Развиваем у детей навыки управления эмоциями
Управление эмоциями важно для развития самообладания ребенка, гибкости в общении и чувства собственного «я»
Чтобы научиться управлять эмоциями, детям необходима помощь родителей и чтобы к их потребностям относились с уважением и заботой. Это помогает повысить самооценку, лучше справляться с эмоциями и ладить с окружающими людьми. Дети, имеющие такой опыт, психически здоровы и умеют налаживать хорошие взаимоотношения с другими. Они чаще ощущают себя счастливыми, умеют радоваться жизни, намного более успешны в выбранных занятиях.
Помогая детям справляться с эмоциями, родители развивают их эмоциональную сферу. Шаг за шагом это помогает им достичь того, чего в одиночку они не смогли бы достичь. Дети учатся контролировать себя и адекватно проявлять эмоции, наблюдая, как взрослые взаимодействуют с ними и между собой.
Родители могут помочь ребенку преодолеть стрессовые ситуации (например, в моменты потрясений и неуверенности), с заботой относясь к их потребностям и показывая, как лучше справиться со стрессом. При таком отношении ребенок чувствует себя в безопасности и не боится исследовать окружающий мир, будучи уверенным в том, что родители о нем заботятся. Ощущение безопасности и доверия важно для развития собственного «я» ребенка.
Доверительные и теплые взаимоотношения с ребенком формируют у него адекватную эмоциональную реакцию на события, высокую самооценку, помогают понимать эмоции других людей. Дети, которым родители помогают справляться со сложными чувствами, постепенно учатся управлять эмоциями самостоятельно.
Со временем ребенок всё лучше управляется с эмоциями во многих жизненных ситуациях. Так или иначе, ему важно понимать, что в сложных жизненных ситуациях он может обратиться за поддержкой к другим людям.
Когда ребенок доверяет родителям – он чувствует, что сможет справиться с любыми жизненными ситуациями. Такой положительный эмоциональный опыт необходим для здорового развития психики и формирования личности.
От «гормонов стресса» – к «гормонам радости»
Чтобы научить ребенка управлять эмоциями, необходимо развить у него ощущение безопасности и оптимизма. Для этого нужно помочь ему перейти от негативных эмоций (таких как стресс, страх или беспокойство) к позитивному состоянию безопасности и готовности к действиям. В свою очередь, для этого требуется снизить уровень «гормонов стресса», таких как кортизол и адреналин, повышая уровень «гормонов счастья», таких как допамин, серотонин и окситоцин.
У взрослых «гормоны счастья» способствуют эмоциональной устойчивости, укрепляют память и внимание, повышают доверие к окружающим и снижают уровень страха, развивают социальные навыки и сочувствие. При высоком уровне «гормонов счастья» человек чувствует удовлетворенность жизнью. Выработка данных гормонов, в частности окситоцина, происходит у человека и тогда, когда он о ком-то заботится. Окситоцин помогает родителям чувствовать себя хорошо, заботясь о ребенке, и лучше понимать его потребности.
У детей основным «гормоном счастья» является серотонин. Его уровень повышается, когда мы посвящаем ребенку время, играем с ним, вместе занимаемся чем-то, что ему интересно. Когда родители сами указывают ребенку, что ему делать, когда он должен заниматься чем-то по расписанию, ребенок испытывает стресс и быстро утомляется. Это может вызвать у него приступы гнева, недоверие или расстройства сна.
Высокий уровень «гормонов стресса» ослабляет концентрацию ребенка, его способность решать конфликты и задачи, исследовать новое. Дети, у которых в дошкольном возрасте наблюдался высокий уровень стресса, чаще проявляли агрессию и беспокойство, хуже контактировали со сверстниками. Однако никогда не поздно научиться преодолевать стресс и управлять эмоциями.
Когда у ребенка высокий уровень «гормонов стресса» и низкий уровень «гормонов счастья», у него могут проявляться следующие симптомы:
- высокий уровень конфликтности и проблемы с выражением благодарности;
- низкий уровень мотивации, подавленность;
- проблемы с концентрацией;
- нежелание идти на контакт с окружающими;
- в стрессовых ситуациях – избегание других людей;
- обеспокоенность, настороженность;
- гиперактивность, неадекватное поведение;
- быстрая утомляемость, проблемы со сном.
Когда родители понимают взаимосвязь между эмоциями ребенка и его поведением, они могут, основываясь на эмоциональном опыте ребенка, помогать ему развиваться. Проявление заботы, увеличение количества тактильных контактов с ребенком снижают у него уровень «гормонов стресса» и повышают уровень «гормонов счастья». Ребенок, который имеет много тактильных контактов, легче реагирует на стрессовые ситуации и быстрее успокаивается. Термин «эмоциональная регуляция» обозначает состояние, когда у ребенка развито достаточное количество эмоций, моделей поведения и физиологических механизмов, с помощью которых он реагирует на ситуации сразу или через определенное время.
Помочь ребенку обеспечить свои потребности не означает оградить его от всех стрессовых ситуаций и разочарований. Детям нужны жизненные препятствия, с которыми они могут справиться. Это развивает у них навыки решения жизненных задач и эмоциональной саморегуляции.
Забота о детях помогает снизить уровень «гормонов стресса» и повысить уровень «гормонов счастья» как у детей, так и у их родителей. Дети меньше подвержены стрессу, когда им позволяют самим решать, когда и в каком темпе выполнять задачи.
Проявляйте заботу о ребенке
Обеспечивая ребенку ощущение безопасности, вы помогаете ему справляться с эмоциями. Иногда, когда ребенок чувствует усталость, голод, подавленность, страх или волнение, ему может потребоваться ваша помощь и забота. Самое элементарное проявление заботы о ребенке – это открытый и честный разговор с ним. Во время разговора придерживайтесь следующих правил:
- Задавайте ребенку вопросы о его чувствах.
- Используйте открытые вопросы, мотивирующие ребенка выражать эмоции («Что тебе больше всего понравилось во время прогулки в парке?», «Что еще можно вылепить из пластилина?»).
- Давайте ребенку понять, что его слышат и понимают. Разговаривайте с ним наедине, а во время разговора не занимайтесь ничем посторонним.
- Во время разговора находитесь на одном уровне с ребенком, чтобы не вызвать у него ощущение дискомфорта.
- Поддерживайте визуальный контакт с ребенком, проявляя к нему интерес.
- Во время разговора принимайте открытую, расслабленную позу.
- Выражение лица во время разговора должно быть позитивным.
- Слушайте, что говорит ребенок, и сами поддерживайте разговор с ним.
- Разговаривайте не слишком громко и быстро.
Проявляйте тактильные контакты
Чтобы развить социальные навыки и научиться управлять эмоциями, детям нужны тактильные контакты. Родителям следует чаще обнимать и дружески похлопывать своих детей, проявляя уважение и теплоту по отношению к ним. Тактильные контакты дают ребенку положительные эмоции и поддерживают его в сложных эмоциональных ситуациях: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен», «Я знаю, что ты злишься. Я спокоен и помогу тебе успокоиться».
Тактильные контакты важны на протяжении всей жизни. Конечно, у детей есть свои предпочтения, и для родителей важно относиться к ним с уважением. Некоторые дети не любят прикосновений, и в таком случае для родителей важно найти другие способы устанавливать контакт с ними. Тактильные контакты важны для развития у ребенка собственного «я» и помогают ему развивать способность устанавливать близкие взаимоотношения с другими людьми.
Многим маленьким детям нравятся объятия. Старшим детям больше нравятся дружественные прикосновения к руке, плечу, голове или просто жесты одобрения. Простые тактильные контакты снижают уровень «гормонов стресса» и способствуют выработке «гормонов счастья», а также необходимых для ребенка гормонов роста.
Отражайте эмоции ребенка
Правильно реагируя на эмоциональные сигналы детей, родители могут помочь им научиться понимать свои эмоции и управлять ими. Отражение эмоций происходит тогда, когда родители отвечают на эмоциональные реакции ребенка, объясняя и называя ему его эмоции. При этом важно следить за своим тоном голоса и жестами. Это поможет ребенку:
- усвоить, что его эмоции признают;
- научиться понимать свой внутренний мир и распознавать эмоции;
- усвоить, что эмоции – это неотъемлемая часть жизни;
- установить связь между своим эмоциональным опытом и новыми жизненными ситуациями;
- различать эмоции и чувства;
- называть эмоции.
Для отражения («отзеркаливания») эмоций ребенка можно также использовать невербальные средства коммуникации – позы, жесты и т. д. Для эмоционального развития ребенка важно, чтобы вербальные и невербальные сигналы родителей соответствовали друг другу. Например, спокойный тон и открытые жесты в сочетании с терпеливым объяснением вселяют в ребенка ощущение безопасности и доверие. Использование невербальных сигналов делает слова взрослого более убедительными. То, как вы говорите, не менее важно, чем то, что́ вы говорите. Несоответствие вербальных и невербальных сигналов сбивает ребенка с толку.
Практикуйтесь отражать эмоции
Чтобы выработать новый навык, потребуются время и упорство. Практикуйтесь отражать эмоции ребенка каждый день, и он постепенно научится контролировать себя. Наблюдайте, как другие родители общаются со своими детьми. Так вы узнаете о различных способах устанавливать контакт с ребенком и успокаивать его, когда он расстроен.
Каждый ребенок уникален
У каждого ребенка по-разному проявляются восприятие, реакции и взаимодействие с внешним миром. Одни дети энергичны, другие – более спокойны. Одни любят исследовать всё новое, а другие предпочитают привычные вещи. Одни дружелюбны и позитивны, а другие склонны к конфликтам. У некоторых малышей быстро меняется настроение, другим требуется помощь, чтобы справиться с огорчением. В новых ситуациях некоторые дети сразу включаются в происходящее, другие склонны наблюдать со стороны и долго обдумывать свои решения. Концентрация у детей также различается: одни выполняют задачи дольше, чем другие. Эти различия и делают каждого ребенка уникальным.
Когда ребенка понимают и принимают таким, какой он есть, он чувствует свою ценность. Детям лучше удается выполнять задачи, когда у них для этого достаточно времени и пространства. Родители могут помочь детям справляться с эмоциями, если они будут прислушиваться к их мнению и уважать их потребности.
Источник
Саморегуляция дошкольника. Развитие эмоциональной саморегуляции старших дошкольников
Елена Грачева
Саморегуляция дошкольника. Развитие эмоциональной саморегуляции старших дошкольников
Развитие эмоциональной саморегуляции старших дошкольников.
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, так и отрицательных- пресна и бесцветна.
Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому.
Предмет исследования: процесс развития эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы состоит в выявлении и обосновании роли специальной формирующей психолого-педагогической работы по эмоциональной саморегуляции дошкольников.
В ходе нашей работы ставились и решались следующие задачи:
— дать теоретическое обоснование проблемы эмоций и эмоционального развития дошкольников;
— определить путем наблюдений эмоциональное состояние старших дошкольников;
-разработать комплекс мероприятий по развитию эмоциональной саморегуляции дошкольников.
Чтобы понять, как именно происходит формирование эмоций у личности, необходимо вначале рассмотреть вопрос о том, что же такое эмоции человека и, в частности, ребенка.
По мере развития ребенка его поведение становится произвольным, то есть обладает способностью подчинять свои поступки целям, которые сознательно ставит перед собой. Поставив цель, следует позаботиться о том, чтобы она была эмоционально принята и приобрела для ребенка внутренний смысл. Справедливость сказанного о важности эмоционального принятия задач, поставленных взрослыми, подтверждают трудности, с которыми сталкиваются воспитатели. Основные трудности связаны вовсе не с невозможностью, довести до сознания дошкольника, что следует делать и чего не следует. Главная трудность не в том, что не всегда удается добиться, чтобы эти «хорошо», «нужно», «плохо», «не нужно» приобрели для них соответствующий личностный смысл.
Таким образом, именно эмоции становятся той основой, с помощью которой ребенок ставит перед собой цели, принимает решения и выполняет какое-либо дело.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Чтобы управлять своими эмоциями и чувствами, ребенка нужно научить контролировать свои внутренние ощущения, осознавать их, различать, сравнивать и произвольно менять характер.
Система работы воспитателя детского сада по эмоциональной регуляции дошкольниковдолжна включать в себя такие этапы:
— как начальную диагностику эмоционального развития ребенка;
— на ее основе- выявление отклонений от нормального состояния детской психики и причины, их обуславливающие;
— разработку психокоррекционных методов и приемов для их устранения; применение их в практической работе с детьми;
-выработку рекомендаций родителям и работа с ними;
— поэтапная (промежуточная) диагностика развития эмоций ребенка и сравнение ее с прежними результатами; а также заключительная диагностика по происшествии определенного периода (год, полгода) с целью определения успешности достижения поставленных психокоррекционных целей.
Для диагностики эмоционального развития мы применяли метод наблюдения и оценке его результатов по 3-балльной системе. На основе предварительной диагностики нами был разработан перспективный план работы по развитию саморегуляции у старших дошкольников, в который были включены занятия и игры. На занятиях мы учили детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, а также анализировать их причины, понимать настроение другого, и принимать его позицию. Предусматривали знакомство со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо, гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто, все это необходимо для развития и обогащения словарного запаса детей.
Игры и игровые упражнения нами использовались в режимных моментах, на физкультминутках.Использовали следующие игры и игровые упражнения:
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь… Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела.
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие – легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки… (пауза – поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает…
Упражнение «Что рассказало море»
Цель: упражнение развивает творческую фантазию, речь, умение расслабиться.
Ход упражнения: Данное упражнение проводиться, как упражнение разговор с лесом».
Педагог предлагает детям вспомнить, какого цвета море, какие у него бывают настроения, какой берег, кто обитает в море.
Дети закрывают глаза и представляют себя на берегу моря: слушают, как «разговаривает» песок, волны, ветер. Затем педагог просит детей рассказать о том, что каждому из них сообщило море, ветер и волны (возможно использование магнитофонной записи шума моря).
Вы – медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят в глаза друг друга. Один начинает выполнять какое-либо движение- другой повторяет его в зеркальном отображении и другие игры.
Важным приемом с точки зрения воспитания эмоциональной саморегуляцииу ребенка является принятие и проговаривание его чувств в какой-либо проблемной ситуации: «Я вижу, ты сердишься», «ты расстроилась», «Тебе стало грустно», при этом необходимо наблюдение за ответной реакцией ребенка.
С целью развития эмоциональной саморегуляции мы использовали также игры-драматизации, игры-перевоплощения, игры-инсценировки, обязательно с участием взрослых, в которых дети самостоятельно учились управлять своими эмоциями.
С детьми также рекомендуется применять методику «Я- высказывания». Она состоит из четырех этапов.
1 этап. Описание ситуации. Например,воспитатель говорит: «Маша и Алсу, вы разговариваете во время моего объяснения»
2 этап. Проговаривание чувств и потребностей самого взрослого с употреблением местоимения «я», «мне»: «Мне это неприятно, меня это раздражает»
3 этап. Объяснение,к каким последствиям у взрослого это приводит: «Потому что я не могу сосредоточиться и правильно объяснить задание группе». Последствия должны быть реальными, и связанными не с чувствами, а с конкретными обстоятельствами для самого взрослого (воспитатель не может верно объяснить задание)
4 этап. Просьба. «Пожалуйста, прекратите разговаривать».
Все 4 этапа должны быть высказаны быстро, но твердо. Нельзя вовлечь себя в дискуссию или допустить, чтобы ребенок прокомментировал какое-либо высказывание. Как правило, такая методика приводит к желаемому результату. Этой методикой злоупотреблять не стоит, эффект ее может снизиться.
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу о возможности, целесообразности и необходимости развития эмоциональной саморегуляции дошкольников. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества, и прежде всего эмоции. В процессе работы нами было отмечено, что детям не всегда удавалось понять, правильно определить испытываемое ими чувство, а также сдерживать эмоции- и это понятно, ведь способность к произвольной регуляции эмоции у них развита пока недостаточно. Наша спланированная работа с детьми под руководством взрослых, позволила помочь дошкольникам в развитии эмоциональной саморегуляции, что выразилось в желании и умении управлять своими эмоциями и чувствами.
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М. : Сфера, 2005 – 85с.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.
3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М. Аркти, 2001.
4. Степанова Г. Эмоциональное состояние ребё нка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. – 1997. – №5. – с. 65.
5. Эмоциональное развитие дошкольника. // Под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Просвещение 1985. – 175 с.
Консультация «Приучение детей к дисциплине и эмоциональной саморегуляции» Дисциплина — это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности.
Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной сферы дошкольника Слайд №1 Добрый день. Хочу представить вашему вниманию доклад на тему «Психолого-педагогические методы и техники развития эмоциональной.
Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников, посредством дидактических игр 1. Информация об опыте 1. Условия возникновения, становления опыта Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире.
Из опыта работы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через совместную с педагогом деятельность» I. Условия возникновения опыта. Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает.
Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности» Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театральной деятельности». В современном обществе резко повысился социальный.
Профилактика и коррекция расстройств эмоциональной сферы дошкольника ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА. Эмоциональная сфера у дошкольников имеет свои особенности. Дошкольники,.
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.
Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников Положение о смотре-конкурсе «Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольников».
Развитие самоконтроля и саморегуляции у дошкольников (из опыта работы) РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Саморегуляция деятельности напрямую связана со всеми свойствами внимания. Эта высшая.
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной.
Источник