Развитие эмоционального мира у детей кряжева н л развитие эмоционального мира

Именно дети 3-5 лет

«На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.”

Макаренко А.С.
педагог и писатель

«Детство — фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной.”

Януш Корчак
польский педагог, писатель

Современное дошкольное образование: расстановка приоритетов

В современных системах образования большинства развитых стран раннему образованию в последнее время придается все большее значение. Осознание важности системного образования детей начиная с самого раннего возраста (от нескольких месяцев) до 7–8 лет (обычно это возраст поступления детей в школу) базируется на результатах многочисленных исследований и на практике некоторых стран. В частности, об этом свидетельствуют чрезвычайно популярные в последнее время данные, полученные в исследовании эффективности международной образовательной программы «High/Scope» [1, 2].

Эти данные показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека, причем измерения делались на протяжении всего жизненного цикла человека. На графике видно, что самая высокая эффективность характерна именно для программ дошкольного образования, то есть чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Эти данные вызвали оглушающий резонанс во всем мире и стали почти обязательным сюжетом при обсуждении практически любой проблемы, касающейся образования.

Что касается иностранных языков, то заниматься с детьми английским языком можно с 5 лет. Британские учёные доказали: чем раньше — тем лучше. После обучения на курсах иностранных языков под руководством опытных педагогов ребенок будет наслаждаться книгами, песнями и фильмами на английском, заводить друзей из других стран, это впечатляет!

Современные исследования подтверждают то, что прогрессивная отечественная и зарубежная психология утверждала всегда. А именно, что в дошкольном детстве закладываются все основные параметры и особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным детством.

1. Heckman, J. Policies to foster human capital // Research in Economics (2000) 54.

2. Heckman J., Cunha F., Lochner L., Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education. Vol. 1. Amstgerdam: Elsevier, 2006.

Источник: «Современные проблемы дошкольного образования» Рубцов В.В., Юдина Е.Г. // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 5-19

Источник

Развитие эмоционального мира детей

Развитие эмоционального мира детей. Попу­лярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил.

В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия). Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.

Предназначена для родителей, педагогов, психологов.

Особенности развития эмоциональной сферы ре­бенка

Родительские ожидания как важный фактор формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка

Психологическое значение процесса родов

Ранние этапы эмоционального развития

Адаптация малыша к детскому саду

Кризис трех лет и как его преодолеть

Особенности эмоционального мира дошколь­ника

Значение детских фантазий

Рисунок семьи — тест на определение эмоционального благополучия ребенка

Влияние родительских установок на развитие детей

Темперамент — основа поведения ребенка.

Отклонения в эмоциональном развитии и их коррекция

Игры и упражнения для детей с затрудне­ниями в общении

Игры и упражнения на снятие страхов повышение уверенности в себе

Игры и упражнения на снижение агрес­сии и ослабление негативных эмоций

Методы саморегуляции и снятия психо­эмоционального напряжения у детей

Упражнения на развитие умения чувство­вать настроение и сопереживать окружающим

Специальные методы развития эмоциональной сферы ребенка

Какие игрушки нужны детям

Роль сказки в развитии детской эмоцио­нальности

Домашние животные и их значение в раз­витии детей

Источник

Кряжева Н.Л.. Книги онлайн

Кряжева Надежда Леонидовна (06.09.1955, п. Локс, Эстонская ССР) — независимый практикующий психолог-консультант.

Читайте также:  От антибиотиков плохое настроение

Окончила факультет психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова.

Работала частным психологом, руководителем отдела маркетинга и рекламы компании «Вектор-М».

Инициатор создания, оснащения и внедрения в систему дошкольного образования кабинетов психологической разгрузки в Ярославской области, а также более чем в 50 городах России.

Проблематика: психоэмоциональные проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста (тревожность, страхи, неуверенность, замкнутость, капризность, гиперактивность, агрессивность, трудности в общении с взрослыми и сверстниками).

Автор книг по детской психологии: «Развитие эмоционального мира детей», «Мир детских эмоций: дети 5-7 лет», «Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей», «Радуемся вместе», «Готов ли ребенок к школе» и др.

Автор методики «Снятие психоэмоционального напряжения у детей». Ведущая тренинговых групп. Владеет английским языком.

Книги (3)

Карточки — игры разработанные психологом.

Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга. Вовремя осознав это, вы сможете лучше понять своего ребенка.

Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать.

Маленькие дети из-за незрелости мозга и отсутствия социального опыта находятся всецело во власти врожденного темперамента. Но ребенок растет, усваивает уроки воспитания, берет пример со старших.

В книге «Кот и пес спешат на помощь» речь пойдет о кошках и собаках, сумевших войти не только в дом человека, но и в его душу.

Рассматривается их психологическое предназначение: роль в развитии детей, формировании способности адаптироваться в обществе. Представлено много примеров из практической работы автора.

Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей.

В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия).

Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.

Источник

Читать онлайн «Развитие эмоционального мира детей»

Автор Н. Л. Кряжева

Кряжева Н. Л.

Развитие эмоционального мира детей. Попу­лярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с. , ил.

В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия). Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.

Предназначена для родителей, педагогов, психологов.

СОДЕРЖАНИЕ

Особенности развития эмоциональной сферы ре­бенка

Родительские ожидания как важный фактор формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка

Психологическое значение процесса родов

Ранние этапы эмоционального развития

Адаптация малыша к детскому саду

Кризис трех лет и как его преодолеть

Особенности эмоционального мира дошколь­ника

Значение детских фантазий

Рисунок семьи — тест на определение эмоционального благополучия ребенка

Влияние родительских установок на развитие детей

Темперамент основа поведения ребенка.

Отклонения в эмоциональном развитии и их коррекция

Игры и упражнения для детей с затрудне­ниями в общении

Игры и упражнения на снятие страхов повышение уверенности в себе

Игры и упражнения на снижение агрес­сии и ослабление негативных эмоций

Методы саморегуляции и снятия психо­эмоционального напряжения у детей

Упражнения на развитие умения чувство­вать настроение и сопереживать окружающим

Специальные методы развития эмоциональной сферы ребенка

Какие игрушки нужны детям

Роль сказки в развитии детской эмоцио­нальности

Домашние животные и их значение в раз­витии детей

Танцевально-двигательные и телесно-ориен­тированные техники

ОТ АВТОРА

Эта книга адресована тем, кого по-настоящему заботит будущее детей, ее можно без особых усилий использовать в качестве увлекательного пособия по диагностике и развитию эмоциональной сферы ре­бенка. Возможно, для многих читателей «открове­нием» станут страницы о важности ожидания по­явления ребенка на свет, моменте рождения и самых ранних этапах общения с малышом. Кто-то с удив­лением узнает, что упрямство и капризность трех­летнего ребенка — — это нормальное, закономерное и во многом полезное явление в личностном развитии детей, а вот поведение родителей при этом — важный фактор в возникновении у него эмоциональных про­блем.

Как подготовить малыша к детскому саду, стоит ли тревожиться по поводу детских фантазий, хорошо ли вашему малышу в семье • на эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в книге.

Выполняя необычные упражнения и играя с деть­ми, вы не только поможете им преодолеть эмоцио­нальные проблемы, развить уверенность в себе, во­ображение, ловкость и смекалку, но и получите огромную радость от общения друг с другом, завоюете доверие и дружбу с ребенком. Обязательно обратите внимание при этом на возрастные рекомендации.

Читайте также:  Что думает что чувствует что будет делать

Активными помощниками в этом могут стать домашние животные и «игрушки-подружки», которые надо научиться правильно выбрать.

Не всегда рассказываемые ребенку сказки помо­гают благоприятному эмоциональному развитию. Чи­татель искренне удивится, узнав истинный смысл «Курочки-Рябы» и «Колобка», и поймет, как важно вовремя рассказать их ребенку. Вы когда-нибудь слышали про энергетические сказки?

Любимые детьми виды деятельности: рисование, танцы и движение — — можно использовать в целях снятия тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоциональности и общительности. Играя с ребенком, вы заметите изменения в его настроении, поведении и самочувствии.

Не забывайте, хвалить и поощрять ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к игре, присоединяйтесь к нему, будьте искренне активны.

Улыбка на детском лице, веселый смех в семье, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми — всего этого вы добьетесь, если будете пользоваться нашей книгой. Ведь главное ее назна­чение помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

ОСОБЕННОСТИ

развития эмоциональной сферы ребенка

Родительские ожидания как важный фактор в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка

Осознанное желание родителей иметь ребенка яв­ляется самым главным моментом в формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» эта формула, записанная в подсознании,

определяет не только развитие, но и весь жизненный путь личности. Дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, суще­ственно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание». В практической работе мне удается отличить таких детей без особых усилий: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто наиболее беспокоит и родителей, и педа­гогов, — они не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессив­ность, замкнутость и необщительность, робость, или же напротив — демонстративность, капризность, не­управляемость.

Многие родители, давно уже приняв и полюбив своего ребенка, удивляются — почему он такой, что мы делаем не так? И тогда я прошу родителей тактично ответить на вопрос, не было ли каких-либо серьезных причин сомневаться в появлении ребенка на свет, желанный ли он. К сожалению, многие, с горечью и грустью в глазах, сознаются: *Да, такое было». Глубокое сознание этого момента и его при­нятие дает серьезный толчок в диагностике психо­эмоциональных нарушений у детей и помогает вы­брать правильные и эффективные методы коррекции. Поэтому, будущие родители, желайте и ждите своего ребенка!

Психологическое значение процесса родов

Следующим важным фактором в диагностировании причин появления детской тревожности и эмоцио­нальных проблем является момент появления малыша на свет, то есть роды.

Консультируя маму уже подросшего ребенка с эмоциональными нарушениями, ее обязательно просят ответить на вопрос, сложные ли были роды, своев­ременные или с отклонениями, какой была первая встреча, с улыбкой или мукой на лице мамы. Ответы на эти вопросы, оказывается, объясняют очень многое в возникновении сложностей в эмоциональном раз­витии детей.

В психологии есть понятие «родовая травма», и имеются в виду не органические последствия родов. В данном случае происходит событие, на­полненное глубоким психологическим смыслом для каждого человека. Защищенный, умиротворенный, гармонично связанный с мамой и дыханием, и питанием, и сердцебиением зародыш чувствует себя в утробе матери великолепно (оговоримся, если в процессе беременности у мамы много проблем: болезни, страхи, тревоги, стрессы, то зародышу тоже не совсем уютно).

Очень важно, поэтому встретить маленькое существо радостно, легко, доброжелательно. Каждому человеку, встречающему ребенка на этом свете, надо подарить ему первую улыбку: будь это мама, врач, акушер, отец. Не зря в последнее время наметились в современной медицине положительные тенденции к «облагораживанию» процесса родов, к разрешению присутствия отца в этом важный для всей семьи момент, к родам в воде, к позволению хотя бы короткого телесного контакта мамы и малыша после механического разрыва пуповины, той нити, которая, в психологическом плане, ни­когда и не обрывается, а все развитие ребенка, его взросление и обретение самостоятельности лишь постепенное усиление ее.

Читайте также:  Она боится доверять людям она боится раздавать чувства

Знающий и глубоко понимающий важность родов человек наверняка будет серьезно готовиться к ним, а окружающие постараются сделать их менее болез­ненными и примут активное положительное эмоци­ональное участие во встрече новорожденного с внеш­ним миром.

Задумываясь над вопросом, откуда берутся у ва­шего ребенка эмоциональные проблемы, вспомните, а легко ли он появился на свет, и тогда многие его проблемы станут вам понятны.

Ранние этапы эмоционального развития

Но вот малыш и дома, трепетно и осторожно ухаживают за ним родители, все делают по распи­санию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном, эмоциональном развитии малыша им по­падаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух, накормлен, хорошо спал, не плакал.

Плач это плохо, его надо избегать, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т. д. А задумываются ли родители, что плач это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания в понимании. Вспомните, что вы делали, когда ваш малыш начинал плакать — брали ли вы его на руки и ласкали, утешали или же, следуя строгим пред­писаниям, кидались менять пеленки, приучали к самостоятельности в отдельной кроватке, чтобы «не привыкал к рукам»? А ведь телесное общение было для малыша понятным еще тогда, когда он сидел в животике, и это наиболее близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающи­ми тактильные, телесные контакты. А много ли вы разговаривали с малышом, успокаивали, говорили, что любите и понимаете его в первые дни, недели, месяцы его жизни? Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих про­блем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополуч­ные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения де­тских эмоциональных проблем.

Вспомните, было ли такое у вас, и если «да», то это еще одна из причин вашего теперешнего непонимания своего ребенка, это ответ на недоумение: «Ведь мы все для него делаем, ведь все у нас сейчас хорошо».

Адаптация малыша к детскому саду

Эти ступени развития ребенка не перестают ра­довать и умилять родителей: узнает, улыбается, лепечет, сидит, берет игрушки, ходит, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье: сам начинает кушать, натягивает колготки, улыбается, научился пользоваться носовым платком, здорово!Все — пора в люди, в садик. Ребенок должен знать, что на свете есть еще и другие дети и их интересы.

Картина адаптации вашего ребенка к детскому саду диагностична в плане появления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, вни­мания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Маленького Васю впервые привели в детский сад, доброжелательно встретили и пообещали: «Ты поспишь и мама за тобой придет». Вася как-то смог уснуть (это порадовало педагога — ребенку хорошо, он отдыхает), но маму встретил плача, ночью просыпался, искал ее. Наутро покорно пошел в садик. Войдя в группу, подошел к кроватке, разделся и лег. И так лежал весь день, пытаясь уснуть и приблизить встречу с мамой.

Как часто взрослые не думают, что обещают детям! Не понимают, что не может еще малыш анализировать, предвосхищать будущее, он конк­ретно воспринимает обещания и слова, и если мама оставила его, даже пообещав скоро вернуться (ситуация — мама ушла в магазин, вышла к соседке и т. д. ), это беда, горе, страх одиночества и незащищенности.

Как помочь ребенку легче пережить процесс пе­рехода из дома в детский сад? .

Источник

Оцените статью