- Эмоционально-волевое развитие — необходимое условие становления произвольного поведения будущего первоклассника
- Эмоционально-волевая сфера младшего школьника: диагностика, психологические особенности и этапы работы с детьми
- Определение
- Ребенок и его переживания
- Развитие волевых качеств
- Эмоциональные нарушения
- Оценка эмоционального состояния
- Диагностика детской тревожности
- Диагностика уровня саморегуляции
- Изучение самооценки
- Профилактика нарушений
- Коррекционная работа
- Индивидуальная работа с детьми
- Основные методы коррекции
Эмоционально-волевое развитие — необходимое условие становления произвольного поведения будущего первоклассника
Ольга Ивановна Бойко
Эмоционально-волевое развитие — необходимое условие становления произвольного поведения будущего первоклассника
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но оно имеет бесценное значение. В этот период развитие происходит как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Задача дошкольного образования состоит в том, что бы дать правильное направление эмоционально-волевому развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению, поэтому в своей работе большое внимание уделяем развитию эмоционально-волевой сферы детей. Исследование эмоций и их развитие имеют существенное значение для разработки общих проблем онтогенеза человеческой психики, который не может быть сведен только к развитию интеллекта. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать глубокими изменениями в мотивационно-эмоциональной сфере личности ребенка (Л. С. Выготский). Изучение генезиса человеческих эмоцийимеет весьма важное психолого-педагогическое значение: дошкольное образование предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь зависит и от того, какие чувства вызывает у ребенка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.
Эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны и не приятны. Влияние эмоцийсказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью могут живо представить и сами чувства, когда то владевшие ими. Эмоциисвязаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально инее имеет для него большого значения.
Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления вот, например, счастье способствует выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные – уменьшают.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями.Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, выполнении принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении,в дальнейшем не выполняются: сам мотив, послуживший основой принятия решения, может не соответствовать убеждениям человека, морали, его взглядам на жизнь. Способность к волевому усилению снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный с тусклыми эмоциями человек не может быть волевым. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование).
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач и ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательность окружающих, неумение справиться с возникшей проблемой, приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. Если вовремя не обратить внимания на нарушения в эмоциях, то это может привести к трудностям впоследствии, когда ребенок продолжит обучение в школе. Ослабление чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению
Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, эмоций.
• Для развития эмоциональностии воли детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Это помогает детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, смекалку, ловкость, уверенность в себе. А педагогам получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.
Понимание внутреннего мира и эмоционально-волевой сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют нам, педагогам, установить с детьми эмоциональный контакт и своевременно оказывать помощь в затруднительных для ребенка ситуациях, в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать и преодолеть трудности, связанные с воспитанием ребенка.
В нашем дошкольном учреждении создан банк игр по развитию коммуникативных навыков,использование которого позволяет решить следующие задачи:
• Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.
• Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
• Создавать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.
• Оказывать помощь в познании ребенком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.
Основные принципы построения непосредственно образовательной деятельности.
• Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.
• Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций, положительного опыта общения.
Формирование доброжелательного отношения к ребенку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.
Основные формы, использующиеся для развития эмоционально-волевой сферы:
• Имитационные ролевые игры.
•Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.
Оценивая готовность выпускника ДОУ к школьному обучению, следует обратить внимание на развитие эмоционально-волевой сферы.
Эмоциональнаяготовность ребенка к обучению в школе предполагает:
а) радостное ожидание начала обучения;
б) достаточно развитые чувства;
в) сформированные эмоциональные качества личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).
Волевая готовность заключается в способности ребенка произвольно трудиться, управлять своим поведением, умственной деятельностью.
К шести годам происходит формирование основных компонентов волевого действия, но они еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения. Достижение цели определяется сформированностью мотивов.
Перед педагогами стоят следующие задачи:
а) ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
б) направлять, помогать в достижении цели;
в) приучать ребенка не отступать перед трудностями, а преодолевать их;
г) воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
У ребенка должна быть сформирована самостоятельность:
а) уметь организовывать рабочее место;
б) уметь своевременно начинать работу;
в) уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, подготовка ребенка к школе должна проводиться комплексно и на протяжении всего дошкольного детства.
Список использованной литературы:
•Б. С. Волков, Н. В. Волкова. «Дошкольная психология». М., Академический Проект, 2007.
•Ж. «Дошкольное воспитание»: М. Ю. Стожарова «Эмоциональное развитие дошкольников», № 2, 2010.
•А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьей». Методические рекомендации.
Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений» Дошкольное детство — короткий период в жизни человека, всего первые 6-7 лет жизни. Но оно имеет важное значение, именно в этот период стремительно.
Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.
Источник
Эмоционально-волевая сфера младшего школьника: диагностика, психологические особенности и этапы работы с детьми
В 6-7 лет ребенок поступает в школу, что влечет за собой ряд важнейших изменений в его психике и поведении. Вчерашний малыш входит в мир строго нормированных отношений, где от него требуется умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться дисциплине, выполнять требования педагога. Все это приводит к повышению психической напряженности. Иногда у детей появляются различные отклонения (страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность). Поэтому так важно наблюдать за эмоционально-волевой сферой младшего школьника.
Определение
Под эмоциями понимаются процессы, отражающие субъективную оценку различных ситуаций в жизни человека в форме переживания (радость, удивление, страх, гнев и др.). С чувствами тесно связана воля. Это свойство человека проявляется в умении осознанно управлять своим поведением и психическими проявлениями. Практически оно выражается в способности совершать определенные действия, несмотря на внутреннее сопротивление, или сдерживать эмоциональные порывы.
Воспитывая ребенка, педагоги и родители учат его управлять своими переживаниями, выражать их в социально приемлемой форме. Особенностью эмоционально-волевой сферы младших школьников является то, что чувства пока лидируют над волевыми проявлениями и становятся мотивами поступков.
Ребенок и его переживания
С I по IV класс дети меняются очень сильно, однако можно выделить некоторые общие тенденции. Характеристику эмоционально-волевой сферы младшего школьника мы начнем с описания чувств ребенка. В этом возрасте дети:
- Бурно реагируют на явления окружающей жизни, что выражается через движения и резкую смену настроений.
- Учатся сдержанности. Там, где дошкольник полезет в драку, школьник прибегнет к словесным формам (ругань, насмешка, грубость).
- Становятся более выразительными в демонстрации своих чувств (интонации, мимика).
- Начинают осознавать эмоции другого человека, сопереживать ему.
- Легко откликаются на все интересное, красочное, яркое.
- Под влиянием взрослых и школьного коллектива начинают испытывать моральные чувства (ответственность за дело, жалость к обиженному, преданность товарищам, негодование по отношению к драчуну) и учатся действовать в соответствии с ними.
Развитие волевых качеств
В классе учитель требует от детей произвольности действий. Ребенку приходится выполнять домашние задания, слушать объяснения педагога, даже если это не соответствует его желаниям. Особенностью развития эмоционально-волевой сферы младших школьников становится постепенное формирование следующих волевых качеств:
- Выдержка. Первоначально дети весьма импульсивны, особенно ярко это выражено у мальчиков. Однако они учатся подчиняться указаниям взрослых. К III классу многие дети самостоятельно делают уроки и выполняют домашние обязанности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
- Уверенность. Успешность в учебе очень важна для становления адекватной самооценки ребенка. Повторяющиеся неудачи, слабые знания, новая обстановка приводят к повышенной тревожности и робости.
- Настойчивость. Дети учатся преодолевать трудности и добиваться успеха в учебе, труде. Это качество обычно формируется к III классу.
- Самостоятельность. Учащиеся I и II классов действуют по указанию взрослого либо подражают своему окружению. Принимать самостоятельные решения они учатся в III-IV классах, когда формируются нравственные мотивы поведения (коллективизм, долг, честность, патриотизм и т. д.).
Эмоциональные нарушения
Не всем детям удается успешно адаптироваться к ужесточившимся условиям. Формирование эмоционально-волевой сферы младшего школьника порой протекает с нарушениями, что приводит к ситуации неуспеха. Психологи выделяют три основные проблемы «трудных» детей:
- Агрессивность. Все ребятишки дерутся и ссорятся, но у некоторых склонность к насилию и жестокости проявлена очень ярко. Они постоянно провоцируют конфликты в коллективе, злятся на окружающих.
- Эмоциональная расторможенность. У таких детей ослаблен самоконтроль, поэтому они слишком бурно реагируют на любую ситуацию, возбуждаются по малейшему поводу.
- Застенчивость, обидчивость, тревожность. Такие ребятишки, наоборот, держат эмоции внутри себя, боятся привлечь внимание взрослых и сверстников, подавлены.
Оценка эмоционального состояния
Вовремя выявить возникшие проблемы поможет психологическое тестирование. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника проводится с использование различных методик. Оценить общее состояние ребенка призваны следующие способы:
- Восьмицветовой тест, разработанный Люшером. Дети выбирают сначала наиболее приятные цвета из предложенных, а затем — самые отталкивающее. На основе полученного ряда делаются выводы об эмоциональном состоянии.
- Методика «Кактус». Ребенку предлагается самостоятельно нарисовать это растение. Его размер, расположение на листе бумаги, прорисовка линий и иголок, цветовая гамма рассказывают о психологических гранях личности. Тест выявляет повышенную агрессивность и напряженность.
Диагностика детской тревожности
Выявить страхи ребенка, а также характер его взаимоотношений со взрослыми и детьми помогут специальные методики. Диагностика эмоционально-волевой сферы младших школьников проводится с учетом возрастных особенностей. Широко применяются:
- Тест М. Дорки, В. Амена и Р. Тэммпла «Выбери лицо». Ребенку показываются картинки, на которых изображены типичные жизненные ситуации. В зависимости от пола обследуемого, главным действующим героем может быть девочка или мальчик, лица которых не прорисованы. Школьник высказывает свое предположение о том, грустит ли или радуется персонаж.
- Тест тревожности, разработанный Филлипсом для учащихся младших и средних классов. Он состоит из 58 вопросов, на которые нужно дать однозначные ответ: «да» или «нет». В итоге можно сделать вывод об общем эмоциональном состоянии ребенка и заметить тревожные симптомы.
Диагностика уровня саморегуляции
Успешное обучение невозможно, если ребенок не воспринимает задание учителя, часто отвлекается во время работы. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника включает в себя следующие тесты:
- Методику Ш. Чхартишвили, исследующую мобилизацию воли у ребятишек. При ее проведении используется альбом, на левой странице которого нарисованы кружки, а на правой — цветные иллюстрации. Школьник должен поочередно смотреть сначала на нижние, а потом на верхние кружки. Переводить взгляд на картинки запрещено. По количеству допущенных ошибок делается вывод о развитии волевой сферы.
- «Палочки-черточки» (Е. Ульенкова). На листочке в линейку ребенок должен воспроизвести узор (|—||—|||—|), не вылезая на поля, пропуская одну строчку при письме и не ошибаясь во время переноса знаков. Тест показывает степень развития саморегуляции у школьников.
Изучение самооценки
На развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников большое влияние оказывают детские представления о своей важности. Наиболее адекватными методиками для исследования самооценки в этой возрастной группе являются:
- «Лесенка» (автор В. Щур). На листочке рисуют 10 ступенек. Ребенку объясняют, что на вершине лестницы находятся самые лучшие дети, а внизу — самые плохие. Он должен найти свое место, а также предположить, куда его поставят окружающие люди. Тестирование проводится по нескольким параметрам (ум, доброта, здоровье, трудолюбие и т. д.)
- Шкалы самооценки Дембо — Рубинштейна, отредактированные А. Прихожан. На бланке чертятся 7 линий. Нужно пометить кружком уровень собственного развития (высокий, низкий, средний). Детям предлагаются оценить такие проявления своей личности, как характер, внешность, здоровье, умелые руки, авторитет в коллективе, ум, уверенность в себе. Затем крестиком помечается желаемый уровень, при достижении которого ребенок смог бы гордиться собой.
Профилактика нарушений
Без помощи взрослых ребятишки не способны решить свои психологические проблемы. Для работы со всем классом используется комплексная программа развития эмоционально-волевой сферы младших школьников.
Обычно она содержит следующие блоки:
- Подготовительный. На этом этапе происходит знакомство детей и психолога, снимается эмоциональное напряжение. Для этого используются игры на взаимодействие (комплименты друг другу, поиск товарища с закрытыми глазами, объединение в группы по разным признакам). Дети рисуют свое настроение. Проводятся образные релаксации (например, воображаемое путешествие на облаке или купание в светящемся водопаде), психогимнастика.
- Основной. Школьников учат распознавать чувства на картинках, по интонации и голосу собеседника, по характеру музыки. Дети показывают пантомимы, рисуют и надевают на себя маски, передающие различные эмоции. Проводятся беседы о причинах возникновения чувств, их значении. Устраиваются ролевые игры, в ходе которых отрабатываются благоприятные способы поведения.
- Заключительный. Дети делятся на группы и каждая представляет свою эмоцию через рисунки, стихи, музыку, сценки и танцы.
Коррекционная работа
С детьми, имеющими психологические проблемы, специалист работает отдельно. Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников может проводиться в небольших группах по 5-8 человек. Оптимальное количество занятий — 2 раза в неделю.
Выделяют следующие этапы работы:
- Установочный, во время которого проводится диагностика, формируется группа из детей со схожими проблемами и создается положительный настрой на совместную деятельность.
- Подготовительный. На этой стадии снимается эмоциональное напряжение, формируется теплый климат в группе. Используются элементы музыкотерапии, танцевальной терапии, психогимнастика, драматизация, рисование, упражнения на расслабление.
- Коррекционный. Детей учат адекватно реагировать на ситуацию через ее проигрывание, взятие на себя разных ролей. В то же время ведется работа со страхами.
- Закрепляющий. Психолог работает над переносом позитивного поведения в реальную жизнь детей через выполнение ими «домашних заданий», формирует адекватную самооценку. Проводится повторная диагностика.
Индивидуальная работа с детьми
Иногда при обследовании эмоционально-волевой сферы младших школьников психолог выявляет глубокие нарушения. Они могут быть обусловлены высокой раздражительностью и тревожностью личности, психологической травмой или особенностями семейного воспитания. В таком случае применяется индивидуальная терапия, зачастую с привлечением родителей.
На занятиях педагог старается создать расслабляющую обстановку, выявить внутренние конфликты ребенка через рисование, свободный танец, спонтанную игру с куклами, разыгрывание ролей. Постепенно убираются психологические барьеры, психолог помогает школьнику выработать новый образ своего «Я». Произвольное поведение закрепляется через ролевые игры, кукольный театр.
Основные методы коррекции
В работе психологов хорошо зарекомендовали себя следующие способы воздействия на эмоционально-волевую сферу младшего школьника:
- Игротерапия. Участвуя в ролевых играх, ребятишки проживают травмирующие их ситуации, учатся справляться со сложными чувствами.
- Арт-терапия. Через рисование или лепку дети дают выход своим переживаниям, корректируют отношение к травмирующим образам.
- Систематическая десенсибилизация. Психолог составляет иерархию детских страхов. Через игру ребенка учат расслаблению. В состоянии релаксации ему предлагается перевоплотиться в любимого героя и столкнуться со своими страхами, начиная со слабых. Постепенно обыгрываются более пугающие ситуации.
- Поведенческий тренинг. Детей обучают новому эффективному поведению, которое сначала отрабатывается в игре. Впоследствии воображаемые ситуации максимально приближаются к реальным.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников активно развивается и требует особого внимания со стороны взрослых. Дети должны понимать переживания других людей и выражать свои эмоции приемлемым образом.
Источник