Добрый день, уважаемые коллеги, жюри! Меня зовут Паринова Елена Александровна. Я работаю педагогом-психологом в детском саду «Светлячок». Очень люблю свою профессию и считаю ее, несомненно нужной и интересной.
Одним из важнейших направлений моей профессиональной деятельности является развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Как говорил Василий Васильевич Зеньковский: «Психологическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы».
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, мы, взрослые зачастую забываем о важности его эмоционально – личностного развития.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальней и значимей. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом.
Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников —
создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений
Организуя свою работу,я ставлю перед собой следующие задачи:
научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.
Для достижения поставленной цели и задач опираюсь на программу эмоционального развития детей дошкольного возраста Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» и Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников».
При работе с детьми по развитию эмоциональной сферыприменяю следующие методы:
4. Песочная терапия.
6. Оздоровительные паузы.
Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов развития эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.
Использую: сюжетно-ролевые игры;
игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
Арт-терапия помогает насытиться эмоциями, сделать окружающий мир разноцветным. Цель арт-терапии — не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Ребенок осваивает один из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения на будущее.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.
В своей деятельности использую песочную терапию, это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, она развивает мелкую моторику, координацию движений, эмоциональный интеллект, а значит и интеллект в целом.
Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Оздоровительные паузы помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.
Релаксация– глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойнее, он начинает контролировать собственные действия и эмоции. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение.
Дети очень любят посещать сенсорную комнату, мы ее называем волшебная.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, активизации мозговой деятельности.
Неповторимая среда сенсорной комнаты развивает тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно – моторную координацию.
Наиболее важными факторами, влияющими на эмоциональное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи и стиль воспитания. С родителями веду как индивидуальную,так и групповую работу: -консультации; -круглый стол, стендовая информация.
Моя работа с педагогами, направлена на повышение психолого-педагогической компетентности, а так же на профилактику эмоционального выгорания. Считаю, такую работу важной, потому что психологическая атмосфера в группе напрямую зависит от эмоционального состояния педагогов.
По словам Льва Семеновича Выготского: «Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Я, считаю, важным развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которое напрямую связано с эмоциональным благополучием ребенка.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Источник
Валентина Алямкина
Презентация «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста»
«Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».
В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром. Поэтому детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием.
Таким образом, перед педагогами стоит проблема поиска эффективных методов и приемов по формированию эмоциональной сферы детей.
СЛАЙД Одним из ведущих методов является игра, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка. Игра эмоциональна, ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. Играя, ребёнок постепенно, входит в мир взрослой жизни с её правилами, запретами, возможностями. Именно в игре формируется характер ребёнка, развиваются познавательные процессы и, конечно, в ней ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими детьми.
СЛАЙД Поэтому в последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.
. Сегодня я хочу поделиться с вами об использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста, направленных на эмоциональное развитие.
СЛАЙД. Дети раннего возраста — деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. Когда ребенку хорошо и спокойно, он развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. А как? Конечно же, через игру. Но игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, это выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, наличие конфликтов по поводу игрушек, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Поэтому игре я придаю особое значение. При подборе игр, мои усилия направлены на формирование базового доверия к миру через развитие позитивных эмоциональных отношений. А эмоциональное общение возникает лишь на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
СЛАЙД. Поэтому, работая в этом направлении,я поставила цель: создать эмоционально- положительный настрой в группе через использование игровых технологий.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи, главная из которых является формирование у воспитанников умения соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
СЛАЙД. Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей является предметно – развивающая среда. В нашей группе имеются игровые зоны, которые повышают интерес к игровой деятельности.
Ежедневно в педагогический процесс включаю различные виды игр, игровых ситуаций, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости детей.Я их разделила на такие группы:
СЛАЙД. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Ай-да» и др.).
СЛАЙД. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)
СЛАЙД. Пальчиковые игры, –эти игры не только тренирует кисти рук, но также благодаря им происходит социализация ребенка: он общается с детьми, и с взрослыми. («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
СЛАЙД. Хороводные игры — учат воспитанников сотрудничать, получают удовольствия от движений, вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)
СЛАЙД. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
СЛАЙД. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
СЛАЙД. Словесные игры, игры-забавы обыгрывание потешек — вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. («Эхо», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т. д.)
СЛАЙД. Настольно — печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы, в которых воспитанники учатся общаться друг с другом. У детей появляется первый опыт взаимодействия, приобретаются навыки вежливого общения.
СЛАЙД Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное пособие «Злаки», и т. д.)
СЛАЙД Игры с логическими блоками Дьенеша. ,способствующие развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей. Мы не просто разбиваем блоки по цветам, а «обыгрываем» в сказочной форме.
СЛАЙД. Большой эмоциональный отклик у воспитанников вызывают театрализованные игры. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость.
СЛАЙД На развитие эмоциональной сферы детей составлена картотека игр, которые я использую в своей работе с детьми, начиняя с раннего возраста.
Одним из направлений в работе по созданию эмоционального благополучия воспитанников является сотрудничество с семьей. В уголке для родителей выставляю папку с играми, объясняя цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлияли отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к моим консультациям, часто сами обращаются за советом. Это способствует доверительному общению родителей и детей.
В заключение хочется сказать, что игры оказывают положительное влияние на формирование эмоционального контакта, и стали привычными и желанными для наших воспитанников. Ребята стали более самостоятельными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными. Появилось больше доверия к окружающим. И самое главное с удовольствием посещают детский сад.
Источник
Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему «Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста»
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему «Соц-эм развитие детей раннего возраста» | 2.71 МБ |
Подготовила: воспитатель средней группы ГБДОУ№47 Шершнева Н.В.
Эмоции, обычно, через какое-то время проходят. Но то, что они сделали — остается. Швебель В
Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить. Положительные эмоции направляют ребенка в его творческих поисках и смелых начинаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Цель: Способствовать успешной социализации детей , основываясь на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости. Задачи: Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях. Становление умений осознанию относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям. Формирование здорового, адекватного поведения в обществе, умение ориентироваться и адаптироваться в сложном противоречивом мире. Развитие способности действовать свободно, раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества.
10 базовых эмоций Интерес Радость Удивление Печаль Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд Вина
Каждая из этих эмоций выполняет несколько функций: • биологическая — направляет кровь, энергетические ресурсы; • мотивирующее воздействие — направляет и побуждает восприятие, мышление, поведение; • социальная функция — обеспечивает, организует взаимодействие ребенка с людьми.
В развитии эмоциональной сфере ребенка, четко выделяются два пути : Расширение эмоциональной сферы: Обучение детей управлению своими эмоциями Знания о природе Объективно в связи с созревание нервной системы, чувства ребенка становятся более глубокими и более объективными (обучение, наглядные картинки) Направления работы Общение Развитие: понимание смысла и значения различных эмоций. Обучение: поведение ребенка в стрессовой ситуации(разбирать при детях конфликтные ситуации, предложить альтернативный способ разбора ситуации(считалочки)) Организация игровой деятельности Совместное чтение художественной литературы Телевидение и компьютер совместный просмотр (подражание эмоциям взрослых)
Вывод: Игра, рисование, лепка должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Эмоции заряжают и регулируют все психические процессы и виды деятельности. Эмоции — это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. Роберт Киосаки
Литература: Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А. Программа социально-эмоционального развития детей «Расти счастливым» Пашкевич Т.Д. Педагогический проект «Мир эмоций» 2011г. Щавелева О.А. Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста Кончинская А.Л. «Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. М.И.Родина, А.И.Буренина.
Источник