Развитие эмоциональной отзывчивости это

Эмоциональная отзывчивость: что это и ее развитие через творчество

Педагоги говорят, что в детях необходимо развивать эмоциональную отзывчивость и делать это обязательно через творчество или знакомство с чужим творчеством. И если с творчеством все более или менее понятно, то, что такое эмоциональная отзывчивость и зачем ее развивать знает не каждый родитель. Попробуем дать простое определение этому понятию и привести несколько способов развития эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональная отзывчивость: что это?

Эмоциональная отзывчивость – это понятие из психологии. Оно включает в себя различные быстрые и гибкие реакции на такие вещи, как:

● внешнее воздействие, например, событие или происшествие. В эту же группу включают способ общения и особенности партнера по разговору;

● эмоциональное состояние собеседника. Эмоциональная отзывчивость предполагает не просто понимание состояния, но и сопереживание или проявление сочувствия;

● творчество и произведения искусства.

Также иногда психологи называют эмоциональной отзывчивостью высокую гуманность. С их точки зрения, отзывчивые люди склонны ставить вперед чувства и потребности других, нежели свои собственные.

Зачем нужна эмоциональная отзывчивость? Не только для проявления эмпатии и построения отношений. Это качество – основа для появления хорошего эстетического вкуса и высокой духовности. И. Кант и вовсе утверждал, что именно это качество – катализатор интеллекта, служащий чем-то вроде садовника, который облагораживает сад (ум).

Тем не менее, эмоциональная отзывчивость не возникает сама. Ее непременно нужно развивать. И это не так уж сложно. Основными инструментами являются приобщение к творческой деятельности и знакомство с разнообразными произведениями искусства.

Развитие эмоциональной отзывчивости

Как уже говорилось, эмоциональная отзывчивость развивается двумя методами. Первый – это знакомство с различными произведениями, будь то музыка, картины, скульптура или иные продукты чужого творчества. Второй – собственно участие в процессе создания.

Знакомство с чужим творчеством

Большинство психологов рекомендуют с самых малых лет приучать ребенка к искусству. Для этого можно давать ему слушать музыку разных направлений, смотреть вместе с ним картины, посещать музеи, ходить в театры или на детские представления, читать литературу разных жанров.

Но формирование эмоциональной отзывчивости должно происходить не само по себе, а с помощью родителей. Во время знакомства с произведениями искусства, обязательно:

● отслеживайте состояние ребенка. Как он реагирует, сильно или слабо он проявляет эмоции;

● разговаривайте с малышом. Спрашивайте, помогайте ему оформить свои ощущения от увиденного или услышанного в слова;

● проявляйте реакцию сами, показывайте рамки корректного и возможные проявления эмоций. Если вам нравится картина, вы можете восторгаться ей или долго рассматривать, если вас задела книга – плакать или смеяться. Транслируйте ребенку, какая может быть реакция на произведение. Но не забывайте следить за его чувствами. Не нужно убеждать малыша, что музыка красива, если она ему явно не нравится.

Эмоциональная отзывчивость – это не только положительная реакция на творчество, но и отрицательная. Главное, чтобы реакция была и проявлялась каким-либо образом.

Развитие эмоциональной отзывчивости через собственное творчество

Помимо знакомства с чужими произведениями, очень хорошо влияют на эмоциональный рост создание собственных. При этом не имеет особого значения, чем именно вы предпочитаете заняться. Главное, что ребенок подключает фантазию. Примеры возможных занятий:

● сочинение рассказов и стихов;

● рисование на свободную тему;

● сочинение песен или мелодий;

● лепка из глины, пластилина, пластики, песка.

К сожалению, большинство занятий подразумевает активное участие родителей. Но не нужно расстраиваться. Если прямо сейчас у вас нет времени, можно использовать онлайн-версию этого развлечения.

Чтобы они решали нужную задачу, подойдите к ним не просто как к раскраскам, а более активно:

● совместно с ребенком выберите раскраску;

● поручите малышу назвать персонажа, раскрасить его и придумать, почему именно такие цвета взяты;

● когда ребенок закончил, попросите его подробно рассказать все, что он выдумал. Расспросите про характер персонажа, про его жизнь, про эмоции, которые ребенок испытывает к этому герою.

Такой способ поможет малышу не просто играть, но включиться в работу и включить в работу эмоции, а после – оформить их в слова.

Читайте также:  Когда ты себя хорошо чувствуешь рядом с человеком

Эмоциональная отзывчивость – это необходимое качество, которое важно развивать у каждого человека. Чем более оно развито, тем более духовным и интеллектуальным вырастет ребенок.

Источник

Актуальность эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Ольга Погорелова
Актуальность эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Все чаще приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, участились случаи, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают свое отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью психологического воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрастенеобходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.

Основные потребности дошкольника:

В любви, признании;

Общении (в частности со сверстниками);

Взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;

Положительных эмоциях;

Общественно значимой деятельности;

Осознании соответствия положительному эталону.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны,во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем — то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть.

И поэтому, эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка.

Условия развития эмоций и чувств у дошкольников:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

2. В специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, занятия с педагогом-психологом, чтения сказок, где дети учатся испытывать определенные чувства.

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виду деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, так же возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Эмоциональная отзывчивость дошкольника это:

— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

— способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом

эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

В формировании эмоциональной отзывчивости дошкольном возрастеважную роль играют несколько факторов:

— наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения)

Постепенно в процессе развития ребенок усваивает создаваемые обществом материальные и духовные ценности, которые при правильном воспитании становятся содержанием внутренних побуждений ребенка. Ребенок учится сопереживать другому, когда он сам благополучен.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми, т. к. в дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость между ними. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

Читайте также:  Развитие эмоционально чувственной сферы детей

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, ребенку трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Источник

Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей

Мария Камчаткина
Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей

Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребёнка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребёнка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Эмоциональная отзывчивостьдошкольников понимается нами в первую очередь как:

— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;

эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка»

Содержание эмоциональногокомпонента образования включает две стороны:

собственно-эмоциональное развитие;

опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.

Опосредованно-эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом.

В формировании эмоциональной отзывчивостив дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Читайте также:  Эмоциональное расстройство это признаки

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

Дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только со взрослыми, но и со сверстниками. Равенство сверстника позволяет ребёнку прямо «накладывать» своё отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнёра.

Значительная роль в развитии и воспитании у ребёнка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущие только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение у окружающим людям.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

В общении с родителями, которые помогают ребёнку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

По мере развития личности у ребёнка повышается способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования нравственных чувств дошкольника.

1. Андреенко Т. А, Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб. : Речь, 2011.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь — основное средство общения людей, орудие мышления.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения» муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №130» Консультация Тема : «Развитие эмоциональной.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях Детского дома. Воспитатель ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.

Источник

Оцените статью