Развитие чувственного восприятия у детей

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды

Надежда Сорокина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды

Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных психологов и педагогов. Окружающий ребенка мир — основной носитель и среда, в которой происходит присвоение его ценностей. В ней же осуществляется эмоциональное развитие и формируется отношение к окружающему миру, его ценностям, нормам и идеалам общества.

Окружающий мир ребенка — это детство, мир удивительных открытий.Он предстает перед ребенком во всем многообразии: формах, цветах, запахах, вкусах, звуках. Ребенок учится открывать для себя множество явных и скрытых свойств. Поблескивающие разноцветьем акварельные краски, называющиеся медовыми, цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы – детали, из которых по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные вещи.

Старший дошкольный возраст является возрастом сенситивным для развития восприятия, и интерес ребенка к окружающему миру, необходимо направлять взрослым через внимание на полное осмысленное восприятие и осознание этого мира.

В восприятии и чувственном познании природного мира ребенком, пониманием им красоты окружающей природы, природных объектов и явлений, большую роль играет наблюдение, рассматривание, прослушание издаваемых звуков, определение вкусовых качеств, любование явлениями природы. Эта деятельность ребенком осуществляется, как правило, во время экскурсий, на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности.

Объектами восприятия и познания выступают, как живые объекты — животные (кошка, собака, медведь, черепаха, хомячок, попугай, воробей, дятел и т. д.); так и растения (береза, клен, георгин, роза, подорожник и т. д.); грибы (лисички, боровик, опята); неживая природа (солнце, облако, камни и т. д.); природные явления (снегопад, дождь, гроза и т. д.). Для восприятия и понимания красоты и гармонии природы детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать это. Они с интересом наблюдают за поведением животных, общаются, играют и ухаживают за ними, но при этом важным является то, что необходимо научить ребят правилам общения с живыми существами (общаться спокойно, не ломать, не принуждать, не забирать себе).

Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через средства чувственного познания, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, стимулирует ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке, формирует ручную умелость, т. е мелкую моторику рук.

Эмоции — это основной мостик, который связывает внутреннюю жизнь ребенка с окружающим миром. Воспитание эмоционально-зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важной педагогической задачей, в определенном смысле даже важнее, чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений. Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит к цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения. Большое место педагога в этом направлении занимает обеспечение эмоционального комфорта дошкольника, что является основой его нормального психического развития, гарантией роста личности, жизни в гармонии с собой и окружающим миром, совершенствовании себя. Все эти достижения необходимы ребенку для эмоционально – чувственного развития.

Таким образом, развитие эмоционально- чувственного восприятия в дошкольном возрасте способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивает окружающий мир, учится способам взаимодействия с ним.

Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста Многие исследователи (Алексеева М. М., Бородич А. М., Максаков А. И., Ушакова О. С.) выделяют воспитание звуковой культуры, как одну из важных.

Читайте также:  Психологические условия преодоления стресса

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Формирование проектных умений у детей старшего дошкольного возраста Концепция модернизации современного образования определяет обеспечение качества образования как основную главную задачу образовательной.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать.

Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.

Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций» Программа эмоционально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. «В мире эмоций» Педагог-психолог д\с №7: Коурова.

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Упражнения на развитие чувственного восприятия для детей старшего дошкольного возраста Упражнения на развитие чувственного восприятия «Снежная Королева». Задачи: 1. Закреплять выразительность мимики, пантомимики; 2. Закреплять.

Источник

Игры для развития чувственного восприятия

Марина Ревина
Игры для развития чувственного восприятия

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: формировать представления детей о питании животных. Закреплять знания об овощах и фруктах. Развивать внимание и мышление.

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

2. Дидактическая игра «Угадай, кого я загадала»

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по словесному описанию; развивать фонематический слух, внимание.

Огромный, косолапый, бурый, неуклюжий, сильный, зимой спит (медведь).

Рогатый, большой, с копытами, зимой ест кору молодых деревьев (лось).

Рыжая, хитрая, хищница, плутовка, воровка, (лиса).

Трусливый, косой, любит морковку, (заяц). Серый, злой, голодный (волк).

3. Дидактическая игра «Мир звуков»

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных посредством использования аудиозаписи с голосами различных животных (корова, кошка, собака, лошадь, коза, петух, утка, и т. д.). Развивать слух, память.

Воспитатель предлагает детям прослушать аудиозапись с голосами домашних животных. Дети должны узнать животных и правильно их назвать.

4. Дидактическая игра «Угадай, кто позвал», «Кто как говорит?»

Цель: закреплять знания детей о домашних животных. Упражнять в подражании, как движениями, так и голосом.

Детям предлагается прослушать записи с голосами животных и назвать действия. Коза мекает, лошадь ржет, свинья хрюкает, кошка мяукает, собака лает, овца блеет. Воспитатель подражает животным голосом и движениями, дети должны угадать, о каком животном идет речь. В дальнейшем роли берут на себя дети.

5. Дидактическая игра «Кто больше увидел»

Цель: развивать воображение и память. Учить, в увиденных контурах, узнавать животных и правильно их называть.

Детям предлагается посмотреть на рисунок, на котором нарисованы контурами 5-7 животных. Чем больше ребенок найдет и правильно назовет животных, тем лучше.

6. Дидактическая игра «Кто самый маленький (большой?»

Читайте также:  Самооценивающее чувство переживание один

Цель: упражнять детей в умении находить самое маленькое (большое) животное и назвать его.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением животных (мышка, ежик, хомячок, белка, кошка, …медведь, слон). Ребенок должен расположить их в порядке возрастания (убывания). В усложненном варианте картинки берутся одинакового размера.

7. Дидактическая игра «Узнайте животного по описанию (по контуру)».

Цель: совершенствование знаний детей о домашних животных, учить находить картинки по описанию, развивать внимательность, память, мышление.

Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель: Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

8. Дидактическая игра «Летает- не летает»

Цель: закрепить знания детей о способах передвижения животных.

Воспитатель называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель говорит: «Птица летает, заяц летает, самолет летает, кошка летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет.

9. Дидактическая игра «Собери животным корм на зиму» («Накорми животных»).

Цель: закрепить знания детей о животных, о их питании.

Чтобы животным зимой не умереть с голоду, надо помочь им запастись кормом.

Ежику я припасу яблоки и грибы.

Белочке припасу грибы, орехи и шишки.

Мышке я припасу зерно.

-Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.

На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.

Дети выбирают для животных угощение.

Я угощу корову сеном.

Я угощу свинью овощами

Я угощу кошку молоком.

Я угощу барана травой.

Я угощу собаку мясом.

Я угощу лошадь овсом.

10. Дидактическая игра «Домашние животные»

Цель: Формировать у детей представления о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза) их внешнем виде, питании. Способствовать пополнению пассивного и активного словаря детей словами «мягкие лапки», «мордочка усатая», «зубки острые», «пятачок», развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков.

Материал: ноутбук, кукла «бабушка».

Воспитатель показывает слайды с изображением животных и описывает их отличительные особенности. Например, мордочка у котенка усатая, ушки на макушке, мягкие лапки и т. д.

11. Дидактическая игра «Кто, где живет».

Цель: учить детей называть диких и домашних животных классифицировать их, развивать речь, память, внимание воспитывать любовь к природе.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные» елки дом.

Собрались однажды вечером на лесной полянке дикие звери. Долго они играли, веселились, но вот пришло время ложиться спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Хитрая лиса — в нору, серый волк – в логово, медведь – в берлогу, белка – в дупло, а пушистый белый зайчик — под кустиком устроился, потому что …

12. Дидактическая игра «Поход в зоопарк».

Цель: продолжать знакомит детей с обитателями зоопарка. Воспитывать любовь к животным и птицам.

Материал: картинки с изображением зверей.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных других стран и рассказывает, почему этих животных можно увидеть только в зоопарке.

13. Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: учит находить сходства и различия во внешнем виде животных.

Воспитатель показывает картинки и просит ребенка сказать, что общего и чем отличаются животные. Например: ежик и белка; лиса и волк; заяц и кролик: кошка и собака и т. д.

14. Дидактическая игра «Части- целое».

Цель: учить собирать картинку из частей, закрепить знания о животных.

Детям предлагается собрать из частей картинку животного, назвать и описать его.

— Кошка домашнее животное. Она питается молоком. Тело кошки покрыто шерстью. У нее есть котята.

Читайте также:  Упражнения для коррекции эмоционально волевой сферы подростков

15. Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

В логове у волка – волчица с волчатами. В норе у лиса – лиса с лисятами. В

берлоге у медведя – медведица с медвежатами. В дупле у белки – бельчата. Под кустом у зайца – зайчиха с зайчатами и т. д.

16. Дидактическая игра «Я знаю, у кого что»

Цель: закреплять знания детей о частях тела животных

Например: У медведя есть туловище, голова, пасть, морда, четыре лапы. У

него маленькие круглые уши и маленький хвостик и т. д.

17. Дидактическая игра «Вредный- полезный».

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Горячий чай- полезный. Почему?

Холодный снег- вредный. Почему?

Голодный волк- вредный. Почему?

Сок полезный. Почему?

Мухомор вредный. Почему?

Спелое яблоко полезное. Почему?

Гнилое яблоко вредно? Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

18. Дидактическая игра «Что будет, если…»

Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?. уничтожить бабочек? Если не станет птиц?. лягушек?. зайцев?. волков?»

19. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи и последовательность происходящих явлений и событий.

Яйцо- цыпленок- курица;

Яйцо- утенок- утка;

Козленок- коза и т. д.

Дидактические игры для развития сенсорного восприятия Сегодня я решила посвятить тему дидактическим играм, направленные на развитие сенсорного развития. Д/и «Подбери чашки к блюдцам» Цель: Учить.

Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников Монгуш Н. С. воспитатель МБДОУ № 24 г. Кызыла Республики Тыва Консультация для педагогов «Дидактические игры и игровые приемы, направленные.

Дидактическая игра «Мой город» на развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия Выполнили воспитанники группы компенсирующей направленности со сложной структурой дефекта и учителем-дефектологом Рожок Викторией из Санкт-Петербурга.

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально.

Конспект НОД «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках» Видео Цели занятия: Коррекционно-развивающие: — Формировать фонематические процессы; -Развивать голос, дыхание; -Развивать общую, мелкую, артикуляционную.

Консультация для педагогов «Играем в музыку. Дидактические игры на развитие музыкального восприятия» Консультация для педагогов «Играем в музыку» (дидактические игры на развитие музыкального восприятия) Первым звеном в системе музыкального.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического.

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия у детей с патологией зрения» Зрительное восприятие — способность осмысливать.

Развитие фонематического восприятия в игре Игра «Волшебный коврик». В человеческой деятельности речь нужна везде. От качества речи ребенка зависит успешное освоение знаний в школе.

Развитие зрительного восприятия. ООД «Загадки с грядки. Огород. Овощи» Развитие зрительного восприятия 1 г. об. ООД №3. Огород. Овощи. «Загадки с грядки» Развитие зрительного восприятия 1 г. об. ООД № 3. Огород.

Источник

Оцените статью