- Статья «Эмоциональное развитие детей с ТМНР» статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
- Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы для учащихся с интеллектуальными нарушениями (ТМНР) рабочая программа
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Эмоциональное развитие детей с ТМНР»
статья на тему
Это статья об эмоциональном развитии детей с ТМНР. Эмоциональное развитие детей с ТМНР не зависит от их умственных способностей, а зависит от того, насколько удовлетворены их потребности, Способность к выражению эмоций заложена в человеке на генетическом уровне и не требует обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_rebneka_s_tmnr.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
Доктор психологических наук Е.П. Ильин дал следующее определение эмоциям:
«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства , ситуации, затрагивающие его интересы (потребности).
Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».
Почти все теории связывают эмоции с когнитивной оценкой происходящего. Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.
То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен человек или нет.
Дети с любым уровнем умственной отсталости проявляют эмоции.
Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.
Дети, которые не могут понять что такое весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок , могут понимать , что к ним пришел человек, который будет общаться с ними, кормить их , переодевать, мыть …
Дети способны понять комфортно им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.
Эта связь не требует слов, которых дети с ТМНР, как правило, не могут сказать.
Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов. Наиболее наглядно эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу.
Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать.
Его плач показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне. Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.
Ребенок может хотеть есть, пить, спать, у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.
Ребенок может находиться в неудобной для него позе.
Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.
- Потребность в безопасности.
Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.
У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.
Вследствие этого у детей с ТМНР как правило высокая внутренняя тревожность.
Такая тревожность может влиять как на психическое, так и на физическое состояние ребенка.
Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ — недопускании взрослого дотрагиваться до него.
Базовая потребность в безопасности может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.
- Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.
Ребенок может радоваться, если с ним общается взрослый. Ребенок ничего не поймет из того, ЧТО взрослый говорит, однако он поймет, что разговаривают с НИМ.
Ребенку с ТМНР общение также важно как и другим детям, и другим людям на нашей планете.
Дети с ТМНР , имеющие определенную способность к обучению. Например, к подражанию, запоминанию действий, и проявляющую эту способность в общем детском круге, могут очень положительно реагировать на похвалу.
Также ребенок может положительно реагировать на похвалу учителя и на индивидуальных занятиях.
На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех.
Такой ребенок не понимает , что его успехи с точки зрения общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.
Ребенок с ТМНР тоже может стремиться к самореализации.
Он может стремиться сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса.
Он может научиться говорить новый слог, научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот, запомнить действие нажимания на коммуникативную кнопку и др.
Если ребенок осознал, что он достиг чего-то нового, он радуется также как и любой человек.
Таким образом, эмоциональное развитие детей с ТМНР зависит от удовлетворения потребностей, которые подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу.
Если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т.д.
Если потребности ребенка уже дошли до верхних ступенек пирамиды, то сформировавшиеся потребности уже не исчезают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение — важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р.
Опыт работы воспитателя группы детей с ТМНР и учителя по предмету «Адаптивная физическая культура».
Развитие коммуникативной функции у детей с ТМНР. Опыт работы воспитателя и учителя.
Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи: — повторить признаки зимы, названия зимних месяцев.
СИПР для ребенка с ТМНР.
Материал освещает проблемы коммуникации и формирования социальных навыков у детей, проживающих в условиях стационарного учреждения.
У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к .
Источник
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
Марина Николаевна Иванова
Эмоциональное развитие ребенка с ТМНР
Доктор психологических наук Е. П. Ильин дал следующее определение эмоциям:
«Эмоции – это специфический ответ человека или животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности).
Эмоциональная реакция может возникать при оценке ситуации, либо по механизму безусловного рефлекса,- это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта».
Почти все теории связывают эмоции с когнитивной оценкой происходящего. Необходимым компонентом для проявления эмоций является другой человек, который эти эмоции увидит и отреагирует на них.
То есть эмоции воспринимаются как средство достижения каких-либо целей, как способ диалога для того, чтобы показать доволен человек или нет.
Дети с любым уровнем умственной отсталости проявляют эмоции.
Они могут плакать, улыбаться, смеяться, удивляться.
Дети, которые не могут понять что такое весна, лето, телефон, холодильник, дерево или цветок, могут понимать, что к ним пришел человек, который будет общаться с ними, кормить их, переодевать, мыть …
Дети способны понять комфортно им с этим человеком или нет, дать обратную эмоциональную связь.
Эта связь не требует слов, которых дети с ТМНР, как правило, не могут сказать.
Эмоциональное состояние ребенка зависит от многих факторов. Наиболее наглядно эмоциональное состояние ребенка можно объяснить с помощью пирамиды Маслоу.
1. Физиологические потребности.
Если ребенок плохо себя чувствует, у него что-то болит, он будет плакать.
Его плач показывает, что ему больно. Эта реакция заложена на генетическом уровне. Ведь первое, что делает ребенок, рождаясь – начинает плакать от страха и боли.
Ребенок может хотеть есть, пить, спать, у него может болеть живот, ему может быть холодно, жарко и др.
Ребенок может находиться в неудобной для него позе.
Он плачем показывает, что его потребность не удовлетворена, и улыбкой или смехом, что удовлетворена.
2. Потребность в безопасности.
Ребенок с ТМНР, особенно если он находится в детском доме, может ощущать угрозу своей безопасности.
У ребенка в детском доме базовые потребности в любви и принятии мамы, семьи, не удовлетворены.
Вследствие этого у детей с ТМНР как правило высокая
Такая тревожность может влиять как на психическое, так и на физическое состояние ребенка.
Проявляется такая тревожность в попытках самоагрессии, она может служить запускающим механизмом в эпилептических приступах, в поверхностном, неглубоком дыхании, в защите своих границ — недопускании взрослого дотрагиваться до него.
Базовая потребность в безопасности может быть компенсирована разными способами, например, с помощью релаксационного круга, базальной стимуляции.
3. Потребность в контакте, общении. Ощущение принадлежности к группе.
Ребенок может радоваться, если с ним общается взрослый. Ребенок ничего не поймет из того, ЧТО взрослый говорит, однако он поймет, что разговаривают с НИМ.
Ребенку с ТМНР общение также важно как и другим детям, и другим людям на нашей планете.
4. Уважение, статус, нужность.
Дети с ТМНР, имеющие определенную способность к обучению. Например, к подражанию, запоминанию действий, и проявляющую эту способность в общем детском круге, могут очень положительно реагировать на похвалу.
Также ребенок может положительно реагировать на похвалу учителя и на индивидуальных занятиях.
На его лице можно увидеть не только улыбку, но и чувство гордости за свой успех.
Такой ребенок не понимает, что его успехи с точки зрения общества очень малы, он оценивает их с точки зрения собственных возможностей.
Ребенок с ТМНР тоже может стремиться к самореализации.
Он может стремиться сделать что-то новое не ради похвалы учителя, а ради самого процесса.
Он может научиться говорить новый слог, научиться поворачиваться с бока на спину и наоборот, запомнить действие нажимания на коммуникативную кнопку и др.
Если ребенок осознал, что он достиг чего-то нового, он радуется также как и любой человек.
Таким образом, эмоциональное развитие детей с ТМНР зависит от удовлетворения потребностей, которые подчиняются иерархии пирамиды потребностей Маслоу.
Если физиологические потребности ребенка удовлетворены, то он начинает нуждаться в ощущении безопасности, если удовлетворена потребность в безопасности, то возникает потребность в общении и т. д.
Если потребности ребенка уже дошли до верхних ступенек пирамиды, то сформировавшиеся потребности уже не исчезают.
Список использованной литературы:
1. Бгажников, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. М. – Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010г.
2. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г.
3. Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Артики», 2006г.
4. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под. ред Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П., «Каро», 2007г.
Консультация для родителей дошкольников «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка» В наше время, когда в престижные школы даже первокласснику надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется интеллектуальному развитию.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка» Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва.
Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни» Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни». Маленький ребенок не умеющий скрывать своих чувств, искренний и.
Материал для родительского уголка «Психологическое здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие» В последнее время проблемам здоровья и здорового образа жизни уделяется пристальное внимание. Здоровье – это не только отсутствие болезней.
Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав.
Специальная индивидуальная программа развития для ребенка с Тмнр на 2 учебных года СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Индивидуальные сведения о ребёнке ФИО ребенка: Степан Возраст ребенка: 2011года рождения.
Эмоциональное благополучие ребенка «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна!» И. Сеченов Дошкольное детство – период,.
Эмоциональное развитие детей 4–5 лет Эмоциональное развитие дошкольников 4-5 Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать.
Презентация «Эмоциональное развитие ребенка» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Слайд 1 титульный Продуктивные виды деятельности способствуют активации.
Эмоциональное состояние ребенка в совместной деятельности с педагогом Эмоциональное развитие детей- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоция-это и есть сама жизнь Рассмотрим.
Источник
Курс занятий по развитию эмоционально-волевой сферы для учащихся с интеллектуальными нарушениями (ТМНР)
рабочая программа
Курс занятий с психологом по развитию эмоциональной сферы для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emotsionalno-volevogo_razvitiya_tmnr.docx | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»»
КУРС ЗАНЯТИЙ С ПСИХОЛОГОМ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ)
НА 20..-20.. УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: педагог-психолог Макурина С.В.
Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. У детей с интеллектуальными нарушениями развития всегда имеется недоразвитие эмоционально – волевой сферы, проявляющееся примитивностью чувств, сенсорных ощущений и интересов, недостаточной выразительностью, дифференцированностью и адекватностью эмоциональных реакций, слабостью побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего.
Эмоциональная и сенсорная сферы у детей имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние. Различные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций, служат своего рода ключом, запускающим механизм эмоционального реагирования.
Как правило, дети получают стимуляцию сенсорного типа от естественной окружающей среды. Однако, дети, всилу своих нарушений, часто лишены определенных стимулов и поэтому нуждаются в дополнительных занятиях по обогащению чувственного, сенсорного опыта. У детей с ТМНР наблюдается нарушение ориентирования в окружающей действительности, которое проявляется в недостаточном восприятии и осознании: себя, другого человека, окружающего предметного мира.
Чем обширнее ребенок приобретает опыт в данной области, тем интенсивнее происходит развитие его отношений к себе, другим людям, предметному и социальному миру. У детей с интеллектуальными нарушениями развития, ТМНР затруднено чувственное познание окружающего мира. Оно не происходит само по себе. Детей нужно обучать обследовать предметы: ощупывать их, рассматривать, прислушиваться к звукам, издаваемым предметами, таким образом максимально обогащая их сенсорный опыт, стимулируя эмоциональный отклик.
Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий, предвестников эмоций. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему эмоционально-психическому и физическому развитию.
Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются эмоционально-психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, обогащая эмоционально-чувственную сферу, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Таким образом, воздействуя на сенсорную сферу ребенка, обогащая его сенсорный опыт, развивается эмоциональная сфера.
- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта
- обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
- личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире
- формирование умений адекватно реагировать на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
- стимулирование развития коммуникации посредством установления эмоционально-положительного контакта с ребенком и повышение степени его доверия к окружающей среде через совместную деятельность со взрослым;
- развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;
- развитие ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук;
- формирование первичных представлений о теле через кожу и движения;
- формирование умения адекватно реагировать на изменение положения тела, вибрацию;
- получение удовольствия от сенсорных ощущений;
Возраст детей, участвующих в реализации данного курса
Настоящий курс рассчитан на детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР школьного возраста.
Сроки реализации курса
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма и режим занятий
Форма работы индивидуальная или групповая (в группах по 2- 3 ребенка). Курс предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса
Результаты по программе индивидуальны для каждого ребенка с ТМНР и зависят от степени дефекта. Положительным результатом можно считать значительный прогресс при развитии той или иной функции (в зависимости от плана работы и степени поражения).
Методы и формы обучения
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражания.
- Обучение опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для повышения мотивации к освоению предмета обучения.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка даже малейших учебных достижений ребенка
Основными видами деятельности учащихся по курсу являются:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
При изучении тем курса используются:
- наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
- дидактический материал;
- коррекционные задания и упражнения.
Материально-техническое оснащение курса включает:
- оборудованную сенсорную комнату,
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
- сенсорные панели,
- вибромассажеры и т.д.
Количество занятий может увеличиваться по любой теме, в зависимости от степени нарушения развития ребенка и темпом освоения материала.
Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым
Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему
Формирование положительного эмоционального настроения
Формирование умения реагировать и откликаться на свое имя
Развитие мелкой моторики
Развитие кинестетических ощущений
Формирование навыков сотрудничества со взрослым
Формирование у ребенка представления о себе
Обучение ребенка здороваться и прощаться (доступными ему способами)
Развитие потребности в эмоционально-тактильном общении со взрослым
Обучение умению локализовать звук в пространстве
Обучение способности прислушиваться к песенкам, позитивно реагировать на них
Обогащение чувственного опыта ребенка через действия с различными предметами и контрастными материалами
Повышение степени доверия ребенка к окружающему миру
Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения
Развитие слухового восприятия (знакомить с различными звуками окружающего мира, слушать музыку, читать книги), позитивно реагировать на них
Активизация ощущения собственных движений
Каждый блок упражнений по темам (см.выше) подбирается отдельно для каждого ребенка с учетом нарушения развития ребенка.
Планирование групповых занятий педагога-психолога_____________________________
на 20___ — 20___ учебный год
Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой.
Тема и цель занятия
Примерное число часов
Цель: Определение уровня развития ребенка
Наблюдение за детьми
Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым. Формирование навыков сотрудничества со взрослым
Цели: 1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта
2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
Фиксация взгляда на лице педагога
Установка тактильного контакта через прикосновения, покачивания, перебор пальчиков ребенка
Напевание песенок и потешек
Игра «Кто спрятался?»
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Действия с предметами (разрывание, сминание, перемещение, складывание/выкладывание)
Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым. Развитие мелкой моторики. Развитие кинестетических ощущений.
Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта
2. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
Фиксация взгляда на лице педагога
Установка тактильного контакта через прикосновения, покачивания, переборы пальчиков ребенка.
Массаж рук, ног, тела ребенка с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др.
Складывание предметов в емкость и выкладывание из нее
Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками
Реакция на давление на поверхность тела
Реакция на вибрацию, исходящую от предметов
Пальчиковая игра «Колючий еж»
Формирование положительного эмоционального настроения. Развитие слухового восприятия
Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта
2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
Прослеживание за близко расположенным источником звука.
Прослеживание за удаленным источником звука
Знакомить с различными звуками окружающего мира, слушать музыку, читать книги, позитивно реагировать на них
Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др.
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Обогащение чувственного опыта ребенка через действия с различными предметами и контрастными материалами. Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему.
Цели:1. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, удовлетворение его потребности в возможности близкого контакта
2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
Формирование адекватной реакции на: поверхности и предметы, различные по температуре(горячие, холодные)
вязкости (жидкие, густые, сыпучие)
Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др.
Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками
Повторение пройденных тем.
Цель: Оценка знаний ребенка по пройденным темам
Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание)
Фиксация взгляда, слежение за двигающимся объектом
Различение поверхностей, разных по температуре, фактуре и т.д.
Реакция на давление на поверхность тела
Реакция на вибрацию, исходящую от предметов
Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения. Формирование у ребенка представления о себе.
Цели:1. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире.
2.Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
Обведение контура тела массажным мячиком, обведение контура тела, стопы, ладони на бумаге, оставление цветных отпечатков
Поглаживание различных частей тела с их называнием ( использование потешек, песенок)
Постукивания, похлопывания различных частей тела ребенка, в том числе и его руками, ощупывание тела ребенка его руками
Опутывание тела, частей тела ребенка ленточками Прикосновение и надавливание на тело ребенка предметами различной формы и температуры
Обрызгивание жидкостью разных температур
Прикосновение руками ребенка во время прогулки к деревьям, траве и т.д.
Заворачивание ребенка в плотную ткань
Формирование первичных представлений о теле через кожу и движения. Активизация ощущения собственных движений
Цели: 1. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
2. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире.
Работа с массажерами
Выполнение пассивных движений различными частями тела ребенка, удержание кистей рук (пальцев поочередно) под разным напором воды под краном
Передвижение по мягкой, шершавой, бугристой поверхности, покачивание на большом мяче
Размазывание крема, пены для бритья на тарелке рукой ребенка
Игры с крупами (опускание рук в миску с крупами, посыпание частей тела горохом, чечевицей, манкой и пр.)
Втирание крема, примерка шапок, перчаток различной текстуры( шерстяные, хлопковые, резиновые
Усвоение понятий «громко—тихо», «быстро-медленно»
Развитие потребности в эмоционально-тактильном общении со взрослым. Воспитание умения наблюдать за действиями взрослого с предметами и подражать ему.
Цели:1. Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
2. Личностно-ориентированная передача ребенку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире
Массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера и др.
Прикосновение руками ребенка во время прогулки к деревьям, траве и т.д.
Игра «Ласковый ребенок»
Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание), манипулирование предметами одной, двумя руками
Повторение пройденных тем.
Цель: Оценка знаний ребенка по пройденным темам
Действия с предметами (разрывание, сминание, размазывание)
Различение(адекватная реакция на ) поверхностей(и), разных по температуре, фактуре и т.д.
Реакция на давление на поверхность тела
Реакция на вибрацию, исходящую от предметов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей
- Рудаковой Е.А., Сухаревой О.Ю.. Методические рекомендации к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
- Психологическая поддержка и игротерапия в детской паллиативной помощи – М.,2015, под редакцией Харьковой О.А., Савва Н.Н., Лавровой К.С.
- Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.
В данной статье раскрываютя особенности эмоционально-волевой сферы детей со сложной структурой дефекта.
Презентация Развитие эмоционально волевой сферы у учащихся начальной школы.
Положительные результаты работы.
Занятия для младших школьников.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн.
Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра.
Источник