Развитие эмоциональной саморегуляции педагогов

Развитие эмоциональной саморегуляции педагогов

Факультет Истории и права, 2 курс

Необходимость психологической саморегуляции в педагогической профессии

Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умении создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях [1].

Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями. Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях:

  • если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;
  • если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;
  • если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;
  • если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени.
  • если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.

Сущность и структура психологической саморегуляции

Саморегуляция имеет свои структурные компоненты, которые реализуют значимые функции:

  • постановка цели – компонент, на основе которого формируется саморегуляция;
  • модель значимых решений — этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач;
  • программа исполнительских действий – с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы;
  • коррекция и оценивание результатов – этот компонент способствует соответствию достигаемого результата [3].

Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Помимо этого, они несут в себе управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся проблемы [2].

Саморегуляция представляет собой конкретную постановку целей восприятия – приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Саморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли. Внутренний голос выступает основой управления всеми психическими процессами, а сила воли способствует сохранности активности и устремленности всех действий человека.

Саморегуляция познавательных процессов

В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять.

Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни – лечение.

Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание.

Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение, легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом [3].

Читайте также:  Когда проходит чувство голода при голодании

Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.

Основные пути саморегуляции мышления:

  • анализ условия задачи, которую требуется решить;
  • сравнение требуемого результата с определенными условиями с целью установления того, чего в них не достаточно для получения необходимого результата;
  • периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении аналитических и проектировочных задач;
  • формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения;
  • проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных с поиском решения задачи;
  • запись идей или уже принятых действий и др.

Саморегуляция эмоционального состояния

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например:

  • дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности;
  • релаксационные техники, которые снимают напряжение;
  • медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливают поток мыслей; эти техники саморегуляции основаны на различных способах сосредоточения внимания (например, на каком-либо объекте, олицетворяющем покой);
  • аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу; любой педагог сможет освоить аутогенную тренировку и самостоятельно применять ее на практике;
  • мотивационно-волевые техники, способствующие улучшению психологической устойчивости личности.

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.

Источник

«Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов»
материал

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_samoregulyatsii_emotsionalnogo_sostoyaniya.doc.docx 21.94 КБ

Предварительный просмотр:

эмоционального состояния педагогов

Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог постоянно взаимодействует с детьми, родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения. От него в значительной степени зависит эмоциональный комфорт каждого ребёнка, характер складывающихся взаимоотношений между детьми, их физическое и психическое здоровье, успехи в деятельности.

Однако в ходе взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ педагог нередко сталкивается с трудными ситуациями, требующими быстрого и целесообразного реагирования. Такие ситуации часто сопровождаются повышенным эмоциональным и физическим напряжением, побуждающим к импульсивным действиям. В сложных ситуациях педагогу необходима развитая профессиональная саморегуляция (ПС), позволяющая сконцентрироваться на проблеме и выбрать правильный вариант её решения.

Для обучения педагогов навыкам саморегуляции предлагаются различные упражнения, направленные на развитие мимической экспрессивности, концентрацию внимания, создание позитивной установки и т.д.

Упражнения на развитие чувствительности

к невербальным средствам коммуникации.

Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций».

В момент действия напряжённых факторов, при росте эмоционального напряжения необходимо запустить вопросы самоконтроля:

— Как выглядит моё лицо?

— Не скован(а) ли я?

— Не сжаты ли мои зубы?

Если выявлены признаки напряжённости, необходимо:

1. Произвольно расслабить мышцы. Для расслабления мимических мышц использовать следующие формулы:

— Мышцы лица расслаблены.

— Брови свободно разведены.

— Расслаблены мышцы челюстей.

— Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.

— Всё лицо спокойно и расслаблено.

2. Удобно сесть, стать.

3. Сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы «сбить» учащённое дыхание.

4. Установить спокойный ритм дыхания.

Упражнение «Вверх по радуге».

Закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что, вдыхая, взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая – съезжаете с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи.

Исходное положение – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2-3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение «Мышечная энергия» (выработка навыков мышечного контроля).

Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец – напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного. А указательный – напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Напрягите левую ногу – как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?

Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Упражнение «Напряжение – расслабление».

Предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение «Поза релаксации».

Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом друг к другу. Предплечья свободно лежат на бедрах, кисти рук свободно свисают. Мышцы, максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках.

Мысленным взором «пробежаться» по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать нужно с мышц лица, с освоения «маски» релаксации.

Упражнение «Маска релаксации».

Подаются команды (самоприказы): «Мышцы лба расслаблены; все морщины на лбу разглажены (чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови, как это бывает при удивлении, и на выдохе опустив); брови расслаблены (нахмурить брови и тут же расслабить); веки расслаблены; мышцы щек расслаблены; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены».

Упражнение «Полный физический покой».

Входим в состояние покоя, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи расслаблены; плечи расслаблены (плечи опускаются); мышцы рук расслаблены: предплечья, кисти рук. ; руки кажутся плетями, брошенными на колени; мышцы спины расслаблены; живот расслаблен».

Круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног: «Ноги расслаблены: расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы. ; каждый мой мускул расслаблен и вял; покой, полный физический покой».

Представьте, что вы отдыхаете на пляже (в саду. ): «Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя».

Упражнения на концентрацию внимания.

Упражнение «Концентрация на счёте».

Инструкция: медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом счёте. Если в какой-то момент мысли будут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счёте, начните считать сначала. Повторяйте счёт в течение нескольких минут.

Упражнение «Поплавок в океане».

Инструкция: сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы маленький поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел. Вы двигаетесь туда, куда несёт вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя… подушку моря под вами, придерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

Составление формул самовнушения.

Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их поизносить ежедневно утром после сна и вечером перед сном.

Самовнушение должно быть:

— позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным, нельзя внушать себе негативное;

— облечено в простые, чёткие и понятные фразы, выражено в утвердительной форме и не содержать частицы «НЕ» (формулы самовнушения начинаются со слов: я хочу…, я могу…, я буду…).

«Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех!».

«Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю чётко!».

«Я справлюсь с напряжением в любой момент!».

«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякие беспокойства».

«Внутренне я ощущаю, что всё будет в порядке».

Формула 1. «Уверенность в себе».

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё сумею, всё смогу и ничего не боюсь».

Формула 2 . « Любовь к детям».

«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу со своими воспитанниками».

Формула 3. «На работу».

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом жизни».

Формула 4. «Спокойствие, стабильность».

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

Формула 5. «Уменьшение напряжения в процессе работы».

«Я сохраняю абсолютное самоуправление. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я способен к огромным волевым усилиям».

Уважаемые упражнения коллеги!

Надеюсь, что предложенные по развитию навыков саморегуляции помогут в осуществлении Вашей профессиональной деятельности и работе над собой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции.

Актуальность данной темы: Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исход.

В статье представлены рекомендации для педагогов по саморегуляции эмоционального состояния посредством дыхательных упражнений, визуализации. Описаны упражнения, которые можно делать самостоятельно и, .

Описание материала: предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ «Методы и средства саморегуляции эмоциональных состояний у педагогов»Это методическое пособие п.

Практикум для педагогов «Саморегуляция эмоционального состояния» имеет актуальное значение в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания. Цель: актуализация жизненных ресурсо.

Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса.

Источник

Читайте также:  Длительная депрессия симптомы лечение
Оцените статью