Эмоциональная компетентность педагога
статья
Эмоциональная компетентность педагога Доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_1_kurs_emo_-_kopiya.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная компетентность педагога
ФГОС дошкольного образования ставит перед дошкольной организацией задачу чрезвычайной важности — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия .
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей .
Ребенок — дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к познанию себя и других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в различных ситуациях .
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
Что же такое эмоциональный интеллект ?
Эмоциональный интеллект это способность распознать собственные чувства и эмоции, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
выделяют четыре составляющие «эмоционального интеллекта» :
1. Самосознание. Это способность понимать себя;
- Самоконтроль . способность совладать со своими чувствами и желаниями);
- Социальная чуткость . умение устанавливать контакты с разными людьми;
- Управление эмоциями. способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты
«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».
Оказывается, что совершенствование памяти, мышления и кругозора ребенка ещё не является залогом его будущей успешности в жизни.
Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением определять, принимать и контролировать свои чувства,
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения.
Великий французский просветитель Вольтер сказал: «Эмоции — это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его. »
«Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект»
В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности.
- В р амках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной компетентности педагога. Эмоциональная компетентность связана «с» и основана «на» эмоциональном интеллекте. Необходим определенный уровень эмоционального интеллекта, чтобы развить эмоциональную компетентность.
Важнейшими показателями эмоциональной компетентности педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.
Эмоц. гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество;
Эмоц. устойчивость это способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Эмпатия —включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.
Доказано, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:
- Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
- Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
- Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
- Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Эмоционально компетентный педагог (воспитатель) обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, умением любую деятельность сделать интересной.
Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, его способность расположить к себе детей внешним видом и манерой поведения, потому что дети получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия.
Научиться управлять эмоциями – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции, но должен уметь выражать их в приемлемой форме и научить этому воспитанников.
Эмоциональная компетентность состоит из ключевым компетенций: 1. Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе.
2. Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять эмпатию.
3. Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.).
4. Создание благоприятного эмоционального климата в группе,
В процессе совместной деятельности с детьми можно использовать следующие приемы:
— создать положительный эмоциональный фон в группе;
— найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности;
— осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение;
— владеть навыками и умениями организаторских способностей;
— способствовать тому, чтобы детей с «низким» статусом становилось все меньше;
— обсуждайте с детьми ситуаций, которые происходят в группе;
— поощрять совместную деятельность детей;
— не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают;
— в ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).
Все это ведет к развитию эмоционального интеллекта детей.
И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании, главным штурманом проводки через рифы.
Источник
Методическая разработка по теме: «Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога»
«Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом»
Ш. А. Амонашвили
Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного образования, которая включает в себя формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих у учащихся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Психолого-педагогическая наука при этом доказала: для того, чтобы обучение было эффективным, учитель должен не только владеть системой профессиональных умений, использовать свои теоретические знания, но и уметь создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар с элементами тренинга | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога»
«Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом»
Ш. А. Амонашвили
Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного образования, которая включает в себя формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих у учащихся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Психолого-педагогическая наука при этом доказала: для того, чтобы обучение было эффективным, учитель должен не только владеть системой профессиональных умений, использовать свои теоретические знания, но и уметь создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.
Педагогическое мастерство учителя как раз и состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребенка, быть внимательным ко всему, что происходит на уроке, своевременно и правильно реагировать на поведение учащихся, на их отношение к предмету и учителю.
Важным является также умение учителя уйти от стереотипов и организации взаимодействия с учениками. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, должно быть замещено взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, и др. Так одни педагоги, вступая во взаимодействие с учащимися, активизируют у них познавательный интерес, поддерживают положительную эмоциональную атмосферу при обучении, а другие вносят во взаимоотношения с учащимися напряженность и провоцируют у них развитие тревожных состояний, отрицательных эмоций и негативных переживаний. Раздраженный тон педагога, окрики, опрос с вербальной и эмоциональной агрессией, предвзятость, негативная жестикуляция, воспринимаемая учащимися как угроза, ведет к негативным эмоциональным состояниям, выраженными нарушением взаимоотношений в диаде «учитель-ученик».
Поэтому, на сегодняшний день, актуальной является работа с педагогическими работниками, направленная на развитие эмоциональной компетентности при взаимодействии учителя и учащихся, на обучение навыкам конструктивного, бесконфликтного общения, расслабления и снятия напряжения,
Проведение семинара с элементами тренинга предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной им темы и позволяет обеспечить педагогов возможностями практического использования теоретических знаний. В ходе данного мероприятия происходит непосредственный обмен опытом педагогов, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем.
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры педагога через развитие эмоциональной компетентности при взаимодействии с учащимися.
- Создать благоприятные условия для работы группы.
- Помощь педагогам в осознании значимости заявленной проблемы.
- Повысить коммуникативную компетентность педагогов.
- Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.
- Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
- Обучить педагогов навыкам релаксации и саморегуляции.
Состав группы и режим работы
Состав группы от 10 до 20 человек.
Профессиональная принадлежность участников: учителя, заинтересованные в психологическом анализе своей деятельности, практические психологи образовательных учреждений.
Продолжительность мероприятия: 2 – 2,5 часа. Участники работают «в кругу», так как данная атмосфера располагает к неформальному общению и самораскрытию.
Программа семинара с элементами тренинга
Краткое теоретическое введение в проблему
- введение в тему;
- помощь в осознании значимости заявленной проблемы.
- Создание доброжелательной атмосферы, снятие тревожности.
- актуализировать внимание участников, получить информацию о том, что они ожидают от занятия.
- Ознакомление с основными правилами работы в группе.
- Настрой на работу, повышение уровня работоспособности участников. Деление участников на команды.
«Эмоциональная подготовка класса к уроку»
- Обучение педагогов использованию эмоционально-положительно окрашенным выражениям при взаимодействии с учащимися.
- осознание привычного способа взаимодействия, поиск более комфортных и компромиссных путей для осуществления общения, а также при разрешении сложных ситуаций.
- показать значимость безоговорочно положительного отношения к учащемуся.
«Определение эмоционального состояния учащихся»
- осознание педагогом эмоционального состояния учащегося на уроке.
- овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью «Я- высказываний».
- знакомство с классификацией педагогических позиций;
- анализ и осознание своей педагогической позиции.
- получение обратной связи, понимание и соотнесение своих взглядов и мнений с взглядами и мнениями своих коллег в отношении педагогического взаимодействия.
- снижение уровня фрустрации или стресса;
- поиск возможных путей разрешения проблем.
- обучение навыкам релаксации;
- получение позитивных переживаний.
- осознание значимости заявленной проблемы;
- обобщить полученный в ходе семинара материал.
- Краткое теоретическое введение в проблему.
Один из критериев продуктивного педагогического общения — это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.
Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы учащегося, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом.
Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной компетентности педагога. Под эмоциональной компетентностью мы понимаем интегративное личностное образование, включающее в себя совокупность эмоциональных, коммуникативных, регуляторных, личностных свойств и способностей, обеспечивающих осознание, применение и регуляцию состояний и чувств других людей, самого себя.
Базовым компонентом эмоциональной компетентности является эмпатия. Уметь сопереживать ученику, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его победам и поражением — одно из ведущих качеств личности учителя. Включенный в педагогическую деятельность, учитель должен не только анализировать свои профессиональные и личностные возможности воздействия на ребенка, но и посредством эмпатии проникнуть в мир его интересов и увлечений. Чем выше у учителя уровень эмпатии по отношению к учащимся, тем точнее учитель может прогнозировать поведение ученика в различных ситуациях, предвосхищать результат различных педагогических воздействия. Эмпатия определяет способность учителя строить отношения сотрудничества и сотворчества. Обучение и воспитание становится эффективным лишь тогда, когда учитель понял ученика, проявил к нему внимание, помог ему.
Не менее важным качеством, которое входит в структуру эмоциональной компетентности педагога является коммуникативная толерантность. Подлинное общение с учащимися и другими участниками образовательного процесса предполагает принятие человека таким, какой он есть, терпимость к разнообразию личностных, поведенческих интеллектуальных проявлений. Толерантный педагог учитывает различные психофизические возможности, темп, стиль усвоения материала разными учащимися, не делает категоричных оценок, стремится качественно оценивать разные стороны деятельности учащегося. Такой учитель всегда даст ученику шанс быть самим собой.
Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.
Содержание предлагаемых в ходе нашего мероприятия игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл личности подростка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.
Инструкция: Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая». Следующий участник в кругу говорит: «Представляю вам Мудрую Марину, а я — …», при этом называя себя. Следующий представляет двух предыдущих членов группы и называет себя и т.д.
- Упражнение « Дерево ожиданий»
Необходимые материалы: ватманы с нарисованным деревом, стикеры в вид листочков или яблочек.
Инструкция: Участникам предлагается на стикерах написать свои ожидания от тренинга, озвучить их и наклеить на нарисованное на ватмане дерево.
Инструкция: Участникам предлагается принять правила общения, для того, чтобы оно было продуктивным. Эти правила позволяют всем участникам быть услышанными и услышать мнения других.
Всем участникам предлагается проголосовать за правила:
- Говорить и чувствовать здесь и сейчас: все, что чувствуешь ты, все, о чем ты думаешь, заслуживает внимания, в твоих словах нет ничего «заумного» или «глупого». Это касается слов и чувств других членов коллектива.
- Доверять своим субъективным ощущениям: они часто более достоверны, чем разумные обдуманные высказывания.
- Открытость, откровенность.
- Слушать других.
- Не заставляй других думать, как ты: это другой человек – он вправе чувствовать по-другому.
- Я — высказывания: говорить только о своих чувствах.
Комментарии: В целях сохранения времени лучше предложить участникам готовый набор правил, содержание которого может варьироваться в зависимости от целей. В дальнейшей работе на занятии ведущему рекомендуется следить за соблюдением правил участниками.
Инструкция: Все участники двигаются в беспорядочном движении, ведущий в любой момент говорит: «Объединитесь в молекулу по 2 атома», «по 3 атома», «по 4 атома», «и последнее — 5 атомов». Когда объединились по 5 атомов, получилось 3 команды, и в таком составе участники переходят к следующему упражнению.
- Упражнение «Эмоциональная подготовка класса»
Информация: для того, чтобы начать урок, педагогу необходимо совершить некие действия, которые в планах урока часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка учащихся к работе», или «создание благоприятной атмосферы на уроке и оперативное включение учащихся в деятельность».
А какие действия педагога целесообразны на этом этапе?
Что происходит с учащимися, когда они слышат следующее? (Эти высказывания можно обсудить с группой).
«Я сегодня волнуюсь, волнуетесь и вы…»
«Не бойтесь, эти люди здесь не для того, чтобы нас оценивать…»
«На уроке не будет ничего страшного… «
А как лучше сказать? ( Участники конструируют вводные фразы учителя на уроке . Можно выделить уроки разного характера: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, нового материала и т.п.)
Избежать применения выражений, содержащих отрицание, может оказаться весьма трудным. Настолько трудным, насколько вообще трудно говорить фразами, в которых словам тесно, а мыслям просторно.
Инструкция: Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу ( в правой приведены варианты ответов для ведущего ).
Не наваливайтесь на стол
Отойдите от стола
Не могу вести семинары
Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного — двух человек
Не могу занять тебе денег. Нет денег
Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода . я вам одолжу часть этой суммы
Здесь Вы находитесь в безопасности
Это надежное, укромное место
Не путайся под ногами
Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный
Не выходите из класса
Оставайтесь в классе
Я хочу бросить курить
Я начинаю здоровый образ жизни
Курение помогает снять стресс
Курение способствует лучшей концентрации
Вода не выходит из ванны
Вода остается в ванне
Тоска, печаль, грусть.
Мне чай без сахара.
Мне только заварку и кипяток
Обсуждение: По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.
Инструкция: Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Обсуждение: Было ли указание сопротивляться левой рукой? Почему не получилось выполнить задание?
Ключевой момент – интересы сторон. Почему противоположная сторона себя ведет именно так?
Идеи, выносимые на обсуждение:
1. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию.
2. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
- Упражнение «Психологическая поддержка»
Инструкция: Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается задание: задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
Обсуждение: Первыми высказываются («выпустить пар») активные участники упражнения.
Вопросы для обсуждения
Как вы чувствовали себя в своей роли?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на обсуждение
Безусловно положительное приятие подростка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра.
Учащемуся такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у подростка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить воспитанника, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы учащемуся.
- Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся.
Инструкция: По словесному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние учащегося.
1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука.)
2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность.)
3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль.)
4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность.)
5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита.)
А сейчас я предлагаю вам разделиться на подгруппы и поработать сообща. Участники делятся с помощью расчета на первый – четвертый. Затем все первые номера объединяются в подгруппу, аналогично – вторые и т. д.
Каждая подгруппа работает с заданием, которое ей выпадает по жеребьевке.
Обозначьте качества, которые присуще личности, с вашей точки зрения. (Варианты: честный, независимый, чистосердечный, дерзкий, внимательный, лидер, инициативный, хороший организатор и т. п.)
Обозначьте качества ребенка, за которого вы спокойны. (Варианты: малоподвижный, отходчивый, пассивный, необщительный и т. д.)
Какими качествами, на ваш взгляд, обладает «идеальный ребенок». (Варианты: умный, обучаемый, лидер и т. п.)
Обозначьте, какими качествами обладает «ребенок, который раздражает взрослого». (Варианты: агрессивный, глупый, ябеда, жадный, конфликтный, хитрый, капризный, грубый, расторможенный, ленивый, неряшливый, жестокий, злой, неухоженный, невнимательный, невоспитанный и т. п.)
Время на выполнение задания семь–десять минут. Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные их дополняют.
Обсуждение: 1. Личностью не рождаются, ею становятся во время включенности ребенка в социальные отношения и деятельность. Личность характеризуют такие качества, как активность, заинтересованность, индивидуальность, гуманность, доверие к людям, справедливость, критичность по отношению к себе и другим и др. Таким образом, ваше субъективное представление о личности совпало с научно-теоретическим.
2. К сожалению, такие качества не способствуют воспитанию здорового, благополучного в физическом, психологическом и социальном плане ребенка. Малая подвижность может быть связана с нарушением соматического здоровья и обмена веществ. Пассивность и необщительность могут быть признаками замкнутой, с выше среднего или высоким уровнем тревожности, то есть признаками дезадаптации и психологического неблагополучия.
3. Количество качеств, обозначенных вами, позитивного характера, говорит о том, что у вас есть эталон, «идеальная норма», к которой в воспитании ребенка необходимо стремиться. «Идеальная норма» не существует в реальности, она обоснована теоретически. Однако если педагог руководствуется в своей профессиональной деятельности только «идеальной нормой», без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, он завышает уровень требований к нему. К чему это может привести, как вы думаете? (Варианты ответов.)
4. Качества «ребенка, который раздражает взрослого»: агрессивный, глупый, ябеда, жадный, конфликтный, хитрый, капризный, грубый, расторможенный, ленивый, неряшливый, жестокий, злой, неухоженный, невнимательный, невоспитанный. Что сразу же бросается в глаза? Мы подчас стараемся устранить не причину нарушения поведения ребенка (соматическое нарушение, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, проблемы в адаптациии т. п.), а следствие – само поведение (грубость, агрессивность, ябедничество и т. п.).
Инструкция: Один из способов открытого выражения желаний и чувств может служить приём «Я-высказывания» Этот приём помогает дать партнёру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности.
Общая схема проговаривания в рамках этого приёма такова:
Событие – Реакция – Причина напряжения (без интерпретации):
Когда вы кричите (говорите, делаете)…
Я чувствую себя (беспомощной, злой, обиженной, у меня возникают проблема)…
Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать вам свою точку зрения, потому что у меня были совершенно другие планы…
Сформулируйте «Я-высказывание» на предлагаемые ситуации:
- Учащийся пропустил три дня учебных занятий.
- Учащийся вновь ушёл с последнего урока.
- Учащийся часто опаздывает на первый урок.
- Учащийся притесняет более слабого в группе.
- Учащийся вам нагрубил.
Материалы: флипчарт, маркеры.
Инструкция : Одним из факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение, является позиция, которую педагог занимает по отношению к детям. Образная классификация в описательной форме позволяет наиболее тонко прочувствовать особенности педагогов, занимающих ту или иную позицию, воздействия на ребенка. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Ведущий зачитывает характеристику, записывая на флипчарте названные модели педагогических позиций.
Модель 1 – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель 2 – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель 3 – «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель 4 – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель 5 – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель 6 – «Тренер» . Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное — конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель 7 – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
Важно, что «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.
Затем ведущий предлагает каждому участнику определить свою принадлежность к одной позиции.
Обсуждение: Какие трудности возникали при самоопределении педагогической позиции? Для чего мы познакомились с данной классификацией?
Материалы: конверты, ручки по количеству участников, листы формата А6 каждому столько, сколько участников.
Инструкция: Ведущий раздает каждому конверт, ручку и листы А6 по количеству присутствующих. Далее предлагает написать на конверте ФИО и передать его по кругу. Тот, кто получил в руки чей-либо конверт, записывает на листке ту педагогическую позицию, которая по его мнению характерна для хозяина конверта; вкладывает этот лист в конверт и передает следующему. И так по кругу, пока все участники не получат свои конверты. Затем участники вскрывают их, читают содержимое и соотносят свое мнение с мнение своих коллег.
Обсуждение: Какие трудности вызвало это упражнение? Что вы чувствовали, когда читали мнения других? Оправдались ли ожидания? Есть ли повод для самоанализа?
Комментарии: Одним из достоинств данного упражнения является объективность обратной связи, в связи с анонимностью.
Во время чтения вскрытых конвертов ведущему желательно наблюдать за реакцией участников и выводить на обсуждение тех, кто ощущает негативные эмоциональные переживания, изумления.
Материалы : Листы и ручки для каждого участника, «волшебный мешок».
Описание: Ведущий предлагает каждому участнику вкратце описать на листке бумаги какую-либо актуальную проблему, неразрешенную ситуацию на данный момент или трудноразрешимую (допускается анонимность авторства).
Далее ведущий собирает листы, помещает в «волшебный» мешочек и перемешивает. Участникам предлагается следующая процедура обсуждения: каждый по кругу вынимает один лист из мешочка с описанной проблемой и приводит как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая или даже выгодная с помощью связок типа «зато…», «могло бы быть и хуже…», «здорово, ведь теперь…».
Обсуждение: Что чувствовали в тот момент, когда осуществлялся поиск возможных путей разрешения конкретно вашей ситуации? Все ли зачитанные ситуации оказались неразрешимыми? Получили ли реальную помощь в разрешении проблемы?
Комментарии: Если участник по какой-либо причине не смог справиться с заданием и не смог найти путь, то ведущему к анализу и обсуждению стоит подключить всю аудиторию.
Материалы: релаксационная музыка
Инструкция: Ведущий обращается к участникам: «Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Представьте себе жаркий летний день. Вы идете по лесной тропинке, вдыхаете аромат разнотравья, слушаете пение птиц… И вот вы слышите необычный звук. Вам интерес- но, что это, и вы идете на этот звук. И неожиданно перед вами появляется водопад. Несмотря на палящую жару, воздух здесь свежий. Капли воды попадают вам на лицо, руки… Вы делаете робкие шаги в воду и становитесь под водопад. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам, ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо, тело, унесет все тревоги, неприятности, усталость… Вы чувствуете легкость во всем теле. Выйдите из водопада, пусть солнце согреет и обсушит вас… Пора возвращаться обратно. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить от этого путешествия… Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.»
Обсуждение: Поделитесь впечатлениями.
Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, напряжены о т тревоги, вы можете использовать это упражнение
- Упражнение: «Подведение итогов»
Инструкция: Участникам предлагается объединиться в тройки и составить небольшую (5-6 пунктов) памятку коллегам, которые не присутствовали на тренинге. Можно использовать собственный опыт, который не проговаривался в процессе тренинга, а также приобретенные в процессе тренинга знания, которые они посчитали наиболее полезными.
Когда памятка составлена, подгруппа передает ее по часовой стрелке в другую подгруппу, которая отмечает галочкой наиболее важный, по мнению всех участников подгруппы пункт. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую педагоги могут использовать в своей работе.
В заключение ведущий предлагает участникам сообщить группе – что лично для каждого было важным в общей работе.
- Андреева И.Эмоциональная компетентность в работе учителя/
И. Андреева //Педагогическая техника.2006.№2.
- Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2002.
- Верхозина О.А. Психологические аспекты эмоциональной компетентности педагогов и учащихся в межличностном педагогическом взаимодействии. Учебно-методическое пособие / О.А. Верхозина. Иркутск. ИПКРО, 2010.
- Емельянова Е.В.. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008. — 336 с.
- Искусство вести за собой… Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ Под ред. д. п. н. С. В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007.
- Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. – М., 2000.
- Кривцова С.И. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. — М.,Генезис, 1997.
- Кривцова С.И., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.:Генезис, 1997.
- Лаврова В. Ф. Решаем проблемы: психологические техники/ В. Ф. Лаврова – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности //Школьный психолог, №22, 2003.
- Розанова Е. Г. Книга игр. – Москва.: «РОСМЭН», 2000.
Источник