Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста самообразование

Карта самообразования педагога — психолога по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Содержание работы: изучение литературы и интеренет источников, повышение профессионального мастерства и компетентности.

Формы работы: Просмотр мастер-классов, оформление и создание дидактических пособий, разработка подгрупповых занятий, публикация в интернете.

Скачать:

Вложение Размер
shablon_samoobrazovaniya_2020_-21.docx 21.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад №58»

Карта самообразования Емельяненко А . П.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

2) Повышение профессионального мастерства и компетентности

1) Просмотр мастер- классов по теме.

2) Оформление и создание дидактических пособий по теме «Эмоции человека».

3) Разработка подгрупповых занятий по развитию эмоционального интеллекта.

4) Публикация в интернете

Аналитическая справка по самообразованию

за 2020 -2021 уч. год Емельяненко А. П. ( Ф.И.О.)

Критерии анализа самообразования

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

1)Разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей старшего возраста.

2)Проведены подгрупповые занятия по развитию эмоционального интеллекта в группе № 5.

3) Разработан и оформлен коврограф «Солнышко и тучка».

6) Оформлена игра «эмо – мячики»

7) Оформлен кубик эмоций «Смайлики»

8) Разработан комплекс игр для развития эмоциональности детей.

2. Внешние уровни системы образования в помощь по самообразованию

■ Посещение проблемных семинаров, конференций по теме самообразования

  • Посещение курсов пов. квалификации (более72 ч), связанных с введением ФГОС ДО по теме самообразования

• Посещение модульных (8—36 часов) курсов повышения квалификации по теме самообразования

• Самостоятельное изучение вариативных программ, ФГОС ДО по теме самообразования

Изучение программы тренинга для детей старшего дошкольного возраста «Развитие эмоционального интеллекта».

• Изучение публикаций в периодической печати по теме самообразования. ФГОС ДО

1)Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004.

2) Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших дошкольников // Инновационные образовательные технологии, 2012, № 1 (29).

3)Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. // Фундаментальные исследования, 2013, № 11.

4) Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007, №5.

5) Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии, 2006,№ 3.

Источник

План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Юлия
План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Педагога-психолога Кафлиной Ю. В.

Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Цель: повысить собственную профессиональную квалификацию по вопросам формирования и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Задачи:

-изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольников;

-выявить особенности эмоционального развития детей;

-изучить диагностику эмоционального неблагополучия детей;

-изучить влияние семьи на эмоциональное развитие детей;

-рассмотреть способы преодоления негативных эмоций;

-научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;

-формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства

Предполагаемый результат:

1. Повышен собственный профессиональный уровень в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста;

2. Повышен уровень компетенции родителей в вопросах эмоционального развития детей;

3. Сформированы знания у детей в понимании собственных эмоциональных состояний и чувств;

4. Закреплены способы и приемы преодоления негативных эмоций.

Форма отчёта: групповые и индивидуальные консультации, материал – презентация, картотека диагностического инструментария, информационные листы в уголках психолога, памятки, буклеты, материал с презентацией, публикации в интернет — ресурсах.

Литература:

1. Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобыребенок рос счастливым». – Харьков. — «Книжный клуб», 2008г

2. Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г

3. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольниклв» — Тв. центр. : Москва,2010г.

4. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».

5. Родительские собрания в детском саду: старшая группа / авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009г.

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб. : Издательство «Речь», 2006г.

7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. -сост. Е. В. Доценко. — Волгоград: Учитель, 2010г.

8. Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей1 старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.

9. Социально – эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013

10. Р. Р. Калинина «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Речь, 2003

11. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.

Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки и т. д)

1. Организационно – ознакомительный

Сентябрь

Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по данной теме

Составление картотеки книг, статей журналов, подбор статей интернет –сайтов.

Составление перспективного плана работы по самообразованию

Октябрь

Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций, презентаций по развитию эмоциональной сферы у детей

Создание, обновление и пополнение

пространственной среды в кабинете

Информационные листы на тему:

«Что такое эмоциональное неблагополучие и его причины»

Консультации, буклеты, памятки по теме

Подготовка информационных листов в папки- передвижки для средних, старших и подготовительных групп

2. Практический

Ноябрь «11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре»

«Уровни эмоционального самочувствия детей»

Игры и упражнения на снятие тревожности и агрессивности, устранение страхов, расслабление

Информация для родителей в папку-передвижку в уголке психолога

Подготовка картотеки игр и упражнений для проведения педагогами с детьми

Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников

Занятия с детьми старших групп по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюкова, С. В. Слободняк

Декабрь

Диагностика эмоционального неблагополучия

1. Детский рисунок «Моя семья»

2. Методика «Лесенка»

3. Тест «Шкала тревожности»

Набор методик для диагностики эмоционального благополучия

Январь

«Преодоление эмоционального напряжения: борьба со страхами, методы профилактики стресса»

Подготовка инструкций для родителей по вопросам снятия эмоционального напряжения, его профилактики

Февраль

«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

Подготовка для родителей памяток о влиянии семьи на эмоциональное развитие детей

Март

«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции. Как научить ребенка владеть собой» (презентация)

3. Заключительный

Апрель

«Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Подготовка и проведение семинара-практикума с педагогами

Май

Публикация в интернет ресурсах на профессиональном сайте maam.ru материала с презентацией «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Итоги работы за год.

Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.

Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах.

Выводы: Самоанализ реализации и выполнения плана по самообразованию. Обмен опытом в интернет – ресурсах по данной теме. Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.

Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №186» КАРТОТЕКА Игр и упражнений, направленных на.

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей» Введение Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 168» План работы по самообразованию.

План работы по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность: Огромную роль в умственном.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Название темы: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: — Развитие зрительных ощущений: учить.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ №15 «Ручеек»г. Ртищево Саратовской области План по самообразованию воспитателя.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» во второй младшей группе Перспективный план работы. Месяц Формы работы Сентябрь Оснащение С детьми С педагогами С родителями 1. Организация предметно-развивающей.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: » Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.

Источник

Волшебная долина. Программа по развитию эмоционального интеллекта детей 5–7 лет

Класс: д/с

Программа написана на основе программы Академия Монсиков, дополнена и адаптирована к работе в детском саду (20 занятий).

Введение

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность распознавать свои и чужие эмоции, свои чувства и переживания. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них — ключ к познанию окружающего мира.

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

С учётом актуальности развития эмоционального интеллекта как основы успешной жизни человека с ранних лет разработка и внедрение в практику различных методик развития эмоционального интеллекта представляются не просто желаемыми, а необходимым шагом. Для реализации этой задачи и была разработана методика развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

В процессе занятий, основанных на методике развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков», дети учатся:

  • Понимать себя, свои эмоции и потребности;
  • Называть и распознавать свои эмоции;
  • Правильно вести себя в различных ситуациях;
  • Понимать эмоции и потребности окружающих;
  • Доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • Эффективно воспринимать новую информацию, легко осваивать любой образовательный материал.

Также у детей развиваются:

  • Коммуникативные навыки;
  • Вербальные навыки;
  • Когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление;
  • Познавательные способности;
  • Навыки целеполагания и достижения целей;
  • Стрессоустойчивость;
  • Навыки адаптации к новым обстоятельствам;
  • Навыки разрешения конфликтов;

Монсики

Лучшая форма познания – игра. Помощниками в этой игре, наряду со взрослыми, и станут Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.

Структура занятий

Занятия базового курса позволяют за пять шагов раскрыть для ребёнка всё богатство и все возможности эмоционального мира, где каждый шаг – это часть игрового образовательного процесса.

Первый шаг – «Я чувствую». У ребёнка появляется осознанность. Работаем с органами чувств. Коробочка Эмоций.

Второй шаг – «Я хочу». У ребёнка возникает мотивация. Учимся ставить цели, не бояться нового.

Третий шаг – «Я знаю». Развитие интеллекта. У ребёнка расширяется кругозор. Тренируем навыки.

Четвёртый шаг – «Я могу». У ребёнка формируется адекватная самооценка. Тренируем навыки.

Пятый шаг – «Я делаю». Ребёнок использует освоенный навык в жизни самостоятельно и с удовольствием.

Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов.

Введение: погружение.

Содержание: приветственный ритуал, представление легенды Долины Монсиков по теме занятия, выполнение комплекса физических упражнений. Дети проходят Волшебный портал (пролезают через туннель).

Результат: формирование ощущения перехода в сказочный мир, активизация роботы всех внутренних систем организма ребёнка.

Этап 1. «Я чувствую» (развиваем осознанность).

Содержание: комплекс упражнений и игр, развивающих все пять органов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание.

Результат: активизация сенсорных систем ребёнка, сознание необходимого эмоционального фона, создание своих эмоций.

Этап 2. «Я хочу» (создаём мотивацию).

Содержание: ролевые игры, диалог с ребёнком.

Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребёнку понять его желания, а желания помогают сформировать цель.

Этап 3. «Я знаю» (развиваем интеллект).

Содержание: изучение интересных фактов, решение логических задач.

Результат: получение ребёнком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, логики.

Этап 4. «Я могу» (формируем самооценку).

Содержание: упражнения и игры с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов.

Результат: развитие самооценки, осознание ребёнком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.

Этап 5. «Я делаю» (самореализация).

Содержание: игры, поделки, квесты.

Результат: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.

Завершение

Содержание: установление обратной связи с ребёнком, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни, прощание.

Результат: применение полученного опыта, знаний, умений и навыков в жизни.

В конце каждого занятия проводится упражнение «Ласковые ладошки». Дети благодарят друг друга за хорошую работу, встают в круг (смотрят в затылок впереди стоящего) и гладят ребёнка, стоящего впереди, расслабленными ладошками по спине, плечам, голове. Потом разворачиваются на 180 градусов и так же гладят ребёнка, оказавшегося впереди, ладошками по спине, плечам и голове.

Источник

Читайте также:  Аффективные расстройства это общее название для всех эмоциональных расстройств
Оцените статью