Развитие эмоционально волевой сферы младшего школьника задания

Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников «Мир эмоций»

Тема: Мир эмоций

Цели:

  • Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
  • Классификация эмоций.
  • Формирование саморегуляции поведения.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать эмоции других людей по фото и пиктограмме.
  • Научить понимать своё эмоциональное состояние и других.
  • Обучить управлению своим эмоциональным состоянием и поведением.
  • Научить анализировать художественное произведение с точки зрения эмоционального
  • восприятия.
  • Способствовать обогащению эмоциональной речи ребёнка через синонимы.
  • Моделирование эмоций.

Оснащение:

Набор пиктограмм эмоций, техническое оснащение, музыка спокойная для релаксации, коврик, текст сказки «Три медведя» на диске и карточках для каждого участника, карандаши, фломастеры, бумага, «Цветок» настроения, экран настроения, природный материал для моделирования (камушки среднего размера, веточки, макаронные изделия, крупа…) и ёмкость для них, набор фото-эмоций детей, ёмкость с водой, мягкая игрушка, зеркало каждому ребёнку, «волшебный» мешочек, цветные шнурки, досочки с отверстиями, скотч, кусочек краски или глины.

Продолжительность занятия: 40 минут

I. Ритуал приветствия «Цветок»

Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте.

Психолог: Хорошо, а теперь начнём наше занятие по традиции с определения нашего настроения.

У меня в руке цветок,
Он красивый такой.
Выбирайте лепесток
Всё равно, какой.

(Дети выбирают лепесток, прикрепляют его на экран настроения, садятся на место)

Психолог: Возьмите в руку мягкую игрушку, передавайте ее по кругу, расскажите о своём настроении и какому цвету оно соответствует.
– Спасибо!

II. Закрепление пройденного материала

Психолог: Давайте посмотрим на фото и попробуем определить настроение и эмоцию людей.

III. Разминка «Угадай по лицу» (игра малой подвижности)

Цель: учимся контролировать свои эмоции, развитие произвольности.

Ход: Дети встают в один рядок, плотно друг к другу. За спиной дети передают мягкую игрушку под ритмичную музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После остановки музыки водящий должен угадать у кого в руке игрушка.

IV. Дидактическая игра «Весёлая шнуровка» (Приложение 2)

Психолог: Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я вам раздам вот такие дощечки с дырочками, где каждая дырочка обозначена словом. Вам нужно взять шнурки разного цвета и с помощью их соединить слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:

  • радость – счастье
  • грусть печаль
  • удивление – восхищение
  • страх – тревога
  • горе – печаль
  • злоба – недовольство
  • ярость – гнев
  • радость – веселье
  • испуг – страх и т.п.

(Ведущий раздаёт дидактический материал и показывает, как с ним работать. Желательно раздать наборы различающиеся по содержанию.)

V. Анализ сказки «Три медведя» (раздать детям карточки с текстом сказки)

Психолог: Ребята, я принесла вам этот волшебный мешочек. В нём лежат карточки, на которых изображены эмоции. Будем по очереди доставать и определять эмоцию. Кому, какая достанется, тот и будет работать с этой эмоцией при анализе сказки, подчёркивая цветным карандашом.
Звучит сказка, дети работают на листочках: радость, гнев, страх, грусть, удивление.

Психолог: Кто в этой сказке был самый сердитый, кто удивился больше всего, кто испугался больше всего.

VI. Исследовательская игра «Вода»

Психолог: Ребята, у меня в мешочке осталась ещё одна карточка. Внимательно рассмотрите её и скажите, какая эмоция или чувство на неё изображено. Это – спокойствие.
– Найдите в сказке отрывок, где герои чувствуют спокойствие или находятся в состоянии покоя. (Когда Маша спит…)
– Покажите с помощью зеркала спокойствие. (Работа с зеркалом)
– Сегодня я для вас принесла ёмкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете в каком она сейчас состоянии. Она спокойна. А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней. (Постукиваем по краям ёмкости). Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Если в воду опустить кусочек глины, то вода помутнеет. Настроение испортилось.

VII. Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение)

Психолог: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. (Звучит спокойная музыка)

Ложитесь на коврик, так что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.

Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко. (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.) [2]

VIII. Рефлексия в рисунке. Моделирование

Читайте также:  С чувством с толком с расстановкой завязал бечевкой

Дети усаживаются на свои стульчики.

Психолог:

У меня в руке ведро,
Вот: волшебное оно.
В нём каменья непростые.
В нём каменья озорные.
Опусти в него ладошку
И возьми себе немножко. (Авторское)

– С какой эмоцией вам понравилось работать больше всего. Выложи из камушек и веточек личико. (Дети могут работать в паре)
– Расскажи, что у тебя получилось.
– Какое настроение у вас бывает чаще всего.
– Какое задание тебе понравилось больше всего.
– Какое задание вызвало затруднение.

IX. Ритуал прощания «Цветок»

Психолог: В завершении занятия хотелось бы узнать какое у вас настроение сейчас, изменилось ли оно. Передаём мягкую игрушку по кругу. Выберите подходящий цвет и прикрепите его на экран настроения. (Приложение 3)

– Молодцы! До свиданья!

Литература:

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.

Источник

Тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы учащихся младших классов

Цель — снятие эмоционального напряжения.

а) снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов;

б) укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;

в) повышение готовности к деятельности.

1. Упражнение «Шалтай-Болтай» (цель — снятие напряжения)

— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «сва­лился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!

2. Упражнение «Релаксация» (цель — снять утомление, расслабление)

— Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.

Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.

Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

(Упражнение повторить 2—3 раза).

«Игра с муравьем»

— Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

(Упражнение повторить 2—3 раза).

3. Упражнение «Гимнастика» (цель — мобилизация готовности к деятельности)

— Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).

— Подняли плечи — сбросили (4 раза).

Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.

Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.

— Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!

4. Упражнение «Хорошее настроение» (цель — мобилизация после релаксации, снятие речевых зажимов)

— Построим 10-ти этажный дом!

(Дети берут воображаемые кирпичи поочередно и строят «голосом» дом.)

— 1-й этаж! — хор: низкая тональность голоса, «кладут кирпич».

— 2-й этаж! — хор: тональность голоса повышается, «кладут кирпич еще»,

— 10-й этаж! — хор: высокая тональность голоса, крик,

Здесь дети сильно оживляются и могут с криком вскочить: настроение завершенного дела!

5. Упражнение «Споем»

Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям:

1) укорить, пристыдить другого,

Читайте также:  Как вы понимаете высказывание будды истинная победа та когда никто не чувствует себя побежденным обж

2) удивиться другому,

3) попросить прощения.

— В заключение занятия давайте похлопаем в ладоши. Громче! Громче! Молодцы!

Цель — развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер.

а) развитие раскованности, произвольности;

б) снятие напряженности, страхов; снижение возбужденности детей.

в) развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей.

1. Упражнение «Поссорились два петушка» (цель — развитие раскованности, самоконтроля.)

Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.

Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).

2. Упражнение «Иголка и нитка» (цель — развитие произвольности)

Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.

Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

3. Упражнение «Дракон кусает свой хвост» (цель — снятие напряженности, невротических состояний, страхов)

Процедура. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается — от нее.

Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.

4. Упражнение «Лисонька, где ты?» (цель — развитие произвольности.)

Процедура. Дети становятся полукругом, ведущий — в центра. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — лиса? Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

5. Упражнение «Слушай команду» (цель — развитие способности к сосредоточению)

Процедура. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду'(сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д.).

Замечание: — Команда дается только на выполнение спокойных движений.

Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

6. Упражнение «Я не знал!» (цель — развитие эмоциональной сферы, развитие выразительных движений ребенка).

Процедура. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».

Выразительные движения: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

7. Упражнение «Возьми и передай» (цель — развитие воображения.)

Процедура. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. На­пример, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.

8. Упражнение «Раздумье» (цель — укрепление способности к концентрации, успокоении.)

Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»

Выразительные движения: ребенок стоит, руки скрещены на груди, смотрит перед собой (роль грибника дол­жен сыграть каждый ребенок).

Вариант игр, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей начальных классов, предложен в книге «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой.

Игра «Строим город»

Игра предназначена для учащихся первых классов. Цель игры — улучшение настроения, развитие сплоченности, сосредоточенности. Данная игра улучшает настроение участников, способствует развитию их эмоциональной сферы.

Для проведения этой игры понадобятся следующие материалы:

· набор красок для рисования на коже;

· пластилин ярких цветов (по коробке на ребенка);

Читайте также:  Заболела хорошим настроением больничный брать не буду пусть люди заражаются

· большой стол для размещения листа ватмана;

2. Обсуждение чувств и итогов совместной работы.

3. Размещение созданного города в кабинете.

Игра начинается с того, что первоклассников приглашают в тренинговый кабинет, где в разных местах на стенах зала приклеены листы бумаги основных «люшеровских» цветов.

1. Ведущий предлагает детям провести игру-разминку «Цвет и настроение». Ребятам надо выбрать цвет, соответствующий их настроению. После выбора каждый ребенок получает метку: на щеке ему рисуют кружок выбранного цвета (используется краска или грим, подходящий для детской кожи). Так, участники делятся на группы, по выбранным цветам.

После этого каждой группе дается задание: придумать название своей группе и групповое движение, которое отражало бы настроение всей группы.

Примечание: время обсуждения 5 минут. Взрослые (учителя, психолог) должны помочь детям в принятии решения.

Затем группы по очереди показывают свои движения. По просьбе ведущего предлагаемое движение повторяют все участники игры.

После завершения упражнения детям предлагается поменять группу, если они хотят этого, но обязательно надо было пояснить причину. У тех детей, которые сменили группу, на щеке рисуют второе цветное пятно. Группы придумывают, как они включают в себя новый цвет, название, общее движение.

2. Ведущий приглашает участников встать вокруг стола, на котором лежит ватман. Детям и педагогам предлагается создать пластилиновый город. На листе ватмана должны быть обведены контуры будущего города.

Каждый ребенок получает по коробке пластилина. На первом этапе создается «почва»: разогретый в руках материал размазывается по бумаге в несколько слоев, местами могут возникать «холмы и впадины».

Далее, ведущий просит каждого ребенка выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. После этого ребята и педагоги на своих кусочках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек города так, как нравится. В этот момент звучит стимулирующая музыка. После завершения этапа «индивидуального строительства» ведущий просит участников рассказать о том, что они построили.

3. Затем ведущий просит участников соединить отдельные кусочки в общий город. Детям нужно подумать, как это можно сделать. Можно «прокладывать дороги», «строить мосты», и т. д. После окончания «строительства» городу дается название. Построенный город можно отнести в класс для последующих игр с ним.

Игра «Рисуем настроение»

Игра предназначена для учащихся 2-4 классов.

· отрывки музыкальных произведений;

· листы бумаги A3 для каждого ребенка;

· восковые мелки или наборы цветных карандашей;

· стенды для размещения коллажа рисунков;

· фотоаппарат и фотопленка;

· свеча (для проведения обсуждения).

1. Разминка «Цвет, музыка, движение».

2. «Рисуем настроение».

3. Создание общего портрета.

4. Обсуждение игры.

Эта игра проводится в актовом зале. Дети и педагоги становятся в общий круг.

Разминка «Цвет, музыка, движение»

— Сейчас кто-то из участников (пусть в первый раз это будет взрослый) встанет в круг. Как только зазвучит музыка, участник в центре круга начнет совершать соответствующее музыке движение, а весь круг должен повторять за ним. После того как музыкальный фрагмент закончится, все должны подумать и сказать, какого цвета звучала музыка.

Звучит музыка, и учитель выполняет движения, дети повторяют за ним. После этого дети высказывают мнение о том, какого цвета звучала музыка. Затем выбирают следующего ведущего, и звучит второй музыкальный фрагмент. Все повторяется снова. Это упражнение (желательно закончить бодрой, живой музыкой) создает хороший настрой на дальнейшую работу.

Упражнение «Рисуем настроение»

Ведущие раздают детям наборы восковых мелков или цветных карандашей, большие листы бумаги (A3). Ребя­там предлагается нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания ведущий предлагает каждому ребенку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лежа, сидя. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, ведущий предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.

Далее ведущий просит сесть в круг, он зажигает свечу, и дети должны рассказать, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет. (Особое внимание уделяется тем детям, которые оказываются в своей цветовой группе одинокими).

Источник

Оцените статью