Развитие эмоционально нравственной сферы дошкольников

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников

Татьяна Коноплина
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников

Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений — одна из задач воспитания личности ребёнка. Детей нужно приучать жить среди людей, формируя у них определённые навыки общения. Для этого нужно, чтобы отношения между воспитателями и детьми были партнёрскими, а обстановка в детском саду была приближена, насколько это возможно, к домашним условиям. Большое внимание уделяем эмоционально-благополучному микроклимату. Дети по барометру настроения (по цветной шкале) определяют эмоциональное состояние своё и других детей, разбирают и анализируют свои поступки и поступки литературных героев, находят выход из конфликтных ситуаций. Для этого в группе есть уголок «Добрых дел», «Цветная лесенка» и другое. Постепенно дети начинают чувствовать себя уверенно, потому что понимают, что в трудную минуту их поддержит доброта, ласка и забота товарищей. Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, мы используем комплекс психологических игр и упражнений, психогимнастику, этюды. Постепенность и последовательность введения игр приводит к принятию ребёнком норм бесконфликтного общения. В игре «Назови себя» предлагаем назвать, представить своё имя так, как ему нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе. В игре «Позови ласково» дети упражняются в вежливости, доброжелательном отношении друг к другу. В игре «Моя любимая игрушка» развиваем умение слушать, описывать игрушку, передавать её настроение, поведение. Игра «Волшебный цветок» даёт возможность почувствовать свою индивидуальность, представить себя маленьким ростком, как он растёт, что чувствует, о чём мечтает. Под зажжённую свечу учим детей расслабляться, рассказывать о своих эмоциях. Дружелюбию учит игра «Солнечный зайчик». Игра «Пирамида любви» воспитывает уважительное, заботливое отношение к семье, людям, миру. С помощью мимики, жестов, прикосновений учим детей по цепочке передавать определённые чувства, рассказывать о них. Но одних игр не достаточно, чтобы научить общению. Знакомим детей с культурой общения, развиваем умение выражать свои мнения и суждения. Изучая тему «Моя семья», составляем рассказы о семье, её традициях. В игре «Телефон», «Слушатель-рассказчик», «Почему?» упражняемся в ведении диалога. Для умения общаться развиваем речь, сочиняем рассказы, пересказываем и драматизируем сказки. Играя в игры «Цветопись настроения», «Кому нужно помочь?», учим узнавать эмоциональное состояние по мимике. В общении имеет большое значение интонация. Для этого драматизируем сказки, рассказываем стихи по схеме, произносим фразы с разной интонацией. Учим детей общению с помощью символов, знаков, схем. Учим детей этикету, вежливому общению в игре «Волшебные слова», разбираем поступки литературных героев, игровые ситуации «Правильно ты поступил?». Применение этих игр и упражнений ведёт детей к анализу своих поступков, доброжелательному отношению к другим, к культуре поведения.

«Учим детей общению» Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина;

«От трёх до семи» Л. Б. Фесюкова.

Коноплина Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»

Развитие эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста Утром проснись и душой улыбнись Всем улыбку дари, не стесняясь. До друзей ты улыбкой своей прикоснись, В путь с друзьями дневной собираясь.

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.

Сказкотерапия для формирования нравственной сферы дошкольника Развитие духовно-нравственных чувств у детей становится всё более важным для нашего общества. Нравственная сфера личности дошкольника представляет.

Читайте также:  Успокоительные таблетки при стрессе неврозе

Конспект занятия по программе М. Н. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей» Занятие №1 Цикл занятий по программе М. Н. Ильиной, Л. Г. Парамоновой «Развитие интеллекта и навыков общения у детей». Автор: Ташлыкова Е. С. Занятие №1.

Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы) «Эмоционально-личностное развитие дошкольников» В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный.

Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.

Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы младших дошкольников с помощью развития сенсомоторных функций. «Путешествие в Волшебную страну Радости» Цели: Развивать эмоциональную сферу детей, сенсорные функции: зрительное, слуховое, осязательное.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста» Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем,.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Развитие эмоционально-волевой сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. Развитие эмоционально-познавательной сферы по средствам песочной терапии у детей дошкольного возраста. «Дети не любят игрушек неподвижных,.

Источник

Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»

Маргарита Сергеевна Рудакова
Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»

Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, воспринимаемых путём восприятия эмоциональной сферы, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. У детей в дошкольном возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.

В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Читайте также:  Мой темперамент пройти тест

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Эффективное нравственное воспитание невозможно без общения с малышом на темы нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом, восприятие идёт на фоне эмоциональной сферы, что способствует благоприятному усвоению. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление в развитии эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста — способствовать эмпатии (сочувствию).

Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитиесвоих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.

Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые «мирилки», для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

Источник

Развитие нравственной сферы личности дошкольника

Ольга Романова
Развитие нравственной сферы личности дошкольника

Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры.

Нравственное развитие включает в себя два значимых понятий нравственность и мораль.

Мораль подразумевает под собой сложившиеся ценности, устои и нормы поведения, которые задаются обществом. Эти правила внушаются человеку с его детства.

Нравственность – это важная составляющая личности, предполагающая добровольное принятие норм и устоев в обществе. Нравственность проявляется в отношении к обществу, определённым людям, труду и Родине. Она формируется с детства и показывает процесс усвоения и принятия общественных понятий.

Под нравственным развитием дошкольника принято считать процесс усвоения правил поведения, заданных обществом. В будущем эти правила поведения служат для него регуляторами в правильности выбора его поступка.

Главной составляющей развития нравственной сферы следует считать семью. Она является первым социальным институтом. Именно она призвана воспринимать, воспитывать, обучать и поддерживать всех её членов.

Семья выступает начальным источником формирования личности человека, передачи необходимой информации, памяти и традиций. Именно родители являются главными воспитателями, помогающими ориентироваться ребёнку в дальнейшей жизни.

Читайте также:  Поэтическое настроение что это такое

На собственном примере родители могут объяснить правильность выбора собственных поступков, а также показать, например, что нужно заботиться и помогать тем, кто слабее нас. Легче всего это можно сделать на примере общения с домашними животными, с помощью правил ухода за ними. Это позволит привить дошкольнику чувство гуманности и ответственности.

Существует ряд способов, с помощью которых можно грамотно развить нравственную сферу дошкольника.Этому могут способствовать художественные средства: литература, живопись либо кино. Читая книги, просматривая видео- и мультфильмы дошкольник познаёт мир вокруг себя и переживает совместно с главными героями большое количество эмоций. Также художественная литература благоприятно влияет на развитие кругозора, мышления, памяти и воображения.

К третьей группе средств относится групповая деятельность. Она может быть представлена игрой, трудовой или умственной деятельностью. Главное – это чувство коллективизма. У ребёнка формируется чувство ответственности за своё поведение и его друзей.

Следует выделить такое средство развития нравственной сферы, как атмосферу. Окружающим людям следует проявлять и показывать своими действиями гуманность, доброжелательность и отзывчивость. Поведение ребёнка в будущем, в основном, складывается из увиденных ранее примеров.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С помощью неё можно скорректировать деятельность ребёнка, показать как следует себя вести в определённой ситуации с помощью правил, которые следует соблюдать, а также обучить его различным умениями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным периодом в развитии человека считается дошкольный возраст.

Познавая окружающий мир и взаимодействуя с ним, у ребенка, несомненно, происходит процесс развития нравственной сферы и освоения социально значимых качеств. В этот момент очень важно благоприятно воздействовать на ребёнка для усвоения им правил, принятых в обществе и стремления к идеалу.

Развитие духовно-нравственной личности через внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда.

Развитие личности дошкольника в процессе общения Основные задачи данной темы направлены на обучение, воспитание, развитие, формирование различных умений, которые влияют на становление личности.

Влияние мультипликации на развитие личности дошкольника Дошкольное детство – значимый период личностного развития. Мультипликация как вид современного искусства в детстве очень востребован. Искусство.

Конспект занятия по формированию духовно-нравственной основы личности дошкольника Цель: формирование духовно-нравственной основы личности дошкольника. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях.

Модель формирования духовно-нравственной сферы детей через традиционную культуру и искусство в образовании Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда, формируются потребность в самостоятельной деятельности, основные представления.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями речи Л. М. Шипицина, Л. С. Волкова в результате исследований, выполненных с использованием методики «Цветовых выборов» М. Люшера, выявили некоторые.

Протокол группового родительского собрания «Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией» Протокол группового родительского собрания группы №11 Собрания №2 От15.11.18 г. Председатель: Смородникова. М. С. Секретарь: Шагера Н. С.

Психокоррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольника Психокоррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности Аннотация. В статье рассматривается проблема развития.

Влияние принципов православной педагогики на формирование нравственной личности дошкольника посредством развивающих игр Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое.

Источник

Оцените статью