Психолого – педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал
Развитие эмоциональной отзывчивости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
- Психолого – педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего
Эмоциональные переживания ребенка младшего дошкольного возраста сохраняют ряд особенностей, они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети, данного возраста, очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него дошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть.Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А. Н. Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются. [9, с. 101]
В то же время в возрасте 2-4 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает и тоскует о ней. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у младшего дошкольника все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.
Эмоции детей третьего года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е. Волосова). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.
Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.) — Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.
Малыш (около 2 лет) бурно реагирует на казалось бы незначительный факт в игре: упала кастрюлька. Он плачет, кричит, а нередко и совсем прекращает играть. Ведь для него представляет важность именно правильное выполнение действия. Но уже к 3 годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!», – восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать себе платье.
Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметно-игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.
В младшем дошкольном возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.
К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. [10, с. 156]
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетически привлекательные объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям, делится ими.
На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку. [3, с. 271]
В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На 3 и 4-м году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает дошкольнику понять, когда другому больно или когда другой голоден. Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше.
В возрасте 3-4 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.
Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает. [3, с. 91]
Освоение дошкольником речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание. Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться в дополнительном подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведения создает связь чувств, с представлением придавая действиям малыша известную целенаправленность. [10, с. 87]
Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости (Р.Х. Шакуров). Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво. [10, с. 109]
Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у дошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.
Дети 3-4 лет — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Таким образом, можно выделить основные особенности эмоционального развития в младшем дошкольном возрасте:
— эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
— происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
— развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
— включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.
Источник
Формирование добрых чувств и эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста посредством сказок (из опыта работы)
Наталия Большакова
Формирование добрых чувств и эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста посредством сказок (из опыта работы)
По сказочной дороге в Счастливое Детство»
Опыт личной работы по теме:
Формирование добрых чувств и эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста посредством сказок.
Наталия Павловна Большакова
МАДОУ Детский сад №14 «Подмосковье»
Актуальность темы — эмоциональная отзывчивость важный фактор развития межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: выявление более эффективных методов формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста посредством сказок.
Задачи работы:
1. Научить ребенка откликаться на события и явления.
2. Развивать способность сопереживать окружающим.
3. Научить эмоциональной отзывчивости на боль другого человека или существа.
В нашей стране особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни. На примере детей,прибывающих в детский сад мы наблюдаем дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, возникают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неуступчивость и т. п.
Моя задача воспитателя показать ребенку все прекрасное вокруг и научить его взаимодействовать с окружающими и обрести внутренний баланс. Все чаще мир вокруг нас становится серым и будничным и моя задача научить ребенка видеть прекрасное,научить переноситься в Сказочную Страну. Русские народные сказки всегда окружали нас с рождения и до глубокой старости.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.
Я воспитатель младшей группы и обращаю внимание,что некоторые дети испытывают дискомфорт в детском саду из-за застенчивости,неуверенности. Не все могут постоять за себя или наоборот защита переходит в агрессию. Моя задача состоит в том,чтобы минимизировать возникающие проблемы. Посредством сказок я работаю с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств.
К сожалению, пока я часто наблюдаю, как ребенок силой отнимает игрушку и моя задача оперативно среагировать на конфликт, смягчить его и объяснить обидчику его ошибку. В процессе ознакомления с сказками ребенок может узнать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Методом сказкотерапиивозможно решение следующих задач:
— снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
— развитие умения преодолевать трудности и страхи;
— выявление и поддержка творческих способностей;
— формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
— развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
У ребят нашей группы есть любимые сказки- «Репка», Колобок», «Три поросенка» и другие сказки. На детском совете я с ребятами обсуждаем возникающие конфликты среди детей и мы решили подобрать самую подходящую сказку для улучшения атмосферы и формирования дружбы и эмоциональной отзывчивости.
Формы организации работы со сказкойвыбираю в зависимости от ситуации :
– использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
– организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
– широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
– включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
– использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
– включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Общим советом мы выбрали сказку «Репку» ,назначили день показа и распределили роли. На роль дедушки я выбрала Алешу, мальчика пока не с несформированным чувством дружбы. Алеша почти всегда старался отобрать игрушку как у мальчика, так и у девочки, независимо от того что ребенок увлечен. Возникали конфликты. В день показа сказки все артисты показали себя дружной командой,каждый герой был увлечен своей ролью и помогал «тянуть» Репку. Завершением сказки стало угощение Дедушкой –Алешей всех ребят настоящей репкой. Алексея все благодарили и дарили улыбку, говорили комплименты. После показа сказки я стала замечать,что Алеша стал дружелюбнее и отзывчивее. С детьми обязательно разговариваем о добрых сказках и сказках, где есть отрицательные герои. Например сказка «Заячья избушка» вызвала огромное сочувствие Зайцу и порицание Волка.
В данное время в группе завершающий этап проекта посвященному «Году Театра в России». В рамках данного проекта была проведена огромная работа с детьми, работа с родителями. Моя цель и задача состояла в том,чтобы заинтересовать детей чтением сказок в домашних условиях и конечно взаимодействовать с родителями. Родители откликнулись на приглашение принять участие в проекте. Ребята пересказывали сказки с использованием настольного театра. С огромным удовольствие устраивали мини спектакли для параллельной группы нашего возраста. В домашних условиях ребята проговаривали сказки во время изготовления родителями сказочных персонажей и конечно помогали как могли. Я очень рада видеть и осознавать как теплеет атмосфера в нашей группе, как меняются лица детей с утра. Самое беззаботное и самое счастливое время –Детство. Я планирую и в дальнейшем использовать методику сказкотерапии и знакомить детей с новыми сказками.
Впереди у нас сказочная дорога в Счастливое Детство!
Источник