Развитие эмоциональной культуры учащихся

Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Скачать:

Вложение Размер
Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству. 19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №2»имени Баки Урманче

Сафина Лена Гарифьяновна

Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус.

Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Возникающий в результате дефицит эмоционально — ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, цинизму, примитивности жизненных ориентаций школьников. Все это устойчиво проявляет себя в отношениях школьников к искусству, к учителю, к сверстникам и, наконец, к собственной личности.

Не рекламы и боевики, не страшные картины программ новостей ТВ должны оказать воздействие на чувства ребенка, а встречи с прекрасным: картиной, словом, способными заворожить ученика.

К настоящему времени термин «эмоциональная культура» статуса научного гражданства не получил. Однако эмоциональная культура — главный определитель успеха взаимодействия, общения, субъектных отношений. Эмоциональная культура есть часть базовой культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, представленное богатством эмоционального опыта, творчеством, стремлением к совершенствованию своего внутреннего мира на основе эмоционально-чувственного развития, эмпатии. Развитие эмоциональной культуры определяется как двусторонний процесс, в котором участвуют два субъекта обучения: учитель с одной стороны и учащийся с другой стороны.

Работа с ребенком — процесс, который требует осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно. Цель моих занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на уроках,- помочь ученикам начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие эмоциональному развитию и личностному росту школьника является составной частью уроков.

Руководствуясь данными положениями, остановимся на четырех основных этапах в формировании эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста.

1 этап – эмоциональное вхождение в занятие. Этот этап предполагает соблюдение важнейшего условия — создания на уроке атмосферы любви и доверия. Без этого, на мой взгляд, ученик не может быть творцом. Каждый урок мы начинаем с небольшой разминки, упражнения, игры, чтобы ученики обрели состояние внутренней гармонии и тишины, чувство нежности, красоты и любви по отношению к окружающему миру.

Каждое занятие начинается словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «Мы отправляемся в сказочную страну…», «Сегодня к нам в гости пришла Сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями ученики на уроках изобразительного искусства совершают путешествия в окружающий и сказочный мир, знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Каждый сказочный герой приходит на урок с каким-нибудь творческим заданием. Например, Мудрая Сова приносит следующие задания в конвертах: «Подумай и ответь», «Отгадай-ка», «Размышляй и отгадай», Незнайка каждый раз обращается за помощью к ученикам. Кроме того, в конце урока они благодарят учеников за хорошую и активную работу.

Важно отметить, что педагог не играет здесь роль учителя, а является равноправным участником этих минут, делится с учениками своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями. Поэтому урок начинаю, либо с улыбки, которая исходит от учителя и ученика, либо говорю, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2 этап – познавательный, или вхождение в неизвестное (знакомство с новым понятием, словом, цветом и т.д.) На мой взгляд, этот этап урока является самым важным. Поэтому учитель должен использовать все богатство и разнообразие методических приемов, включая музыку, литературу, естествознание, театрализацию. Кроме того, учитель должен добиваться, чтобы на уроке звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учеников, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией. Именно тогда процесс восприятия искусства приобретает единство мысли и чувства.

Одним из таких заданий является «Цветовая угадайка». В этой игре используется ограниченный набор красок (например, коробка гуаши). Один из участников тайно от остальных смешивает какие-то две краски из набора. Другие должны угадать, из каких красок составлен цвет, а затем получить такую же смесь, тем самым доказать свою правоту (или убедиться в ошибке). После изучения темы «Волшебные краски» учитель может использовать игру «Проверь себя». Ведущий кидает мяч ученику, называя два основных цвета (например, красный и желтый). Ребенок должен сказать, какой получится при их смешении, и кинуть мяч обратно. Игра «Животные и цвет». Учитель показывает изображения различных животных и просит назвать их эмоциональное состояние и подобрать к ним цвет.

Следующее игровое задание также вызывает большой интерес у школьников – «Веселый карнавал». Учитель говорит, что сказочные герои собираются на карнавал, одновременно показывает их. Задача учеников — помочь подобрать костюмы героям, учитывая их характер и настроение. Игра «Что спряталось в пятнышке?» На альбомный лист капнуть несколько пятен. Сложить лист вдвое. Полученные симметричные отпечатки учитель показывает школьникам и говорит: «Пофантазируйте, угадайте, кто спрятался в пятнышке?»

3 этап – творческий, или практический. На этом этапе ученик погружается в свой внутренний мир и пытается показать на рисунке свои мысли и чувства, раскрыть свое внутреннее «Я», свою неповторимость. Учитель включает спокойную и тихую музыку, которая помогает ученикам погрузиться в свой внутренний мир.

4 этап – психофизическая разгрузка, или завершающий. Завершающий этап способствует удовлетворению потребности школьника на данный момент. В конце урока ученик может поделиться своими впечатлениями, описать свой рисунок, придумать ему название и сюжет. Проходит выставка рисунков с привлечением и обсуждением работ учеников и их родителей.

Важно учитывать при планировании уроков, что 1 и 4 этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи ученика напрямую зависят от того, насколько незаметно, тонко учитель введет его в мир искусства, царящий на занятии. Кроме того, во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочередно повторяться между собой – все зависит от прогнозирования результата деятельности, от поставленной учителем цели на данном уроке.

Главная задача учителя – пробудить чувства школьника, его эмоциональную реакцию. Для проведения уроков эмоциональной культуры учитель должен помнить ряд правил, которые я называю «золотые ключи к душе ученика»:

Начинай урок с улыбки, добрых пожеланий в адрес учеников. Это залог радостного дня и хорошего урока.

Интересуйся, с каким настроением ученики пришли в школу.

Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях школьника: «За кого ты порадовался?», «Что тебя огорчило?», «Что доставило радость на уроке?»

Постарайся, чтобы каждый новый материал на уроке увеличивал эмоциональный опыт ребенка.

Главное на уроке – эмоциональное выражение учеником своих чувств (в речи и при изображении на листе бумаги), развитие творческого начала.

Возможности детского организма велики и при правильном и адекватном воспитании обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. Это зависит от того, насколько учитель сможет понять особенности школьника, создать для него условия, в которых воспитание и обучение будет максимально использовать его потенциальные возможности, корректировать нежелательные тенденции в развитии. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его последующая деятельность творческой, интересной, значимой для самого себя. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком, понимающим свой внутренний мир и мир другого человека, умеющим трудиться и получать радость, т.е. счастливым человеком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкальной культуры младших школьников в урочно-внеклассных формах работы. .

На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре.

Выступление о здоровьесберегающих технологиях.

Праздники и предметные недели как формы работы по формированию читательской культуры младших школьников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела поделиться своим опытом и своими мыслями.

В данной статье обобщен материал, позволяющий показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников.

В современном мире значимым становится вопрос становления и развития человека культуры нового поколения. В качестве глобальной цели воспитания выступает свободная личность, умеющая как прини.

Обряды и праздники с их непредсказуемостью.

Источник

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Статья просмотрена: 676 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, О. А. Способы воспитания эмоциональной культуры школьников / О. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/4/155/ (дата обращения: 11.10.2021).

«Культура (от лат. «cultura» — возделывание) – это мир для существования личностей, чьи биологические потребности мотивируются уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями; это сфера для осуществления именно интеллектуальных и социальных необходимостей». (2, с.57).

Понятие «культура» легло в основу некоторых научных концепций, различных трактовок того или иного явления. Так, например, создание социокультурной концепции диалогических отношений (Бахтин М.М.); культура помощи ребенку через организацию процесса его сопровождения в системе образования» (Лазарев В.А.) и т.д. Казанский ученый – педагог В.И.Андреев выявил универсальный закон – закон творческого саморазвития личности как человека культуры.

Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П.М. По его мнению, эмоциональная культура есть «комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени» (7, c.64). C точки зрения Якобсона П.М, эмоциональная культура включает

— отзывчивость на достаточно широкий круг объектов

— способность ценить и уважать чувства другого человека

— способность к «сопереживанию» с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и умение делить свои переживания с другими людьми.

Не претендуя на всесторонний анализ понятия «культура», мы предлагаем определение эмоциональной культуры, сформулированное с учетом имеющихся точек зрения точек зрения.

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний школьника о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования. Это тесно связано с эмоциональной эмпатией педагога и способствует оказанию эмоциональной поддержки школьникам.

Таким образом, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие как личности учителя, так и личности ученика.

Высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием компонентов: социокультурный, поведенческий, мотивационный, этико-нравственный, которые находят выражение в следующих структурных элементах:

  1. опора на собственные нравственные принципы при выборе эмоций;
  2. соответствие эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;
  3. соответствие эмоционального реагирования возрастным особенностям;
  4. адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам;
  5. осознанность эмоционального реагирования.

Эмоциональная культура педагога включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под «эмоциональной грамотностью» нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью — осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить и проанализировать их.

Позицию ученика характеризуют следующие понятия:

— эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле ученика,

— эмоциональный отклик, под которым понимается «вызванная педагогом желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела» (8, с.14) и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию,

— эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного ученика, которое в отличие от эмоционального отклика предполагает длительную реакцию на какую-либо деятельность или информацию. По мнению Яновской М.Г., это устойчивое состояние в определенных условиях положительного эмоционального отклика. Однако эмоциональное настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего фактора мы предлагаем не только общий психологический настрой, но и продолжительность его реализации.

Эмоциональная культура тесно связано с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году.

Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то составляющие эмоционального интеллекта следующие:

— способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа;

— сложившееся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы творческого её изменения;

— способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя;

— совокупность программ-“регуляторов” и “мотиваторов” деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.

Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде.

Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.

Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, что любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные (внешние) компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.

Анализ психологической литературы подтверждает существование двух основных способов управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными ситуациями. Это легло в основу определения этапов воспитания эмоциональной культуры, предлагаемых нами:

Первый этап Восприятие эмоций, что предполагает понимание эмоций, диагностику (распознавание) эмоции и определение причин возникновения данной эмоции.

Второй этап — Осуществление самоанализа, что предполагает анализ эмоциональной реакции ученика (адекватную оценку эмоций), адекватную реакцию на эмоцию, а также анализ собственного эмоционального реагирования.

Третий этап — Управление эмоциями, что предполагает вызов желаемой эмоциональной реакции, устранение негативной эмоции, если эмоция возникла, а также использование эмоций для преодоления стресса.

Процесс воспитания эмоциональной культуры школьников рассматривается нами как динамический процесс, который предполагает реализацию системы педагогических средств. В качестве основных мы предлагаем следующие: эмоциональная рефлексия, использование юмора как педагогического средства и эмоциональное стимулирование.

Эмоциональная рефлексия понимается нами как способность к самонаблюдению, самоанализу процесса возникновения эмоций и способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций, которые при этом выступают как средство самовыражения и самореализации.

Юмор мы определяем как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным и т.д.), связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение, способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.

Юмор может выступать и как свойство характера человека (в этом случае мы говорим о остроумии), и как умение реагировать на различные ситуации (в этом случае мы говорим о чувстве юмора). Мы остановимся на тех приемах юмора, которые, по нашему мнению, способствуют формированию умения управлять эмоциями, а значит, и воспитанию эмоциональной культуры:

1. Педагогический парадокс.

2. Доведение до абсурда в педагогических целях.

3. Педагогическое сравнение по отдаленному или случайному признаку.

4. Повторение как прием остроумия с педагогической целью.

5. Обратное сравнение в педагогических целях.

6. Остроумие нелепости в педагогических целях.

7. Педагогический псевдоконтраст или ложное противопоставление

8. Педагогический намек.

9. Саморазоблачение в педагогических целях собственных недостатков, которые могут вызвать смех.

10. Мнимое игнорирование того, что может вызвать смех, в педагогических целях.

11. Утрирование определенных черт, сторон поведения в педагогических целях.

12. Знакомство учащихся в педагогических целях с собственным эмоциональным состоянием через указание на тот или иной факт в содержании учебного материала.

Эмоциональный стимул – «стимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу школьников, вызывая у них ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого набора поведения». (8, с.18).

Обобщая имеющиеся точки зрения, мы предлагаем следующую классификацию эмоциональных стимулов:

1. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании дидактического материала:

— анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов

2. Эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений искусства:

— анализ художественных произведений

— анализ произведений живописи

3. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода обучения:

4. Эмоциональные стимулы, основанные на межличностном взаимодействии:

Суть эмоционального стимулирования как педагогической технологии заключается в том, чтобы помочь ученику выработать собственный способ эмоционального реагирования, основанный на его индивидуальных особенностях.

Высшим проявлением эмоциональной культуры является эмоциональная зрелость, которая предполагает наличие чувства ответственности за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми.

На основе культурных образцов, прежде всего через процесс социализации, определяется не только характер предпочитаемых эмоций, которые считаются «хорошими» или «плохими» в соответствии с социальными нормами, но и степень и форма их выражения, а также характеристики ситуаций, которые могут эти эмоции вызвать. При этом негативные эмоции представлены более дифференцированно, поскольку «именно негативные изменения более чреваты последствиями для жизни, здоровья и социального статуса людей» (1, с.466).

Основная задача, которая стоит перед педагогом, заключается в том, чтобы эмоциональное состояние, возникающее в конкретной ситуации, не трансформировалось в устойчивое качество личности. В этих условиях большое значение приобретает умение диагностировать те или иные эмоциональные состояния личности, правильный выбор способа педагогического воздействия на школьника, что способствует формированию у учащегося «личностного смысла учения», поскольку эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение.

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Ворохоб Ю.А. Аудиовизуальная культура будущего учителя. //Вестник Московского университета.- 2008.- №2. –с.57-65.

3. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке. // Психологическая наука и образование. – 2004. — №1 – С.63-73

4. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001.

6. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. – Кострома: КГПИ им. Н.А.Некрасова. — 1990

7. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. – М.: «Знание», 1976. – с.64

8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 160с.

Источник

Читайте также:  Депрессия по фрейду это не признак слабости
Оцените статью