Развитие эмоциональной сферы детей средствами песочной терапии

Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

Савина Анастасия
Песочная терапия, как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Эмоциииграют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития. Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Психика ребенка более ранима, и сталкиваясь на своем пути с серьезными трудностями в общении с детьми и взрослыми, получает травмирующие переживания. Накопление эмоционального напряжения у ребенка проявляется как в дефектах социально – эмоционально развития, так и в психосоматических проявлениях.

Негативные способы поведения дети часто переносят в игру. А ведь игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. Игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Как говорил К. Д.Ушинский: «Самый лучшая игрушка для детей-кучка песка».

Песочная игра-это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Ребенок играет в то, что у него «болит».

Для детей песочная терапия – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их.

Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.

Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов. При помощи песка, воды и фигурок внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

Игра с песком – это своеобразная самотерапия ребёнка с помощью психолога.

Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Управляя игрушками, ребенок может выразить то, что у него не получается передать словами – как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определенным событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, малыш также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия.

Швейцарский психиатр и психотерапевт, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Чем же еще полезны игры в песок?

• Формируют у ребенка представления об окружающем мире,

• Развивают мелкую моторику, глазомер,

• Развивают психические процессы, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления,

• Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение,

• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу,

• Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Позиция психолога при этом-это «активное присутствие», а не руководство процессом.

В процессе работы важно помнить основные правила: соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;

• прислушивайтесь к чувствам малыша, он должен ощущать безопасность пространства;

• наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Польза песочной терапии для детей.

Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей,которые столкнулись со следующими проблемами:

Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие

Фобии, страхи, тревожность, панические состояния

Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)

Нежелание рассказывать о себе

Конфликтная ситуация со сверстниками

Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость

Различные межличностные и внутриличностные конфликты

Читайте также:  Причины производственного стресса схема

Однако, помимо психологической помощи ребенку,

песочная терапияпредоставляет следующие возможности:

Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе

Способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций

Формирует чувство комфорта

Развивает творческий потенциал

Формирует образно-логическое мышление

Тренирует мелкую моторику рук

Снимает мышечное напряжение

Строит гармоничный образ мира

В песочной терапии

мир детства вновь распахивает перед человеком

свои двери, и эти же двери

ведут в бессознательные

и скрытые в нем тайны.

Прикреплённые файлы:

pesochnaja-terapija-kak-sredstvo-korekci-yemocionalnoi_b6vq9.pptx | 7219,55 Кб

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно», — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: «Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Источник

Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста

Татьяна Михайлова
Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир,поэтому приоритет в работе с детьми следует давать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Дошкольник проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Если он что-то знает, но может использовать новые знания только в рамках той ситуации, в какой этот новый опыт был получен, или только в ответ на вопрос, а в реальной жизни не использует данный опыт, значит это знание, опыт не обобщены, не стали достоянием деятельности ребенка. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.

Актуальность опыта работы

Работая с детьми, я пришла к выводу, что именно игры на песке являются одной из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому они могут быть использованы в развивающих и обучающих занятиях.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что технология Песочная терапия – один их эффективных методов их развития.

Перед тем как приступить к работе я проанализировала творчество известных педагогов, работающих в данной сфере. Наибольший интерес у меня вызвала книга Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» (Издательство: Детство-пресс, 2004.) В издании раскрыты многогранные возможности игр с песком — это обучение и познание, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать имеющиеся у ребенка проблемы развития. Ценность книги для меня состоит в том, что ее материал можно использовать для работы, как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы развития.

Большую помощь мне также оказала книга «Песочная терапия» Э. Э. Большебратской (Петропавловск, 2010 г.) Материал данного пособия помогает мне в увлекательной форме организовывать занятия, что способствует развитию у детей познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия, а также интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Как снова разжечь чувства мужа

Целью своей педагогической деятельности я определила развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия».

Для достижения цели выделила следующие задачи:

-Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

-Развивать фантазию и образное мышление

-Развивать творческие способности дошкольников.

-Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.

-Развивать коммуникативные навыки.

-Повышать самооценку детей.

-Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.

-Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Формы и методы работы:

Для работы с песком в нашем ДОУ созданы все необходимые условия. Здесь есть две специализированные стационарные мини-песочницы в лего-центре и одна в первой младшей группе (Так как песок помогает при адаптации детей). Мини-песочницы представляют собой водонепроницаемые деревянные ящики. Дно и борта одной из них окрашены в голубой цвет (дно символизирует воду, а борта — небо). Другая песочница – световой столик имеет стеклянное дно и подсветку снизу, чтобы дети могли создавать изображения на песке.

Мною был подобран набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы. Также миниатюрные игрушки (человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры).Большую помощь оказывают природный и бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Данный набор постоянно пополняется, так как сюда может входить все, что встречается в окружающем мире. Если для занятий мне не хватает каких-либо фигурок-образов, я леплю их из пластилина, глины, теста, вырезаю из бумаги. При работе с песком постоянно использую звуки для проведения релаксационных упражнений.

Игры с песком использую, как самостоятельное занятие, в рамках реализации моей темы самообразования «Использование песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста» (первая младшая группа, так и в групповой или подгрупповой работе в качестве индивидуальных занятий.

НОД с использованием метода песочной терапии имеет

свою структурную особенность:

1. Приветствие. Здесь я, как правило, с помощью игры мотивирую детей на предстоящую деятельность.Очень часто это бывает путешествие для выполнения какого-либо задания: помочь жителям Песочной страны, найти подарок для кого-то и т. д.

2. Повторение правил безопасности при работе с песком.

3. Упражнение «Здравствуй песок».Дети обязательно здороваются с песком как с живым существом: гладят его, сыпят из кулачка в кулачок и т. д. Все зависит от тематики занятия.

4. Непосредственно обучающая часть. По теме занятия создаются благоприятные условия для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста.

5. Упражнение «До свидания песок». Дети теперь уже прощаются с песком.

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника. Например, в первой младшей группе это Песочный гном. Данную игрушку мы используем только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Песочные игры бывают следующих видов

1. Моделирование игр-сказок. В начале, даю установку на внимательное слушание и активное участие. Это могут быть присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.

Затем, прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов — того, что требуется по сюжету игры, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.) Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла,разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)Обращение к ребенку за помощью: — что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? — только ты (вы, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Дети обыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь — они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Можно продолжить самим сочинить продолжение сказки.

2. Игры на развитие мелкой моторики рук.

“Поскользите” ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и т. д.).

“Поиграйте” на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Выложите на песке какую-либо фигуру.

Одно из самых любимых игр детей — искать спрятанные игрушки в песке. Эта игра называется «Песочные прятки».

3. Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Например, «Путешествие в страну «А».

Есть прекрасная страна.

Где принцессу зовут А.

Ставлю в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение буквы А.

В реке плещутся А-кулы

В песочнице создаётся река и помещаются акулята из коллекции «Киндер-сюрприза», на них тоже наклеена буква А.

А-исты в садах живут

В песочнице создаётся сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А.

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут

В песочнице появляются растения, на которых изображена буква А.

Можно предложить детям нарисовать на песке или выложить из природного материала цифры, геометрические фигуры. Такое задание мы часто делали уже на улице вместе с подготовительной группой. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку.

Читайте также:  Истории людей с депрессией подростков

II. Познавательные игры.

• На песке можно обучать и географии, и истории. Очень интересны путешествия в жаркие страны, или, наоборот, на далекий Север.

• Фантастические игры. Песочница здесь превращается в неизведанную планету или во что-то другое очень необыкновенное. У детей в этом направлении фантазия не имеет границ.

• игры на знакомство с окружающим миром.

Песок незаменимый материал и в экспериментальной деятельности. В первой младшей группе дети в игровой форме получают знания о свойствах сухого и влажного песка.В подготовительной группе мы проводили такие опыты: «Из чего состоит песок», «Легко ли сыпется песок», «Куда исчезла вода» и другие.

Еще один из способов работы с песком тоже очень нравится нашим детям. Я называю его «Рисование песком». Мы рисуем картины из песка. Работа с кварцевым разноцветным песком отлично повышает настроение. Картины получаются красочными и вызывают бурю эмоций у детей.

Работа с родителями.

В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На основе этого возникает не понимание между родителями и детьми, что ведет к нарушению детско-родительских отношений. С учётом этих данных я строю свою работу по налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми с помощью инновационной технологии «Песочная терапия».

С этой целью провела совместную деятельность детей и родителей «Этот волшебный песок», мастер-класс для родителей «Путешествие в песочную страну». Познавательнымидля родителей стали консультации: «Песок в жизни ребенка», «Игры с песком как средство позитивного самовыражения детей».

Таким образом, технология «Песочная терапия «способствует эмоциональному сближению ребенка и родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника.

Итоги работы и их практическая значимость

Реализуя аналитическое направление в занятиях с элементами «Песочной терапии», были решены поставленные мною задачи.

• Игры в песок позитивно повлияли на эмоциональное самочувствие детей: снизились стрессовые состояния, нервно-психическое напряжение. У малышей возникло множество положительных эмоций.

Песочные игры позволили получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети научились слушать и слышать другого.

• Игры с песком позволили сформировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления.

Песочница дала дополнительные возможности для развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.

Я планирую в дальнейшем, использовать элементы Песочной терапии не только на специальных занятиях, но и в развлечения, и конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме работы с детьми. Необходимо убедить родителей в значимости элементов Песочной терапии, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитии.

Также разработанные мною методические рекомендации по развитию познавательной сферы посредством технологии «Песочная терапия» могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ.

Список используемой литературы.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. – СПб. : Издательство «Речь», 2003.

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006.

3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., Речь, 2008.

Консультация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — залог их эмоционального благополучия» Тема: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – залог их эмоционального благополучия» С введением ФГОС ДО в нашем детском.

Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Аннотация Данная методическая разработка основана на использовании сказкотерапии как инновационной технологии, направленной на формирование.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Продолжать развивать эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста. Задачи: — Учить соотносить эмоциональное.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста «Ты и я — мы с тобой друзья» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Продолжать развивать эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста. Задачи: — Учить соотносить эмоциональное.

Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста Аннотация: в статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрываются влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста,.

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный.

Песочная терапия в развитии детей раннего возраста. Игры с кинетическим песком Представленные игры с песком можно активно использовать во время организованной деятельности,в начале занятия, также они могут стать дополнением.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятиях музыкой с использованием музыкальных сказок Тема занятия «Посвящение в музыканты» «Приключения во дворце царя – Скрипичного ключа» Составили: Постникова Людмила Владимировна, Муравьёва.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста «Ты и я — мы с тобой друзья!» Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. ”Ты и я – мы с тобой друзья”.

Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста «Радость. Грусть» Цель: Развитие эмоциональной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с.

Источник

Оцените статью