Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (II часть)
наталья меньшикова
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (II часть)
План мероприятий с родителями.
1. Анкетирование по теме сенсорного развития Декабрь 2013 Воспитатель, психолог
2. Изготовление папки –передвижки: «О сенсорном воспитании…». Февраль – март 2014 Воспитатель, психолог
3. Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику» Март 2014 Воспитатель, психолог
4. Родительская гостиная «Учимся мастерить и играть…» Апрель 2014 Воспитатель
5. Изготовление самодельных дидактических игр по сенсорике Март – апрель 2014 Родители
6. Конкурс на лучшую изготовленную игру по сенсорному воспитанию Апрель 2014 Родители, воспитатель
7. Мастер – классы для родителей по знакомству с играми собственного производства Апрель – май 2014 Родители
8. Выставка дидактических игр, изготовленных родителями Конец мая 2014 Воспитатель
9. День открытых дверей по внедрению в образовательный процесс игр, изготовленных родителями Октябрь 2014 Октябрь 2014
План мероприятий с воспитателями.
1. Консультация «О сенсорном воспитании» Январь 2013 Психолог
2.Анализ результатов проверки развивающей среды на предмет: дидактические игры Декабрь 2013 Комиссия по проверке – воспитатели групп №3 и №5
3. Анкетирование воспитателей на тему сенсорного воспитания Декабрь 2013 Психолог
4. Мастер – классы по ознакомлению с новыми сенсорными центрами и дидактическими играми Май 2014 Воспитатель
5. Разработка рекомендаций по оснащению групп необходимыми дидактическими играми и пособиями Май 2014 Воспитатель
6. Открытые занятия по внедрению в образовательный процесс новых дидактических игр и пособий по сенсорике Октябрь – декабрь 2014 Воспитатель
1. Повысить уровень развития сенсорных способностей дошкольников 4 – 5 лет.
2. Улучшить процесс усвоения сенсорных эталонов вкуса, слуха, зрения, тактильных ощущений и обоняния детьми средней группы.
3. Обогатить развивающую среду групп дидактическими играми и пособиями по развитию и совершенствованию чувственных ощущений.
4. Систематизировать знания педагогов о сенсорном развитии дошкольников.
5. Повысить осведомленность родителей в области сенсорного воспитания.
6. Привлечь внимание родителей к взаимодействию с ДОУ.
Трансляцию проекта предполагается презентовать родителям детей средней группы.
Дальнейшее развитие проекта целесообразно осуществлять через обогащение и дальнейшую систематизацию знаний о сенсорном развитии дошкольников путем проведения мастер – классов для воспитателей по ознакомлению и дальнейшей работе с новыми дидактическими играми, а также, через консультирование родителей по вопросам сенсорного воспитания дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение,1978.
3. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. М. : Обруч, 2010. – 304с.
4. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.
5. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 — 2005
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой. М., 2007.
7. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д., 1998
8 Эльконин Д. Б. Психология игры – М. : Просвещение, 1992
9. Сольцева О. Г. “Наши помощники – органы чувств” — “Ребенок в детском саду” № 3-2007.
10. Богусловская З. М., Смирнова Е. О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991.
11. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада / Под ред. Венгера Л. А. – М. : Просвещение, 1989.
12. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
13.Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т. В. Галанова. –Ярославль: Академия развития, 2004.
14. Урунтаева Г. В.Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся сред. пед. учеб. заведений. – М. : Изд. центр «Академия», 1996.
Перспективный план работы с родителями на 2011–2012 уч. год, область «Коммуникация» Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Цель: развивать партнерские отношения с родителями в сфере речевой деятельности.
Развитие коммуникативных способностей детей в процессе обучения образному танцу (работа с родителями) Перспективный план работы с родителями на 2012 – 2013 учебный год. Месяц Работа с родителями Сентябрь 1. Беседа с родителями на тему «Музыкальное.
Источник
Сенсорное воспитание как предпосылка познания окружающего мира
Карина Вишнякова
Сенсорное воспитание как предпосылка познания окружающего мира
I. Понятие сенсорного воспитания
II. Психолого – педогогические основы сенсорного воспитания.
III. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
IV. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду.
V. Практическая часть.
Основной задачей детского сада является всестороннее развитие личности ребенка. Обуславливается это жизненной необходимостью. Одной из важнейших сторон воспитания является умственное воспитание.
Проявление общих закономерностей познания обнаруживается в природе познания мира и ребенком-дошкольником.
Современная психология доказывает постепенность формирования и поэтапное включение в познание ребенка таких форм мышления, как наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое. Это означает, в – первых, что основное содержание знаний дошкольников может быть сформировано на уровне представлений разной степени конкретности и обобщенности; во – вторых, что необходимо использовать такие способы и методы умственного воспитания, которые формировали бы способности к непосредственному чувственному познанию мира. В связи с этим сенсорное воспитание рассматривается как важнейший раздел работы умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Начальные этапы действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия.
Ощущения- это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека.
При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других более сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения.
Так как в окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления, то на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности, их свойств, иначе познание мира буде не возможным. Таким процессом является восприятие.
Восприятие – это процесс отражения в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Непосредственное чувственное восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т. е. от развитости ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеют ярко выраженную сенсорную основу. Так в деятельности художника, архитектора, конструктора, модельера точное восприятие, различие и представление формы, их пространственного расположения, отношений по величине и т. д. играет решающую роль. В деятельности музыканта врача, механика особую роль играет точное восприятие и различие звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т. д. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений и их исполнения (у музыкантов, в основе диагностики ряда заболеваний (у врачей, определений характера неисправностей (у механика).
Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью.
Развитие науки и техники, стирание грани между физическим трудом и умственным требуют гармонического сенсорного и мыслительного развития человека, а не их противопоставления.
В современной педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются, развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Под сенсорным воспитанием в педагогике подразумевается система педагогических воздействий, направленных на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Конкретное определение содержания и методов сенсорного воспитания в педагогике зависит от того, какая проблема развития восприятий и ощущений понимается в психологии.Решающее значение при этом имеют две взаимосвязанные проблемы: что в восприятии является «выученным», а что «приобретенным» в результате опыта.
По мнения отечественных психологов и педагогов, сенсорное воспитаниеследует осуществлять внутри содержательных видов деятельности: манипуляцией с предметами, бытовой, трудовой, конструктивной, музыкальной, игровой деятельности, рисованию. Именно в этих условиях у детей наиболее успешно формируются навыки обобщенной ориентировочной деятельности, идет овладение общественно выработанными чувственными мерками.
Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развития у детей (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддъяков и другие).
Первое положение. Ощущения рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущения и восприятия носят не пассивный характер зеркального отражения, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.
Само по себе развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями. При первичном различении объектов ребенок первого полугодия жизни еще не выделяет особенности объектов. И только развитием и совершенствованием различных обследовательских действий осуществляется формирование сложных адекватных образов, то есть осуществляется предметное восприятие.
Второе положение. Развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей.
Каждый человек в процессе индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности, систематизации своего сенсорного опыта.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так в области формы – это геометрические фигуры, в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвета. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предметов.
Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве, продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы. Освоение эталонных значений, качеств проходит в 3периода, которые отражают возможности ребенка систематизировать получаемые им представления о свойствах предметов.
Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторых предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, некоторые особенности формы, величины предметов, расстоянии и т. д.
Второй период длится в среднем до 5 лет. Ребенок пользуется предметными эталонами, т. е. образцы свойств предметов соотносятся с определенными предметами, например, круг определяется через форму мяча.
В третьем периоде – в возрасте5 лет и старше – происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у дома – треугольник и т. д.
Это освоение общественно выработанных эталонов и освоение обследовательских действий меняет характер восприятия: ребенок получает возможность видеть известное в неизвестном, получают возможность самостоятельного обобщенного познания окружающего, формирование расчлененных и полных представлений.
Третье положение касается условий формирования сенсорных процессов. Отечественная психология утверждает, что развитие восприятияпроисходит в процессе различной содержательной деятельности: на первом году оно связано с предметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем –с более сложными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, трудовой, игровой, учебной.
Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразных эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависить от уровня развития сенсорных процессов. Аким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов его деятельности.
На этой основе определяются следующие задачи сенсорного воспитания:
1).формирование у детей систем перцептивных действий;
2).формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3).формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической деятельности.
Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объект определяется, с одной стороны, многообразием окружающего мира, а с другой – разнообразием видов деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.
Важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделять в них отдельные движения, соблюдать их последовательность, длительность, направление, величину размаха движения, усилие и т. д. и регулировать на этой основе свои действия. Это необходимо в любой деятельности для усвоения действий, операций.
Исходя из этого, современная теория сенсорного воспитания утверждает, что содержание ее должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира.
Содержательная деятельность дошкольников является одним из важнейших условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной результативной деятельности появляется возможность сосредоточить внимание детей на особенностях свойств предметов, помочь им освоить эти предметы. Эта возможность обусловлена тем, что именно в деятельности дети легко осознают зависимость ее результата от умения выделить качества, свойства, отношения и ориентироваться, опираясь на них. Например, качество рисунка зависит от умения выделить форму предмета, отношение частей, цвет, величину.
Сенсорное воспитаниевключено по всем видам деятельности: изобразительную, музыкальную, трудовую, игровую, речевую. Наиболее успешно осуществляется в условиях обучения.
Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительное время идет путем проб и ошибок; его сенсорный опыт оказывается неосознанным, он недостаточно владеет умением анализировать при восприятии объектов.
Целью первого этапа является привлечение внимание детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого педагог предлагает ребенку выполнить какое – либо действие, которое должно быть сходным с образцом, удовлетворять определенным требованиям. Дети, не имея достаточного опыта, начинают выполнять задания, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. Они сразу начинают действовать, невыявив особенностей конструкции, сочленения формы и т. д. Ошибка, неумение достигнуть результата ставят ребенка перед необходимостью познания, этой неудачей пользуется взрослый, чтобы помочь ребенку увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способом выделения свойств, особенностей предметов.
Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания. На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделения его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями. Например, после того как ребенок смял мягкий предмет, ощутив мягкость, определил действие и качество словами, ему предлагается смять твердый предмет и ответить на вопрос, мягкий ли он.
Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, нужно организовать упражнения в выделении их качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений. Для упражнений необходимо отбирать разные предметы с проявлением данного качества. Целесообразно освоить упражнения в группировке разнообразных предметов по принципу данного качества. В этих условиях происходит абстрагирование качества от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу – формированию обобщенных представлений о разных свойствах.
Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Исходным в этом этапе является умение группировать предметыпо тому или иному качеству: собрать все кубики в синюю коробку; отобрать все круглые предметы; отделить все квадратные предметы от круглых и т. д. Дальнейшая работа предлагаетознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества: светлым или темным оттенком данного цвета; треугольники, разные по величине и. т. д.
Это достигается сравнением разнообразных предметов, обладающих различными мерами того или иного качества. Все это позволяет подвести детей к обобщенным представлениям на основе выделения существенных признаков эталонов, которые закрепляются в речи.
Такими признаками могут быть, например, у фигуры количество сторон и углов, у металла – блеск поверхности, прочность, ощущение прохлады при прикосновении. Постепенно ребенок овладевает названиями эталонов. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предметы с эталонами, замечать свойства и отличия. Это позволяет видеть особенности предметов, видеть известное в новом, относить предметы к группам по различным качествам.
Овладение эталонами поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе, углубляются процессы анализа, обобщения на основе владения эталоном.
В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети овладевают не единичными эталонами, а их системами (система эталонов форм, цветов, величин, длительности времени, материалов и т. д.).
В результате овладения в процессе обучения перцептивных действий и системами эталонов дети получают широкие возможности для ориентировки в окружающей действительности. Этому и посвящается следующий этап работы.
Целью четвертого этапа — создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности в организации практической деятельности. Для осуществления этой цели важна система заданий, требующих при выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений.
Содержание таких заданий может быть самостоятельное изображение предметов, когда ребенок должен проанализировать особенности формы, соотношение и расположение частей и т. д. ; отбор материалов для труда, например, подобрать игрушки для игры с песком, снегом или водой. На этом этапе работы педагог широко использует все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Содержание сенсорного воспитания реализуется на протяжении всего дошкольного детства с учетом тех видов деятельности детей, которые возникают и развивают у них в разные возрастные периоды.
В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира; наглядно – образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности; формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
под редакцией Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. ,
часть 1. М., Просвещение, 1988г. ;
2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
под редакцией Венгер Л. А. ,
М., Просвещение, 1978г. ;
3. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
под редакцией Венгер Л. А., Пилюгиной Э. Г.
М., Просвещение, 1988г.
Сенсорное воспитание в детском саду»
Источник