Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Ирина Ливадняя
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.
В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.
Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.
Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена.
К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.
К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится — мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны:
Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;
Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;
Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;
Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.
Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций, развивать познавательные и творческие способности.
Чтобы дети выросли эмоциональноустойчивыми и психически здоровыми нужно:
Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;
Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;
Быть доброжелательными и терпимыми;
Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;
Одобрять даже самые незначительные успехи детей.
Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей. Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.
«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)
Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Ход игры:Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты):
Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
«Эмоции героев»
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы.
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке.Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
Все сказали, все спросили,
Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.
Источник
Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.
Анна Гаврилова
Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.
Структура деятельности педагога, как и любой другой профессиональной деятельности,предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет, объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена, цели (к чему она стремится, функций (какие при этом функции выполняются, средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель). Содержательно задачу деятельности педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребенка. По сути, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.
Следовательно, целью деятельности педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, ближайшем окружении и других социумах.
Поскольку деятельность педагога, в первую очередь связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, медицинским работникам и др.).
В зависимости от общих целей воспитания и развития ребенка, педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие: уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов.
Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности педагога обусловливает и многообразие ее средств, которые могут использоваться в комплексе. Поиск педагогических средств, способствующих эмоциональному развитию личности, раскрытию его индивидуальности, обосновывает интерес к потенциальным возможностям искусства. Искусство, как элемент культуры, имеет социальную природу, характеризует степень развития общества в целом и каждого человека в частности.
Артпедагогика осуществляет процесс воспитания и обучения посредством искусства на основе общих закономерностей развития психики нормально развивающихся детей и их сверстников с различными особенностями, тем самым существенным образом связана с общей и возрастной психологией.
Артпедагогикасочетает в себе комплекс основных видов художественной деятельности: театрально-исполнительскую, музыкальную, художественно-изобразительную. Именно эти виды деятельности являются важными и доступными для развивающейся личности, поэтому применение артпедагогики особенно эффективно в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте.
Проанализируем возможности каждого вида художественной деятельности в процессе развития эмоциональной сферы личности ребенка.
Особое место среди видов художественной деятельности занимает театрально-исполнительская деятельность.Игра детей во многом схожа с театральной деятельностью артиста: в игровой деятельности детей «зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице», что позволило Л. С. Выготскому рассматривать игру ребенка как первичную драматическую форму синкретичной художественной деятельности; творчество ребенка в ней имеет характер синтеза.
Театрально-исполнительская деятельность детей является, скорее, театрализовано-игровой – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.
Музыкальная деятельность включает в себя восприятие музыки, пение, движения под музыку. Каждый вид музыкальной деятельности имеет определенные особенности. Так, восприятие музыки – сложный, чувственный процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями.
Пение – это вид исполнительского искусства, которое оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т. д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоцииональная отзывчивость, музыкальный слух, нравственно-эстетическая культура личности. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.
Движение под музыку – это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Он дает возможность ребенку овладевать «языком движений» и в единстве с музыкой сформировать двигательную и музыкально-ритмическую культуру. Естественные для ребенка подвижность, эмоциональный яркий отклик под музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов художественной деятельности.
Изобразительная деятельность – раздел артпедагогики, который подводит дошкольников к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. Знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства, закономерностями его функционирования способствует воспитанию у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведения искусства; стимулирует творческие проявления ребенка в различных видах искусства.
Психофизиологии, педагоги, исследователи игры единодушны в том, что игра – эмоционально насыщенный вид проявления активности детей. «Увеличение удельного веса эмоций в игре связано с ходом, процессом игры», — отмечал С. Л. Рубинштейн.
Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Палитра эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, их богатство, разнообразие обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. Наконец, игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. В игре возможно инсценирование эмоций, чувств. В игре реализуется способность ребенка «быть собой и другим». Весь путь развития эмоций – от их зарождения до факта эмоционального реагирования – в игровых заданиях контролируется контекстом игры, сюжетом, игровой ролью. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками. Цель игры – дать ребенку свободу, возможность самому оценить свое поведение,понять собственный творческий потенциал: результатом является поддержание положительного образа «Я» ребенка.
В основе деятельности педагога лежит уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять – важнейшая задача воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса ДОУ, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других» у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
На занятиях с дошкольниками могут быть использованы следующие средства:
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется принятие своего имени, своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3. Коммуникативные игры,которые включают: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5. Игры, направленные на развитие воображения, вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
6. Задания с использованием «терапевтических» метафор.Система-тическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи». При прослушивании «терапевтических» метафор целесообразно использовать рисование (детям предлагается изобразить любую картинку, навеваемую метафорой).
7. Релаксационные методы – например, использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.
Таким образом, для развития эмоциональной сферы ребенка среднего дошкольного возраста педагог может использовать разнообразные педагогические средства в комплексе.Они включают в себя разнообразную деятельность: общение с взрослыми и своими сверстниками, игры (ролевые, психогимнастические, коммуникативные и др., занятия искусством (музыкой, изобразительным искусством, театрально-исполнительской деятельностью). Целесообразно использовать разнообразные технические средства, игрушки, пособия. Активное влияние на развитие эмоций и чувств ребенка оказывает общение с природой посредством наблюдения, ухода за животными, растениями и др.
Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.
Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия педагога дополнительного образования Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия Детское объединение___ Группа.
Источник