Развитие эмоциональной культуры социального педагога

Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика

Эмоционально-ценностная подсистема характеризует эмоциональную культуру с точки зрения развитости эмоциональной сферы и сформированности системы ценностей, интериоризованных личностью. Эта подсистема является «ядром» эмоциональной культуры социального педагога, а в иерархически соподчиненной системе — доминирующим звеном. Констатировать наличие у будущего специалиста эмоциональной культуры не представляется возможным, если его эмоциональность не развита, эмоциональный спектр личности скуден и примитивен. В процессе исследования было установлено, что наиболее значимыми в структуре эмоционально-ценностной подсистемы являются альтруистические, нравственные, коммуникативные, праксические, гностические эмоции, а также способность к эмпатии. Развитая эмоциональная сфера детерминирует систему ценностей личности, которые не только предопределяют наличие у специалиста тех или иных мотивов, но и оказывают значительное влияние на действия социального педагога в непосредственном общении с воспитанниками, стимулируют потребность в приобретении профессиональных знаний.

Установлено, что познавательно-ориентационная подсистема предпола-гает сформированность у будущего специалиста концептуального, фактологического и процедурно-технологического видов знания, между которыми были установлены сущностные взаимосвязи. Под концептуальным мы понимаем максимально обобщенное знание, выполняющее методологическую функцию по отношению к фактологическому и процедурно-технологическому знанию. Это знание о сути гуманизации образования и воспитания, ценностях межличностного взаимодействия, роли эмоций в жизни воспитанника, его развитии и процессе социализации. К фактологическому мы относим предметное знание о природе эмоций, возрастных особенностях эмоционального развития детей и подростков, норме и отклонениях, этносоциокультурной специфике эмоциональной экспрессии, эмоциональных аспектах социально-педагогического процесса и деятельности и др. Некоторые из указанных знаний включены в содержание психологических, педагогических и социально-педагогических дисциплин. Однако, часто данная информация остается в сознании социального педагога безотносительной к его профессиональной деятельности и социально-педагогическому процессу, что обусловливает необходимость постоянного соотнесения фактологического знания с педагогической действительностью и профессиональной деятельностью. Под процедурно-технологическим мы понимаем знание нормативное, предписывающего характера: знание алгоритмов управления, конкретных способов профессиональной деятельности, диагностического аппарата. В данном случае этот вид знания предполагает осведомленность специалиста о способах инициирования у школьника положительных эмоций и нейтрализации деструктивных, о возможностях управления собственными эмоциональными состояниями и проявлениями, о способах придания позитивного эмоционального тонуса межличностному взаимодействию и др.

Деятельностно-практическая подсистема эмоциональной культуры социального педагога представлена перцептивными способностями (умение адекватно воспринимать и интерпретировать детские переживания, способность к эмпатии); суггестивными способностями (способность к вдохновению, поддержке школьника, умение оказывать эмоциональное влияние); экспрессивными способностями (умение придавать эмоциональную выразительность речи, владеть интонационной палитрой речи, мимикой, жестами); способностью педагога управлять своими эмоциональными состояниями и проявлениями.

Развитость эмоциональной культуры социального педагога определяется не только уровнем развития эмоционально-ценностной, познавательно-ориентационной и деятельностно-практической подсистем, но и степенью их интеграции, функциональной взаимодополняемости.

Таким образом, в первой главе диссертации представлены общенаучные основы исследования, рассматривается феноменология эмоциональной культуры на уровне психолого-педагогической теории, анализируется сущность эмоциональной культуры социального педагога и процесса ее развития в вузе, обосновывается высокая значимость эмоциональной культуры в профессиональной деятельности социального педагога и необходимость интеграции образовательного процесса вуза для развития данного профессионально значимого личностного образования студента.

Во второй главе «Педагогическая теория развития эмоциональной культуры будущего социального педагога в образовательном процессе вуза» отмечается, что педагогическое сопровождение развития эмоциональной культуры будущего социального педагога является частью и одновременно инвариантом целостного педагогического процесса по подготовке специалистов к профессиональной деятельности в условиях высшей школы. Оно имеет собственное содержание, структуру и атрибутивные характеристики (закономерности, принципы, условия, предпосылки, факторы, критерий и показатели).

Читайте также:  После стресса закладывает ухо

Анализ научной педагогической литературы позволил определить следующие педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего социального педагога: организация эмоционально-личностного освоения студентом профессионально значимого знания; ориентация содержания профессионального образования социального педагога на развитие его эмоциональной культуры; педагогическое сопровождение развития у студента способности к рефлексии своего эмоционального опыта во время практики.

Первостепенным в данном ряду условий является организация эмоционально-личностного освоения студентом профессионально значимого знания, поскольку она связана с той подсистемой эмоциональной культуры социального педагога, которая предполагает разнообразие эмоционального спектра личности и сформированность ее ценностных ориентаций. Организация на занятии эмоционально-личностного освоения профессионального знания состоит в актуализации эмоционального фонда студента, расширении гаммы переживаемых эмоций и чувств, усилении их профессиональной ориентированности. Приоритетное значение отводится альтруистическим эмоциям, способности студента к эмпатии, преодолению равнодушия, развитию заинтересованности и готовности оказывать помощь и поддержку воспитаннику, оказавшему в трудной жизненной ситуации, поскольку эти переживания являются наиболее значимыми в профессиональной деятельности социального педагога.

Эмоционально-личностное освоение будущим социальным педагогом профессионального знания достигается путем эмоционального насыщения изучения педагогических и социально-педагогических дисциплин. Оно реализуется путем включения в содержание занятий фрагментов, содержащих не столько теоретическую, сколько эмоционально значимую информацию, таких как: нестандартные и малоизвестные материалы периодической печати, экскурсы в историю проблемы, материалы собственных научных исследований преподавателя, произведения искусства, информация об этноспецифике воспитания, яркие примеры из жизни, юмористические фрагменты, а также благодаря трансляции преподавателем своего личностного отношения к явлениям педагогической действительности и профессиональному знанию. Обогатить эмоциями процесс обучения позволяет создание на занятиях эмоционально насыщенных ситуаций (ситуаций-событий), пережив которые, студент приходит к своему выводу, личностному знанию. Эмоциональное насыщение изучения студентом педагогики реализует идею обучения через переживание (И.Л. Вахнянская, Л.Л. Шевченко, К. Флейк-Хобсон и др.), которая обладает большим потенциалом для развития эмоциональной культуры будущего специалиста, поскольку путем частого включения в переживание студент развивает свою эмоциональную сферу; знание, подкрепленное эмоциями, лучше усваивается; у будущих специалистов формируется ценностная ориентация, которую трудно сформировать, актуализируя только интеллектуальные процессы.

Следующим условием мы полагаем ориентацию содержания профессионального образования социального педагога на развитие его эмоциональной культуры. Большинство компетенций, составляющих сущность эмоциональной культуры социального педагога (персональная, регулятивная, рефлексивная, коммуникативная, межкультурная), осваивается студентом в процессе изучения психологии и философии. Однако, часто эта информация не соотносится будущим специалистом с предстоящей профессиональной деятельностью. В связи с этим необходимо интегрировать данные компетенции в содержание педагогических и социально-педагогических дисциплин в виду того, что эти дисциплины наиболее приближены к профессиональной деятельности будущего социального педагога и играют стержневую роль в развитии у него профессионального сознания. Кроме того, представляется целесообразным дополнить профессиональное образование социального педагога междисциплинарным спецкурсом, формирующим у студента целостное представление об эмоциональной культуре социального педагога.

Нами было установлено, что важным условием развития эмоциональной культуры является педагогическое сопровождение развития у будущего социального педагога способности к рефлексии своего эмоционального опыта во время практики. Это условие формирует, главным образом, деятельностно-практическую подсистему эмоциональной культуры социального педагога. Студент становится непосредственным участником социально-педагогического процесса на базе школ, реабилитационных центров, учреждений дополнительного образования, оздоровительных лагерей и имеет возможность объективировать свою эмоциональную культуру в процессе взаимодействия с детьми и подростками, их родителями, учителями, администрацией школы, дефектологами, врачами, а затем самому оценить уровень ее развития.

Читайте также:  Если человек эмоционально несдержан

Развитию способности к рефлексии и эмоциональной культуры будущего социального педагога в период практики способствует ведение дневников личностного роста, составление карт ближайших и дальних перспектив саморазвития, ретроспективный анализ студентами профессиональной деятельности, который происходит в процессе беседы с методистами, опытными коллегами-специалистами, вузовскими преподавателями. Но особое место в этом ряду занимает коллективная рефлексия студентами совместно с однокурсниками приобретенного эмоционального опыта, в процессе которой будущие специалисты, пережившие много общего, и все же получившие неповторимый опыт социально-педагогической деятельности и отношений, переводят полученные знания, опыт и чувства в профессиональные убеждения, составляющие основу их эмоциональной культуры.

Чтобы совокупность выделенных условий могла успешно реализоваться, в образовательном процессе вуза должны быть обеспечены необходимые предпосылки, к которым мы относим гуманистическую ориентацию преподавателя, личностно-развивающее общение субъектов образовательного процесса, атмосферу доверия, положительный эмоциональный фон освоения будущим специалистом профессионального знания.

Гуманистическая ориентация преподавателя является доминантой, позволяющей интегрировать в образовательный процесс все выделенные условия и предпосылки развития эмоциональной культуры будущего социального педагога. Гуманистически ориентированный преподаватель видит цель образовательного процесса в стимулировании развития и саморазвития личности будущего специалиста, поэтому обеспечивает содержание, методы и средства обучения, адекватные этим сущностным потребностям; такой преподаватель выстраивает свои отношения со студентом на субъект-субъектной основе, придавая им не столько функциональный, сколько персонифицированный характер.

Вне гуманистической ориентации преподавателя невозможна реализация другой предпосылки развития эмоциональной культуры социального педагога – личностно-развивающего общения субъектов образовательного процесса, которое обращено не только к разуму, но и к чувствам человека. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что феноменология такого общения представлена в работах Я. Корчака, К. Роджерса, В.А. Сухомлинского, А.А. Ухтомского и др. Но впервые личностно-развивающее общение стало предметом специального осмысления и обрело категориальный статус в трудах Г.С. Батищева. Он выделил основные характеристики духовно-связующего общения, опора на которые представляется важной в педагогической практике развития эмоциональной культуры будущего социального педагога: мироутверждение, сопричастность, другодоминантность, предваряющее утверждение достоинства каждого, способность участников общения к со-творчеству. Общение как совокупность названных характеристик обеспечивает в своей сущности глубокую духовную связь преподавателя и студентов, являясь значимой предпосылкой процесса эмоциональной культуры социального педагога.

Личностно-развивающее общение осуществляется в атмосфере доверия, воспитательный потенциал которой не в полной мере исследован и реализован в современном образовательном пространстве. Под доверием мы понимаем особое отношение преподавателя к студенту, выражающееся в ценностном восприятии его как целостной личности, а также развиваемое у студента соответствующее отношение к преподавателю, самому себе и феноменам культуры.

Значимой предпосылкой развития эмоциональной культуры социального педагога является положительный эмоциональный фон образовательного процесса, который претендует на специальное исследование. Профессионально-педагогическое образование с необходимостью должно осуществляться на положительном эмоциональном фоне: он является необходимым условием становления гуманистической ориентации будущего социального педагога и развития его эмоциональной культуры; положительный эмоциональный фон педагогического процесса стимулирует и украшает усвоение студентом профессиональных знаний, в том числе связанных с его эмоциональной культурой; наличие положительного эмоционального фона образовательного процесса в вузе, в целом, и при освоении педагогического знания, в частности, является предпосылкой для успешной деятельности социального педагога по приданию положительного эмоционального тонуса взаимодействию с воспитанниками.

Читайте также:  Очень сильный стресс у ребенка

Развитие эмоциональной культуры социального педагога в образовательном процессе вуза детерминируется рядом факторов. В процессе разработки концепции исследования было установлено, что наиболее значимыми внутренними факторами развития эмоциональной культуры социального педагога являются: эмоциональность личности студента, его способность управлять своими эмоциональными состояниями и проявлениями, сущностная потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Образовательный процесс вуза c необходимостью должен активизировать действенность этих факторов.

Среди наиболее значимых внешних по отношению к личности студента факторов развития эмоциональной культуры социального педагога нами был выделен высокий уровень развития эмоциональной культуры преподавателя педагогических и социально-педагогических дисциплин. Развивать эмоциональную культуру студента может лишь опыт взаимодействия с ее носителем — преподавателем, а работа с текстами и выполнение соответствующих заданий и упражнений имеют второстепенное значение в сравнении с этим фактором.

Успешность развития эмоционального культуры будущего социального педагога зависит от актуализации фактора индивидуализации обучения, который предполагает учет индивидуальных особенностей студента и опору на них в процессе освоения профессионально-педагогического знания.

C индивидуализацией обучения тесно связан фактор персонификации образовательного процесса, когда студенту предоставляется возможность оценить истинность полученных знаний и выбранных решений с позиций собственных ценностей и личностных смыслов. Социальному педагогу, окончившему вуз, как и студенту, приступившему к профессиональной практике, предстоит стать непосредственным участником инновационных процессов, охвативших современную педагогическую действительность. Поэтому очень важно, чтобы студент совершал личностную экспертизу получаемых знаний, а для этого профессиональное образование должно быть персонифицированным.

Ориентация содержания профессионального образования социального педагога на развитие его эмоциональной культуры, будет наиболее эффективной, если при организации и подаче учебного материала будут учитываться такие факторы, как научность материала, его системная организованность, новизна, практическая значимость, межпредметные связи, разнообразие подачи, приводящие к продуманной занимательности.

Фактор организации практики с учетом эмоциональной составляющей педагогического взаимодействия предполагает, что в процессе прохождения практики студентам предлагаются задания, побуждающие их анализировать эмоциональные аспекты профессиональной деятельности и социально-педагогического процесса. Будущие социальные педагоги непосредственно в потоке профессиональной деятельности наблюдают феномены, характеризующие педагогическое взаимодействие: эмпатию, доверие, взаимопонимание, безусловное принятие ребенка, изучают условия их проявления и развития. При этом они встречаются с фрустрацией, эмоциональной депривацией, различными формами психологической защиты, эмоциональным выгоранием, делают выводы об их негативном влиянии на деятельность социального педагога, разрабатывают рекомендации по профилактике профессиональных деформаций.

Фактор моделирования студентами эмоционально-ориентированного педагогического взаимодействия со школьниками проявляется в том, что в период практики студенты проводят воспитательные мероприятия различной направленности, при разработке и подготовке которых они размышляют о возможных эмоциональных состояниях школьников: будет ли им интересна поднимаемая проблема, какие переживания она у них вызовет, какие нравственные чувства они будут испытывать в кульминационный момент, что произойдет с их сознанием, как они будут проявлять себя в тех или иных условиях, как повлияет это воспитательное мероприятие на их эмоциональную культуру.

Источник

Оцените статью