Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения
Российское образование на современном этапе направленно на преодоление негативных тенденций, характеризующихся деформацией этических и ценностных аспектов бытия, эмоционально – волевой сферы, эмоциональной глухотой, отчуждением от мира и себя. Современное образование ориентировано на развитие духовного мира человека. Одним из результатов образования являются такие ценности как красота, гармония, нравственный выбор, эстетическое развитие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особое внимание решению задач социализации современного школьника и созданию условий для развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Согласно стандартам второго поколения, в модели выпускника начальной школы определены качества личности, уважающей ценности общества, нормы, морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания. Проблема изучения эмоциональной отзывчивости является одной из ключевых проблем, так как это понятие является неотъемлемой частью духовно – нравственного воспитания в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует на важность воспитания у младших школьников эмоционально – нравственной отзывчивости, как одной из составляющих личности социума.
Сознание ребенка отличается от взрослого своей эмоциональностью (чувствительностью, открытостью, восприимчивостью). Период детства — благотворная почва для развития творческой деятельности. Рамки этого периода ограничены, поэтому важно внедрить проблему развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников как можно раньше.
В науке создана теоретическая основа для изучения данной проблемы. Тем не менее, отсутствует целостное концептуальное обоснование развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
Школа уделяет должное внимание развитию интеллекта обучающихся, а развитие эмоциональной отзывчивости остается, ввиду недостаточной разработанности научно – методического обеспечения, декларативным. Традиционное образование младших школьников рассматривает эмоциональные переживания детей в основном как психологический резерв личности в усвоении информационного поля, не становятся при этом содержанием обучения. При изучении учебных предметов цель развития эмоциональной отзывчивости реализуется эпизодически для решения отдельных интеллектуальных задач: на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки.
Младший школьный возраст оказывается наиболее сензитивным для развития эмоциональной отзывчивости. Важно помнить об этом, чтобы не «пропустить» природной способности ребенка выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта. Отсутствие помощи извне в сензитивный период повлечет отрицательные последствия: социальная перцепция, проекция, эмпатия, идентификация, децентрация будут развиваться слабо. А это негативно может отразиться на воспитании ребенка во всех значимых сферах жизни.
Цель исследования: выявить педагогические условия и доказать эффективность экспериментальной методики, основанной на применении комплекса практических упражнений для развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования : процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: Процесс развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения будет протекать эффективно, если:
— создать благоприятную эмоциональную атмосферу для проявления эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения;
— побуждать учащихся к осмыслению и переживанию опыта восприятия литературных произведений;
— организовать творческую деятельность учащихся, направленную на самовыражение и проживание эмоциональных состояний героев литературных произведений посредством использования игровых ситуаций на уроке;
— разработать экспериментальную методику, основанную на комплексе практических упражнений для развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения, и проверить его эффективность.
Для осуществления поставленной цели можно выделить следующие задачи исследования :
Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
Выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения;
Выявить педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения;
Разработать комплекс практических упражнений, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения;
Экспериментально доказать эффективность разработанных практических упражнений, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Практическая значимость: разработка экспериментальной методики, основанной на применении комплекса практических упражнений по развитию эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения для учителей начальных классов.
База исследования : ГБОУ СОШ, 2а и 2б классы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников
Проявление эмоций всегда привлекало пристальное внимание исследователей. Эмоциям отводилась одна из главных ролей среди качеств личности, определяющих поступки и внутреннюю силу человека. Проблема эмоционального развития детей — одна из актуальных в современной школьной педагогике и психологии. Объясняется это тем, что успешное эмоциональное развитие ведет в целом к успешности ребенка в социуме, в том числе и к нормальному состоянию общего психического развития школьника.
Данная проблема была в центре внимания многих педагогов – психологов: С.Л.Рубинштейна [37], Л.И.Божович [5], В.А.Сластенина [41], Р.С.Немова [31] и других. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление и речь.
Еще Л.С. Выготский [10] указывал на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано с эмоциональной сферой, которая развивается динамично. Нарушение эмоциональных качеств оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
С.Л. Рубинштейн [37, с.140] писал, что «эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом, мышление — с эмоцией, но и само мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального».
Все, с чем сталкивается человек в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение: одни события вызывают радость, другие — негодования, одними поступками он гордится, других стыдится. Радость, горе, страх, гнев, любовь, удовольствие, ненависть – все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам называются эмоциями. Эмоции – неотъемлемая часть жизни человека. Они сопровождает любые проявления активности.
А.Г. Маклаков [28] считает, что эмоции (от латинского «потрясаю, волную») — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
По словам В.В. Абраменковой [1], «эмоции» — это особый класс психических процессов и состояний (человека, животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции — главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленный на удовлетворение актуальных потребностей. Они способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности, в том числе влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятие, память, воображение, мышление.
По мнению С.А.Курносовой [20], проблемы эмоционально – волевого регулирования особенно остро встают у ребенка в младшем школьном возрасте. Этот новый этап в психическом развитии ребенка является чрезвычайно важным и ответственным периодом в его развитии. В связи с развитием эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, усложняется и содержание эмоционального общения.
В своих исследованиях Л.С. Выготский [10] отметил несколько важных особенностей переживаний младших школьников:
— переживания приобретают смысл, то есть ученик начинает понимать, что означают слова «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит»; у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;
— возникает обобщение переживаний, логика чувств, и на этой основе формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению;
— осмысление переживаний может порождать острую борьбу между ними, а противоречие между переживаниями и трудностями может усугубить внутреннюю напряженность;
— развивается собственная эмоциональная выразительность, что сказывается на богатстве интонаций, оттенках мимики.
Как отмечает В.С. Мухина [30], в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности у ученика появляются новые грани чувств, а те чувства и эмоции, которые появились на более ранних этапах, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях с «любимыми и близкими людьми». Кроме этого, в школе происходит стандартизация условий жизни детей, в результате которых выявляется множество отклонений в их поведении, таких как гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность.
Как отмечает С.А. Курносова [23], при отсутствии целенаправленного развития эмоционально – волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к регуляции учебной деятельности. В связи с этим начальная школа должна ориентироваться и на формирование у ребенка ценностной ориентации, развитие его эмоционально – волевой сферы, выработку эффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека.
Е.П. Ильин [14] выделяет следующие характеристики эмоциональной сферы у младших школьников:
— легкая отзывчивость на происходящие события и окрашенность восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
— непосредственность и откровенность выражения своих переживаний (радость, печаль, страх);
— готовность к аффекту страха, которая объясняется возрастными особенностями младшего школьника. В процессе учебной деятельности, ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей и неудач, неуверенности в своих силах;
— большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений, склонность к кратковременным и бурным аффектам;
— эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе, оценки успехов учителями и одноклассниками;
— свои и чужие эмоции слабо осознаются и понимаются детьми, мимика других часто воспринимается неверно, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Исключения составляют базовые эмоции страха и радости, т.к дети в этом возрасте могут их уже выразить вербально.
Важной особенностью эмоциональной сферы младшего школьника является появление у него эмоциональной зрелости. Под эмоциональной зрелостью понимается уменьшение импульсивных реакций ребенка и его возможность длительное время выполнять непривлекательное для него задание. В младшем школьном возрасте также происходит развитие собственной выразительности. Его характерной особенностью является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое и необычное.
В своих исследованиях С.А. Курносова [19] обращает внимание на то, что к концу младшего школьного возраста у ребенка формируется структура эмоциональных представлений, включающих обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность, приобретенную в процессе индивидуального эмоционального опыта. Ценным новообразованием становится умение переживать эмоциональную общность с познаваемым, становиться словно бы участником и судьей событий. Тонкость восприятия проявляется в благородном человеческом стремлении вновь пережить чувство радости, восторга, удивления от общения с литературой, музыкой, природой; ребенку хочется быть красивее, лучше. Широкий диапазон чувств, глубоко переживаемых в связи с познанием окружающего мира, ребенок стремится передать в продуктах творческой деятельности.
По мнению В.С. Вербовской [7] несмотря на то, что проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в дошкольной педагогике и рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребенка, психолого-педагогическая литература свидетельствует о том, что «эмоциональная отзывчивость» это очень сложное понятие и имеет свои разночтения.
Так по мнению И.В. Груздовой [] терминологически эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженном в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому.
С.А. Курносова [20] отмечает, что термин «эмоциональная отзывчивость» повсеместно используется в педагогической, психологической литературе, нормативных материалах, но современные словари не дают однозначного понятия этому определению. Это понятие рассматривается педагогами и психологами, но не является предметом специального исследования, следовательно, не имеет четкого определения, что не позволяет в полной мере приблизиться к пониманию данного феномена.
Р.В. Овчарова [ ] в своих работах обращает внимание на то, что отзывчивость подразумевает способность человека испытывать и проявлять ответные реакции на внешний раздражитель, сопереживать другим людям, умения ставить себя на место другого, проявления интереса к другому человеку, готовность прийти ему на помощь.
По мнению В.В. Бойко [6], «эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров. Это готовность человека откликаться на себя, на других, на состояние и «эмоциональный фон» окружающих».
Г.С. Батищев [2], рассматривая эмоциональную отзывчивость с позиции философии гуманизма, отметил, что это проявление удовлетворенности от осознания одной личностью себя, как творца благополучия другой личности, включающее в себя умение ощущать внутренний мир других, распознавать их эмоциональные состояния, а также способность анализировать свои поступки, направленные на других.
Под эмоциональной отзывчивостью А.А. Бодалев [4] рассматривает системное образование личности, которое направлено на реализацию духовно – практического опыта и проявляется в желании оказывать помощь сверстникам и другим людям, к окружающему миру в целом.
С.А. Курносова [21] определяет эмоциональную отзывчивость младших школьников как личностное системное образование, которое включает в себя психологические механизмы эмпатии, социальной перцепции, проекции, идентенфикации и децентрации; многоаспектный процесс, включенный в развитие мотивации, отношений, здоровья, в процессы социальной коммуникации, познания, творчества; характеристика индивида, предполагающая понимание другого, умение почувствовать его состояние, сопереживать происходящее с ни как собственное, принимать его роль, преобразовывать собственные смыслы, оценивать себя.
По мнению А. К. Дусавицкого [11], мотивы общения опираются на эмоциональное состояние ребенка. У младших школьников появляется новый уровень потребностей, направленных на проявление нравственных чувств. Это означает, что эмоциональная отзывчивость является социальной категорией, характеризующей личность в процессе общения.
П.Ф. Каптеров [15] считает, что эмоциональная отзывчивость проявляется в самой возможности отклика: для успешной реализации отзывчивости необходима среда, представляющая условия для всестороннего наблюдения всеми органами чувств. Именно среда способствует активизации проявления эмоциональной отзывчивости.
Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников – это процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на сохранение и развитие природных предпосылок ребенка к эмоциональной отзывчивости, на формирование опыта эмоциональных переживаний.
В своих исследованиях С.А. Курносова [22] рассматривает развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в виде системы, которая включает в себя три элемента:
— знания, которые ведут к устранению черт прагматичности в личности;
— духовно – нравственные ценности, которые определяют отношение к окружающим людям, стремлению к изменению себя к лучшему;
— деятельностный подход, который основывается на гуманистических, эмоционально – ценностных и эмоционально – этических позициях.
Ключевым элементом в деятельностном подходе является умение поставить себя на место другого, понять и прочувствовать его эмоциональное состояние, видение ситуации с позиции другого человека.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что эмоциональная отзывчивость это интегрированное личностное качество ребенка, выражающее в способности воспринимать, идентифицировать и оценивать эмоциональное состояние (содержание) объекта (явления), адекватно эмоционально реагировать, формируя индивидуальный эмоциональный опыт. Эмоциональная отзывчивость как интегративное личностное качество связано со многими качествами и способностями развивающейся личности.
Эмоциональная отзывчивость младших школьников выстраивается в соответствии с психическими особенностями и природными способностями к проявлению эмоционального отклика на проявление окружающей действительности. Ребенок испытывает потребность в том, чтобы испытать не только свои собственные эмоции, но и переживать эмоции окружающих его людей: одноклассников, взрослых, родителей. Младший школьник стремится к тому, чтобы через переживания эмоционального состояния другого человека испытать чувства радости и удовлетворенности от совершаемых поступков.
Условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения
Большую роль в развитии эмоциональной отзывчивости личности младшего школьника могут сыграть предметы гуманитарного цикла. Особенно высока ценность такого предмета, как литературное чтение.
Литературное чтение, являясь одним из основных предметом в начальной школе, играет важную роль в многогранном развитии личности. Уроки литературного чтения удовлетворяют не только эстетические потребности учащихся, но и развивают их эмоциональную отзывчивость.
На данных уроках у учащихся формируется мышление, расширяется кругозор, прививается чувство любви к родному языку, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность.
По мнению Н.Н. Светловской [40], чтение является важнейшим из средств формирования личности и главным резервом развития человеческого потенциала нации. Чтение формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы и взгляды, отношения ребенка.
О.В. Чикишева [42] отмечает, что требования, которые предъявляются к школьникам на начальной ступени по литературному чтению в основном направлены на знания, умения и навыки ребенка. А между тем, именно младший школьный возраст характеризуется чрезвычайно быстрым развитием эмоциональной сферы, так называемым чувственным интеллектом. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются его потребности и интересы. Поэтому младшие школьники ищут в чтении сильные эмоциональные переживания, предпочитая произведения, которые учат их удивляться.
О.В. Романенко [35] в своих исследованиях утверждает, что литература является важнейшим инструментом воспитания эмоциональной культуры в начальной школе. Ведь в мировой литературе сконцентрирован огромный психологический опыт человечества. Такие великие русские писатели, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев были настоящими психологами. В особой художественной форме они изображали тончайшие душевные движения и раскрывали внутренний мир героев.
По мнению М.Ю. Рудковской [38], современный урок литературного чтения – это урок вхождения ребенка в культуру, цель которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков. Урок литературного чтения основывается на методах обучения, обеспечивающих усвоение эмоционально – ценностного компонента урока, на психологических особенностях восприятия литературно – художественного произведения младшими школьниками, способствующих формированию у них эстетического восприятия литературы и развития определенных нравственных качеств.
Как отмечает М.И. Оморокова [33], создание эмоциональной атмосферы происходит во время чтения и обсуждения произведений. Отношение детей к героям всегда эмоционально окрашено. Дети радуются победе положительного персонажа, торжеству добра над злом, благополучному исходу событий. Герои детских книг заставляют детей сопереживать, тревожиться за них, негодовать, испытывать страх и преодолевать его. Задача учителя — помочь школьникам не только испытать те или иные эмоции вместе с героями литературных произведений, но и поразмышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, а не иные, каким образом они реагируют на сложившиеся ситуации, как бы дети поступили на их месте. Эта работа проводится в разных зонах чувств, и в одном произведении может пересекаться несколько зон.
Каждое произведение, написанное для детей, несет в себе заряд разных по силе напряжения эмоций. Глубокое чтение произведений художественной литературы, выполнение проблемных заданий, уточнение понятийного аппарата ведет к пониманию изучаемого чувства, умению вербализовать и проявлять эти эмоции или сдерживать их, если они отрицательно сказываются на общении.
По утверждению А.А. Мелик-Пашаева [29], художественное произведение, как произведение искусства, должно вызвать эмоциональный отклик у учащихся. Только те произведения, которые заставили переживать, сочувствовать, вызвали любовь или ненависть, радость или разочарование, запомнятся и будут усвоены учениками, интерпретируется охотнее, вызывают стремление к сотворчеству. Это воздействие достигается повышением интеллектуальной и эмоциональной активности во время чтения художественного произведения.
Как развивать умения младших школьников эмоционально откликаться на «чувственные» образы литературных произведений? Для развития этого умения необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, как читательские, так и личностные.
Известный педагог и писатель В.А Левин [25] предлагает соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
— ребенок участвует в совместном чтении и получает от этого удовольствие и радость;
— ребенок самостоятельно выбирает произведение для чтения, а не по «списку заданной литературы»;
— взрослый читает то, что нравится ему, так как приобщить к миру литературы может тот, кто сам любит литературу;
— ребенок имеет возможность оставаться с книгой наедине, перечитывать целиком или выборочно;
— почувствовав, что ребенку неинтересно произведение или оно не соответствует сегодняшнему настроению ребенка, педагог не заставляет читать его до конца, а откладывает текст.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, был выделен ряд педагогических условий, которые необходимы для эффективного развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения.
По мнению Л.Д Мали [ ], учебная деятельность на уроках литературного чтения должна протекать в особой эмоциональной атмосфере. Она включает в себя доброжелательный характер общения учителя и ученика, использование на уроке музыкального, живописного, естественного тона, что создает условия для благоприятного микроклимата и развивает эмоциональную отзывчивость у младших школьников. На уроке учитель создает творческую атмосферу – атмосферу поиска, коллективного открытия, использует чувство юмора, развивает умения эмоционально откликаться на литературное произведение. Учитель сотрудничает с детьми, не боясь ошибиться и показаться смешным, применяя метод эмоционального воздействия. Этот метод заключается в умении учителя создать на уроке веселую и непринужденную атмосферу, эмоционально наполнить урок. Выражая свое отношение к изучаемым литературным произведениям, учитель использует мимику, жесты, образные слова. Не менее важен и голос учителя. Он может окрашиваться в зависимости от темы характера литературного произведения: теплый и мелодичный при изучении русских народных песен, колыбельных, лирических стихотворений, торжественный и мужественный при прочтении патриотических произведений. Использование метода эмоционального воздействия определяет успех деятельности школьников на уроках, развивает у них эмоциональную отзывчивость.
Е.И. Матвеева и И.Е. Патрикеева [] считают необходимым и важным условием развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников деятельностный подход к обучению. Ребенок является не объектом учебного процесса, а полноценным участником, и каждое совершаемое им действие влияет на ход урока и на характер общей деятельности. Каждое сказанное слово берется в расчет и подлежит внимательному выслушиванию. Очень важно сохранить детскую «наивность», непосредственность, опираясь на жизненный опыт школьника и активизируя его творческое воображение.
Важным приемом для развития эмоциональной отзывчивости является прием побуждения к сопереживанию. Его содержание – побуждать детей сочувствовать не только тем, кого он видит, но и тем, кого представляет в своем воображении. Эти особенности проявления сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного приема. Учителю необходимо актуализировать чувственный опыт детей, обращаясь к их личным переживаниям: «Что вы чувствовали?», «Было ли вам грустно?», «А с вами такое бывало в жизни?». Только сопереживая героям различных произведений, младшие школьники постигают явления жизни, значимость труда, красоту родной природы.
М.Р. Львов [27] для повышения эмоционального уровня восприятия художественного произведения большое значение придает такому виду творческих работ как иллюстрирование. В зависимости от средств, при помощи которых создается иллюстрация можно выделить три основных вида иллюстрирования произведений: словесное, графическое и музыкальное. Словесное иллюстрирование представляет собой связный рассказ школьника о том, какую картину он нарисует для того или иного художественного произведения. Графическое иллюстрирование подразумевает выполнение рисунка к прочитанному произведению. красками, карандашами, также используется аппликация. Можно предложить учащимся нарисовать серию картинок – диафильм. Музыкальное иллюстрирование заключается в подборе звуковых иллюстраций к изучаемому произведению. Учащимся учитель может предложить прослушать одно или несколько музыкальных произведений и установить сходство между ними и художественным произведением (по настроению) или сопоставить их.
Л.Д Мали [ ], В.Н. Граблева [ ] считают, что прием словесного иллюстрирования позволяет ребенку – читателю позволяет проникнуться ощущением причастности к авторскому тексту. Особое внимание уделяется этому приему при изучении лирических стихотворений .
М.П. Воюшина [ ] предлагает использовать словесное рисование при изучении рассказов основу которых составляют события, раскрывающие жизненные позиции героев. Данный прием позволяет воссоздать в воображении картину жизни, описанную автором и проникнуть в эмоциональную тональность произведения.
И.М. Осмоловская [34] считает важным условием развития эмоциональной отзывчивости использование на уроках различных видов и форм наглядности (картин художников, иллюстраций к литературным произведениям), музыкальных произведений известных композиторов и народного музыкального творчества. Они способствую созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости. Помимо зрительной, слуховой и кинестической наглядности, И.М. Осмоловская [ 34] придает большое значение использованию на уроках чтения такого понятия как языковая наглядность, предлагая детям выявить чувственный образ, скрытый в глубине слов. Это может быть череда образов, которая выстраивается в ассоциативный ряд. В этом случае сам язык художественного произведения выступает в роли наглядности.
По мнению А.Н. Саржановой [39], для развития эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения у учащихся необходимо развивать творческие способности, такие как впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, словесное воплощение. В зависимости от склонностей и задатков, каждый ученик может по-разному проявить себя в творческой деятельности в качестве актера, художника-иллюстратора, писателя, критика. То есть на уроках чтения нужно организовать глубокое и полноценное восприятие художественных произведений, помочь представить картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства героев, понять авторскую мысль.
Л.И Беленькая [3] считает, что развитию эмоциональной отзывчивости способствует применение словесных методов таких, как выразительное чтение, рассказ, беседа о прочитанном произведении. Применение этих методов помогают раскрыть содержание литературных произведений, подготавливают детей к их осознанному восприятию, направляют их эмоциональные переживания. С помощью художественного слова учитель может вызвать в сознании детей яркие образы картин природы в разное время года, образы фантастических героев, сцен из прошлого или будущего. Слово учителя активизирует у детей воображение, память, чувства. Использование словесных методов зависит от возрастных особенностей, а так же от характера изучаемого литературного произведения. Рассказ учителя используется для того, чтобы настроить учащихся на восприятие литературного произведения, сообщения о жизни того или иного писателя, событий, связанных с творчеством писателя. Учителю важно найти образные сравнения, яркие выражения, которые объясняют глубину и разнообразие человеческих чувств, переданных в литературном произведении. Созданию эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных произведений.
О.В. Кубасова [2] считает важным условием для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения метод творческого чтения, направленность которого выражается в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Такое чтение развивает способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного произведения при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. В зависимости от характера конкретного литературного произведения решаются следующие задачи:
— оживить представления, связанные с прочитанным;
— вызвать соответствующий содержанию произведений эмоциональный настрой.
Для решения этих задач на уроках литературного чтения можно использовать следующие задания:
— анализ характера героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии и без отрыва от сюжета;
— рассмотрение взаимоотношений героев, при этом необходимо, чтобы учащиеся поняли мотивацию и причины поведения героев;
— рассмотрение роли пейзажа или интерьера в раскрытии идейно – тематического замысла произведения;
— выявление идеи произведения и ее понимание с позиции самого автора;
— выявление личного отношения читателя к описанному.
Так как у детей младшего школьного возраста недостаточно сформировано абстрактное мышление, на уроках литературного чтения можно использовать разнообразные виды заданий синтетического характера.
Эти упражнения и приемы позволяют учащимся образно и ярко «оживить» прочитанное, воссоздать его в своем воображении (рисунке, сценке), дают возможность еще раз прочувствовать, пережить и сделать ближе то, что описано в литературном произведении.
О.В. Кубасова [18] предлагаются на уроках чтения использовать такие задания, как:
— составление плана изучаемого произведения;
— подробный, выборочный, творческий пересказ;
— графическое и словесное рисование;
— постановка «живых картин»;
— художественное и музыкальное иллюстрирование литературного произведения.
Например, прочитать произведение и представить картину, которую нарисовал автор — такое задание можно использовать при изучении лирических стихотворений. Учитель просит детей вспомнить, что им кажется самым красивым зимой или весной, нарисовать картину раннего утра, дождливого дня, легкого утреннего ветерка.
Для развития эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения так же используется прием сравнения , который предполагает анализ и сравнение контрастных литературных произведений, в частности, стихотворений об одном и том же времени года. Сравнивая произведения, школьники ощущают их различия, осознают их особенности. Выполнение таких заданий помогает детям ощутить выразительность художественных средств (эпитетов, метафор, сравнений), используемых авторами в художественных произведениях, способствует развитию эмоциональных впечатлений.
А.А. Леонтьев [26] считает, что на уроках литературного чтения можно использовать различные формы и методы, направленные на всестороннее развитие личности юного читателя, в том числе и на развитие эмоциональной отзывчивости. Чтение литературных произведений должно органично переплетаться с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Использование творческих заданий в игровой форме ставят детей в активную позицию, развивают воображение и фантазию, тем самым способствуя развитию эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения. Умело и четко спланированная система заданий в игровой занимательной форме способствует не только усвоению учебного материала, но и заинтересованном проявлении детьми по отношению к поступкам героев, сопереживанию и «проживанию» себя в литературной ситуации и рефлексии. На уровне чтения должно прослеживаться эстетическое и идейное восприятие художественного образа, то есть воспитание чувств ребенка. Для этого можно использовать такие формы работы как сочинение сказок, считалок, потешек и стихотворений, составление рисуночных диафильмов, литературных мозаик. Для развития эмоциональной отзывчивости можно использовать такие виды творческих заданий:
— составление и доработка текстов (придумать более яркое описание, подбирая средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, аллегории);
— придумать счастливое окончание литературной сказки или рассказать, что могло предшествовать ситуации, изображенной в произведении;
— при пересказе изменить грамматическое время глаголов;
— придумать экспозицию басни.
Создание игровых ситуаций является важным условием, влияющим на развитие эмоциональной отзывчивости. Игра создает на уроке атмосферу непринужденности. Игры стимулируют эмоциональную отзывчивость на литературные произведения различного характера. Чувства радости, грусти, приподнятого настроения активизируют ребенка и сопровождают его в игре, которые побуждают к активности, формируют творческие способности. В игровых ситуациях учителю легче организовать инсценировки, драматизации. Игровые ситуации помогают поддержать интерес детей к изучению литературных произведений, предупреждают переутомление на уроках. Творческие задания на уроках литературного чтения способствуют творческому развитию личности, что, в свою очередь, развивают эмоциональную отзывчивость. Проведение драматизации помогает пробуждению творческой мысли учащихся, возникновению потребности к созданию самостоятельных драматических сцен на основе личного опыта и собственных наблюдений. В основном инсценируются тексты, которые обладают ярким и интересным сюжетом, выразительными диалогами, запоминающимися характерами.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявили педагогические условия, которые будут способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения.
Важнейшими из них являются:
— создание благоприятного климата на уроках и использование учителем метода эмоционального воздействия;
— активная деятельность учащихся на уроках, опирающаяся на жизненный опыт ребенка;
— использование на уроках наглядных средств обучения (картин, иллюстраций), музыкальных произведений известных композиторов и народного музыкального творчества;
— применение на уроках словесных методов (рассказ, беседа, объяснение), создающих эмоциональный настрой на уроке и побуждающих детей к эмоциональному восприятию литературных произведений;
— применение на уроках метода творческого чтения;
— создание игровых ситуаций на уроке, включающих разнообразные творческие задания.
Педагогические условия в совокупности помогают развить у младших школьников эмоциональную отзывчивость, эмпатию и способность различать и переживать эмоциональные состояния другого человека.
Выводы по главе I
Таким образом, в психолого-педагогической литературе эмоции определяются как психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-либо для жизнедеятельности человека. Эмоции служат показателем значимости окружающего для человека.
Проявление эмоциональный реакций на тот или иной раздражитель окружающей среды рассматривается как эмоциональная отзывчивость. В психолого-педагогической литературе эмоциональная отзывчивость рассматривается, как способность человека испытывать и проявлять ответные реакции на внешние раздражители, сопереживать другим людям, уметь ставить себя на место другого, проявлять интерес к другому человеку, быть готовым прийти на помощь. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников представляет систему, включающую знания, которые ведут к устранению черт прагматичности в личности; духовно – нравственные ценности, которые определяют отношение к окружающим людям, стремлению к изменению себя к лучшему; деятельностный подход, который основывается на гуманистических, эмоционально – ценностных и эмоционально – этических позициях.
Проблема изучения эмоциональной отзывчивости у младших школьников является одной из ключевых. Именно с эмоциональной отзывчивости начинается развитие и последующее формирование всей духовно-нравственной стороны ребенка. Она является первичной ступенью воспитания личности и сопровождает весь процесс образования.
Литературное чтение рассматривается как один из способов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Художественно-образный мир выступает в роли особого языка, на котором высказывается нравственно ценностное и духовное содержание.
Источник