Развитие эмоционального интеллекта у детей с умственной отсталостью

Эмоциональный интеллект и его роль в жизни детей с умственной отсталостью
статья на тему

Не так давно психологи, педагоги и родители были ориентированы, в основном, на то, как максимально эффективно обучить ребенка думать, рассуждать, понимать. В настоящее время не меньший интерес вызывает к себе проблема связи разума и чувств, взаимодействия рационального и эмоционального, и многие задаются вопросом, как научить детей чувствовать, творить, искренне вступать в человеческие отношения? Что такое эмоциональный интеллект, зачем и, главное, как его развивать у ребенка?

Статья будет полезна родителям дошкольников и школьников, в том числе, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями, а также педагогам и специалистам, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnyy_intellekt.docx 26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект и его роль в жизни детей с умственной отсталостью

Не так давно психологи, педагоги и родители были ориентированы, в основном, на то, как максимально эффективно обучить ребенка думать, рассуждать, понимать. В настоящее время не меньший интерес вызывает к себе проблема связи разума и чувств, взаимодействия рационального и эмоционального, и многие задаются вопросом, как научить детей чувствовать, творить, искренне вступать в человеческие отношения? Что такое эмоциональный интеллект, зачем и, главное, как его развивать у ребенка?

Само словосочетание «эмоциональный интеллект» многим кажется таким странным, нелогичным, что вызывает чувство некоторого недоумения и растерянности. Ведь нам привычно, что интеллект – это рациональность, которая противоположна чувствам. Однако существует много видов интеллекта, например, житейский, умственный… Есть и такой, который позволяет разбираться, анализировать, сравнивать, контролировать и совершать другие операции, но в сфере эмоций.

Впервые понятие «эмоционального интеллекта» употреблялось еще в 70-х годах XX века, но особого развития тогда не получило. Позже, в 90-х годах несколько авторов в своих работах пытались освятить ту область человеческого сознания, которая до недавнего времени игнорировалась, и дать определения понятию «эмоциональный интеллект». Но, пожалуй, можно сказать, что своего рассвета теория эмоционального интеллекта достигла в 1995 году, когда Д. Гоулманом написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект».

Итак, что же такое эмоциональный интеллект? В общих словах, он отвечает за способность человека понимать и осознавать свои эмоции, конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. Эмоциональный интеллект включает в себя способность к глубокой эмпатии, осознание собственных границ и уважение к границам окружающих, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку. Таким образом, важнейшими составляющими эмоционального интеллекта, являются:

  • Позитивная и адекватно высокая самооценка, восприятие себя как «хорошего».
  • Способность к отношениям, умение взаимодействовать с другими людьми, понимать свои эмоции и управлять ими.
  • Эмоциональная свобода, позитивный эмоциональный фон, чувство счастья и оптимизм.
  • Гибкость и баланс, способность справляться со сложными и стрессовыми обстоятельствами, умение быстро и эффективно реагировать в изменившейся ситуации.

Сегодня многочисленные психологические исследования направлены на изучение эмоционального интеллекта, хотя эта область все еще остается мало изученной и перспективной. Перспективной потому, что и родители, и специалисты, занимающиеся с детьми, отмечают, что только лишь умственный интеллект (IQ) не гарантирует счастья и успеха ребенка в будущем. Но может ли этому поспособствовать интеллект эмоциональный или EQ? Так ли важно его развитие и какими сильными сторонами он наделяет своего обладателя? Какие перспективы открывает развитие эмоционального интеллекта у детей с нарушением умственного развития?

Во-первых, от эмоционального интеллекта зависит общее благополучие ребенка. Как бы ни был высок его IQ, низкий уровень эмоционального интеллекта, как показывают исследования ученых, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний.

Во-вторых, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — умственные способности. Не развитый EQ даже у самых одаренных людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить близкие отношения и привести к разного рода зависимостям. Ведь эмоциональный интеллект – это то, как человек может справиться со стрессовыми ситуациями, трудностями, разочарованиями или личными трагедиями. От уровня развития эмоционального интеллекта зависит степень и качество развития коммуникативных навыков, которые задействованы постоянно как в деловой, так и в личной сфере человека.

Кроме того, именно от эмоционального интеллекта зависит то, что называется «погода в доме». Неповторимый семейный микроклимат, атмосфера благополучия, понимания, искренности между родителями и детьми никак не связаны с уровнем IQ, но напрямую зависят от способности понимать свой внутренний мир, принимать его и делиться им с близкими. Непосредственное, живое общение между родителями и детьми, привычка делиться своими переживаниями сближает родных, улучшает взаимоотношения между ними и приносит чувство удовлетворения, что становится особенно значимым в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

Эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь, он повышается по мере приобретения жизненного опыта, но именно детский возраст является идеальным периодом для формирования эмоциональных способностей. Первые эмоциональные структуры и образы возникают у ребенка через подражание родителям, поэтому папы и мамы, в первую очередь, ответственны за эмоциональную компетентность своего ребенка, именно они имеют максимальную возможность развивать и влиять на эмоциональный интеллект малыша. В период младенчества, раннего и дошкольного возраста ребенок чрезвычайно восприимчив из-за своей открытости и уязвимости, опыт, приобретенный им в этом возрасте, становится базисом для всех последующих новообразований. И в силах родителей помочь малышу построить крепкий «эмоциональный фундамент».

Развитие через игру

Развитие эмоционального интеллекта может происходить уже «с пеленок». Понимая, какое значение для будущего самоощущения в мире имеет для малыша формирование чувства базового доверия, мама с самого его рождения (а в идеале и с момента беременности) будет стараться создать для крохи атмосферу безопасности, но, в то же время, свободы. Частое ношение на руках, быстрая и позитивная реакция на звуки, издаваемые малышом, телесный и зрительный контакт, колыбельные и разговоры с ребенком уже в младенчестве дают ему понять, что мир открыт и доброжелателен для него, что является первым звеном формирования положительной самооценки и оптимистичности малыша.

Родителям важно понять, что для развития хорошего уровня эмоционального интеллекта у ребенка ему, прежде всего, необходимо здоровое полноценное общение с близкими родственниками, будь то мама, папа, бабушка или дедушка. Именно это, порой вызывает наибольшую трудность, поскольку взрослым, нередко, оказывается очень тяжело преодолеть барьер, воспитанный в себе годами. Однако, чтобы создать для своего малыша условия, в которых его эмоциональное развитие происходило бы полноценно, необходимо преодолеть в себе запрет на выражение чувств и учиться вместе с ребенком ими управлять.

  • Богатый мир эмоций. Для того, чтобы у малыша развивался эмоциональный интеллект, он должен ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, осознавать и различать оттенки чувств. Важно с ранних лет учить ребенка называть свои чувства и выражать их, ведь малыш нередко не способен сам определить, что его мучает, и уж тем более вербализировать это. А ведь в нашем языке десятки слов, обозначающих разнообразные оттенки эмоций! Конечно, помочь малышу познакомится с этим богатым миром, может чтение художественной литературы, однако ребенок сможет пользоваться накопленным пассивным словарем только тогда, когда услышит употребление слов-чувств в конкретной ситуации и на конкретном примере. Неплохо иметь дома словарь или список эмоциональных состояний, к которому можно обратиться, описывая свое чувство и помогая ребенку выразить свое: «Ты не пошел к друзьям, потому что стеснялся и робел». Ребенка с отставанием и нарушением речевого развития важно учить пользоваться карточками-индикаторами, позволяющим показать свои эмоции.
  • Мимика, жесты, поведение. Обогащению эмоционального интеллекта способствует умение малыша понимать чувства другого ребенка или взрослого. Поэтому родителям важно обращать внимание детей на те способы, по которым они могут распознать эмоции окружающих: мимику, интонацию, жесты, поведение. Понимая, что чувствует собеседник или партнер по игре, малыш сможет ему сочувствовать и оказать эмоциональную поддержку. А это уже залог хороших взаимоотношений и умения общаться. Учиться определять эмоции по внешним признакам можно, наблюдая за людьми на улице, детской площадке или в магазине. Кроме того, существует множество игр, направленных на развитие этой способности, например, игры-пантомимы, или лото, где на карточках изображены конкретные ситуации, а вам с ребенком необходимо подобрать к ним нужные карточки со словами-эмоциями.
  • Искренность и откровенность на собственном примере. Эмоциональный интеллект характеризуется естественность и искренностью выражения собственных переживаний, но этому невозможно научиться по пособиям. Ребенок воспринимает такую информацию через родителей, на их примере. Поэтому очень важно в общении с ребенком не бояться проявлять и озвучивать собственные чувства, делиться ситуациями из жизни, пусть и не совсем приглядными: «Знаешь, а я ведь тоже солгала своему начальнику, что уже сделала работу, и мне теперь очень стыдно. Как ты думаешь, что мне теперь делать?». Заведите себе привычку делиться своими эмоциями с малышом, особенно, если вы недовольны поведением ребенка. Ваше я-сообщение («Мне так грустно, когда я вижу разбросанные игрушки») быстрее найдет отклик в душе ребенка, чем критика или выговор.
  • Услышанные переживания. Когда малыш подрастает и начинает вербализировать свои переживания, важно помочь ему в этом. Ведь он только начинает разбираться в своих чувствах, и ему очень нужно, чтобы его услышали. Поэтому постарайтесь показать свое внимание и заинтересованность ребенку (смотрите ему в глаза, присядьте, чтобы быть на его уровне, не торопите), проговорите в утвердительной форме то, что услышали. «Ваня отнял у меня машинку!» — «Ты расстроился и обиделся на Ваню и не хочешь с ним дружить».
  • Социальное взаимодействие и коллективные игры. Часто родители стремятся ограничить коллектив общения ребенка определенным кругом детей и взрослых, чтобы малыш меньше сталкивался с негативом, особенно, если это ребенок с особенностями. Однако для ребенка взаимодействие с разными людьми в различных обстоятельствах (при поддержке и близости родителей) дает неповторимый опыт знакомства с видами темперамента и способами выражения чувств. Поощряйте коллективные игры ребенка с детьми разного возраста, приобщайте малыша к настольным играм со старшим поколением, организуйте возможность для малыша бывать в разных обстоятельствах и получать новые впечатления (например, ездить с ним не только на машине, но и автобусе, электричке).

Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, имеющим множество возможностей в будущем и способностей их реализовать. Именно поэтому сейчас так популярны школы раннего развития, разнообразные методики обучения, творческие кружки… Однако не только (а порой и не столько) высокий уровень IQ и посещение всевозможных занятий способствует достижению ребенком успеха в жизни. Родителям детей с нарушениями интеллектуального развития нужно понимать, что огромное значение для их будущего имеет и эмоциональное развитие, умение управлять своими эмоциями и распознавать чужие, которое закладывается и обретается в детстве. Поэтому не забывайте поощрять и способствовать развитию эмоционального интеллекта, вместе с развитием интеллектуальных и творческих способностей малыша.

Источник

Развитие эмоционального интеллекта у детей с умственной отсталостью

Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [1, 42].

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

Н. Л. Коломинский отмечает, что « Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» [2, 9].

Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].

То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний.

Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка — олигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М.: Изд-во , 1957 г.

Психология и психопатия слабоумия. -Киев; Радянська школа, 19 81.

Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 1973г.

Источник

Читайте также:  Быть человеком это значит чувствовать что ты за все
Оцените статью