Развитие эмоционально волевой сферы детей дошкольного возраста с онр 3 уровня

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.
статья по логопедии (подготовительная группа)

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это помогает определить преобладание положительных или отрицательных эмоций, раскрыть особенности их лицевой экспрессии, эмоциональной интонации голоса. Наше предварительное исследование речи старших дошкольников с ОНР III уровня показало, что их словарный запас весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, наблюдается несовершенство поиска номинативных единиц, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 26.82 КБ

Предварительный просмотр:

учитель-логопед МБДОУ детский сад №31 «Жемчужинка»

г.о. Коломна Московской области.

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

Речь является основным средством человеческого общения, посредством которой человек имеет возможность получать и передавать огромное количество информации. Речь обладает определенным смыслом, который выражается в личных мыслях, ассоциациях, образах, чувствах и таким образом характеризует личность человека. Общаясь, человек обогащается опытом других людей.

Лексика русского языка представлена в виде общеупотребительной или стилистически нейтральной лексики и эмоциональной лексики [Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М., 1957].

К стилистически нейтральной лексике относятся такие слова, как дом, поле, ветер, окно, кровать, хлеб и др. Этот лексический пласт представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и является основным в повседневной языковой практике.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики.

Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:

* слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;

* слова — оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т.е. лексически;

* слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами [Галкина — Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.В., 1957].

Исследование речи старших дошкольников с ОНР показывает, что их словарный запас весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, наблюдается несовершенство поиска номинативных единиц, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению.

Особенности их лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из своего запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другими словами, имеющими иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.

Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств — жестов, мимики, интонации.

Подходы к обогащению эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Определяющим фактором, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, А.М. Леушиной и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания (мнемотаблицы) , на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский.

С целью развития самостоятельности связной описательной речи, мы расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана:

— пересказ рассказа по демонстрируемому действию;

— составление рассказа по демонстрируемому действию;

— составление рассказа с использованием фланелеграфа;

— пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

— составление рассказа по серии сюжетных картинок;

— пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

— составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Занятие по составлению описательных рассказов являются частью комплексной работы по формированию речи у детей с ОНР.

При этом ставились следующие задачи:

— формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания;

— формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;

— овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления

связных высказываний в форме описания;

— практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.

Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной описательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Выполнение детьми рисунков может проводиться под руководством воспитателя.

Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводилось нами на отдельных занятиях по темам: «Моя любимая игрушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти может проводиться и на ООД с воспитателем, особенно на основе свежих впечатлений детей, например, после занятий по ознакомлению с природой.

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обучения описанию. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

Дидактические игры и упражнения:

1) «Где позвонили?»: определение направления звука;

2) «Скажи, что ты слышишь»: развивать внимание, учить прислушиваться к звукам;

3) «Тихо — громко»: учить определять силу звучания; координация звучания с движением.

4) «Наседка и цыплята»: учить соотносить число на карточке с определенным количеством ударов.

5) «Слушай хлопки»: учить детей внимательно слушать педагога и действовать по его инструкции.

6) «Найди различия»: учить обращать внимание на детали изображения.

7) «Дорисуй»: учить рассматривать предмет, обращая внимание на его детали.

8) «Повтори за мной»: развивать моторно-слуховую память,

9) «Запомни слова по рисункам»: развивать моторно-слуховую память,

10) «Запомни и воспроизведи»

11) «Выдели неподходящий предмет»: формирование операций анализа, синтеза, обобщения.

12) «Группировка предметов»: формирование синтетической деятельности, обобщения.

13) «Установи последовательность событий»: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

14) «Отгадай загадку»: развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с, использованием наглядной опоры.

15) «Ассоциации»: развитие ассоциаций.

16) «Назови одним словом»: учить называть обобщающее слово-существительное.

17) «Догадайтесь, каким будет четвертое слово»: учить восстанавливать смысловые ряды слов.

18) «Назови части»: активизировать словарь существительных

19) «Объясни, что общее у предметов»: закреплять обобщающие слова

20) «Скажи наоборот»: обогащать словарь антонимами-существительными

21) «Подбери предмет»: учить подбирать предметы к названию действий

22) «Кто или что может это сделать»: учить подбирать предметы к названию действий.

Задачи развития эмоциональной лексики:

— обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;

— закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;

— активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

— следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Вывод. При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это помогает определить преобладание положительных или отрицательных эмоций, раскрыть особенности их лицевой экспрессии, эмоциональной интонации голоса. Наше предварительное исследование речи старших дошкольников с ОНР III уровня показало, что их словарный запас весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, наблюдается несовершенство поиска номинативных единиц, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению. В их экспрессивной речи преобладает общеоценочный тип аксиологических значений: «хаосая игуска — хорошая игрушка»; «пахая деватька — плохая девочка»; «нехаосый дук — нехороший друг» и т.п. лексики. Наиболее ярко в ней просматриваются психологические оценки: «гупый катенок — глупый котенок»; «гусный осик — грустный ослик»; «висеый коун — веселый клоун» и т.п. Мы отметили, что объем и последовательность овладения вторым типом аксиологических значений зависят от многих факторов: интеллектуального уровня, речевого развития, возрастных особенностей, влияния среды.

В результате нашей работы, подборе игр и упражнений дети стали употреблять больше прилагательных, в активный словарь стали включаться слова эмоциональной лексики. Во время проведения дидактических игр и упражнений обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции, особенно на первоначальном этапе, вызванные речевым нарушением, невнимательностью, привыканием к экспериментатору. В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.

Особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера. У детей возросло количество прилагательных цвета, формы, материала и немного понизилось количество оценочных прилагательных, когда дети опираются на картинку.

Источник

Развитие эмоционально волевой сферы детей дошкольного возраста с онр 3 уровня

Автор: Цуприк Наталья Николаевна

Организация: Структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Петра Дубрава

Современный этап развития общества предъявляет особые требования к содержанию дошкольного образования. Организация учебно-воспитательного процесса должна способствовать решению проблем воспитания социально активной и творческой личности, особенно если речь идет о дошкольниках с особыми образовательными потребностями. Усиление внимания к воспитанию дошкольников ориентирует направленность образовательной работы не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию.

Воспитатели и специалисты детского сада, работающие с детьми с речевыми нарушениями, часто сталкиваются с проблемами в межличностных взаимоотношениях между детьми, конфликтными ситуациями в группе, не понимании детей друг друга.

Из-за проблем в развитии речи дети с ОНР, как правило, не умеют правильно выразить свои чувства, скованны, неловки, у них бывает неадекватная мимико-жестовая речь. Всё это часто становятся причиной страха, отчуждённости, враждебности, непонимание другого, а в следствии затрудняет общение детей между собой и взрослым.

Для детей с ОНР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень умственной работоспособности, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость, нарушение познавательной деятельности, незрелость мотивационной сферы. Речевые проблемы разной степени сложности в сочетании с отставанием в развитии психических процессов, координации и моторики приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом.

Если обратиться к исследованиям причин нарушений речевого развития в детском возрасте (Л.С. Выготский), то в них подчеркивается связь психического развития с воздействием окружающей среды.

Развитие эмоций и речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Появление у ребенка новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. Освоение детьми словаря эмоциональной лексики осуществляется в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии.

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепен­но, в общении с окружающими людьми и в процессе раз­личных видов деятельности, прежде всего, игры.Эмоциональную жизнь старшего дошкольника с ОНР формиру­ют взаимоотношения с воспитателем, отно­шения в семье с родителями, отноше­ния с детьми и положение в коллективе.Воспитанники в целом различают эмоции, изображённые графически, но часто не умеют выразить их мимикой, пантомимикой и интонацией. Дети правильно подбирают ситуацию, в которой они испытывали какую-то эмоцию, но затрудняются в словесном обозначении знакомых эмоций.Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности.Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я».

В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: арт-терапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия.

Изобразительная и конструктивная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии. В процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать.

Под натиском негативных явлений современной жизни: информационного изобилия, неправильного стиля воспитания в семье, в настоящее время эмоциональная сфера детей подвергается огромным перегрузкам. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Эмоции играют большую роль в жизни дошкольника. Все знают по эмоциям можно определить настроение ребенка.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги.

Эмоциональное развитие – комплексное понятие. Оно включает в себя и развитие эмоционального реагирования и экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики, способности к эмпатии.

Для многих детей время, проведённое в дошкольном учреждении, является самым эмоционально насыщенным и значимым, что реализует их возможности для непосредственного и тёплого общения с педагогами, эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.

Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтомуработа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

На современном этапе развития общества предъявляются высокие требования к качеству образования. Образовательные запросы родителей и общества постоянно растут, усложняются и меняются. Ребенку с каждым годом становится все труднее соответствовать повышенным требованиям.

Основной запрос от родителей (законных представителей) поступает по следующим проблемам:

  • нарушение социальной адаптации,
  • трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми,
  • агрессивность,
  • гиперактивность,
  • заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи,
  • нарушения в развитии личностной сферы,
  • нарушение детско-родительских отношений.

Коррекционные задачи требуют более детальной проработке в связи с тем, что большинство детей, имеют сочетанные нарушения, т.е. помимо эмоциональных трудностей у ребенка может быть задержка психического развития, общее недоразвитие речи и т.д. Все это требует от специалистов комплексного подхода к вопросам психолого-педагогического сопровождения такой категории детей.

Таким образом, основными задачами коррекционного сопровождения ребенка являются, во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития.

В дошкольном возрасте в период активного развития эмоциональной сферы ребенка, прежде всего, идет развитие познавательных эмоций: чувства удивления, любопытства, любознательности. Эмоции в этом возрасте имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка дошкольного возраста легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него чувства удовольствия и радости.

Отрицательные эмоции могут оказать разрушающее воздействие на наше здоровье, снизить защитные свойства организма ребенка. Важно поэтому не допустить, чтобы они оказывали такое воздействие. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, чувство вины, дошкольники становятся мягче, увереннее в себе. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ребенок есть. Эмоциями нужно управлять, их проживать и лучше всего это делать с детьми дошкольного возраста.

Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития и зависит от совместных усилий сотрудников дошкольного образовательного учреждения и семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с ОНР. М., 2005.
  2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис Пресс, 1998.
  3. Данилина Т. Л., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М., 2004.
  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. Б., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.
  5. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций. // Вестник МГУ. 1995, №4.
  6. Кондратенко И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. 2002, №6.
  7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М.: Аркти, 2003.
  8. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. Ушаковой О. С. М.: Сфера, 2002.
  9. Семенака С. И. Уроки добра. М.: Аркти, 2002.
  10. Спирина Л. Ф. Особенности лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2001, №6
  11. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.
  12. Я Ты Мы / Сост. Князева О. Л. М.: Мозаикасинтез, 2005.

Источник

Читайте также:  Чувство тревоги как его убрать
Оцените статью