Что значит дружить?»
В. Драгунский «Он живой и светится»
«Как собака друга искала» (морд. нар. сказка)
«Зимовье» (рус. нар. сказка)
• Проигрывание игровых ситуаций «Подружись», «Играть и не ссориться»
• Игра «Угадай, кто мой друг»
• Коммуникативное упражнение «Мост дружбы»
Что тебе нравится Определить вместе с детьми их предпочтения: в играх, занятиях, по отношению к животным.
Сравнить свои вкусы, предпочтения и предпочтения других детей.
Расширять представления об органах чувств и ощущениях.
• Беседа «Твоя любимая игра»
• Игра «Угадай на вкус»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
В. Даль «У тебя самого свой ум»
К. Ушинский «Четыре желания»
• Игра «Передай хорошее настроение»
Мое настроение Формировать умение узнавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния.
Развивать понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение.
• Беседа «Разное настроение»
«Айога» (ненецкая сказка)
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. сказка)
• Игра «Передай настроение»
• Функциональное упражнение «Шалуны»
• Игра «На что похоже настроение»
Что такое хорошо и что такое плохо Продолжать развивать представления детей об уникальности человека, о том, что каждый имеет свои характерные особенности.
Учить высказываться о своих желаниях, чувствах, предпочтениях.
Помочь понять, что каждый человек имеет свое мнение по поводу того, что красиво, интересно, скучно, вкусно.
Показать, как легко могут возникнуть конфликты, какие существуют возможности избежать их.
Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами поведения в коллективе. • Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Л. Толстой «Мальчик стерег овец»
С. Маршак «Вот какой рассеянный»
«Три поросенка» (англ. нар. сказка)
«Два жадных медвежонка» (венг. нар. сказка)
• Обсуждение реальных и смоделированных ситуаций
«Поделись с другом», «От улыбки станем всем теплей»
• Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Страшно Помочь детям справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать чего они боятся.
Помочь понять причины возникновения страхов и осознать, что страх иногда полезное чувство.
Расширять представления об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них. • Беседа «Чего я боюсь»
Заходер «Кискино горе»
«Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка)
«У страха глаза велики» (сказка)
«Пых» (белорус. сказка)
• Обыгрывание ситуаций «Как вести себя в опасной ситуации»
• Игра «Ласковые лапки»
• Игра «Бабушка Яга»
Грустно Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей.
Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению. • Беседа «Когда мне бывает грустно»
С. Маршак «Перчатки»
Л. Толстой «Птичка»
К. Чуковский «Краденое солнце»
К. Чуковский «Тараканище»
• Проигрывание и обсуждение реальных и смоделированных ситуаций.
• Игра «Вернисаж» (дети рассматривают иллюстрации картин и определяют настроение)
• Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Ссора Развивать коммуникативные умения (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и т. д.)
Показать, как легко возникает спор.
Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека; пользоваться нормами –регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться). • Беседа «Поссорились»
Е. Серов «Нехорошая история»
Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»
«Упрямые козы» (нар. сазка)
• Игры на развитие тактильных ощущений: «Обжималки», «Рисунки на спине», «Массаж»
• Проигрывание специально созданных ситуаций.
• Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»
Измени себя Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и черты характера.
Создать условия для экспериментирования со своей внешностью (гримирование, ряжение, украшения себя)
Побуждать сочинять несложные стихотворения и истории, в которых героями сюжета являются дети.
• Беседа «Мы такие разные»
В. Бианки «Лесной колобок – Колючий бок»
С. Козлов «Необыкновенная весна»
• Игра «Что сначала, что потом» (сериация от мдаденца до старика)
• Этюды «Догадайся кто» (ребенок изображает клоуна, старушку, Животное и т. д.)
• Сочинение историй из жизни детей.
• Коммуникативное упражнение «Маска»
Игры, направленные на социально-эмоциональное развитие детей Словесные игры «Назови себя» Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё.
Консультация для педагогов «Физическое и эмоциональное развитие детей посредством приобщения родителей к ЗОЖ» Консультация для педагогов на тему: «ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ».
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей с ОНР» Любая образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных.
Семинар-практикум для педагогов на тему «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Семинар-практикум для педагогов на тему «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», Цель: повышение психолого-педагогической.
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей в игре» Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением, восторгом и. т. д. И это даёт возможность использовать.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе развития у дошкольников эмоционального интеллекта».
Консультация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст очень важный этап развития эмоций и чувств. Ребенок постоянно находится в плену своих эмоций. Эмоции играют важную роль.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.
Эмоциональное развитие детей раннего и дошкольного возраста Эмоциональное развитие детей раннего и дошкольного возраста Воспитатель: Леднева Инна Петровна 1 слайд Проблема эмоционального развития.
Презентация «Эмоциональное развитие ребенка» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Слайд 1 титульный Продуктивные виды деятельности способствуют активации.
Источник