Консультация «Взаимосвязь формирования эмоциональной компетентности и навыков конструктивного общения у детей»
Юлия Тедер
Консультация «Взаимосвязь формирования эмоциональной компетентности и навыков конструктивного общения у детей»
Взаимосвязь формирования эмоциональной компетенции и навыков конструктивного общения у детей
эмоциональное наполнение жизни ребёнка ведёт к лёгкой адаптации в социуме.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Поэтому работа воспитателя, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Что же такое эмоции, эмоциональная компетентность?
Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов.
Согласно исследованиям отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др.) именно в дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, эмоции выступают мотивами поведения и являются важным фактором в формировании общения с людьми. Л. В. Выготский отмечал, что «ребёнок научается понимать других и только потом научается понимать себя». Поэтому развитие эмоциональной сферы ребёнка должно начинаться не со знакомства ребёнка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного научения малыша распознавать, улавливать состояния близких ему людей.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. По мнению ведущих психологов наиболее удобной для практических целей является классификация К. Изарда. Автор в качестве первичных выделяет 10 фундаментальных эмоций,образующих основную мотивационную систему человеческого существования:
интерес – волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
Что такое эмоциональная компетентность?
Эмоциональная компетентность — это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей и на этой основе строить взаимодействие с окружающими.
Наблюдения за повседневной детской деятельностью показывают, что дети слабо управляют своими чувствами, что очень осложняет их общение с окружающими. Часто неадекватно выраженные эмоции (злость, страх, стыд, радость, грусть, являются существенным барьером в установлении доброжелательных отношений со сверстниками и умении конструктивно общаться, строить взаимоотношения со сверстниками.
По мере развития у детей-дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере. Однако сама по себе эмоциональная сфера не развивается, если в этом направлении не ведётся организованная работа.
Принцип работы педагога (в соответствии с ФГОС ДО важнейшим образовательным ориентиром является: обеспечение эмоционального благополучия детей) — «никакой авторитарности», только равновесие между взрослыми и детьми. А установленные традиции, спокойный и доброжелательный тон, «принятие» всего того, что принесут с собой дети, помогут дошкольникам войти в роли и всем без исключения активно участвовать в совместной образовательной деятельности.
Реализация целей и задач развития, обогащения эмоциональной компетентности детейв условия дошкольного образовательного учреждения может осуществляться через:
• чтение комических, трагических, исторических детских художественных произведений;
• слушание музыкальных произведений с ярко выраженным эмоциональным фоном;
• решение проблемных задач;
• беседы с детьми по различению и дифференцированию эмоциональных состояний людей;
• просмотр фильмов и мультфильмов эмоционального содержания;
• проигрывание ролевых ситуаций эмоционального содержания, целью развития вербальных и невербальных средств эмоционального выражения;
• дидактические игры и упражнения, направленные на распознавание эмоций и чувств.
Вся образовательная деятельность помогает подготовить детей к общению со взрослыми; к овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками (установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умению самостоятельно разрешать конфликты мирным путём); к принятию и соблюдению (в последствии) классных и школьных социальных и этических норм (сдерживание непроизвольных эмоций и желаний, способность к ответственному поведению).
Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников» В дошкольном возрасте существует две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности.
Консультация для родителей «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Консультация для воспитателей ТЕМА: «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности» Подготовила:.
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста» Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,.
Консультация для родителей «Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения в семье с детьми 3-х лет» Уважаемые родители! В последнее время наблюдается явление,когда речь детей не соответствует их возрасту. И мы взрослые должны помочь своему.
Консультация для родителей «Значение навыков общения для социализации ребенка в обществе» Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы.
Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста» Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека, но при этом они связаны с учебной деятельностью, что отличает их от большинства.
Приёмы конструктивного общения с детьми Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.
Семинар-практикум «Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения» Семинар-практикум «Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.
Сотрудничество ДОУ с семьёй как условие формирования педагогической компетентности родителей детей, имеющих ОВЗ. Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные.
Источник
Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии
Дата публикации: 24.10.2018 2018-10-24
Статья просмотрена: 244 раза
Библиографическое описание:
Пшеничная, В. С. Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии / В. С. Пшеничная, И. В. Чистякова, В. А. Струкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 84-87. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53291/ (дата обращения: 12.10.2021).
Встатье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели психического» Е. А. Сергиенко и авторской модели эмоционального интеллекта у детей с нарушением речи. Сделан вывод, что понимание эмоций отражает закономерности системы концептуализации знаний о своем психическом и психическом других людей и формируется у детей к 3,5–5 годам.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность дошкольников, «модель психического», нарушения речи.
Вопрос о генезисе способности понимать эмоции другого человека дискуссионный, хотя имеется немало исследований многоуровневой структуры внутреннего мира человека. Важным условием для понимания психического состояния других людей является формирование в онтогенезе «модели психического». Впервые термин «модель психического» в психологию ввели Д. Примак и Г. Вудрафф (Premack D., Woodruff G., 1978) [4].
Многими авторами «модель психического» рассматривается как система репрезентаций ментальных феноменов (психические состояния, эмоциональные состояния, воображение, ощущения и др., т. е. то, что связано с когнитивными процессами). По мнению ученых психологов, лингвистов, «модель психического» имеет многомерную структуру и иерархическую организацию (Е. А. Сергиенко, Flavell J. H., Gardenfors P., Gopnik A., Capps L., Meltzoff A., Happe F., Kaliouby R.El., Robinson P. И др.)
В соответствии с этой моделью, человек обладает способностью к пониманию потребностно-эмоционально-информационной субстанции, формирует представления о собственном психическом состоянии и психических состояниях других людей.
Дж. Флейвелл, А. Лиллард обнаружили, что уже дети трех — трех с половиной лет используют психологические термины при описании поведения и эмоций других людей. В своем исследовании они показывали детям картинки и для их описания использовали ментальную и физическую терминологию. Например, на картинке мог быть нарисован ребенок, сидящий на скамейке один, и с ним никто не играет. Экспериментатор объясняет, что у ребенка нет игрушек, и он грустит. Затем детям снова показывали эти же картинки, но без объяснения и просили самостоятельно дать описание. В большинстве случаев дети использовали психологическое описание с эмоциональной окраской (Lillard A. S., Flavell J. H., 1990). Отсюда следует, что формирование у ребенка понимания внутренних состояний другого человека лежит в основе возрастающей сложности его социальных отношений и эмоционального состояния, т. е. эмоциональных переживаний. Е. И. Изотова отмечает, «основным фактором в развитии эмоциональной сферы дошкольника является формирование способности различать первичные эмоции (радость, печаль, страдание и т. д.)» (Изотова Е. И., 1994) [1].
Остер Х. и Экман П., утверждают, что ребенок рождается с «готовым механизмом выражения эмоций» с помощью мимики и частично жестов (Oster, Ekman, 1978).
Как описывает Питер Лафранье, психолог М. Клиннерт в виде эксперимента показывал детям в возрасте от года до полутора лет незнакомые игрушки, попросив матерей поочередно мимически менять эмоции, посмотрев то на игрушку, то на своего ребенка (радость, страх, нейтральное выражение лица). Дети копировали эмоции своей мамы (Lafrene Peter, 2004). Очевидно, что подобные успехи в узнавании и понимании выражений лица, жестов, играют главенствующую роль в развитии отношений в раннем детстве.
Дальнейшее развитие понимания эмоций детьми характеризуется как постепенный переход от «внешней» ориентации к «внутренней». Это позволяет ребенку понимать более сложные эмоции и их проявление (стеничность, интенсивность, содержательность). Хартер С. определил, что дети демонстрируют последовательность в развитии способности к пониманию стенических и астенических эмоций, их валентности.
В своем исследовании мы опирались на научную основу авторов, чьи труды описаны выше, сформировав проблему исследования: каково развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии.
Задачи: разработать и апробировать модель эмоциональной компетентности дошкольников с нарушением речи. Сравнить ее с «моделью психического» Е. А. Сергиенко. Сделать вывод об эмоциональной компетентности детей с нарушением речи и детей с положительной динамикой развития всех когнитивных процессов
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» города Воронежа.
В исследовании детям от 5 лет и старше предлагалось описать ситуации, вызывающие две эмоции, возникающие одновременно и поочередно. В исследовании определено, что дети проходят непростой путь от понимания того, что эмоция возможна в ответ на жизненную ситуацию, до понимания того, что две эмоции могут возникать последовательно в ответ на одну и ту же ситуацию (Harter S., 1986).
В качестве стимульного материала были использованы карты Проппа. Владимир Яковлевич Пропп — известным филолог. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт).
При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.
В своей исследовательской деятельности мы использовали следующие наборы для игр: «Волшебные герои сказок» — дети вспоминали волшебных героев сказок и высказывали свое предположение, почему их так зовут. Например, почему царевну Несмеяну так называли; Кощея Бессмертного называли Кощеем Бессмертным; какой они считают Бабу Ягу — злой или доброй и др.
Игра «Плохой — хороший». В игре анализируются положительные и отрицательных качества сказочных героев. Например, герои сказки «О рыбаке и рыбке», «Мальчик с пальчик», «Серебряное копытце».
Игра «Грустный или веселый». Обсуждаются герои сказок, изображенные с разными эмоциями. Например, сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Результаты и их обсуждение
Исследование показало, что к 5 и 6 годам дети развиваются более активно в понимании психического мира другого человека в отношении более сложных эмоциональных состояний, таких как убеждения, мышление, представления, что позволяет им давать более глубокие оценки человеческих поступков. В дошкольном возрасте дети становятся более компетентными в опознании и понимании эмоциональных выражений. Показано, что дошкольники легко различают мимические выражения счастья, радости, агрессии, печали и страха. Причем, распознают эмоции по-разному: одни быстрее, другие труднее и позднее. Выявлено, что дети с нарушением речи труднее воспринимают сказки на слух, труднее ориентируются в распознавании эмоций, не всегда могут выразить свои мысли, затрудняются с описанием эмоций.
Такие же результаты описываются теорией Ж.Пиаже. Ж.Пиаже акцентирует внимание на эгоцентричности мышления дошкольников, когда концентрация внимания такова, что ребенок может удерживать во внимании один наиболее значимый признак или качество проблемной ситуации, которая эмоционально окрашена. Это говорит о неспособности дошкольников продолжить анализ ситуации с другой точки зрения, после того, как они определили значимый для себя аспект ситуации. «Модель психического», которая позволяет приписывать ментальные состояния другому человеку и использовать их для определения его поведения, эмоций, также недостаточно сформирована в этом возрасте. (Пиаже Ж., 2002).
В ходе исследовательской деятельности был проведен сравнительный анализ «модели психического» Е. А. Сергиенко и авторской модели, разработанной в ходе исследовательской деятельности по проблеме эмоциональной компетентности дошкольников с нарушением речи.
Е. А. Сергиенко «модель психического» на уровне наивного субъекта охватывает возраст 5–6 лет, т. е. старший дошкольный и отчасти подготовительный. На данном уровне собственная модель психического может быть отделена от модели психического Другого. И на этом уровне может быть ментальное воздействие на Другого, т. к. модель становится ситуативно независимой [2].
Разработанная нами структура эмоциональной компетентности дошкольников старшей и подготовительной групп, включает в себя следующие компоненты:
- Эмоциональное самопознание: понимание своих эмоций.
- Саморегуляция: самоконтроль и управление эмоциями.
- Регуляция взаимоотношений: навыки коммуникативного взаимодействия.
- Эмпатия: восприимчивость к чувствам других людей.
При создании модели эмоциональной компетентности дошкольников с нарушением речи изучались параметры личности ребенка и влияние детско-родительских отношений на формирование эмоциональной компетентности.
Таким образом, сопоставив «модель психического» и «модель эмоциональной компетентности дошкольников с нарушением речи» была выявлена закономерность в изучении проблем эмоционального развития человека.
В модели эмоциональной компетентности дошкольников рассматривается влияние ближайшего окружения на развитие эмоционального интеллекта дошкольников и эмпатийная составляющая в процессе воспитания ребенка. Разница между моделью эмоциональной компетентности и «моделью психического» в том, что в модели эмоциональной компетентности делается упор на развитие саморегуляции. Однако, есть и совпадения. Сравнивая «модель психического» Е. А. Сергиенко и модель эмоциональной компетентности дошкольников с нарушением речи, мы находим сходство с уровнем агента и уровнем наивного субъекта. У Е. А. Сергиенко изменения во внутренних ментальных структурах в процессе развития личности ребенка приводит к иному пониманию процессов социализации. Что также отражено в модели эмоциональной компетентности дошкольников с нарушением речи. Понимание эмоций старшими дошкольниками и дошкольниками подготовительной группы становится более глубоким и точным, они проводят различия между субъективными переживаниями разных людей и понимают, что эмоция является внутренним состоянием человека, отличающимся от внешне наблюдаемых действий (Flavell, 2000) [11].
Таким образом, доказано, что «модель психического» выступает внутренним механизмом понимания социальных и эмоциональных взаимодействий и воздействий.
Полученные знания о роли модели психического в развитии эмоциональной компетентности дошкольников с нарушением речи, а также данные о возрастных особенностях и характеристиках этого понимания могут найти применение на практике.
Разработанная модель эмоциональной компетентности дошкольников с нарушением речи может использоваться в образовательном процессе детского сада.
- Изотова Е. И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. психол. Наук / Е. И. Изотова. М., 1994. — 24с.
- Сергиенко Е. А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2005a. С. 113–146.
- Flavell J. H. Development of children’s knowledge about the mental world // International Journal of Behavioral Development. 2000. V. 24. № 1. P. 15–23.
- Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a «Theory of Mind»? // Behavioural and Brain Sciences. 1978. V. 4. P. 515–526.
Источник