- Эмоциональный интеллект ребёнка
- Елена Петрусенко
- Историческая справка
- Особенности эмоционального интеллекта детей
- Зачем развивать
- Как определить уровень эмоционального интеллекта
- Методика ЭмИн
- Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
- Тест Холла
- Тест SREIT
- Тест ЭмIQ–2
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Игры на развитие ЭИ
- «Кубик настроений»
- «Зеркало»
- «Я радуюсь, когда. »
- Упражнения на работу с эмоциями
- «Подушка злости»
- «Дневники добра»
- Какие книги можно почитать
- Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Если хотите почитать с ребёнком:
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
- Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
- восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
- понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
- управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
- использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
- непосредственны и откровенны;
- оптимистичны и позитивны;
- легко эмоционально отзываются на события;
- чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
- резко меняют эмоциональный настрой;
- незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
- нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
- осознают собственную исключительность и неповторимость;
- противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
- не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
- поможет в общении;
- повысит продуктивность в учёбе;
- научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
- укрепит уверенность в себе;
- позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
- «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
- «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
- «Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
- обладает богатым эмоциональным словарём;
- не стремится к совершенству и перфекционизму;
- не позволяет другим портить себе настроение;
- способен переключаться от негатива к позитиву;
- наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
- умеет отказывать;
- может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
- Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Если хотите почитать с ребёнком:
- Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
- Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
- Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
- Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
- М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
- серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник
Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков
Лучинина Анастасия Олеговна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, a8210@rambler.ru
Калябина Анна Романовна
студент кафедры педагогики, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, anyakalyabina@gmail.com
Аннотация: Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности программы по развитию эмоционального интеллекта младших подростков. Ведущим методом исследования явился педагогический эксперимент, направленный на выявление уровней эмоционального интеллекта у младших подростков. Для этого были определены критерии и показатели развитости эмоционального интеллекта у младших подростков. В эксперименте приняли участие учащиеся 6–х классов в количестве 80 человек. Для подтверждения достоверности данных были использованы методы математической статистики (T – критерий Вилкоксона, U – критерий Манна–Уитни). Результаты исследования представлены в виде разработанной программы с применением комплекса психолого-педагогических методов. Особое внимание уделено кинотерапии как одному из эффективных, с точки зрения авторов, методов развития эмоционального интеллекта в младшем подростковом возрасте.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младший подростковый возраст, кинотерапия, психогимнастика, арт-терапия, поведенческая терапия
Features of the development of emotional intelligence in younger adolescents
Luchinina Anastasia Olegovna
Cand. Sci. (Ped.), associate professor at the Department of Pedagogy, Vyatka State University, Russia, Kirov
Kalyabina Anna Romanovna
student at the Department of Pedagogy, Vyatka State University, Russia, Kirov
Abstract: The purpose of the article is to provide theoretical justification and experimental verification of the effectiveness of the program for the development of emotional intelligence in younger adolescents. The leading research method was a pedagogical experiment aimed at identifying the levels of emotional intelligence in younger adolescents. For this, criteria and indicators of the development of emotional intelligence in younger adolescents were determined. The experiment was attended by students of grades 6 in the number of 80 people. Methods of mathematical statistics (Wilcoxon’s T – test, Mann – Whitney’s U–test) were used to confirm the reliability of the data. The research results are presented in the form of a developed program using a complex of psychological and pedagogical methods. Particular attention is paid to cinema therapy as one of the effective, from the point of view of the authors, methods of developing emotional intelligence in young adolescents.
Keywords: emotional intelligence, early adolescence, film therapy, psycho-gymnastics, art therapy, behavioral therapy
Лучинина А.О., Калябина А.Р. Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshikh-podrostkov.html (Дата обращения: 31.05.2020)
Развитие эмоционального интеллекта человека становится одной из актуальных проблем современной психологии. Существует множество социально-экономических факторов, деструктивно влияющих на развитие эмоциональной сферы, например, ускорение темпа жизни, увеличение эмоциональных нагрузок, повышение уровня тревожности и т.п.
Учеными доказана связь между эмоциями человека и его мышлением. Так, Л.С. Выготский отмечал, что «мышление возникает только на инстинктивной и эмоциональной базе и направляется силами последней» [3, с. 182].
Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, сострадания; эмоциональный интеллект является основой социальной успешности личности.
Способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие относится к так называемым мягким навыкам, которые важны для людей любого возраста. Однако, именно в младшем подростковом возрасте эмоциональный интеллект выступает основой ведущего вида деятельности – общения и его составляющих (коммуникации, интеракции, перцепции), являясь важной возрастной потребностью [5, с. 134]. В связи с чем, важным является поиск и разработка эффективных методов развития эмоционального интеллекта с учетом возрастных особенностей младших подростков и структуры изучаемого феномена.
Исследование эмоционального интеллекта получило широкое распространение в рамках зарубежной психологии.
Существенный вклад в теорию эмоционального интеллекта внес Ховард Гарднер, который в 1983 г. заявил о «множественном интеллекте» человека, выделив семь его форм, в том числе эмоциональный, или межличностный интеллект.
На основе концепции Х. Гарднера в 1990 г. психологами Дж. Мейером и П. Сэловеем был введен термин «эмоциональный интеллект», означающий «группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих». Учеными была разработана первая и самая известная модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект в данной модели состоит из следующих способностей:
1) способность правильно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;
2) способность иметь доступ и вызывать чувства для повышения эффективности мышления;
3) способность понимать эмоции;
4) способность сознательно регулировать эмоции, управлять эмоциями [1, с. 92].
В 1988 г. Рувен Бар-Он впервые ввел обозначение EQ (emotional quotinent) – коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта. Бар-Он понимает под эмоциональным интеллектом все некогнитивные способности, которые позволяют человеку успешно справиться с жизненными ситуациями. Он выделил пять компонентов эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение [2, с. 95].
В отечественной психологии изучению эмоционального интеллекта посвящены работы Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна.
Л. С. Выготский говорит о единстве аффективных и интеллектуальных процессов, которое заключается, во-первых, во взаимосвязи и взаимном влиянии этих сторон психики на всех этапах развития, во-вторых, в том, что эта связь динамична, и каждый этап в развитии мышления имеет свой этап в развитии аффекта. По мнению С. Л. Рубинштейна, мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального.
В 2004 г. российский психолог Д. В. Люсин предложил новую модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Д. В. Люсин считает, что эмоциональный интеллект тесно связан с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей, склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям [6, с. 58].
Эмоциональный интеллект формируется в течение жизни человека и на него оказывает влияние целый ряд фактов:
- когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);
- представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о самом себе и о других людях и т. п.);
- особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т. п.).
Анализ теоретических и прикладных исследований в данной области, позволил сформулировать основные положения нашего исследования:
- Эмоциональный интеллект означает способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих людей, а также управлять ими.
- Структура эмоционального интеллекта у младших подростков представлена следующими компонентами: когнитивный, регулятивный, поведенческий. Критериями оценки данных компонентов являются: сформированность представлений об эмоциональных состояниях, их причинах и последствиях; способность контролировать и регулировать интенсивность эмоций; способность конструктивно выражать эмоции во взаимодействии с людьми. Результатом оценивания выступает определение уровня эмоционального интеллекта у младших подростков: низкий, средний, высокий.
- Компонентная структура определяет основные задачи психолога по развитию эмоционального интеллекта у младших подростков. Во-первых, формирование представлений об особенностях, причинах и последствиях проявления как своих, так и эмоциональных состояний других людей. Во-вторых, развитие навыков саморегуляции эмоций младшими подростками. В-третьих, обучение младших подростков конструктивным способам выражения эмоций во взаимодействии с людьми.
- Условиями эффективного развития эмоционального интеллекта у младших подростков являются:
а) поэтапное формирование компонентов эмоционального интеллекта с применением совокупности методов;
б) комплексное использование психологом активных методов развития эмоционального интеллекта у младших подростков;
в) соответствие методов психологическим и возрастным особенностям младших подростков, в том числе особенностям эмоциональной сферы.
- Методами развития эмоционального интеллекта у младших подростков являются: психогимнастика, методы арт-терапии, методы поведенческой терапии, кинотерапия.
С целью анализа данных положений нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе общеобразовательных организаций г. Кирова. В исследовании приняли участие учащиеся 6-х классов в количестве 80 человек: 40 человек в экспериментальной группе и 40 человек в контрольной группе.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1 этап – констатирующий эксперимент. Цель данного этапа: разработка критериально-оценочного аппарата изучения уровня эмоционального интеллекта и определение уровня эмоционального интеллекта у младших подростков.
2 этап – формирующий эксперимент. На данном этапе была разработана и реализована программа по развитию эмоционального интеллекта у младших подростков.
3 этап – контрольный эксперимент. На данном этапе была проведена повторная диагностика уровня эмоционального интеллекта у младших подростков.
Анализ модели эмоционального интеллекта Д.В. Люсина позволил нам разработать критериально-оценочный аппарат изучения уровня развития эмоционального интеллекта у младших подростков, состоящий из когнитивного, регулятивного и поведенческого компонентов, а также соответствующих им критериев и показателей (табл. 1).
Таблица 1. Компоненты, критерии и показатели развитости эмоционального интеллекта у младших подростков
Компоненты
Критерии
Показатели
1. Когнитивный компонент
Сформированность представлений об эмоциональных состояниях, их причинах и последствиях.
Способность идентифицировать эмоцию и найти для нее словесное выражение.
Понимание особенностей проявления как своего, так и эмоционального состояния других людей.
Понимание причины, вызвавшую данную эмоцию, и следствия, к которому она приведет
Способность контролировать и регулировать интенсивность эмоций.
Способность к снижению интенсивности отрицательных эмоций.
Умение контролировать внешнее выражение эмоций.
3. Поведенческий компонент
Способность конструктивно выражать эмоции во взаимодействии с людьми.
1. Адекватные эмоциональные реакции.
2. Проявление отзывчивости и доброжелательности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Для выявления и оценки данных критериев и показателей у младших подростков нами использовались следующие методики:
— Диагностика «Эмоционального интеллекта» (Н. Холл);
— Опросник эмоционального интеллекта С. Шабанова и А. Алешиной (EISAI).
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у младших подростков – это процесс, который характеризуется разноуровневым развитием составляющих его компонентов: когнитивного, регулятивного и поведенческого.
С целью поэтапного формирования компонентов эмоционального интеллекта нами были использованы следующие методы работы:
– психогимнастика (психотехника) – один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Данный метод предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью мимики, пантомимы и различных движений тела. Психогимнастические (психотехнические) упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику (например, эмоциональное состояние) или могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. С целью развития эмоционального интеллекта у младших подростков могут применяться и другие психологические упражнения, направленные на самопознание, развитие перцептивных и коммуникативных способностей.
– Методы арт-терапии – включают совокупность техник, основанных на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Главной целью является художественное самовыражение подростков и снятие эмоционального напряжения.
– Методы поведенческой терапии (релаксационные упражнения, психодрама) – направлены на овладение способами саморегуляции, научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях.
– Кинотерапия – проективный метод психологической коррекции и развития. Профилактическое и терапевтическое воздействие фильма на человека определяется свойством идентификации. Человек, выбирая героя, близкого к нему по характеру или обстоятельствам, отождествляет себя с ним, проживает вместе с ним его жизнь во время фильма. Фильм становится картиной, на которую человек может проецировать свое отношение, чувства и мысли [4, с. 58].
С помощью хорошего кино подросток может «оздоровить» свою душу, найти ответы на волнующие его вопросы, увидеть новые жизненные горизонты. А иногда просто вместе со своими друзьями сесть чуть ближе, пытаясь смотреть одни и те же картины, и дышать одним и тем же воздухом.
Формы использования кинотерапии могут быть разные. Она может использоваться как индивидуально, так и в группе. Групповое использование элементов кинотерапии характерно для кинотренинга. Кинотренинг предполагает использование заранее подобранных киносредств и их дальнейшее обсуждение. На кинотренинге могут использоваться разные приемы кинотерапии [7, с. 122].
Наиболее результативным в кинотренинге является прием «прерванного показа», который заключается в демонстрации эмоционально насыщенного эпизода кинофильма и предложении обучающимся разыграть заключительный эпизод фильма таким образом, как он должен завершиться исходя из их представлений. После чего учащимся демонстрируют действительный эпизод фильма, происходит обсуждение.
Нами был подобран ряд кинофильмов, которые можно использовать в процессе кинотерапии для развития эмоционального интеллекта младших подростков:
- «Это очень забавная история» (2010). Режиссер: Анна Боден, Райан Флек;
- «Белый олеандр» (2002). Режиссёр: Питер Козмински;
- «Учитель на замену» (2011). Режиссер: Тони Кэй;
- «Дорогая Елена Сергеевна» (2011). Режиссер: Эльдар Рязанов;
- «Субмарина» (2010). Режиссер: Ричард Айоаде;
- «Соединённые штаты Лиланда» (2003) Режиссёр: Мэттью Райан Ходж;
- «Хорошая жизнь» (1996). Режиссер: Давид Труэба;
- «Мой папа – Барышников» (2011). Режиссер: Дмитрий Поволоцкий;
- «В ожидании чуда» (2007). Режиссер: Евгений Бедарев;
- «Девочка» (2008). Режиссер: Елена Николаева;
- «Остров спасения» (2007). Режиссер: Галина Яцкина;
- «Мост в Терабитию» (2007). Режиссер: Габор Чупо.
С целью развития эмоционального интеллекта у младших подростков нами была разработана и внедрена программа, основными задачами которой явились:
- формирование у младших подростков представлений об особенностях, причинах и последствиях проявления как своих, так и эмоциональных состояний других людей;
- развитие навыков саморегуляции эмоций у младших подростков;
- обучение младших подростков конструктивным способам выражения эмоций во взаимодействии с людьми.
Программа включает 12 групповых занятий продолжительностью 40 минут (табл. 1).
Технология проведения занятия включает в себя:
- приветствие;
- введение (разминка или беседа, обсуждение цели занятия);
- основная часть;
- рефлексия.
Таблица 2. Занятия программы по развитию эмоционального интеллекта у младших подростков
Источник