Развитие эмоционально волевой сферы у дошкольников с нарушением речи

Развитие эмоционально волевой сферы у дошкольников с нарушением речи

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Янковая Ирина Андреевна

Организация: ГБОУ Школа №199 д.о. №6

Населенный пункт: г. Москва

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями это достаточно полиморфная категория. Но общей особенностью является недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность данной категории детей к обучению в условиях общеобразовательной школы. Развитие ребёнка понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. Тяжелое нарушение речи нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми могут ока­заться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешен­ность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход раз­вития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухо­вого восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать сис­темное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.

Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобра­зно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценность зрения, слуха, речи, интеллектуальной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особен­ностью компенсации, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребёнка с окру­жающими детьми и взрослыми.

Л.С. Выготский считал, что принципиальные механизмы развития психики ребенка в норме и патологии едины: ведущая роль принадлежит общению и обучению в развитии психики ребенка; при этом ребенок не пассивно впитывает, а активно использует культурно- исторический опыт.

Сохраняют свою значимость идеи Л.С. Выготского относительно практической реализации принципов коррекционной помощи проблемным детям: создание положительного эмоционального фона при совместной деятельности педагога и ребенка.

Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности развития ребёнка с ОВЗ. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная психология. Одной из областей специальной психологии является психолингвистика. Теоретическую базу для отечественной психолингвистики заложил в своем труде « Мышление и речь» Л. С. Выготский.

Психология дошкольника с тяжелыми нарушениям речи требует изучения своеоб­разия развития психики ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависи­мости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации речевого нарушения.

Согласно концепции Л. С. Выготского, в формировании высших психических функций речь играет ни с чем несравнимую роль. Выполняя функции общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организацию всей его психической жизни влияет на развитие личности в целом.

Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии ли­чности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, рез­ко осложняющих коррекцию основного нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное — значение.

С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что » Раз­витие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма».

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств ребёнка с тяжелыми нарушениями речи обусловлена в первую очередь особенностями развития его потреб­ностей, мотивов.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражи­тельность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неуси­дчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, у ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.

Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставят­ся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности.

Как отмечает Е.М. Мастюкова при обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями речи, речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями внимания, эмоциональной сферы, гиперактивным поведением, так как они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму и вызвать негативное отношение ребенка к обучению в школе.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ре­бенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в до­школьном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по обязательной программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учеб­ную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся требования учителя.

Читайте также:  Что чувствует человек совершая моральный поступок кант

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контакта с ними.

Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, сле­дуют за другими детьми.

Кроме того, у детей с тяжелыми нарушениями речи часто бывают неаде­кватные воздействиям эмоции и чувства. Незрелость мотивационно — потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их развитие и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции речевого нарушения.

Для устранения нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми нарушениями речи необходимо психолого- педагогическое сопровождение.

Проведение этой работы является специфической и очень важной задачей детских учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов ребенка. Коррекционно- развивающая работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения, должна пронизывать всю систему деятельности. Каждое из проводимых мероприятий (НОД, беседа, досуг или игра), педагоги дошкольного отделения должны рассматривать, прежде всего, с точки зрения того, насколько оно эффективно в коррекционно — психологическом плане.

Коррекционо — развивающая работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом.

Коррекционно- психологическая работа по устранению нарушений в эмоциональной сфере ребенка играет значительную роль в этом процессе.

Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств, служит положение, выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у ребенка с особенностями в развитии сложных видов психической деятельности.

Очень важно, чтобы средства коррекционно-психологического воздействия базировались на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка, что в конечном счете активизирует нарушенные функции.

Также необходимо эмоциональное проведение занятия. Богатый интонациями голос педагога действует положительно на детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует возникновению и закреплению у них положительных эмоций, которые способствуют наиболее эффективному усвоению изучаемого материала.

Особое значение для развития и формирования эмоциональной сферы ребенка с речевыми нарушениями имеет не только коррекционная работа педагога — психолога, учителя — логопеда, но и воспитателя. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.

Большую роль на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи, его эмоций и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, речь, эмоции и также складываются личные отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Положение ребенка в коллективе зависит от оценок воспитателя: «Саша хороший, он помогает Тане дежурить», «Коля плохой, он не убирает за собой игрушки». Поэтому решающую роль в формировании критериев положительного и отрицательного отношения детей друг к другу, т.е. на те эмоции, которые возникают при их взаимоотношениях, играют требования, выдвигаемые воспитателем в процессе воспитательной работы и создания коррекционно — развивающей среды. Умелое формирование коррекции личностных отношений в группе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.

Ведущую роль в формировании эмоций и чувств ребенка с тяжелыми нарушениями речи играет процесс развития положительных потребностей и мотивов. Включение детей в различные виды деятельности (игровую, творческую, общественную), в которых воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе межличностных отношений – все это способствует формированию положительных мотивов поведения и деятельности ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи. Несмотря на то, что эмоциональная сфера у детей с тяжелыми нарушениями речи развивается специфически и своеобразно. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и его адаптации в дальнейшем.

Таким образом, своевременное проведение коррекционно – психолого-логопедической работы, учитывая эмоциональные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует более успешной коррекции речевого нарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. — В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
  2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб. соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.
  3. Выготский Л.С.Мышление и речь. М., 1996 год.
  4. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
  5. Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, — М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1936 год.
  6. Мастюкова Е.М. .Лечебная педагогика. М., 1997год.
  7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений — М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
  8. Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология.М.,1996 год.
  9. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
  10. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психоло­гии, 1974 г.
  11. И. Изард К. Эмоции человека. — Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
  12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под редакцией Я. Л. Коломинского. Минск, 1997 год.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.16.
Читайте также:  Что такое триггеры эмоций

Источник

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Дата публикации: 18.01.2016 2016-01-18

Статья просмотрена: 4700 раз

Библиографическое описание:

Балашова, В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / В. П. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 767-770. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 11.10.2021).

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, разрабатываются и появляются новые оригинальные программы дошкольного воспитания. В настоящее время приоритетным является интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Родители «бегут» впереди времени, лишая своих детей детства. С одной стороны, это можно объяснить тем, что родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был лучше, даже можно сказать умнее других детей. Для этого они отдают детей на курсы подготовки к школьному обучению, отдают на курсы иностранного языка, который им совершенно не нужен в данном возрасте, записывают во всевозможные кружки (рисование, танцы, спорт и т. д.). Конечно, это неплохо, что родители стремятся всесторонне развивать своих детей, но все это должно быть в меру, в соответствии с возрастом и, самое главное, с возможностями и желаниями ребенка. С другой стороны, дети старшего дошкольного возраста замыкаются на телевизорах и компьютерах, ни на что не обращая внимание. Это происходит по той причине, что родители в силу разных причин (нехватка времени и сил, нежелание заниматься с детьми) включают разнообразные передачи, мультфильмы, в надежде, что ребенок не будет «путаться» у них под ногами, а будем занят делом и тем самым активно развиваться. Но на самом деле это не так, это глубокое заблуждение родителей.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст — это период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, но кроме того, этот период характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Поэтому, с ребенком старшего дошкольного возраста необходимо как можно чаще гулять, играть, беседовать с ним, интересоваться его настроением, его желаниями. Но, кроме того, ребенка по возможности необходимо оберегать от всяческих переживаний, страхом, стрессов. Для этого всего лишь нужно огородить дошкольника от компьютерных игр, мультфильмов с зомби, вампирами, не тащить ребенка на курсы по английскому языку, на разнообразные секции и кружки, ели он этого не хочет. И только тогда ребенок будет развиваться, причем развивать всесторонне.

В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития. Вследствие своего дефекта у большинства их них повышен уровень тревожности, занижена самооценка, они замкнуты, не уверены в себе. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться — в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще не пошел в школу, т. е. в дошкольном возрасте. Кроме того, известно, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, особенно у детей с речевым недоразвитием, ее необходимо развивать. Поэтому, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи [4, с. 3].

Что же такое эмоции? Действительно ли развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с нарушениями речи? Эмоции — это неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни, которые происходят у человека. Не секрет, что благодаря эмоциям мы можем понимать друг друга, определять настроение и эмоциональное состояние собеседника, независимо от того знакомый ли человек стоим перед нами или незнакомец. Жизнь невозможна без эмоций, так как они выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию опыта ребенка. Все это свидетельствует о том, что развитие эмоциональной сферы является одной из наиболее важной частью подготовки ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи к повседневной жизни.

Известно, что характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии. У таких детей нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира. Дети с речевыми нарушениями имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и ребенок с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувств. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Также ребенку с нарушениями речи присущи: неуверенность в себе замкнутость, агрессивность, негативизм по отношению к себе, обидчивость, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними [1, с. 65].

Читайте также:  Как изменить эмоциональный фон собеседника

Известно, что эмоции (как психический процесс) выражается у человека как внешне, так и внутреннее. Но дети с нарушениями речи имеют некое отличие от нормально развивающихся сверстников в проявлении того или иного эмоционального состояния [3, с. 12].

Рассмотрим подробнее особенности проявление эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Данные представим на рисунке 1:

Рис. 1. Особенности проявления эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Таким образом, на рисунке видно, что дети старшего дошкольного возраста имеют отставание в развитии эмоциональной сферы. Это проявляется в следующем: у детей нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, что говорит о недостаточном уровне развития мимики и пантомимики. Но особое внимание необходимо обратить на переживания, которые испытывает ребенок, имеющий речевой дефект. Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи находятся в «плену» своих эмоций, в частности, переживаний, которые связаны с осознанием своей неполноценности, с осознанием себя не таким как все.

Кроме того, дети испытывают трудности при разграничении различных эмоциональных состояний — нарушена «вокальная мимика». Особое внимание следует обратить на то, что полноценное развитие «вокальной мимики» невозможно без отрегулированного дыхания. Как известно, при некоторых нарушениях речевого развития, а именно, при дизартрии, нарушается дыхание и иннервация мышц речевого аппарата. При дизартрии нарушения иннервации дыхательной мускулатуры вызывают сбитое речевое дыхание, что проявляется в следующих особенностях: рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох (появляется привычка говорить на вдохе); ритм дыхания плохо регулируется смысловым содержанием речи; после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи [3, с. 14].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут, во-первых, «читать» эмоциональное состояние собеседника, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Поэтому, так важно развивать эмоциональную сферу у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Не секрет, что на ребенка дошкольного возраста огромное развивающее влияние оказывает игровая деятельность, которая ему интересна и, самое главное, доступна. Еще великий русский поэт А. С. Пушкин говорил: «Что наша жизнь? Игра». Это фраза может показаться всего лишь образным преувеличение, но на самом деле это не так. Не следует забывать, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, и именно в игре создаются благоприятные условия для развития всех его сторон личности.

Известно, что фантазии ребенка многое говорят о его внутреннем мире: в играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми. Дошкольникам такая активность просто необходима. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не «отреагированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта. Поэтому, развивая эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей — игровую деятельность, и только в этом случае можно побиться желаемых результатов [2, с. 3].

Таким образом, важно обращать внимание на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Кроме того, важно обратить внимание на формирование у ребенка представления, что наряду с внешним миром, который можно увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый — внутренний мир человека — мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека есть свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми. А это, в свою очередь, является одним из важных условий успешной адаптации и социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  1. Калягин В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Колягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
  2. Козачек О. В. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей 5–7 лет: тематическое планирование, вариативные и развивающие занятия, педагогическое взаимодействие / А. В. Черняева. — Волгоград: Учитель, 2013. — 70 с.
  3. Петрушина Н. В. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза / Н. В. Петрушина // Логопед. — 2013. — № 3. — С. 10–17.
  4. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / Е. Н. Юрчук. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.

Источник

Оцените статью