Эмоциональная выразительность — это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Как правило, эмоциональная выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность делает человека понятным, а общение с ним интересным.
Вложение | Размер |
---|---|
Об эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства | 30.07 КБ |
Шевчук Наталья Анатольевна
Педагог дополнительного образования —
МБДОУ « ДС № 73-ЦРР»
Развитие эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства в дошкольном образовании.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Привлечение к миру общечеловеческих ценностей, установление первых отношений с людьми, безусловно, оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Сложившаяся система музыкально-ритмического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развития двигательной активности, не общего психофизиологического развития дошкольникам. Возникают противоречия между возрастающими требованиями общества к уровню развития личности ребенка и качеством образовательной деятельности в детском саду.
Подчеркивая значение формирования в ребенке способности выражать свои чувства, оценочное отношение к себе, окружающему миру, событиям и явлениям фактам в нем происходящим, находя для этого соответствующую форму, можно определить обоснование развития его эмоциональной сферы, в частности работы над эмоциональной выразительностью.
Эмоциональная выразительность — это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Как правило, эмоциональная выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность делает человека понятным, а общение с ним интересным. Эмоциональная выразительность зависит в первую очередь от уровня развития мимики, степени развития пластики тела человека, использования им выразительных движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека.
Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».
Особая роль в эмоциональном развитии ребенка-дошкольника отводится искусству. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
Искусство танца — средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.
Специфика танца состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека передается без помощи речи, средствами движений и мимики. Посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность.
Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей.
Кроме того, занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на психологическое здоровье детей. Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Поэтому так важно научить каждого ребенка не только понимать хореографический язык, но и пользоваться им для самовыражения.
Моя идея направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить ребенка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее, подготовить к дальнейшей социализации в обществе. Активная деятельность детей в танце позволяет оптимально развивать качества личности. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Эффективность идеи заключается в широком использовании игрового метода проведения совместной с детьми деятельности. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.
Важным является взаимосвязь нравственной сферы и интеллектуальной посредством игр с танцевальными движениями и пластических этюдов. Главной задачей является, научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), которые используются в танце для образного воплощения – сначала на материале простейших упражнений и этюдов, а затем в развернутых сюжетных танцах, и музыкально – пантомимических спектаклях, в импровизации детьми собственных танцевальных композиций.
При слушании музыки, дети передают свое отношении к музыке и чувствам через движение своего тела. На занятиях хореографией учатся слушать и понимать музыкальное произведение и одновременно ритмично двигаться и выполнять определенные движения, согласовывая их с музыкой.
Занятия хореографией являются дополнительным источником здоровья детей, радости, положительных эмоций, содействуют повышению трудоспособности, разрядке умственного и психологического напряжения, значит одним из условий их успешной подготовки к учебной деятельности.
Возможность раннего знакомства детей 5 – 7 лет с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них эмоциональной выразительности в танце – сущностная основа моей идеи.
Основная используемая литература:
1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. – М., 1973.
2. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.
3. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. – 120с.
4. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
5. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
6. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.
7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. — Мн. – Национальный институт образования. – 2005.
8. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
Источник
Это направление педагогической работы строится с учетом выделенной психологами и психофизиологами связи между эмоциями и движениями. Так, психологи, характеризуя тоническую функцию движений, называли их «экстериоризированными эмоциями» и отмечали, что движения являются экспрессивным средством выражения ребенком собственных переживаний.
Согласно теории выразительных эмоций, каждой эмоции присуще свое моторное оформление, на котором отражается любой ее нюанс, получая специфическое внешнее индивидуально‑личностное выражение. К моторным компонентам традиционно относят мимику (изменения в выражении лица), пантомимику (изменения позы, движения тела), жесты (движения рук), речевую интонацию (различные оттенки голоса и интонации). Экспрессивная сторона есть не просто атрибут эмоций, а форма существования, способ их проявления.
Эмоциональная экспрессия является не только инструментом, обеспечивающим выживание и благополучие малыша. Она служит и своеобразным каналом связи, по которому ребенок транслирует сигналы, привлекающие к нему внимание взрослых, мобилизующие их проявить заботу о нем и организовать социальное взаимодействие с ним. В становлении и развитии экспрессивной стороны эмоций важную роль играет социальная среда, когнитивный уровень развития ребенка. Значит, внешние проявления эмоций есть результат проявления внутренних, эмоциональных процессов, личности в целом. Эффективность влияния на эмоции через актуализацию моторных паралингвистических средств обусловлена тем, что каждая форма экспрессивного выражения эмоций подвластна контролю как со стороны взрослых, так и детей.
Для обоснования методики влияния на эту сторону развития детей целесообразно использовать театральную педагогику К. С. Станиславского, в частности его метод опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Этот метод называют методом физического действия.Применительно к детям дошкольного возраста этот метод дает возможность развивать выразительность и сбалансированность моторных механизмов эмоциональных проявлений, управлять характером моторного звена эмоционального отклика, снимая психологическое напряжение, скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях, а также помогает развивать образность при передаче различных настроений и состояний персонажей и проявлять сформированный эмоциональный опыт, демонстрируя самобытный, индивидуально‑неповторимый рисунок, эмоциональной экспрессии.
С этой целью в пособии предлагается комплекс эмоционально‑экспрессивных игр.Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обеспечивают их особые эмоциогенные свойства: возможность инсценировать движения, характерные для эмоционального состояния героя; наличие воображаемых ситуаций и ролевых воплощений; возможность моделировать эмоциональные проявления, благодаря чему весьма продолжительное время поддерживается высокая мотивированность детей. Эти эмоциогенные свойства позволяют существенно отличать данные игры от игровых упражнений и этюдов, используемых в массовой практике. В эмоционально‑экспрессивных играх весь путь от зарождения экспрессивных проявлений до их демонстрирования контролируется «культурным контекстом» игры, сюжетом, игровой ролью.
При организации и проведении эмоционально‑экспрессивных игр важно учитывать:
• специфику моторного профиля каждой эмоции, для чего в контекст игры должно включаться содержание, побуждающее детей демонстрировать различные эмоциональные состояния – радость, грусть, страх, удивление и т. д.;
• последовательность в усложнении игр и способов их организации: игры, предполагающие повторение действий по образцу; игры, предполагающие завершение действий, начатых взрослыми; игры, побуждающие к самостоятельным импровизациям с реальными, воображаемыми предметами и без предметов;
• последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, для чего целесообразно начинать организацию таких игр с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю (жесты, мимика), постепенно вводя игровой материал, побуждающий детей принимать различные позы и использовать голосовые импровизации.
Побуждая детей к эмоциональному самовыражению, эти игры создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости, гибкости телодвижений и т. д. Само содержание и последовательность выполнения игровых действий в них предполагают преднамеренное расширение способов экспрессивного выражения эмоций и совершенствование таких форм эмоционального реагирования, как эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление.
Эмоциональная дифференциация совершенствуется благодаря включению в контекст игры содержания, побуждающего детей демонстрировать различные эмоциональные состояния – радость, грусть, страх, удивление, злость и моделировать эмоциональные проявления.
Эмоциональная идентификация совершенствуется благодаря развитию умения входить в образ, инсценировать движения, характерные для передачи того или иного эмоционального состояния, когда ребенок некоторое время живет и действует, поглощенный соответствующими эмоциями.
Эмоциональное обособление совершенствуется благодаря развитию и поддержке самостоятельности, творческой активности в демонстрировании ролевого поведения, самобытности рисунка эмоциональной экспрессии.
В младшем дошкольном возрасте содержание эмоционально‑экспрессивных игр направлено на развитие начал выражения эмоций радости, грусти, злости, страха главным образом с помощью жестов и пантомимики. Это объясняется тем, что именно жест и телодвижения, в отличие от других составляющих эмоциональной экспрессии, в большей степени подвластны самоуправлению и самоконтролю, а также открыты для управления со стороны педагога. В играх пока не предполагается ролевое взаимодействие между детьми. Игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Основу драматургии эмоционально‑экспрессивных игр составляют произведения детских писателей и поэтов, народный фольклор[1].
Руководящая роль педагога состоит в следующем:
• принимать непосредственное ролевое участие в игре, что побуждает детей к подражательным действиям, к повтору действий за педагогом, к проявлению инициативы;
• давать эмоционально насыщенные комментарии: перед началом игры, вводя детей в воображаемую ситуацию; во время игры, стремясь поддерживать самостоятельность и активность детей, в конце игры, выводя детей из воображаемой ситуации и стремясь сохранить у них приятные переживания от игры. Далее педагог обозначает перспективы организации таких игр;
• последовательно усложнять способы организации игр: игры, предполагающие повторение действий по образцу, подражание взрослому; игры, предполагающие завершение действий, начатых педагогом; игры, предполагающие самостоятельное демонстрирование телодвижений, побуждающие к элементарным импровизациям.
В среднем дошкольном возрасте содержание эмоционально‑экспрессивных игр направлено на развитие всех компонентов, составляющих эмоциональную экспрессию: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Кроме образной передачи движениями состояний радости, грусти, злости, страха, вводится состояние удивления. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы воспитателя.
Руководящая роль педагога состоит в следующем:
• принимать ролевое участие в игре, чтобы развивать у детей умение входить в образ, умение передавать собственные переживания в ходе совершаемых игровых действий, а также чтобы поддерживать инициативу и самостоятельность детей в оформлении экспрессивных проявлений (например, игра «Кошка и котята»);
• осуществлять вариативную компоновку игровых импровизаций с реальными, воображаемыми предметами и без предметов, с одновременным и поочередным использованием жестов и телодвижений;
• подбирать музыкальное сопровождение, создающее необходимый фон для инсценирования движений, характерных для эмоционального состояния героя.
В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности всех составляющих эмоциональной экспрессии и развитию выразительности в оформлении моторных механизмов экспрессии, а также поддержке индивидуально‑неповторимого почерка образной передачи движений. Содержательную основу этих игр составляют самые разнообразные произведения детской художественной литературы, включая юмористические (Г. Сапгир «Людоед и принцесса», Д. Хармс «Веселый старичок» и др.), и рассказы, сочиненные как педагогом, так и самими детьми. Руководящая роль педагога состоит в следующем:
• привлекать детей к выбору декораций и музыкального сопровождения;
• побуждать детей самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для организации игры и дальнейших ролевых перевоплощений;
• побуждать детей к многократной актуализации эмоциональных состояний в вариативном ролевом воплощении, к демонстрированию тонких оттенков настроений;
• использовать не только вербальное, но и невербальное взаимодействие с детьми – с помощью жестов, мимики и т. д. (например, игра «Сурдопереводчики»);
• побуждать детей к творческим экспромтам;
• предоставлять детям свободу в создании и организации аналогичных игр;
• поощрять разнообразие и выразительность внешнего моторного оформления эмоций, творчество в моделировании эмоциональных состояний и демонстрировании самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник