04.02.19г. «Как формировать эмоциональный словарь у детей»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Как формировать эмоциональный словарь у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_formirovat_emotsionalnyy_slovar_u_detey.docx | 73.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Как формировать эмоциональный словарь у детей.
Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред.
(Автор — Роберт Кийосаки)
Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; словаоценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т. е. особыми суффиксами
Задачи развития эмоциональной лексики:
- Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;
- Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;
- Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
- Игровая задача словесных игр и упражнений заключается в быстром подборе точного слова — ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.
На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.
В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа.
Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.
Развитие эмоциональной лексики имеет некоторую структуру.
Цель : Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.
1. Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.
2. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.
I . Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний .
Цель : Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.
Материал : у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.
Описание : Ведущий демонстрирует пиктограмму какой-либо эмоции, дети находят на своей карточке животное с заданной эмоцией, называют его эмоциональное состояние и закрывают изображение фишкой.
«Угадай настроение героя»
На картинке с недорисованной эмоцией детям предлагается нарисовать лицо герою так, чтобы можно было догадаться какое у него настроение или приложить пиктограмму какой-либо эмоции. Объяснить, почему выбрал именно эту пиктограмму.
II . Узнавание эмоций по словесному описанию.
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал : у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.
1. У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.
2. Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.
3. Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.
4. Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.
Цель : Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся.
III. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.
Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.
Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.
Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна( погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.
Цель: формирование эмоциональной лексики.
1. Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.
2. Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.
3. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.
I . Называние эмоциональных состояний.
Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.
Описание : педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.
II. Словообразование существительных с уменьшительным значением.
«Большой и маленький»
Цель : упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..
Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.
Описание : педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы
Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.
Материал : предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…
Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку.
Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.
Материал: цветок из бумаги.
Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.
Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.
Мяч лови, мяч бросай
И словечко приласкай.
Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, зима…
III. Подбор антонимов.
Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.
Материал: игрушка Буратино.
Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:
Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.
III. Подбор синонимов.
Цель : учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.
Описание : Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова — приятеля. Разбирается значение слова приятели.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Веселый, радостный, хороший.
Плохой, злой, сердитый.
Трусливый, маленький, пугливый.
Цель: упражнять в подборе синонимов .
Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.
«Составление рассказов по модельному ряду»
Цель: Употребление в речи синонимов.
Детям предлагали придумать историю с опорой на модельный ряд «Находчивый цыпленок» . В случае затруднения использовали рассказ с паузами в тех местах, где необходимо подобрать синонимы. Летним утром вылупился из яйца цыпленок. Он увидел яркое солнышко, высокую траву. Цыпленок очень удивился…(изумился, поразился). Вдруг туча закрыла солнышко и закапал дождик. Цыпленок сделал из скорлупки зонтик и грустный…(печальный, унылый) пошел под дождем.
Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.
1. Закрепление эмоциональной лексики.
2. Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.
Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.
Описание: ребенку предлагается закончить предложение , повторить его и назвать слова – неприятели.
Слон большой, а комар…
Золушка добрая, а мачеха…
Дедушка старый, а внук…
Лев смелый, а заяц…
Айболит добрый, а Бармалей …
Сегодня мне весело, а вчера было…
Цель: активизация антонимов в предложениях.
Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.
Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.
Веселая девочка собирает грибы.-
Трусливый зайчик спрятался за елкой.-
Радостный мальчик играет у дома.
Печальный волк сидит на поляне.
Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.
Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.
Описание : В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.
Гарусная девочка весело играла.
Радостный мальчик сидел и плакал.
Трусливый лев гордо ходил по лесу.
Храбрый заяц спрятался в кустах.
Расстроенная мама весело улыбалась.
Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.
Источник
Формирование эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста
Евгения Днепровская
Формирование эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционального словаря, с помощью которого дети передают свои чувства, отношения, эмоции очень актуальна. [3]
Актуальность данной темы очевидна, так как проблема развития формирования эмоционального словаря приобретает все большее значение в настоящее время. Знакомство дошкольников с эмоционально- оценочной лексикой заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс созерцания и творчества вызовет хорошее настроение.
Проблемой эмоционального и речевого развития детей дошкольного возраста занимались такие выдающиеся психологи, педагоги как К. Д. Ушинский,Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. В. Запорожец,А. А. Леонтьев,С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин, а также их ученики и последователи (Я. З. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова).[1,3] Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович отмечают, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства.
Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в начале 80-х годах ХХ века в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирование социально активной личности старшего дошкольника. [3]
И тем не менее проблема формирования эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста остается неразработанной в области дошкольного образования. Поэтому вопросы обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексики требуют дальнейшего изучения.
Мы рассмотрели ряд понятий,которые являются теоритической основой нашего исследования:
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного лил неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. [4](Р. С. Немов).
Словарь эмоций — это систематизированное собрание слов-названий эмоций, сопровождающихся словарными статьями, раскрывающих семантическое, психологическое и символическое значение каждого понятия, организованное по частотному принципу. [3]. Задача «Словаря эмоций» состоит в том, чтобы представить корпус лексических единиц, несущих в себе базовое значение той или иной эмоции как категории сознания.
Овладение словарем эмоциональной лексики должно осуществляться в единстве с развитием представлений об эмоциях. Только непосредственно воспринимая эмоциональную жизнь, «считывая» эмоциональное состояние с лица, жестов, позы, дети учатся переводить эмоции в словесный план, учатся «читать» и словесно обозначать различные настроения, говорить о своих чувствах и чувствах других. Усвоение словесных обозначений эмоциональных проявлений, понимание лексико-семантической структуры данной группы слов возможно только при наличии конкретно-чувственных образов или представлений детей об эмоциях.
Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся управляемыми. Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определенной познавательной способности (ощущения, памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развития познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка.
Для проверки уровня эмоционального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент.Нами были использованы следующие методы: Методика В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Едаковой «Диагностика развития речи дошкольников» и методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке».С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым ребенком индивидуально. В качестве критериев сформированности уровня развития речи и уровня эмоционального развития.
Исследование показало, что в группе преобладает средний уровень речевого развития (58% экспериментальной и 60% контрольной группе, уровень эмоционального развития(50% экспериментальной и 55% контрольной группе) вместе с тем, определен достаточно низкий процент высокого уровня эмоционального и речевого развития (15%). Исходя из полученных данных в ходе констатирующего эксперимента цель формирующего этапа – проанализировать и обосновать оптимальные педагогические условия по формированию эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям, к окружающим людям. Поэтому необходимо уделять больше внимания на практике развитию и обогащению у детей эмоционально- оценочной лексики.
Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что условиями эффективного развития и обогащения у дошкольников эмоционального словаря являются: 1. Обогащение и активизация словаря за счет частей речи, обозначающих эмоциональную оценку и актуализация его в речевой практике детей дошкольного возраста. 2. Обеспечить создание ситуаций, при которых будет возможна реализация эмоционального словаря для выражения и понимания собственных эмоций и других людей. 3. Создание и поддержка положительной мотивации к освоению и развитию у детей эмоционального словаря.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — М. : Академия, 2000.
2. Макарова, В. Н., Диагностика развития речи дошкольников :методическое пособие. [Текст] В. Н. Макарова., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. – М. :Педагогическое общество Росси, 2008.-80с
3. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] Н. С. Ежкова.— Издательство: Владос, 2010.- 127с.
4. Немов,Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.:Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. [Текст] Р. С. Немов. — 5-е изд. — М. : Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008.- 687с.
5. Урунтаева,Г. А. «Практикум по детской психологии»[Текст]/ урунтаева Г. А. ,Афонькина Ю. А. – М. : ВЛАДОС, 1995.
Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.
План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.
Источник