Развитие эмоционально коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности
статья на тему

Эмоции связаны с функционированием организма, с его нервными процессами, и в этом смысле они, эмоции, ­- это врожденные характеристики.

Но эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается в течение всей жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности 66 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие ребенка в коммуникативной деятельности

Дьякова Ирина Николаевна

Эмоции связаны с функционированием организма, с его нервными процессами, и в этом смысле они, эмоции, — это врожденные характеристики.

Но эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается в течение всей жизни.

Доказано, что хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря прочной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Если у ребенка развита эмоциональная память, то он сможет быстро вспомнить чувства, когда-то владевшие им. Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения.

Волевые процессы так же тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятия решения и развертывания процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.

У детей могут наблюдаться патологии эмоций – тревога и страх, сковывающие ребенка, или, наоборот, импульсивность, мешающая сосредоточиться; враждебность к окружающим, или смешливость, игривость; или же невротическое чередование положительных и отрицательных эмоций.

Каждому педагогу необходимо строить весь воспитательно – образовательный процесс детей – дошкольников с учетом этих факторов, чтобы максимально нивелировать отклонения, ведь для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность эмоций, и формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности.[1].

Мы в своей группе выстраиваем работу так, чтобы в процессе воспитания у ребенка развивались положительные эмоции, эмоции высокой социальной значимости.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что педагоги часто выпускают его из поля зрения в своей профессиональной деятельности или решают фрагментарно. Я хочу представить систему работы по развитию эмоциональности через коммуникативную деятельность на примере моей группы.

Рассматривая эмоциональность в качестве одной из центральных и фундаментальных характеристик индивидуальности, педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания. Организация познавательной, коммуникативной деятельности в моей группе способствует развитию в ребенке эмоциональности.[2] Процесс развития осуществляется под девизом «Чувствовать – познавать – творить!»

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда, в которой протекает деятельность детей — это и социально-бытовые условия, и люди, которые рядом.

Поэтому я соотнесла цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие своих воспитанников, составила перспективный план и отразила его реализацию в календарном планировании, обеспечивая тем самым систематическое эмоционально насыщенное общение ребенка с взрослым и другими детьми.

Обязательно нужно заботиться об эстетике помещений. Цветовое решение в моей группе спокойно для восприятия, но не однообразно, яркие сказочные образы на стенах вызывают радостное настроение у детей. Музыкальный фон в группе создается и привычными детскими песенками, и классическими произведениями, и народной музыкой.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, я продумываю организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Поэтому я целенаправленно включаю в работу с детьми психогимнастку, игры и игровые занятия, оптимизирующие эмоционально-чувственную сферу ребенка. Это игры ориентированные на:

  • накопление эмоций;
  • эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • преодоление негативных эмоций;
  • снятие эмоционального напряжения, релаксацию;
  • развитие эмпатии у детей.

Развитие эмоциональности через коммуникацию начинается с утреннего приема. Деятельность воспитателя состоит из ежедневного ритуала – оценки детьми своего настроения. Для этого в приемной размещена специальная игра-перевертыш «Солнышко и дождик». Ребенок, выбрав из имеющегося набора схематических изображений эмоциональных состояний то, что соответствует его сегодняшнему настроению, размещает его на индивидуальном окошке – «капельке». Затем происходит коллективное обсуждение выбранных настроений. Дети поясняют свой выбор и его причину, объясняют, что могло бы изменить плохое настроение на хорошее, а хорошее сделать еще лучше. Так в дружеской беседе строятся планы на весь день. Я считаю, что такой способ утреннего приема дает возможность детям, с одной стороны, поделиться своими переживаниями в коллективе, а с другой – поучаствовать в решении проблем своих сверстников, что развивает в ребенке эмпатию, верного спутника в развитии эмоциональности.

Развитию эмоциональности способствуют специальные упражнения, которые мы любим делать по утрам.

Упражнение 1. Лицевая гимнастика.

Если не разработать мимические мышцы, в будущем ребенок не сможет быть эмоционально выразительным! Исключить этот недостаток поможет выразительное чтение маленьких стихотворений «с характером». Очень любят мои маленькие воспитанники стихотворения, где необходимо показать смену настроения мимикой, голосом, например:

«Киска, киска, как дела?

Ты зачем от нас ушла?

Не хочу я с вами жить,

Негде хвостик положить,

Не смотрите, шагаете,

На хвост мой наступаете!»

В начале стихотворения дети изображают искренне удивление, а затем ворчливое недовольство кошечки.

Упражнение 2. «Разведчики»

Эти упражнения помогают развитию умения распознавать чувства товарища. Выбирается руководитель отряда. Он показывает движение. Дети его запоминают и повторяют, подстраиваясь под движение тела, выражение лица ведущего.

Упражнение 3. Повышение темпа выполняемых упражнений.

Упражнение называется «Водители». После него у детей пропадает вялость, а, следовательно, плохое настроение. Сначала мы накачиваем шины, затем заводим моторчик. Для того, чтобы наша машина поехала быстрее, мы это проделываем каждый раз увеличивая темп движений и силу издаваемого звука. Все быстрее и громче! И вот все развеселились.

Организация познавательной деятельности состоит из следующих действий:

  • воспитательно-образовательный процесс строится как соигра воспитателя и ребенка, где главное – коллективный процесс творчества;
  • логика изложения познавательного материала тщательно продумывается, определяются узловые моменты;
  • определяется эмоциональный фон развивающего момента – яркое начало, интересные задания, проблемные вопросы, неожиданные приемы, наличие атрибутов, радостное окончание задуманного сюжета.

Во время занятий я поощряю свободу мысли ребенка. Это привносит тепло общения со взрослыми и друг с другом – то есть именно то, что необходимо детям для полноценного развития. Достичь этой цели можно в том случае, если сделать занятие интересным, разбудить творческую активность моих воспитанников. Занятия в нетрадиционной форме, комплексные, интегрированные несут дух свободы самовыражения, естественности.

Интригующее начало, эмоциональная завязка, захватывающая детей своей необычностью, вызванный эмоциональный отклик – формирует положительное отношение к занятию, способствует интенсивному протеканию познавательных процессов.

Между занятиями и на занятиях я практикую эмоциональные динамические паузы.

Ребята вы устали? Давайте сделаем разминку. Я знаю интересную игру о друзьях. Встали в круг повернулись к соседу, чтобы получилась пара.

«Я дрозд, ты дрозд.

У меня нос, у тебя нос.

У меня щечки аленькие

У тебя щечки аленькие.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга».

Очень любят мои дети занятия выразительным движением. Через импровизацию движений под музыку, передающую определенное настроение, дети танцуют свободные и поставленные танцы с музыкальным сопровождением.

Когда дети знакомились с эмоциями через воплощение характеров людей и пластику животных, я использовала мимические и пантомимические этюды, в том числе психогимнастические упражнения, с последующим обсуждением выразительных средств.[3] Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

Я так же использую проигрывание разнообразных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр выбираются трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.

Очень интересен прием «Пантомимика в рисунках», технология, предложенная в программе «Детский сад – дом радости». Это рисование стоп кадра, когда на бумаге с помощью условных фигурок изображаются различные позы. Условные фигурки используются в качестве знаков, сигнализирующих эмоциональное состояние человека. Дети, получив карточку с изображением фигурки в той или иной позе, должны были дорисовать ее. Такие тренировки с использованием условных фигурок помогают ребенку понять эмоционально-психологическое состояние и свое, и того, кто рядом.

Вечером проводится работа с родителями. Для совместной деятельности родителей подготовлены карточки с заданиями для работы дома:

  • чтение литературных произведений. Родителям дается рекомендация: от умения выразительно, эмоционально прочитать малышу сказку зависит очень многое. Здесь нужны богатая интонация, меняющийся тембр голоса, определённый ритм чтения. Взрослые должны почувствовать и не упустить тот момент, когда у ребёнка не только появляются навыки понимания текста, но и возникает способность получать удовольствие от книги, ждать продолжения чтения;
  • обсуждение прожитого дня по заранее записанным вопросам, помогающими родителям правильно построить беседу;
  • рисование определенной эмоциональной ситуации дома.

В результате такой работы у нас в группе появилась замечательная «Книга настроений». В этой книге мы вместе с родителями подобрали и разместили фотографии из жизни наших детей в ДОУ и дома, дополнили их рисунками. Дети расставляют схематические изображения эмоций на фотографии и рисунки, этим определяя свое отношение к изображенной ситуации.

Так весело и непринужденно проходит день, в течение которого эмоции ребенка поднялись еще на одну ступеньку в своем развитии.

Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации, коммуникации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Ссылки на источники:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. «Просвещение», 1968. – 638с.
  2. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // «Ребенок в детском саду», 2003, №2. – с. 23 – 39.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., «Просвещение», 1990. – 79с.

Emotional development of a child in communicative activity

kindergarten tutor of the municipal state preschool educational institution “Development centre – kindergarten № 15 “Solnyshko”” district urban Mikhaylovka, Volgograd region

Child’s emotional well-being provides a high level of self-esteem, formed self-control, orientation for success in achieving goals and emotional comfort in the society. It means that our children’s future depends on the emotional charge they receive now. The author offers the system of work based on emotional development of a preschool-aged child in communicative activity.

Emotional child’s development, communicative activity, cooperative activity, setting moments.

Источник

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития

Пышина Александра Алексеевна
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Одна из самых главных задач, которую необходимо решить для успешного развития коммуникации детей – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и функциональных систем необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления. Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни.

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников, они учатся определять душевные состояния других людей.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ АКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СПОСОБНОСТИ ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ СЕБЯ И ДРУГОГО.

Основные задачи работы:

• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;

• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;

развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;

формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями

(мимикой, жестами) как

средствами человеческого

формирование навыков

самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;

• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;

развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;

развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;

• коррекция отрицательных черт характера и поведения.

Внедрение навыков коммуникации и эмоциональное развитие происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет педагогу увидеть особенности каждого ребенка и возможные трудности.

Основные этапы в работе педагога-психолога, способствующие овладению детьми языком эмоций

1. Знакомство с чувствами.

4. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

5. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

Изготовление детьми ложечного театра «куклы-настроения»

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Источник

Читайте также:  Весеннего настроения тебе анимация
Оцените статью