Развитие эмоционального интеллекта
презентация к уроку по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие эмоционального интеллекта, важная задача современности. | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р азвитие эмоционального интеллекта Педагог – психолог – Гайнуллина Дина Фирдаусовна Методист – Фомичева Евгения Николаевна
Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, повышенного эмоционального реагирования. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Внешнее сдерживание эмоций не снижает интенсивность эмоционального процесса и не способствует психологическому и физическому здоровью. Невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента, вызывает различные психосоматические заболевания . Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, и это, негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.
Актуальным для повышения психологической культуры педагогов представляется овладение умением по управлению эмоциями . Это умение является компонентом эмоционального интеллекта — совокупности умственных способностей к обработке эмоциональной информации — и важным показателем уровня его развития.
А что происходит с нашими детьми? Современный мир соткан из технологий и гаджетов. Новые поколения учатся пользоваться айпадом и айфоном раньше, чем начинают говорить, но многие из них не умеют правильно общаться со сверстниками или заводить друзей во дворе. Формирование навыка социализации, который раньше дети естественным путем осваивали, гуляя или проводя время со сверстниками, утрачивается.
Социальные сети, сейчас все чаще становятся ключевыми в вопросе самооценки. Дети заводят собственные профили с младших классов и формируют представление о себе на основе лайков. Для социального одобрения им нужно все меньше реальных достижений, достаточно разместить подходящий пост или удачное фото. Американские исследования показали, что процент молодых людей, страдающих резкими перепадами самооценки — от нарциссизма до комплекса неполноценности — только растет.
Недавно своими наблюдениями за подростковым поведением в сети поделился и Facebook. Современные подростки, согласно результатам исследования, разучились решать конфликты. В случае возникновения непонимания, они, скорее, удалят человека из списка виртуальных друзей и перестанут с ним общаться, нежели постараются найти решение проблемы. У современного поколения очень низкий уровень эмпатии (способность сопереживать другим людям, уважать их чувства). Дети разучились сочувствовать. Часто они даже не осознают реальность ужасов, происходящих в окружающем мире. Компьютерные игры и новости приучают их к крови и насилию, но они не понимают, что в реальности жизнь только одна, а насилие — далеко не лучший способ достигать цели.
Одна из попыток решения таких проблем — эмоционально-интеллектуальная образовательная среда (Social Emotional Learning), которая положительно влияет на развитие эмоционального интеллекта у детей. То есть на способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, управлять и использовать их для решения задач. В идеале, в процессе должны участвовать все три стороны: дети, родители и образовательные учреждения. Именно в такой среде могут развиваться все пять самых важных навыков, которые необходимы детям в социальной жизни.
1.Идентификация и понимание своих эмоций (Самосознание). Способность точно распознавать свои эмоции и мысли, а также их влияние на поведение. Это необходимо для того, чтобы дети лучше осознавали свои сильные и слабые стороны, обладали позитивным взглядом на жизнь и обоснованной уверенностью в себе. 2.Управление собой. Способность эффективно регулировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Этот навык включает в себя управление стрессом, контроль импульсов, самомотивацию, а также постановку целей и приложение усилий к их достижению. 3.Социальная компетентность и социальные навыки. Способность сочувствовать и понимать других, осознание и принятие других культур и социальных слоев, понимание социальных и этических норм поведения. Помимо этого, способность оказывать поддержку, понимание ролей общества, семьи, школы в социальной системе.
4. Навыки установления и поддержания взаимоотношений. Это и умение слушать, взаимодействовать и вести переговоры, а также сопротивляться неуместному социальному давлению. Важным является поведение в конфликтных ситуациях, поиск выхода из них. 5. Ответственное принятие решений. Этот навык помогает совершать конструктивный в отношении личного поведения и социальных взаимодействий. Дети обладающие данными навыками отличаются от других. Понимая чувства других людей, они управляют своими эмоциональными реакциями, им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие результаты. В некоторых штатах США и странах Европы, такая система обучения является обязательной для школ на законодательном уровне. В нашей стране интерес к этой теме пока что только формируется, но социальные задачи и проблемы явно ускоряют этот процесс.
В настоящее время в школе наблюдается два типа учеников: Ученики с низко развитым эмоциональным интеллектом . Такие ученики проявляют агрессию, у них низкая успеваемость и концентрация внимания, нет интереса к учёбе. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия – это затруднение в осознании и определении собственных эмоций и оно повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей. — Ученики с высоко развитым эмоциональным интеллектом . Проявляют эмпатию, понимают чувства других, у них более успешно протекает адаптация к школе, эти дети в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью, менее склонны к тревожному состоянию и депрессии, более эффективно управляют эмоциями.
Стратегия поведения при стрессовой ситуации Вопрос: как вы себя поведете? Возможно, вы принадлежите к тому типу людей, которые в подобной ситуации уткнутся в книгу или журнал или продолжат наблюдать за полетом в иллюминатор, забыв обо всяких там вихрях. Или вы достанете из кармана инструкцию по технике безопасности и освежите в памяти, что надо делать в случае аварийной ситуации. А может, станете внимательно наблюдать за стюардессами, пытаясь уловить малейшие признаки паники. Или начнете прислушиваться к звуку работающих двигателей, прикидывая, нет ли в нем чего-нибудь тревожного. Сюжет с самолетом заимствован из психологического теста, разработанного Сюзанной Миллер, психологом из университета Темпля.
Продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются: арттерапия, психогимнастика, поведенческая терапия, дискуссионные методы, игра. Рассмотрим некоторые перечисленные методы. Арт-терапия — это вид воздействия на эмоции. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Виды арт-терапии: Рисуночная терапия , основанная на изобразительном искусстве. Библиотерапия ― это литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений. Музыкотерапия ― метод, который дает возможность активизировать чувства школьника, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Драматерапия ― метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: сценические, ролевые, актерские, импровизационные техники. При этом подразумевается, что только во взаимодействии-диалоге школьник может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека. Танцевальная терапия для школьников заключается в том, чтобы школьник мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Она способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке. Движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, и создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта. Дискуссионные методы . Дискуссию используют для облегчения самопознания и самораскрытия школьников, расширения их взглядов на возникшую ситуацию, поиска выхода из нее, получения поддержки. Для формирования эмоционального интеллекта используют тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех проблемы, например, «Как управлять собой в сложных ситуациях?», «Конфликт — зло или благо?» и т. д. Игра ― форма, основанная на условном моделировании деятельности и направленная на развитие и формирование эмоционального интеллекта.
Составляющие эмоционального интеллекта педагога: — способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях — управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; — понимать сложившиеся у ребенка устойчивые способы эмоциональной деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его обучения или приспособления к среде; — способность распознавать собственные эмоции, владеть ими — адекватно реагировать на эмоции детей и других педагогов.
«Эмоциональный интеллект и эмоционально-интеллектуальная образовательная среда » — это самые важные нововведения в области образования за последние 30 лет. Нет сомнений, что наш мозг работает как в рациональном (когнитивном) ключе, так и в эмоциональном. И оба этих направления необходимо использовать в системе образования. Наш мир нуждается в новом поколении эмоционально образованных людей, которые не только будут понимать сущность и влияние эмоций на нашу жизнь, а также смогут управлять собой и гармонично взаимодействовать с окружающими».
Источник
Презентация «Особенности развития эмоционального интеллекта у школьников»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Особенности развития эмоционального интеллекта у школьников 06.11.2020 педагог-психолог Шин Л. Ю.
Эмоциональный интеллект вид интеллекта, который отвечает за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими.
Компоненты эмоционального интеллекта Компоненты эмоционального интеллекта Внутриличностная направленность Межличностная направленность Когнитивный идентификация собственных эмоциональных состояний идентификация эмоциональных состояний других людей Рефлексивный рефлексия своих поступков и причин возникновения эмоциональных состояний анализ мотивов поступков других людей Поведенческий контроль своего эмоционального состояния; выбор способов достижения цели; настойчивость; использование полученной эмоциональной информации в общении с окружающими Коммуникативный внутренний позитивный настрой эмпатия; коммуникабельность
умение развивать и поддерживать хорошие отношения; легкость в общении; возможность вдохновлять и направлять других людей. умение контролировать импульсивные чувства; умение управлять эмоциями; умение брать на себя инициативу; умение адаптироваться к обстоятельствам. Добро пожаловать на PowerPointBase.com! признание и понимание собственных эмоций; осознание своих сильных и слабых сторон; уверенность в собственных силах. иметь представление о цели деятельности; осознание последовательности действий для реализации мечты. понимание эмоций, потребностей и проблем других людей; умение распознавать невербальные сигналы; возможность комфортно чувствовать себя в обществе; умение определять статус человека в группе или организации. L Составляющие эмоционального интеллекта
Особенности развития эмоционального интеллекта у школьников Именно в школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование самосознания, у них наблюдается гибкость всех психических процессов, а также глубокий интерес к сфере своего внутреннего мира.
меняется образ жизни, появляются новые цели рождается новое эмоциональное отношение к сторонам действительности появляются изменения в эмоциональной жизни ребёнка появляются новые переживания ШКОЛЬНИК
ответ у доски; решение контрольной работы; сдача экзамена. ситуации, вызывающие высокую ситуативную тревожность 85% детей испытывают высокий уровень тревоги по отношению к проверке знаний, это связано со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. тревога в ходе обучения дети с низким уровнем обученности; дети с высоким уровнем обученности. Несоответствие школьника уровню требований в учебной деятельности, предъявляемых самому себе и родителями, может привести к аффектам в поведении. ШКОЛЬНИК
Модель формирования эмоционального интеллекта у школьников наличие способности вызвать определенную эмоцию, контролировать ее; умение продолжать работать с той же продуктивностью или даже увеличить ее, несмотря на негативное или тревожное эмоциональное состояние; разные эмоциональные состояния по-разному влияют на решение конкретных проблем, задач. наличие способности воспринимать, определять эмоции, замечать сам факт наличия эмоции; способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает за достоверное выражение эмоций. Восприятие, идентификация эмоций, их выражение Использование эмоций для повышения эффективности мыслительной деятельности Понимание (осмысление) эмоций Управление эмоциями наличие способности понимать эмоции и связи между эмоциями; умение выявлять причины возникновения той или иной эмоции, перехода от одной эмоции к другой; анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции. (разработана Дж. Мэйером и П. Сэловеем) наличие способности контролировать эмоции; рефлексивная регуляция эмоций; способность переживать как негативные, так и позитивные эмоции, умение снижать интенсивность негативных эмоций; способность отстраняться от определенных эмоций, а также вызывать необходимые эмоции в зависимости от целей.
Продуктивные методы развития эмоционального интеллекта ДИСКУССИЯ 4 АРТ-ТЕРАПИЯ 1 ПСИХОГИМНАСТИКА 2 ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ 3 ИГРА 5
Основная цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и исследовать самые разные эмоции. Рисуночная терапия Библиотерапия Музыкотерапия Драматерапия Танцевальная терапия АРТ-ТЕРАПИЯ
ПСИХОГИМНАСТИКА ‒ невербальный метод группового занятия Основа: использование движения в качестве главного средства коммуникации в группе. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ базируется на теориях И.П. Павлова и Д. Уотсона Основной прием: постепенная тренировка целевого поведения. Отдельные шаги: конкретный анализ поведения; определение учебных этапов; проведение научения малыми шагами; тренировка нового поведения и этапов самоконтроля.
ДИСКУССИЯ ‒ метод обучения, известный со времен античности Цели использования: облегчение самопознания и самораскрытия школьников; расширение взглядов на возникшую ситуацию и поиск выхода из нее; получение поддержки; формирование эмоционального интеллекта.
ИГРА ‒ форма, основанная на условном моделировании деятельности Игра, в основе которой лежат проективные методы (даёт возможность участникам проявить находящиеся в глубинных слоях подсознания чувства, идеи, желания и опасения, воспоминания и надежды) Игра, в которой утрируется определенное поведение (участники лучше понимают мотивы поведения) Игра, в которой используется принцип контраста (требуется в качестве эксперимента вести себя не так, как обычно ) Игры, основанные на технике обмена ролями (дети учатся смотреть на ситуацию с другой точки зрения, развивая умение понимать другого) Игры, которые используют технику идентификации (помогает узнать и идентифицировать мало проявляемые аспекты собственной личности) Игры, работающие по системному принципу (участники на практике изучают различные нормы общения)
Подходы к развитию эмоционального интеллекта ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТ ПОДХОД Можно работать с ребенком напрямую, используя программы и методики; занятия, направленные на развитие психологического здоровья и эмоционального интеллекта детей. Можно работать опосредованно, через развитие личностных качеств: — положительное отношение к себе; — эмоциональная устойчивость, эмпатия; — внутренний локус контроля.
Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций.
Источник