Развитие эмоциональной сферы детей с речевыми нарушениями

Развитие эмоциональной сферы детей с речевыми нарушениями

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Янковая Ирина Андреевна

Организация: ГБОУ Школа №199 д.о. №6

Населенный пункт: г. Москва

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями это достаточно полиморфная категория. Но общей особенностью является недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность данной категории детей к обучению в условиях общеобразовательной школы. Развитие ребёнка понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. Тяжелое нарушение речи нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми могут ока­заться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешен­ность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход раз­вития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухо­вого восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать сис­темное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.

Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобра­зно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценность зрения, слуха, речи, интеллектуальной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особен­ностью компенсации, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребёнка с окру­жающими детьми и взрослыми.

Л.С. Выготский считал, что принципиальные механизмы развития психики ребенка в норме и патологии едины: ведущая роль принадлежит общению и обучению в развитии психики ребенка; при этом ребенок не пассивно впитывает, а активно использует культурно- исторический опыт.

Сохраняют свою значимость идеи Л.С. Выготского относительно практической реализации принципов коррекционной помощи проблемным детям: создание положительного эмоционального фона при совместной деятельности педагога и ребенка.

Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности развития ребёнка с ОВЗ. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная психология. Одной из областей специальной психологии является психолингвистика. Теоретическую базу для отечественной психолингвистики заложил в своем труде « Мышление и речь» Л. С. Выготский.

Психология дошкольника с тяжелыми нарушениям речи требует изучения своеоб­разия развития психики ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависи­мости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации речевого нарушения.

Согласно концепции Л. С. Выготского, в формировании высших психических функций речь играет ни с чем несравнимую роль. Выполняя функции общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организацию всей его психической жизни влияет на развитие личности в целом.

Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии ли­чности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, рез­ко осложняющих коррекцию основного нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное — значение.

С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что » Раз­витие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма».

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств ребёнка с тяжелыми нарушениями речи обусловлена в первую очередь особенностями развития его потреб­ностей, мотивов.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражи­тельность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неуси­дчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, у ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.

Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставят­ся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности.

Как отмечает Е.М. Мастюкова при обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями речи, речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями внимания, эмоциональной сферы, гиперактивным поведением, так как они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму и вызвать негативное отношение ребенка к обучению в школе.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ре­бенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в до­школьном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по обязательной программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учеб­ную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся требования учителя.

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контакта с ними.

Читайте также:  Больше полугода не чувствую запахи после ковида

Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, сле­дуют за другими детьми.

Кроме того, у детей с тяжелыми нарушениями речи часто бывают неаде­кватные воздействиям эмоции и чувства. Незрелость мотивационно — потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их развитие и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции речевого нарушения.

Для устранения нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми нарушениями речи необходимо психолого- педагогическое сопровождение.

Проведение этой работы является специфической и очень важной задачей детских учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов ребенка. Коррекционно- развивающая работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения, должна пронизывать всю систему деятельности. Каждое из проводимых мероприятий (НОД, беседа, досуг или игра), педагоги дошкольного отделения должны рассматривать, прежде всего, с точки зрения того, насколько оно эффективно в коррекционно — психологическом плане.

Коррекционо — развивающая работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом.

Коррекционно- психологическая работа по устранению нарушений в эмоциональной сфере ребенка играет значительную роль в этом процессе.

Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств, служит положение, выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у ребенка с особенностями в развитии сложных видов психической деятельности.

Очень важно, чтобы средства коррекционно-психологического воздействия базировались на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка, что в конечном счете активизирует нарушенные функции.

Также необходимо эмоциональное проведение занятия. Богатый интонациями голос педагога действует положительно на детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует возникновению и закреплению у них положительных эмоций, которые способствуют наиболее эффективному усвоению изучаемого материала.

Особое значение для развития и формирования эмоциональной сферы ребенка с речевыми нарушениями имеет не только коррекционная работа педагога — психолога, учителя — логопеда, но и воспитателя. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.

Большую роль на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи, его эмоций и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, речь, эмоции и также складываются личные отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Положение ребенка в коллективе зависит от оценок воспитателя: «Саша хороший, он помогает Тане дежурить», «Коля плохой, он не убирает за собой игрушки». Поэтому решающую роль в формировании критериев положительного и отрицательного отношения детей друг к другу, т.е. на те эмоции, которые возникают при их взаимоотношениях, играют требования, выдвигаемые воспитателем в процессе воспитательной работы и создания коррекционно — развивающей среды. Умелое формирование коррекции личностных отношений в группе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.

Ведущую роль в формировании эмоций и чувств ребенка с тяжелыми нарушениями речи играет процесс развития положительных потребностей и мотивов. Включение детей в различные виды деятельности (игровую, творческую, общественную), в которых воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе межличностных отношений – все это способствует формированию положительных мотивов поведения и деятельности ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи. Несмотря на то, что эмоциональная сфера у детей с тяжелыми нарушениями речи развивается специфически и своеобразно. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и его адаптации в дальнейшем.

Таким образом, своевременное проведение коррекционно – психолого-логопедической работы, учитывая эмоциональные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует более успешной коррекции речевого нарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. — В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
  2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб. соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.
  3. Выготский Л.С.Мышление и речь. М., 1996 год.
  4. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
  5. Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, — М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1936 год.
  6. Мастюкова Е.М. .Лечебная педагогика. М., 1997год.
  7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений — М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
  8. Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология.М.,1996 год.
  9. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
  10. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психоло­гии, 1974 г.
  11. И. Изард К. Эмоции человека. — Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
  12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под редакцией Я. Л. Коломинского. Минск, 1997 год.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.16.
Читайте также:  Моя душа моя радость моя судьба

Источник

Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Александра Назарук
Эмоциональное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ в рамках логопунтка

Последние десятилетия характеризуются тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих разные нарушения в интеллектуальной, эмоциональной, речевой сферах. Наш логопункт посещают дети с разными диагнозами, разного возраста, в том числе и дети с ОВЗ. Для большинства из них характерен целый ряд особенностей эмоциональной сферы (СЛАЙД 1).

Проблема эмоционального развития детей с ОВЗ является актуальной, т. к. особенности эмоциональной сферы ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом.

В логопедической работе по преодолению эмоциональных нарушений выделяются несколько основных задач. (СЛАЙД 2)

Данные задачи реализовываются в ходе каждого компонента наших занятий. Дети подражают моей мимики и эмоциям, мы налаживаем с ними положительные взаимоотношения. Игры на развитие эмоциональной сферы можно использовать в любой момент занятий, и орг момент и физ. минутка и пальчиковая и артикуляционная гимнастика и развитие связной речи, и автоматизация звуков. Во время выполнения игр и упражнений цель одна – это стимуляция положительных эмоций, снижение негативных эмоциональных проявлений.

Если я сталкиваюсь с негативными эмоциональными проявлениями, агрессия или ранимость излишняя, то стараюсь просто переключать детей с этих эмоций. Использовать эффект новизны, предлагая новое задание или просто успокоить ребенка объятиями и ласковым словом. Большой эмоциональный отклик находят у детей игры с неожиданной концовкой. Дети сначала напряжены, а потом происходит выплеск этого напряжения и дети хохочут и радуются. Это игры, машинка, уронить что-то на пол, стук.

Все используемые на занятиях педагогические метода и приёмы в той или иной мере помогают развивать эмоциональную сферу детей. (СЛАЙД 3). Если ребенок имеет нетяжелые нарушения речи, то развитие эмоциональной сферы проводится с использованием имитационные игр, обсуждения художественной литературы, решения конфликтных ситуаций и моделирования выхода из них, бесед, этюдов на моделирование эмоциональных состояний.

В своей практической части я остановлюсь на тех направлениях работы, которые я использовала с детьми с более тяжелыми нарушеняими речи (РАС, ИН, ЗПР, ТНР, СД)Наиболее эффективными зарекомендовали себя три метода: психогимнастика, массаж и релаксационные игры и упражнения.

Остановимся подробнее на психогимнастике (СЛАЙД 4).

Это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.

В психогимнастике, отработка своих негативных ощущений приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.

Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями. Мы можем использовать эти игры как физ. минутку, когда дети манипулируя с карточками стимулирируют развитие мелкой моторики или как орг момент, когда к нам приходит герой, которого собирают дети и ему нужна помощь. (СЛАЙД 4)

“Шкатулка ласковых имен”

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен. Если мы отрабатываем звук Ш, то называть ласково будем только тех детей, в именах которых есть этот звук (Паша, Маша, Наташа, Даша)

Хорошо или плохо. (СЛАЙД 5)

Назови эмоцию героя, повтори ее. Очень эффективная игра для стимуляции речевой активности. (СЛАЙД 6)

«Добрый бегемотик» Дети встают в шеренгу. Педагог говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи впереди стоящего. Педагог просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке … Затем воспитатель просит бегемотика походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются.

«Липучки» Все дети под веселую музыку бегают по комнате. Двое детей держась за руки, пытаются поймать сверстников,при этом они приговаривают: «Я липучка -приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его у своей «липучей» компании. Затем они все вместе ловят других детей. Когда в группе все дети станут «липучками» они начинают все вместе напевать. Мы липучки-приставучки, будем вместе мы плясать.

Дети становятся в круг.

Педагог: Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (привет, пока, дай, спасибо.)

Дети выражают мимикой смену настроений, описываемых в стихотворении

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

На носу вскочила шишка!

«Покажи жестом» слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.

Читайте также:  После нервного стресса все болит

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если видят волка?.»

Неотъемлемой частью занятий с детьми с ОВЗ является логопедический массаж кистей рук. (СЛАЙД 7) Массаж позволяет стимулировать речевую активность, развивать мелкую моторику, позволяет установить контакт с детьми, вызвать доверие, стимулирует проявление положительных эмоций. Я провожу массаж либо руками, либо опосредованным способом. (СЛАЙД 8) Используя при этом массажные валики, ролики, шарики, природный и бросовый материал. (СЛАЙД 9)

Помимо массажа я использую также игры игры на развитие тактильных ощущений («волшебный мешочек», «Жмурки») (СЛАЙД 10). Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры,а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. (СЛАЙД 11)

Перейдем к релаксационным играм.

Мышечное напряжение у детей часто связано с физическими и психическими нагрузками, негативными эмоциональными состояниями и др. Вследствие этого у детей могут наблюдаться изменения в поведении, самочувствии (плач, усталость, истерики, грубость, пассивность, тревожность и т. д.) Поэтому очень важно научить расслабляться детей. Этому способствуют игры на релаксацию, которые заключается в поочерёдном напряжении, а затем расслаблении мышц как всего тела, так и отдельных его частей, в том числе и лица. Такие игры необходимо делать и с целью профилактики усталости у детей.

«Прогони бабочку с лица» (СЛАЙД 13)

«Подушка злюка», которую дети могут мять, щекотать.

(СЛАЙД 14) Напряжение и расслабление кистей рук.

В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.

Педагог: Я буду папой Карло, а вы буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса, а потом выпущу воздух.

Действия детей: надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… «Раз, два.»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги

напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны,расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Стал он тонкий и худой.

Остановимся на подведении итогов занятия. Я использую систему знаков, прошу ребенка показать, какое настроение вызывает у него та или иная игра (грустное ли радостное). Также на своих занятиях я активно использую систему поощрения. В конце каждого занятия я хвалю ребенка и дарю ему медаль, значок отличника, улыбочку. Ребенок сам выбирает, какая ему нравится медаль, и наклеивает ее на одежду. Или использую кошелек поощрений. На первых занятиях при помощи техники оригами мы делаем кошелек, ребенок его разукрашивает. И складываем туда либо улыбочки, либо наклейки. Такое поощрение вызывает у детей массу положительных эмоций,

Неотъемлемым компонентом логопедической работы является работа с родителями и воспитателями. Где формируется заинтересовать родителей и коллег в успехах детей, организовывается с ними продуктивное взаимодействие, обучение необходимым методам и приемам. (СЛАЙД 15)

В заключении хочу отметить, что эмоционально-личностное развитие детей с ОВЗ — очень сложный и длительный процесс, требующий целенаправленной, практической работы педагога. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе, с использованием игровых технологий с опорой на сохранные анализаторы и поэтапным усложнением содержания материала.

Источник

Оцените статью