Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста
Алла Порфирьева
Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста
А. В. Порфирьева, М. В. Степанова
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрвается необходимость воспитания чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста,описаны особенности восприятия такого чувства. Предлагаются средства воспитания чувства юмора у детей 5-6 лет.
Ключевые слова:шутка,чувство юмора,чувство комического,дети старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство — это большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности, в том числе и чувства юмора.
Развитие чувства юмора – это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности. Юмор — добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях, в искусстве — изображение чего-либо в смешном виде, беззлобно и весело вышучивает.
Чувство юмора не бывает врожденным, оно воспитывается у ребенка в семье. Когда родители играют и шутят со своим ребенком, восхищаются глупостью и смехом, они помогают ему развивать игривое и юмористическое отношение к жизни.
Один из лучших способов развить чувство юмора у ребенка – шутить, смеяться и улыбаться вместе. Дети с хорошо развитым чувством юмора являются более счастливыми и более оптимистическими, имеют более высокое чувство собственного достоинства, и могут обращаться с различиями (их собственное и других) хорошо. Детям, которые могут ценить и разделить юмор, более способны обращаться с бедственными ситуациями детства — от переезда в другой город до поддразнивания хулиганами на детской площадке.
Человек с юмором — это, как правило, добрый человек, такой человек еще и остроумный, находчивый, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе.
Формировать юмор с детства — это не пустая забава, это подготовка ребенка к жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
Чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка. Его отсутствие может означать опасную задержку в этом развитии.
Младшие и средние дошкольники видят комизм во внешности, одежде, жестах персонажа, в несоответствии ситуации при восприятии весёлых рассказов, смешных картинок. Старшие дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях. Смех у них вызывают нравственные недостатки, пороки (трусость, жадность, лень, хвастовство, нелогичность действий и поступков взрослых, одушевление знакомых предметов.
Одно из средств воспитания чувства юмора — художественная литература. Весёлая стихотворная книжка – средство воспитания чувств, среди которых чувство юмора занимает далеко не последнее место. Это прекрасное средство постижения стиха, ритма, формы, красоты и гибкости родного слова. Читая юмористические произведения, ребёнок получает удовольствие, отличительное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений, они заставляют его более пристально всматриваться во всё окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни
. Формировать у ребёнка чувство юмора — это значит развивать у него гибкость ума и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребёнка тонкостям родного языка. Постепенно формируется способность сатирического восприятия.
Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на образы и языковые средства, с помощью которых образ делается выразительным.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок замечает комические неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев (людоед вежлив и питается травой, тонкие несоответствия, часто смеётся над соединением несоединимых явлений, предметов, признаков шапка разговаривает, песня хрипит). В этом возрасте дети с удовольствие слушают смешные сказки, весёлые рассказы, стихи, басни, пытаются сами создавать комичные ситуации. Значение художественной литературы в формировании чувства юмора является важной задачей дошкольного воспитания.
Для дошкольников юмористические произведения – это специфический вид художественного, словесного юмора, который средствами выразительности, образности и образных выражений юмористической направленности вызывает в воображении слушателя конкретные, наглядно-чувственные образы предметов, ситуаций и персонажей, стимулирует эмоционально-положительную реакцию, доброжелательный смех. Если произведение адресовано ребенку,у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта,то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной.
Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений, это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.
На наш взгляд, процесс формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возрастабудет наиболеетэффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
-прослежена динамика развития восприятия детьми комического;
-развиты мотивационно-смысловая, когнитивная и регуляторно-динамическая компоненты чувства юмора;
-использованы разнообразные произведения юмористического словотворчества.
1. Арзамасцева,И. Н., Николаева С. А. Детская литература. — Изд. Центр «Академия»,1997.
2. Бегак Б. Дети смеются. — М., 1971.
3. Савенков, А. И. Обучение и коррекция развития дошкольников в юмористической направленности А. И. Савенков,В. Б. Коминская, Н. Б. Халезова. -М. :Наука, 2018.-202 с.
4 .Теплова. Т. П. Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Теплова. — М. :Наука, 2016.-5о2 с.
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу.
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Статья «Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность». Хрищатая Н. А., воспитатель.
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.
Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей 5-6 лет, предназначен для развития.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – одна из актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.
Отчет по плану самообразования «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком.
Педагогический проект «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью:.
Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гейгер Н. А., воспитатель Султанова Е. В., воспитатель МБДОУ детский сад.
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста Термин «толерантность» от латинского слова – терпение, трактуется как способность организма переносить неблагоприятное того или иного фактора.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.
Источник
«Поделись улыбкою своей», игры по развитию чувства юмора у детей
Елена Панфилова
«Поделись улыбкою своей», игры по развитию чувства юмора у детей
Для игры нужно около четырех участников.Дети ложатся на пол: ухом к животу другого. Когда конструкция готова, первый ребенок говорит «Ха!»Второй: «Ха-ха!»Третий: «Ха-ха-ха!» и т. д. Вскоре все дети начнут смеяться, потому что заразятся общим настроением. Здесь умалчивается причина и само содержание комической ситуации. Дети просто заражаются смехом друг от друга.
Зверушки на веере
Дети рисуют разных зверей и складывают бумагу как веер – в итоге можно играть с ними в кукольный театр на веерах. При этом герои могут то пропадать, то снова появляться – достаточно сложить или развернуть веер Детям нравится эффект от неожиданного появления и исчезновения персонажей на веерах, они часто разыгрывают небольшие диалоги между героями сценки, моделируя разнообразные ситуации. Можно обыграть их как смешные.
Воспитатель загадывает детям загадку, а они чтобы разгадать ее, должны понять все наоборот.Например:
-растет под водой (значит на суше);
-совсем нет веток (значит их много);
-каждый сезон меняет цвет (значит — не меняет);
-приносят в дом летом (значит — зимой) и обрывают листья (наряжают игрушками).
Ответ — елка Из-за того, что все надо понимать наоборот, описание воспринимается смешно. В основе этого лежит прием умолчания истинных свойств и качеств предмета и оглашения противоположных.
Воспитатель предлагает детям придумать новых зверей, птиц, рыб.При этом описание животного дается примерно такое: «Оно может жить на земле и под водой. Но только там, под водой, оно не может долго находиться – ему нужно дышать воздухом». Дети рисуют по очереди – сверху, от головы, к туловищу и ногам (лапам) и хвосту. При этом они загибают лист с нарисованной частью животного и передают рисунок следующему участнику игры. Затем рисунок разворачивается и все вместе дети придумывают смешную историю про нарисованного зверя Прием умолчания, заключается в том, что каждый из участников игры-рисования не знает, что рисовал предыдущий.
Детям напоминают историю про ослика Иа, который потерял хвостик.Потом показывают веревку с бантиком: «Это хвостик Иа2, — и на ватмане, прикрепленном к мольберту или доске, силуэт нарисованного задом ослика. Затем детям по очереди завязывают глаза и предлагают приколотить хвостик ослику (возможен вариант: дорисовать фломастером). Выигрывает тот, у кого это получится По умолчанию здесь игнорируются организационные трудности, а само задание как очень простое. Именно это и провоцирует улыбки и смех участников игровой ситуации.
На «смешном мяче» написаны способы развеселить группу детей: «расскажи анекдот», «сделай рожицу», «пощекочи другого игрока», «издай смешной звук» и т. д. Члены группы перебрасывают его друг другу и рассказывают смешные истории Игра дает возможность развеселить детей и создать атмосферу доверия и взаимопонимания, общности эмоциональных переживаний и интересов. Прием передвигания заключается в эмоциональном смещении на эмоцию партнера и восприятие ситуации как смешной. Возникает эффект эмоционального заражения.
В морозный, но солнечный день прозвучала в городских садах первая весенняя песенка.
Песня нехитрая: «Зин-зи-вер! Зин-зи-вер!» Только и всего. Но так весело звенит эта песня, точно бойкая золотогрудая птичка-синичка хочет сказать на своем птичьем языке:
-Скинь кафтан! Скинь кафтан! Весна!
(по В. Бианки) Фрагмент можно использовать на занятиях с детьми по развитию речи и экологическому воспитанию. При этом специфика педагогической установки воспитателя связана с направленностью на формирование у детей положительного отношения к жизни и изменениям в ней, а также на опережающее сорадование событиям, которые еще не наступили – переход с негативного способа восприятия мира («зимы») к позитивному («весны»).
Игра проводится следующим образом. Каждый из детей придумывает себе какое-нибудь смешное имя, связанное с предметом быта или инструментами.Затем ведущий начинает разговаривать с ними: знакомится, спрашивает, кто где живет, кто что любит носить, во что одевается и т. д. Дети должны отвечать так, чтобы везде звучало загаданное слово.Например: «Как тебя зовут?» — «Сковородка». – «На чем ты спишь?» — «На сковородке…» и т. д. Смеяться запрещается. Кто засмеялся – становится водой. В основе комического эффекта здесь- замена нужного по смыслу слова на задуманное ребенком имя.
Детям предлагается принять участие в конкурсе на смешную конструкцию из металлических скрепок. При этом нужно сначала натереть их с помощью магнита. Поднимая одну намагниченную скрепку, ребенок потянет за ней другие,выстраивая целые сооружения: колодцы, горы, дороги, птичек и бабочек и т. д. Смех возникает здесь как результат удивления от неожиданного результата такого творчества.
Детям, которые постоянно ссорятся, предлагается объединится в пары и поиграть в игру «Не наша каша». В ней нужно накормить друг друга кашей, сидя на стульях напротив. При этом глаза у детей должны быть завязаны. На пол подстилается клеенка, ребятам надеваются передники, а в руки даются полотенца.
Победителем выходит тот, кто первым опустошил содержимое своей миски – накормил другого (каша должна быть вкусной). В ситуации происходит сдвигание эмоции раздражения и гнева на проявления чувства юмора и смеха. В этой игре дети вдоволь позабавятся и посмеются друг над другом.
Детям предлагается переделать уже существующую сказку «наоборот».
Например, рассказав про вздорную и грубую Красную Шапочку и доброго, ласкового Серого Волка Прием передвигания смещает акценты, заставляет ослабить связь страха с отрицательным образом, наделяя последний в воображаемой ситуации чертами, которые ассоциируются с положительными персонажами.
«Поделись улыбкою своей», или Маамовская дружба Добра, тепла и мира всем, кто сейчас со мной! Вновь я с вами, друзья! ОдарЁнная, или одАренная) Да-да, именно одАренная! Со всех концов.
Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.
Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.
Открытое занятие по развитию речи «Рассказы о своей семье» во второй младшей группе Открытое занятие по развитию речи «Семьей» во 2 младшей группеВоспитатель: Бакулина Майя Владимировна. Группа: №2 МБДОУ «Детский сад №34».
Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности, то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.
Источник