Развитие эмоционального интеллекта фгос

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
статья по теме

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи на работе и счастье в семейной жизни. Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем, в том числе будет способствовать эффективной адаптации в школе и для развития гражданской позиции в дальнейшем.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_v_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa_v_detskom_sadu_v_sootvetstvii_s_fgos_do.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО .

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 компенсирующего вида Центрального района

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования.

Целевая установка, согласно ФГОС ДО, ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность дошкольника.

Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.

В качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступает умение ребенка общаться: «. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, является социально-коммуникативное развитие, которое направленно «. на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта , эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависят общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи в работе и счастье в семейной жизни.

Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения, рефлексии и на познавательные процессы, что обуславливает общую успешность ребенка в будущем, в том числе будет способствовать эффективной адаптации в школе и развитию гражданской позиции в дальнейшем.

Умение понимать свои эмоции, эмоции других людей поможет ребенку облегчить разрешение конфликтных ситуаций, в межличностном взаимодействии при возникновении каких-либо проблем, и будет способствовать развитию товарищества и взаимоподдержки среди детей.

Для создания наиболее благоприятных условий для развития эмоционального интеллекта и гармоничного развития воспитанников в целом, деятельность педагога-психолога ДОО может осуществляется по следующим направлениям:

1). Направление «Психопрофилактика, психогигиена и психологическое просвещение»

Психопрофилактика состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие личности ребенка, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

2). Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция» (В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.)

Для развития эмоционального интеллекта и его компонентов у дошкольников необходимо:

  • расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;
  • формировать у детей умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
  • развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;
  • повышать уровень рефлексии и эмоциональной децентрации;

Формы работы по развитию эмоциональной сферы воспитанников могут быть самыми различными и осуществляться в различных видах деятельности, в течении всего периода пребывания ребенка в ДОО: игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач; посещение комнаты психологической разгрузки; комфортная организация режимных моментов; обучающие беседы с психологом и воспитателем, в том числе чтение художественной литературы, дидактические и творческие игры; игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия, арт-терапия; психогимнастика, «календарь эмоций», использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы) и т. д.

В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. (Ю.Б. Гиппенрейтер: «Ребенку, который хочет рассказать что-то маме — нужен способ, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций. А еще привычка делиться, семейная традиция, живое общение со взрослыми».)

Целевыми ориентирами для педагога-психолога ДОО могут служить:

  • снижение эмоционального напряжения ребёнка,
  • повышение самоуважения и самооценки ребёнка,
  • освоение ребенком способов эффективной работы со своими эмоциями,
  • освоение навыков сотрудничества, улучшение коммуникации со сверстниками и взрослыми.
  • развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открытие перед ребенком новых возможностей усвоения от окружающих различного рода знаний и умений.
  • развитие умения сотрудничать друг с другом, усвоение новых ролей, норм, правил поведения.
  • развитие самосознания, формирование «образа Я», осознание себя и свое существование, и своей роли в окружающем мире.
  • развитие осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения.

3). Направление «Психологическое консультирование» (консультирование и ознакомление всех участников образовательного процесса с научными и практическими исследованиями в области развития эмоционального интеллекта).

Формы работы с педагогами: индивидуальное и групповое консультирование; выступление на педсоветах, методических объединениях; групповые занятия, семинары и тренинги.

Работа с родителями может осуществляться в форме психологического тренинга; консультаций психолога, оформления информационных стендов; бесед; выступления на групповых родительских собраниях, проведения совместных досуговых праздников и мероприятий; открытых занятий; организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми и т.д.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта является очень важным фактором в ходе всего образовательного процесса, так как непосредственно участвует в «. формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями и родителями). Важно помнить, что «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» являются одним из основных принципом дошкольного образования.

Список использованной литературы:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» — М: УЦ Перспектива, 2014.

2. Афонькина Ю.А. «Рабочая программа педагога-психолога в ДОО» — Волгоград — Изд. «Учитель» — 2015г.

3. Николаева Е.И. «Воспитание толерантности. Психологическое сопровождения в начальной школе». -М.: ООО «Мой учебник», 2007.

4. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» — М: АСТ, 2014 г.

Источник

Реализация ФГОС через использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников

Екатерина Балашова
Реализация ФГОС через использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников

Реализация ФГОС через использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников.

В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача — развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социально-эмоционального благополучия.

Одна из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО: развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста,определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционального развития ребенка.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность.

Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Поэтому в практике значительное место отводится развитию эмоционального интеллекта именно через игру. Считаю, что используя разнообразные игры, можно значительно повысить эффективность развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Игры, способствующие развитию у детей эмоционального интеллекта можно разделить на группы.

Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми (Например,игры: «Поезд», «Связующая нить», «Путь доверия»).

Проигрывание различных ситуаций помогает обучению владением собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет сюжетно-ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать такие ситуации, которые предполагают яркое проявление эмоций, чувств.Например: «На приёме у врача», «Дочки-матери», «Пешеходы» и др.

Возможно, одним из самых простых и эффективных способов развить эмоциональный интеллект являются именно театрализованные игры. И если доверительные беседы с детьми не всегда возможны в силу разных причин, то игра снимает эмоциональные зажимы, позволяет раскрыть и заново прожить яркие чувства или заранее подготовиться к тем непростым эмоциям, с которыми ребёнок ещё не сталкивался.

Дидактические игры (из опыта работы).

Игра «Сказочные герои».

Воспитатель предлагает детям охарактеризовать героев сказок, найти добрых и злых героев (Сказки: «Красная шапочка», «Буратино и золотой ключик»).

Игра «Наши эмоции». Пиктограммы эмоций.

Воспитатель показывает любую пиктограмму и спрашивает: «Какое настроение?»Затем просит детей поразмышлять: «У меня такое грустное лицо, когда я …когда у меня (например, когда у меня отняли игрушку;

когда я упал). Используя такой принцип, можно поговорить о всех знакомых детям эмоциональных состояниях. Можно объединить эту игру с предыдущей игрой «Сказочные герои» и подбирать пиктограммы к героям сказок. Другой вариант этой игры с пиктограммами эмоций.

Игра «Мимическая гимнастика».

Ребенок вытаскивает карточку и показывает своей мимикой изображенную на ней эмоцию, а другие дети (игроки) должны отгадать ее и назвать.

Игра «Часики настроения».

— Воспитатель читает сказку, стихотворение и предлагает найти на часиках настроение героев и передвинуть стрелку.

— Воспитатель предлагает карточки с изображением сказочных героев или фотографий детей в разных эмоциональных состояниях, а дети ищут эти эмоции на часиках, переставляя стрелки.

— Детям предлагается определить своё собственное настроение в данный момент или настроение друга и поставить на него стрелочку.

— Игра «Покажи настроение»: выбранный ребёнок загадывает какое-либо настроение и изображает его, а дети пытаются угадать это настроение, переставляя стрелочки. Тот, кто угадал первым, становится следующим ведущим.

— Показать на часиках настроение прослушанного музыкального произведения, настроение художественного изображения (картины).

В заключении хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта — это умение понять свои эмоции и управлять ими, справляться со сложными и стрессовыми ситуациями, развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей, уметь распознавать и признавать чувства других, взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, иметь способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства.

Список использованной литературы:

1. Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед.наук: 13.01.01 / И. Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2011.

2. Куракина А. О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. –Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013.

3. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №13.

4. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»— М: УЦ Перспектива, 2014.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Источник

Читайте также:  Как правильно пить феназепам при депрессии
Оцените статью