Классный час «Эмоциональный интеллект» классный час (8, 9, 10, 11 класс)
Данный классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Умение развивать свои эмоции и владеть ими -важное качество для человека в современном мире.
Скачать:
Вложение
Размер
эмоциональный интеллект классный час для старшеклассников
31.49 КБ
презентация к классному часу по эмоциональному интеллекту
1.86 МБ
Предварительный просмотр:
Классный час «Эмоциональный интеллект»
Цель: мотивировать детей на развитие своего эмоционального интеллекта
Раскрыть с учащимися понятие «эмоциональный интеллект»;
Подвести учащихся к пониманию того, почему необходимо научиться управлять своими эмоциями.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующей процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
1.Организационный момент (из класса формируется 4 группы)
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут …Я очень рада нашей сегодняшней встрече. Надеюсь, что это будет положительный опыт для всех нас.
— Всё наше общение пронизано чувствами и эмоциями. И даже в век технического прогресса, общаясь друг с другом в интернете, мы не можем обходиться без эмоций. И часто в конце электронного сообщения ставим условное обозначение своих эмоций – смайлик.
— Давайте ещё раз вспомним, какими эмоциями наполнена наша жизнь.
(Учитель показывает смайлики, а дети угадывают эмоцию) (слайд 1)
— Ребята, скажите, а какие чувства или эмоции вы испытываете в данный момент?
( Наводящие вопросы: Кто испытывает чувства страха? Волнения? Радости? А кто спокоен и ничего не ощущает? )
— А кто скажет, что такое эмоция?
У вас на столах лежат толковые словари, вы можете посмотреть значение слова «эмоция».
Эмоция — это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. (слайд 2)
Чтобы это проверить, давайте сыграем в игру «Угадай эмоцию».
(От каждой команды нужен 1 участник)
Четыре игрока одновременно поднимают смайлик с эмоцией, которую испытывают, когда слышат определённые слова и выражения. Если эмоции не совпадают, нужно объяснить свой выбор (перед ребятами лежат смайлики, изображающие радость, грусть, страх, равнодушие…)
Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что эмоция – это субъективная реакция, каждый реагирует так, как чувствует.
— Почему эмоции так важны?
Американский писатель Чарльз Свиндолл сказал, что жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы на это реагируем.
Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справляться как взрослым, так и детям. В школе вы можете встретиться с завышенными требованиями со стороны учителей, дома родители от вас ждут успехов в учебе, в спорте, в музыке и др. Даже ваши ровесники испытывают вас на прочность, ставят в ситуацию выбора, и нередко возникают конфликты.
Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен. Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?» (распечатка вопроса) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?
Итак, темой нашего сегодняшнего разговора будет «Эмоциональный интеллект» (слайд 3)
— Скажите, ребята, что бы вы хотели сегодня узнать на занятии?
(приблизительные вопросы: Что такое эмоциональный интеллект? Кто ввел впервые это понятие? Можно ли развить ЭИ? и т.п.) Прикрепить цели на доску, дописать, если что-то другое.
4. Новое знание (слайд 4)
Вы все, наверное, слышали про IQ человека – коэффициент интеллекта. В 90-е годы 20 века появились статьи Джека Майера и Питера Саловей, а затем и книги Дэниела Гоулмана об EQ- эмоциональном коэффициенте.
— Что вы видите на картинке? (айсберг)
— Как вы думаете, правильно ли расположены IQ u EQ?
Верхушка — это лишь малая часть айсберга. Всё остальное под водой.
— Как вы думаете, действительно ли эмоциональная составляющая важнее, чем интеллектуальная?
(Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживают счастливую жизнь. И всё это благодаря высокому уровню эмоциональной устойчивости, или эмоционального интеллекта)
Давайте попытаемся разобраться в понятии «эмоциональный интеллект». Как вы думаете, что это такое? Я предлагаю вам обсудить это в своих группах.
(работа в группах, обсуждение, выведение определения – 2 минуты) Словари в помощь
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать их для улучшения качества жизни. (слайд 5)
Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?
Перед вами карточки, на которых обозначены качества и действия человека. Их необходимо распределить на две группы: развитый уровень эмоционального интеллекта и неразвитый уровень эмоционального интеллекта.
Если вы (если у вас)……
Замкнутость и нежелание общаться
Открытость к знаниям
Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность
Адекватно реагируете на замечание старших
Неспособность налаживать контакты с ровесниками
Можете извиниться, если не правы
Знаете свои сильные и слабые стороны
Нарушения сна и постоянное чувство усталости
Знаете причину того, что вас расстраивает
Бескорыстно помогаете другим
Болезненно переживаете свои неудачи
Можете найти выход из трудной ситуации
Чувствуете себя несчастным
Не боитесь ошибок
Чувство вины или собственной несостоятельности
Умеете слушать и слышать
Проблемы с концентрацией внимания и ухудшение памяти.
Распознаёте эмоции других
Отсутствие или повышенное внимание к собственной внешности
Итак, к чему приводит развитость или неразвитость эмоционального интеллекта? Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать счастливым человеком. (слайд 6)
Можно ли развить эмоциональный интеллект?
Да, существует множество методик для развития ЭИ.
Тренинг № 1 Язык эмоций.
Цель: научить детей не только разобраться в собственных чувствах, но и позволить окружающим лучше вас понимать.
Инструментарий: листы А4 с фразами
Я представлю вам 2 типичных ситуации, а вы попытаетесь их проанализировать и записать, что вы чувствуете, почему и что хотели бы сделать.
Вас не поздравил с днем рождения лучший друг.
Вам подарили вещь, о которой вы долго мечтали.
(дети зачитывают свои записи)
Таким образом, очень важно научиться анализировать ситуацию и не боятся обсудить проблему с тем, кому вы доверяете. Пусть слова «я чувствую…, потому что…, я хотел бы…» войдут в вашу речь.
— Возникали ли у вас неприятные эмоции? Как вы с ними справлялись?
Цель: избавление от неприятных эмоций, возникающих в жизни.
Инструментарий: листы А4 с ситуациями
«Сейчас я раздам вам листы с разными ситуациями. Вы все вместе обсудите и запишите, чем вы можете заняться вместо этого. Например, ситуация: вы не пошли на тренировку, т.к. ее отменили. Вы пишете, за то я могу … посмотреть телевизор, погулять с друзьями и т.д…
Способ решения (что можете сделать вместо этого)
Друг не смог с вами пойти в кино;
Мама не отпустила гулять с друзьями;
У вас отключили интернет и телевизор, т.к. неполадки сети.
Родители запретили вам играть в компьютерные игры;
Какие эмоции вы испытывали, видя данные ситуации?
Зачитайте список того, что вы придумали?
Сложно ли было придумать, чем заняться?
Эмоции – это наш компас. Они позволяют понять, в верном ли направлении мы движемся. Если испытываем интерес, радость, удовольствие, значит все в порядке. Если гнев, страх, вину, обиду, то стоит остановиться и понять, что вызывает в нас такие эмоции.
— Вам понравилось сегодняшнее занятие?
— Что же такое эмоциональный интеллект? Нужно ли его развивать?
— Пусть каждая группа покажет смайлик, отражающий их эмоции от сегодняшнего занятия.
В завершении я хочу прочитать вам древнюю притчу.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы и наполнять свои сердца только положительными эмоциями.
Встаньте, пожалуйста, давайте все возьмёмся за руки, поделимся друг с другом положительной энергией, эмоциями. Спасибо за урок! Я желаю вам хорошего настроения, удачного дня и эмоциональной устойчивости.
Источник
Апробация модели развития эмоционального интеллекта старшеклассников
Дата публикации: 29.06.2019 2019-06-29
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Дучук, Я. И. Апробация модели развития эмоционального интеллекта старшеклассников / Я. И. Дучук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61239/ (дата обращения: 11.10.2021).
Данная статья посвящена актуальной проблеме развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
В современном мире растёт число людей, не склонных к безусловному самопринятию и принятию окружающих. Непринятие собственной личности проявляется в стремлении к улучшению тела путём косметико-хирургических операций. Непринятие и непонимание «иных» людей, отличных в плане вероисповедания, политических взглядов и даже внешности, приводит к росту дискриминации. Так, Х. Кюнг отмечает: «Если раньше предпочтения отдавались развитию таких качеств человека, как усердие, любовь к порядку, основательность, пунктуальность и работоспособность, то теперь гораздо большее значение приобретают человечность, сила воображения, эмоциональность, душевная теплота, нежность».
Нововведение, к которому российская общественность до сих пор не может адаптироваться, сдача Единого Государственного Экзамена, существенно влияет на эмоциональное состояние старших подростков. Вокруг старшеклассников начинает нагнетаться обстановка как со стороны родителей, так и со стороны учителей сразу же после получения аттестата об окончании 9 классов. Последующие 2 года обучения ознаменованы усиленной подготовкой к экзаменам. В силу сложившихся стереотипов уровень тревожности у детей значительно повышается. Беспокоясь о своем будущем, о мнении сверстников и об отзывах учителей и родителей, учащиеся еще накануне экзаменов часто эмоционально «выгорают», что приводит к стрессам, физическим недомоганиям на нервной почве, апатии и другим неприятным последствиям.
Уже многие педагоги осознают необходимость развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе, однако отсутствуют методические пособия с разработанными педагогическими средствами для развития эмоционального интеллекта в процессе обучения в школе.
Особой перспективной областью в виду озвученных проблем становятся исследования внутренних индивидуальных ресурсов человека, в рамках которых тематика эмоционального интеллекта (ЭИ).
Феномен эмоционального интеллекта изучается все большим числом исследователей.
Данное исследование опирается на модель эмоционального интеллекта, предложенную Дж. Майером, П. Саловеем и Д. Карузо, которая рассматривает эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Клинический психолог Р. Бар-Он разработал модель, состоящую из пяти основных компонентов, каждый из которых в свою очередь состоит из нескольких субкомпонентов, среди которых: познание себя (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость); навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность); способность к адаптации (решение проблем, связь с реальностью, гибкость); управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью); преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
В нашем исследовании мы рассматриваем эмоциональный интеллект как средство самопознания и познания другого человека. Эмоциональный интеллект — это умение понимать свои эмоции, способность понимать переживания другого человека, репрезентуемые в эмоциях, а также способность управлять своей эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
Процесс эмоционального развития есть процесс образования основных составляющих эмоционального интеллекта, таких как: эмоциональная осведомленность, умение понимать и идентифицировать свои и чужие эмоции, способность к эмпатии, умение регулировать свое эмоциональное состояние и влиять на чужое, способность при взаимодействии учитывать состояние другого.
Необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием.
Основными параметрами развития старшеклассников являются: развитие рефлексии; осознание собственной индивидуальности; появление жизненных планов, готовности к самоопределению, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы общественной жизни.
Современные подростки отличаются следующими характеристиками: пассивность в деятельности; большую часть времени проводят в интернете, общаются преимущественно с помощью мессенджеров; значительное сокращение личных контактов; повышение интеллекта; усваивание большого объема информации, но скорее поверхностно, нежели глубоко; легко выполняют несколько задач одновременно; главной мотивацией для них является интерес; личностно значимым для старшеклассников являются интересная работа, отношения с близким человеком и материальное благополучие.
Существуют различия в развитии эмоциональной сферы старшеклассников по гендерному признаку: девочки более склонны к проявлениям эмоций, нежели мальчики, так как в обществе закреплен стереотип на запрет эмоционирования мужчин.
Старшеклассникам необходимо помочь разобраться в собственных эмоциях, так как они часто ощущают себя несчастными и никем не понятыми. Выстраивая такую работу, мы помогаем детям разобраться в себе и достичь гармонии внутри себя, а значит, стать счастливее, что и является первостепенной задачей любого человека.
Анализ полученных результатов исследования эмоционального интеллекта старшеклассников на примере учащихся 10 класса показал низкий уровень эмоционального интеллекта.
На основании полученных результатов мы разработали модель развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе.
Внедрение модели развития эмоционального интеллекта осуществлялось в течение одного учебного года.
В ходе опытно-экспериментальной работы были созданы следующие педагогические условия:
Проведение классных часов по теме «Эмоции человека».
Невозможно развивать эмоциональный интеллект при отсутствии знаний о сущности понятия «эмоции» и связанных с ним процессах.
Информация была направлена на расширение знаний о: сущности понятия «эмоция»; видах эмоций; значении эмоций в жизни человека; механизмах возникновения эмоций; возможных невербальных проявлениях эмоций; способах саморегуляции и основных ее эффектах; понятии «эмоциональный интеллект» и его возможностях.
Задействованы были разные формы подачи материала. Дети готовили сами материал, презентации об эмоциях, прослушивали видеолекции и фрагменты интервью психологов об эмоциях (например, Пола Экмана). Сюда же вошли занятия психогимнастикой, которая, помимо прочего, направлена на развитие словесного языка чувств.
Мы проводили тренинги, направленные на контроль своего эмоционального состояния путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием.
Рассматривая три основных эффекта результата саморегуляции (эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации) дети определялись, какое состояние им чаще всего хочется преодолеть. Таким образом, каждый старшеклассник выбрал наиболее подходящий для него способ саморегуляции.
В этот же раздел эксперимента вошли упражнения, направленные на формирование навыков эмпатии, на отработку навыков понимания партнеров по общению, на повышение точности межличностного восприятия, умение находить формы конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
Организация работы по формированию умений понимать эмоции другого человека в урочной и внеурочной деятельности.
Эмоциональная система относится к открытым, то есть эмоциональный фон одного человека непосредственно влияет на эмоции другого.
Для понимания эмоций других надо учитывать, что эмоциональное состояние другого влияет на наше собственное эмоциональное состояние. Значит, мы можем понимать другого через осознание изменений своего эмоционального состояния — мы словно можем сами чувствовать то же, что чувствует он, — это называется эмпатией.
С целью развить умение понимать эмоции других людей мы выбрали такие формы мероприятий, где можно наблюдать за чужим эмоциональным состоянием.
В первую очередь мы включили в планы уроков литературы компонент анализа эмоционального состояния героя художественного произведения. Согласно тематическому планированию уроков литературы в 10 классе в эксперимент вошли следующие герои произведений: Катерина (Островский А. Н. «Гроза»), Лариса (Островский А. Н. «Бесприданница»), Базаров и П. П. Кирсанов (И. С. Тургенев «Отцы и дети»), лирические герои Тютчева Ф. И. и Фета А. А., Раскольников Родион (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»), Настасья Филипповна (Ф. М. Достоевский «Идиот»), Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова (Л. Н. Толстой «Война и мир»), Анна Каренина (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»).
На уроке детям предлагалось ответить на вопросы: Какие эмоции переживает персонаж? Как они проявляются? В связи с чем появились данные эмоции? Каковы истинные мотивы персонажа?
Целенаправленная работа по формированию умения понимать других шла параллельно во внеурочной деятельности. При посещении драматического театра им. Горького дети анализировали эмоциональное состояние главного героя спектакля — Есенина С. А. Они фиксировали все его изменения, оттенки и искали причины этим изменениям в контексте пьесы.
При посещении спектакля «Клятва» в «Театре Молодежи» десятиклассники наблюдали за изменениями эмоциональных состояний сценических героев Великой Отечественной Войны. Как страх сменялся отчаянием, как выражаются презрение и отвращение, гордость и воодушевление, горе и скорбь, как эти и другие эмоции отражаются в речи и телодвижениях персонажей — все это дети фиксировали в своих дневниках наблюдений.
Многое дали нашим ученикам наблюдения за главной героиней спектакля «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого в драматическом театре им. Горького. Преимущество этого спектакля заключалось в том, что учащиеся уже проанализировали эмоции Карениной на уроках литературы при изучении этого произведения. Но тогда они характеризовали исключительно собственные представления, а теперь им представилась возможность сравнить свои догадки с визуализированным чужим представлением. Здесь уже нужно было внимательно следить за внешними и интонационными изменениями, реально происходящими.
Если в драматическом театре мы задействовали и визуальные, и слуховые анализаторы, то, являясь зрителем оперного произведения, мы можем полагаться только на слух. Для чистоты эксперимента мы выбрали оперу на итальянском языке. Соответственно, задача весьма усложнилась — понять эмоциональные переживания героя на сцене исключительно по интонации, по звучанию голоса.
Дети отметили в данном случае, насколько четко прослеживается влияние эмоционального состояния одного человека на эмоциональную сферу другого. Они описывали эмоции героя, считывая со своего состояния.
В композициях балета мы оцениваем ситуацию и зрительно, и на слух. Однако дети отметили преимущество слуховых анализаторов над зрительными в данном случае. Здесь именно музыка являлась ключевым транслятором эмоций.
И, наконец, при посещении выставок картин К. Брюллова и И. Айвазовского, при онлайн просмотре шедевров художников-портретистов мы исключительно зрительно пытались понять, какие эмоции пытался запечатлеть художник на холсте. Интересны были предположения старшеклассников о причинах происхождения увиденных эмоций. Разный опыт детей подсказывал им отличные друг от друга предположения.
Например, Жанне Самари с портрета Огюста Ренуара ребята придали следующие эмоции: легкая грусть, возможно, сожаление, нежность, волнение, а кто-то настаивал на умилении и грусти.
Организация работы по самопониманию через коллекционирование любимых медиатекстов (видео, аудио, арт).
Понимание собственных эмоций приносит понимание самого себя, что вызывает уверенность в себе и, как следствие, легкость при взаимодействии с другими. А в совокупности с умением влиять на свое эмоциональное состояние эти способности помогают достичь гармонии внутри себя, а это и есть счастье. Быть счастливым, по мнению многих философов, — цель существования человека.
Старшеклассникам сложно на ходу анализировать свои эмоции, поэтому мы организовали ведение личного дневника эмоций, где старшеклассники записывали названия понравившихся фильмов, книг, музыкальных композиций, коллекционировали мемы и фиксировали свои эмоциональные отклики на все это. Фиксирование эмоций на бумаге дает школьникам время обдумать и сопоставить свои эмоциональные притязания, найти какую-то закономерность в выборке произведений.
И на итоговом этапе мы обсудили личностные изменения каждого. Мы проанализировали проделанную за учебный год работу, определили свои приращения в области эмоциональной сферы человека, сравнили себя до эксперимента и после. Все заметили положительную динамику. Единогласно отмечено, что каждый стал уделять больше внимания эмоциям как своим, так и окружающих. И уже не так велик соблазн «застрять» в отрицательной эмоции. Дети стали чаще фиксировать момент рождения эмоции и размышлять над этим, пытаться вербально обозначить эту эмоцию. Учащиеся пытаются теперь глубже рассматривать такие элементарные, на первый взгляд, вещи, как эмоции. Следовательно, теперь у них больше шансов понять, что действительно движет человеком в той или иной ситуации.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы в мае 2019 года.
Представим сравнительную характеристику критериев эмоционального интеллекта старшеклассников на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы. Показания по когнитивному критерию выросли на 34 %, по перцептивному — на 10 % и по поведенческому — на 7 %.
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента мы отслеживаем положительную динамику по всем критериям эмоционального интеллекта, что свидетельствует о том, что выбранные формы, методы и приемы реализации педагогических условий развития эмоционального интеллекта старшеклассников в образовательном процессе дают положительные результаты.
Андреева, И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–95.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2004. 224 с.
Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. — М.: Изд-во АСТ, 2009. 480 с.
Давыдова Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков// Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. 2012, № 2. С. 92–100.
Изард, K. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. Пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464с.
Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс, как усовершенствование личности // Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. — М., 1982. С.163.
Карузо, Д., Сэловей, П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять. Питер. 2017г. 320с.