Развитие чувства цвета у старших дошкольников
Автор: Соломахина Елена Игоревна
Организация: МАОУ СШ № 59 «Перспектива»
Населенный пункт: город Липецк
Дошкольный возраст — это интенсивный период сенсорного развития ребенка. Цвет новорожденный начинает различать раньше, чем форму предметов. Так что же такое цвет и чувство цвета и как его развить?
В психологии термин «цвет» имеет два значения: зрительный образ, возникающий при воздействии света на сетчатку глаза и предметный образ, который человек видит без специальных условий наблюдения, он характеризуется большим числом качеств, таких как насыщенность, тепло, блеклость, матовость. Чувство цвета — это сложный процесс сознания, восприятие цвета человеком, обогащенное образами, ассоциациями и представлениями [4.С.127].
Проблемой развития чувства цвета занимались еще древнегреческие философы, педагоги Средневековья и эпохи Просвещения. В Средневековье цвет служил как бы знаком, различающим разные по значимости объекты друг от друга. Немецкий педагог Ф. Фребель, еще в 19 веке, занимался проблемой развития чувства цвета у детей и советовал подвешивать над кроваткой ребенка цветные фигуры. Младенец неосознанно обращает внимание и тянется ко всему яркому, радуется ярко раскрашенным цветам и предметам, потому что они вызывают у него положительные эмоции и побуждают к действию с этим предметом [2. С.53].
В старшем дошкольном возрасте дети усваивают систему основных цветов и оттенков, но без специального обучения и развития чувства цвета этот процесс может затянуться, потому что ребенку будет тяжело избавиться от употребления в сознании цветовых штампов (вода синяя, солнце — желтое и др.). Психологи Б.И. Хачапуридзе и В.П.Бражас в практических работах показали то, что к 5 годам дошкольник способен различать семь основных цветов и многие их оттенки, но трудности возникают при назывании цвета. В процессе непрерывной продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как будто бы незаметно, словно без обучения, но это не так. Педагоги и взрослые, окружающие ребенка в процессе общения в повседневной жизни неоднократно повторяют ребенку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих предметов и в результате ребенок запоминает систематичность красок в наборе. Цвет оказывает сильное влияние на эмоциональную сферу, потому что ребенок дошкольного возраста еще не способен управлять своими чувствами и очень чутко реагирует на происходящее вокруг. Именно поэтому цвет выступает регулятором их эмоционального состояния. Но, цветовосприятие ребенка и взрослого между собой различаются [1.С.2].
Е.А. Флерина одна из первых заинтересовалась изучением цвета в детских рисунках. Она считала, что развитию чувства цвета у детей дошкольного возраста нужно уделять особое внимание на занятиях по изобразительной деятельности, потому что работа с различными изобразительными материалами увлекает маленького ребенка и развивает интерес к появлению новых сочетаний цветов. К 5-6 годам, по ее мнению, ребенок знает все основные цвета спектра, а также черный и белый, и умеет называть оттенки цветов, ранее знакомых ему. Без обучения могут быть усвоены только те цвета и оттенки, которые часто встречаются ребенку, глаз приучается вначале к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям [6.С.76].
Дети в возрасте 5-6 лет знают основные цвета и применяют такие обозначения, как светло-синий или темно- синий, но зачастую дают цветам выдуманные названия. При анализе детских рисунков педагоги обнаружили, что в основном дошкольники не стремятся к разнообразному цветовому решению. Это объясняется тем, что в условиях целенаправленного обучения дети больше обращают внимание на форму предметов, цвет же для них не является обязательным свойством предмета. Дети любят яркие цвета, в качестве любимого часто называют красный. На первые места выступают красный, синий и желтый цвета, а неяркие, блеклые оттенки отвергаются. Примерно с 5 лет дети в своих рисунках отчетливо начинают подбирать цвета, максимально соответствующие реальному цвету. Яркие и пестрые рисунки, характерные для детей дошкольного возраста, говорят о небольшом опыте ребенка, о недостаточном уровне развития чувства и применения цвета, такие рисунки могут быть созданы под впечатлением от пестрой игрушки или увиденной иллюстрации в книге.
В своих исследованиях Л.А. Раина и Н.П. Сакулина показали, что необходимо обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира. При помощи таких наблюдений, а также при ознакомлении с произведениями известных художников дошкольник начинает использовать цвет более разнообразно и реалистично. Он может использовать цвета подражая художнику, близко к оригиналу, может не подражать ему, используя свои цвета, педагог не должен ограничивать свободу выбора ребенка. Необходимо позаботиться о том, чтобы выполняя работу, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, тогда колорит детского рисунка будет выразительным и деятельность педагога по развитию чувства цвета будет более продуктивной [5.С.47].
Т.С. Комарова, специалист в области детского изобразительного творчества, считала, что в развитии чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста потребность раскрасить все изображение одним цветом обусловлена тем, что на занятиях изобразительной деятельностью внимание детей направлено больше на форму изображаемого предмета, нежели на цвет. В качестве одного из важнейших условий формирования и развития чувства цвета и создания прекрасного Т.С. Комарова называла роль педагога: «Сильно развито у детей чувство цвета. Надо развивать его, направлять внимание на красивое по цвету, на то, какие красивые сочетания хороши своей яркостью» [3.С.44].
Л.В. Пантелеева, занимавшаяся вопросом развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста, подчеркивала, что чувство цвета может быть развито путем правильно организованных комплексов занятий, таких как: ознакомление детей с цветами спектра, ознакомление с многообразием цветовых оттенков, формирование навыков смешения красок на палитре.
В разделе изобразительное искусство в «Программе воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А. Васильевой» можно увидеть, что развитию детского творчества уделяется много внимания, но по вопросу решения задач касательно развития чувства цвета у детей, соответствующих задач не ставится.
Таким образом, развитие чувства цвета очень индивидуально. Главная особенность детского восприятия заключается в том, что зрительный аппарат ребенка еще окончательно не сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными идеалами.
Список литературы
1. Голубева М.В. Особенности восприятия цвета у детей дошкольного возраста. Электронный источник: http://psychologist.tips.ru
2. Звягина О.Н. Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр //Молодой ученый.- 2015.- №24. С.951-953
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная к школе группа: для занятий с детьми 6-7лет / Т.С.Комарова- М: Мозаика-Синтез, 2014-101с.
4. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь.- Олма-пресс. 2004- 286с.
5. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.-208с.
6. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.: Учпедиз, 1956.- 160с.
Источник
Формирование чувства цвета у детей 5–7 лет
анастасия цой
Формирование чувства цвета у детей 5–7 лет
Формирование чувства цвета у детей 5-7 лет
Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность в детском саду требует правильной ориентировки детей в цветах, цветовой гамме, умения отразить богатство и разнообразие красок окружающей действительности.
Восприятие цвета в жизни, в произведениях искусства связано у взрослого с множеством ассоциаций, возникающих в результате накопленного в прошлом опыта восприятия.
Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений. Однако у детей к 5-7 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического восприятия цвета, его сочетаний.
Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе обучения. Чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных занятий. Хочу поделиться опытом по развитию чувства цвета у дошкольников старшей и подготовительной группы.
Ознакомление детей с основными цветами спектра.
Задача: дать представление о цветах спектра, их названиях, порядке расположения.
Методические указания.Воспитатель должен подготовить следующий материал: акварель, альбомные листы, кисти средние; цветные иллюстрации с изображением радуги-дуги. Эти занятия могут проводиться с чтением стихов, сказок, рассказов.
Воспитатель объясняет, что в природе существует очень много цветов и их оттенков, но есть самые главные, яркие цвета, их семь, и располагаются они в определенном порядке. Это радуга. Если правильно нарисовать радугу, можно легко запомнить все эти цвета, — говорит воспитатель и предлагает всем детям нарисовать радугу, но сначала назвав все ее цвета.Для запоминания последовательности можно использовать всем знакомые выражения:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
Как Однажды Жак-Звонарь Голубой Светил Фонарь,
-где каждое слово начинается на букву цвета в радуге. Дети с удовольствием рисуют радугу, дополняют рисунки своим замыслом.
Ознакомление с теплыми и холодными цветами.
Воспитателю необходимо обратить внимание детей на то, что цвета могут быть теплыми и холодными. Рассказать, какие цвета радуги относятся к теплым (желтый, оранжевый, красный, какие к холодным (голубой, синий, фиолетовый) и почему. Теплые цвета напоминают солнце, огонь, холодные — лед, снег. Обычно на одном занятии знакомимся с теплыми цветами, на втором – с холодными. Темы можно предложить разные. В старшей группе рисуем Золотую рыбку и Цветок для Снежной Королевы. Это может быть Жар-Птица или Снежный узор и т. д. Обычно на занятиях данного цикла используем гуашевые краски и палитры, чтобы была возможность почувствовать цвет,поэкспериментировать с ним: получить оранжевый путем смешивания желтого и красного, голубой цвет, разбавляя синий белилами. Детям нравится самим получать оттенки основных цветов, они чувствуют себя настоящими художниками, и от этого процесс превращается в творчество.
В подготовительной группе предлагаются темы Теплое Царство и Холодное Царство. Дети имеют возможность пофантазировать, кто может жить в таком царстве, придумать терем, дворец, замок, использовать все богатство холодных и теплых красок.
Ознакомление с разнообразием цветовых оттенков.
Задача. Развивать представления детей о богатстве и разнообразии цветовых оттенков, цветовой гаммы в целом.
Методические указания. Понимая сложность задачи, воспитатель должен помнить о ее практическом воплощении в простой, доступной детям форме, подчеркивая при этом ее художественное содержание. В подготовительной группе детям предлагается задание на получение разных оттенков одного и того же цвета. Используем гуашь одного цвета, белила, палитру. Из основного цвета путем смешивания с белилами дети получают как можно больше разных оттенков. Можно нарисовать цветок, город с домами, узор.
Также в этой технике получаются интересные пейзажи – лес, горы. Дети испытывают настоящее удовольствие от того, что сами получают новые оттенки, и интерес к тому, что, используя всего два цвета, можно получить целую картину.
Цвет выполняет основную роль в языке живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Дидактическое пособие по развитию восприятия цвета для детей младшей группы Хочу предложить Вам пособие на развитие восприятия цвета. Данное пособия изготовила из картонной коробки и стаканчиков из под йогурта.
Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.
Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.
Лэпбук «Азбука цвета» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие (лэпбук) «Азбука цвета» рекомендуется использовать как воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной, групповой.
Обучение детей первой младшей группы восприятию цвета Цвет оказывает на малышей оказывает огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает у них настроение, желание играть.
Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.
Стихи для детей из серии «Чувства. Эмоции» Все мы в своей жизни испытываем те или иные эмоции и чувства, часто ловлю моменты их яркого выражения среди своих воспитанников в детском.
Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности, то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.
Источник